Оценка показателей конкурентоспособности предприятия
Оценка конкурентоспособности предприятия представляет собой сложную многофакторную задачу, которая сводится к выявлению наиболее значимых числовых показателей конкурентоспособности и их интегрированию.
Этапы проведения оценки и повышения конкурентоспособности предприятия | |
1 этап – анализ показателей, определяющих конкурентоспособность предприятия | |
Анализ конкурентной среды | Анализ внутренней среды |
2 этап – формализация метода оценки конкурентоспособности предприятия | |
3 этап – выделение отдельных признаков и установление по ним ограничений | |
4 этап – определение количественных значений отдельных признаков для каждого уровня шкалы градации с учетом коэффициента весомости | |
5 этап – проведение оценки конкурентоспособности предприятия | |
6 этап – разработка стратегий повышения конкурентоспособности предприятия |
Рис. 1. Модель поэтапной оценки и разработки стратегии повышения конкурентоспособности предприятия[3].
В зависимости от своей роли в конкурентной борьбе все организации могут быть разделены на четыре группы: рыночный лидер, претендент, последователь и организация, нашедшая рыночную нишу.
В качестве оценочных критериев в данном случае предлагается использовать следующие показатели (атрибуты) качества:
-назначение продукта (функциональные возможности, соответствие последним достижениям науки и техники, запросам потребителей, моде и т.п.);
-надежность;
-экономное использование материальных, энергетических и людских ресурсов;
-эргономические (удобство и простота в эксплуатации);
-эстетические;
-экологические;
-безопасности;
-патентно-правовые (патентные чистота и защита);
-стандартизацию и унификацию;
-технологичность ремонта;
-транспортабельность;
-вторичное использование или утилизацию (уничтожение);
-послепродажное обслуживание.
Данные атрибуты должны выражать соответствие качества продукта уровню качеству продуктов рыночных лидеров.
Очевидно, что только часть атрибутов может быть оценена количественно (в силу природы атрибута или невозможности получить количественную информацию). Вследствие этого широко используется качественные шкалы измерений (лучше-хуже, больше-меньше и т.п. с введением промежуточных градаций).
При выборе образца – конкурента необходимо, чтобы он и оцениваемый продукт были аналогичными по назначению и условиям использования и предназначались для одной группы потребителей.
Важным направлением исследования конкурентоспособности продуктов является оценка конкурентной позиции отдельных продуктов на разных рынках, осуществляемая по двум показателям: цена – качество. Такую оценку рекомендуется осуществлять в следующей последовательности:
1. Оцениваются продукты данной фирмы и ее главных конкурентов на исследуемом рынке по двум критериям: интегральному показателю качества, в данном случае характеризующему уровень потребительских свойств товара, его способность решать проблемы потребителей, и цене. В случае, когда имеется ограниченное число ведущих показателей качества возможно использование отдельных показателей и цены.
2. Все исследуемые продукты наносятся на поле матрицы: цена – качество, используя в случае необходимости в качестве третьей координаты (радиус окружности) объем реализации.
3. Для всей совокупности анализируемых продуктов определяется среднее значение показателя цены и качества проводятся линии, характеризующие эти средние значения.
4. Подобная оценка проводится для всех важнейших рынков.
5. По степени концентрации продуктов фирм-конкурентов в различных квадрантах матрицы определяется острота конкурентной борьбы на отдельных рынках и на совокупном рынке.
6. Исходя из принципа предпочтительности деятельности на рынках, где острота конкурентной борьбы наименьшая (если кто придерживается другого мнения, то его выбор будет иным), корректируется производственно-сбытовая политика с точки зрения качества, цены выпускаемой продукции и рынка сбыта.
Оценка возможностей фирмы позволяет построить многоугольник конкурентоспособности (рис. 1). По каждой оси для отображения уровня значений каждого из исследуемых факторов используется определенный масштаб измерений (очень часто в виде балльных оценок). Изображая на одном рисунке многоугольники конкурентоспособности для разных фирм, легко провести анализ уровня их конкурентоспособности по разным факторам. Очевидно, что возможно построение многоугольника конкурентоспособности также для продуктов-конкурентов и маркетинговой деятельности фирм-конкурентов в целом.
Рис. 1. Многоугольник конкурентоспособности
Недостатком такого подхода является отсутствие прогнозной информации относительно того, в какой мере та или иная фирма-конкурент в состоянии улучшить свою деятельность.
По результатам исследований, проведенных по рассмотренным направлениям изучения конкурентоспособности, проводится сравнительный анализ уровня отдельных атрибутов (параметров), достигнутого фирмами-конкурентами.
На основе анализа полученных оценок выявляются сильные и слабые стороны конкурентной борьбы по всем изученным направлениям конкурентоспособности. Далее разрабатываются мероприятия по закреплению сильных сторон и ликвидации слабых мест.
Иногда, как отмечалось выше, определяется интегральный показатель конкурентоспособности (хотя, на наш взгляд, сравнительный анализ по отдельным показателям является гораздо более полезным).
Обобщая вышеизложенное, можно указать, что на конкурентоспособность продукции влияют следующие факторы: нормативные, технические, экономические, организационные.
Вывод:
Конкурентоспособность предприятия — это его свойство, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.
Конкурентоспособность предприятия можно определить как относительную характеристику, отражающую отличие процесса развития данного продуцента от конкурента как по степени удовлетворения своими товарами (услугами) потребности потребителей, так и по эффективности производственной деятельности.
Цель анализа конкурентоспособности фирмы — установить, какого конкурентного преимущества может добиться фирма и как его можно реализовать и защитить в конкретной ситуации.
Оценка конкурентоспособности предприятия – это сложная многофакторная задача, которая сводится к выявлению наиболее значимых числовых показателей конкурентоспособности и их интегрированию.
Для исследования конкурентоспособности продуктов необходимо провести оценку конкурентной позиции отдельных продуктов на разных рынках. Оценка осуществляется по соотношению цена – качество.
На конкурентоспособность продукции влияют следующие факторы: нормативные, технические, экономические, организационные.