Оценка конкурентоспособности предприятия, основанная на исследовании внутренней среды предприятия

А.SWOT-анализ — это анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной борьбе, появляющихся возможностей и угроз. Показатели конкурентоспособности оцениваются по блокам: финансы, производство, организация и управление, маркетинг, кадровый состав, технология. В табл. 11 приводится контрольный лист для проведенияSWOT- анализа.

Таблица 11 - Контрольный лист SWOT- анализа

Оценка конкурентоспособности предприятия, основанная на исследовании внутренней среды предприятия - student2.ru

В графах 1-5 отмечается место, занимаемое предприятием на рынке (сегменте рынка) по следующему принципу:

Графа 1. Лучше, чем кто-либо на рынке, лидирует в отрасли.

Графа 2. Выше среднего уровня. Показатели хозяйственной деятельности хорошие и стабильные.

Графа 3. Средний уровень. Соответствие отраслевым стандартам. Устойчивые позиции на рынке.

Графа 4. Уровень ниже среднего. Отмечено ухудшение показателей хозяйственной деятельности.

Графа 5. Положение тревожное. Предприятие находится в кризисной ситуации.

Данная методика оценки конкурентоспособности предприятия не дает интегрального показателя конкурентоспособности и, как следствие — затруднительно произвести сравнение конкурентных преимуществ предприятий-конкурентов.

Б.Методика оценки конкурентоспособности предприятия, основанная на комплексном исследовании внутренней среды предприятия, предполагает два направления:

· определение перечня внутренних факторов и оценка их влияния на эффективность и качество деятельности предприятия,

· определение сильных и слабых сторон в каждой из функциональных областей.

Первое направление исследования — выявление состава внутренних факторов и оценка их влияния на эффективность и качество деятельности компании — проводится для установления резервов совершенствования деятельности. Исследование основано на использовании методики комплексного анализа производственно-хозяйственной деятельности и финансового менеджмента. Поэтому, как правило, анализ начинается с рассмотрения финансового состояния компании. Этот анализ направлен на выяснение того, как предстоящее развитие компании согласуется с наличием достаточных финансовых средств и платежеспособностью компании.

Финансовые показатели можно объединить в следующие четыре группы:

Первая группа - это показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности:

· Общая рентабельность предприятия (общая прибыль к активам).

· Чистая рентабельность предприятия (чистая прибыль к активам).

· Рентабельность собственного капитала (чистая прибыль к собственному капиталу).

· Общая рентабельность производственных фондов (общая прибыль к средней величине основных производственных фондов и оборотных средств).

Вторая группа — это показатели опенки эффективности управления:

· Чистая прибыль к объему реализации продукции.

· Общая прибыль к объему реализации продукции.

Третья группа - это показатели оценки деловой активности:

· Отдача от активов (выручка от реализации продукции к активам).

· Отдача основных фондов (выручка от реализации продукции к основным фондам).

· Оборачиваемость оборотных фондов (выручка от реализации продукции к оборотным средствам).

· Оборачиваемость дебиторской задолженности (выручка от реализации продукции к дебиторской задолженности).

· Оборачиваемость банковских активов (выручка от реализации продукции к банковским активам).

· Отдача собственного капитала (выручка от реализации продукции к собственному капиталу).

Четвертая группа - это показатели оценки ликвидности:

· Текущий коэффициент ликвидности (оборотные средства к срочным обязательствам).

· Прочие активы к срочным обязательствам.

· Индекс постоянного актива (основные фонды и прочие внеоборотные активы к собственным средствам).

· Коэффициент автономии (собственные средства к валюте баланса).

· Обеспеченность запасов собственными оборотными средствами (собственные оборотные средства к запасам).

Анализ этих показателей позволит выяснить закономерности их изменения, оценить эффективность финансовой деятельности.

Характеристики, свидетельствующие о снижении результативности финансовой деятельности:

· устойчиво низкие значения коэффициентов ликвидности;

· постоянная нехватка оборотных средств:

· высокий уровень просроченной кредиторской и дебиторской задолженности;

· высокая доля заемных средств в общей сумме источников средств;

· отсутствие долгосрочных контрактов;

· низкая рентабельность производства;

· недостаточная диверсификация деятельности;

· высокий уровень финансового риска:

· невысокий уровень доходности финансовых инвестиций;

· снижающиеся объемы производства и рост себестоимости продукции и др.

Второе направление исследования — определение сильных и слабых сторон в каждой из функциональных областей — осуществляется для того, чтобы выявить направления деятельности и ресурсы (возможности), которые могут стать основой будущей стратегии компании и создания устойчивых конкурентных преимуществ. Этот анализ можно проводить в разрезе:

· всей совокупности функциональных подсистем;

· одной или нескольких функциональных подсистем;

· одного или нескольких элементов (например, организационной структуры, технического обеспечения, информационного обеспечения и др.) функциональных подсистем;

· одного элемента функциональной подсистемы.

Для обеспечения сравнимости информации анализ потенциала должен проводиться по тем же областям и направлениям, что и анализ ближайших конкурентов.

Наши рекомендации