Малое предпринимательство, малое предприятие и малый бизнес.
Федеральный закон “ О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ” . Согласно закону субъектами малого предпринимательства могут быть предприятия любой организационно-правовой формы, являющиеся как юридическими , так и физическими лицами, доля участия субъектов РФ, РФ, общественных организаций, и т.п. в уставном капитале не превышает 25 % . Численность:
- в промышленности, строительстве, на транспорте 100 чел, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере 60 чел, в оптовой торговле 50 чел, в розничной торговле и бытовом обслуживании 30 чел, в остальных отраслях 50 чел.
Преимущества малого предпринимательства:
- более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования,
- большая свобода действий,
- гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решениях,
- относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности,
- особенно затраты на управление,
- большая возможность для индивидуума реализовывать свои идеи, проявить свои способности,
- более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков.
Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях (показателях), конституирующих сущность данного понятия.
Факторы значимости малого предпринимательства в развитии экономики:
а) в услугах малого предпринимательства нуждаются более крупные корпорации, что позволяет дальнейшее развитие бизнеса в целом. Одно из значимых функций малого предприятия - это снабжение больших компаний своими услугами, тем самым расширяя внешнюю конкуренцию этих фирм.
б) по сравнению с большими компаниями малый бизнес вследствие своей гибкости, динамичности и чувствительности к изменению спроса является источником нововведений. Малое предпринимательство является тем ростком, из которого позже вырастут крупные компании.
в) малое предпринимательство обеспечивает дополнительным рынкам, где можно приобрести бывшее в использовании государственное оборудование.
Чем обширнее и развитее сектор малого предприятия, тем значительнее вклад в развитие экономики.
Законотворческий процесс, касающийся сектора развития малого бизнеса отражают следующее:
- льготное налогообложение в секторе малого бизнеса по отношению к прямому налогообложению;
- предоставление льгот при таможенном досмотре импортных и экспортных товаров, принадлежащих субъектам малого бизнеса;
- предоставление льгот работодателям сектора малого бизнеса;
- упрощение процедуры регистрации;
- образование Агентства по развитию малого бизнеса, контролирующего экономические и юридические условия развития малого бизнеса.
Стадии роста предпринимательства. Концепция жизненного цикла организации.
Матрица БКГ.
В основу данной матрицы положены следующие допущения: чем больше скорость роста, тем больше возможности развития; чем больше доля рынка, тем сильнее позиции организации в конкурентной борьбе. Пересечение этих двух координат образует четыре квадрата.
1.Если продукты характеризуются высокими значениями обоих показателей, то они называются «звездами», их следует поддерживать и укреплять. Правда, у «звезд» есть один недостаток: поскольку рынок развивается высокими темпами, то «звезды» требуют высоких инвестиций, таким образом «проедая» заработанные ими деньги.
2. Если продукты характеризуются высоким значением показателя Х и низким — Y, то они называются «дойными коровами» и являются генераторами денежных средств организации, поскольку не требуется вкладывать средства в развитие продукта и рынка (рынок не растет или растет незначительно), но за ними нет будущего.
3. При низком значении показателя Х и высоком -Y продукты называются «трудными детьми», их надо специально изучать, чтобы установить, не смогут ли они при известных инвестициях превратиться в «звезды».
4. Когда как показательX, так и показатель Y имеют низкие значения, то продукты называются «неудачниками» («собаками», «догами»), приносящими или малую прибыль, или малые убытки; от них надо по возможности избавляться, если нет веских причин для их сохранения (возможное возобновление спроса, относятся к социально значимым продуктам и т. п.).