Глава 3. Пути совершенствования системы управления ООО “Пит Стоп” и расчет эффективности предложений
3.1. Предложения по совершенствованию организационной структуры ООО «Пит Стоп»
Учитывая что, предприятие в финансовом положении ограничено, необходимо начать с действий, которые не требуют значительных затрат. Обычно это меры организационно-управленческого характера, которые при целенаправленной реализации позволят предприятию значительно повысить эффективность службы маркетинга и сбыта.
Основываясь на анализе системы управления ООО «Пит Стоп», следует заметить, что она не удовлетворяет потребностям и целям организации (слишком малый ассортимент продукции, слабый охват возможных рынков сбыта, а также, малый рост объема продаж), вследствие чего структура подлежит усовершенствованию.
Для решения этих проблем предлагаю внести в штатное расписание одного менеджера по развитию территории и подчинить обоих менеджеров коммерческому директору, т.е. создать в организации коммерческий отдел. Это позволит фирме быстрее реагировать на изменения рынка, увеличить долю занимаемого рынка в других регионах и решить проблему с недостатком ассортимента продукции.
Также, для уменьшения штата сотрудников, необходимо сократить должность инспектора кадров, и перепоручить полномочия секретарю – делопроизводителю.
Для этих изменений должно быть утверждено новое штатное расписание (табл. 14), в котором на секретаря - делопроизводителя дополнительно будут возложены обязанности инспектора по кадрам, в связи с чем, будет увеличен должностной оклад, а так же разработано положение о вновь созданном коммерческом отделе и должностная инструкция менеджера по развитию территории.
Таблица 12
Штат предприятия ООО «Пит Стоп» с 01.01.2013
№ | Наименование должностей | Количество штатных единиц | Оклад |
Директор | |||
Технический директор | |||
Коммерческий директор | |||
Главный бухгалтер | |||
Менеджер по продажам | |||
Производственные рабочие | |||
Инженер-программист | |||
Бухгалтер | |||
Бухгалтер-кассир | |||
Инспектор по кадрам | |||
Секретарь-делопроиз-ль |
Итого 106 300 руб.
Таблица 13
Дополнение к штату с 01.07.2013
№ | Наименование должностей | Количество штатных единиц | Оклад |
ИСКЛЮЧАЮТСЯ: | |||
Инспектор по кадрам | |||
ДОБАВЛЯЮТСЯ: | |||
Менеджер по развитию территории |
Таблица 14
Предлагаемый штат предприятия ООО «Пит Стоп»
№ | Наименование должностей | Количество штатных единиц | Оклад |
Директор | |||
Технический директор | |||
Коммерческий директор | |||
Главный бухгалтер | |||
Менеджер по продажам | |||
Менеджер по развитию территории | |||
Производственные рабочие | |||
Инженер-программист | |||
Бухгалтер | |||
Бухгалтер-кассир | |||
Секретарь-делопроизводитель |
Итого 109300
Как видно из штатного расписания, введение новой должности менеджера и повышение заработной платы сотруднику (секретарю - делопроизводителю) влечет за собой повышение расходов для организации на заработную плату в размере 3000 рублей. Но вместе с тем эти расходы на реорганизацию оправданны, так как данное решение поможет фирме решить существующие проблемы с ассортиментом продукции, а более высокая оплата труда является мотивацией для более эффективной работы сотрудников, что сказывается на повышении качества оказываемых услуг, и вследствие этого, у предприятия будут более эффективные продажи и удовлетворение покупательского спроса. Тем самым данное решение поможет организации достичь поставленных целей.
Введя новое штатное расписание, перестроим организациионую структуру следующим образом:
Рис. 7. Предлагаемая организационная структура
После реорганизации существующей системы управления необходимо провести повторное обследование системы, т.е. провести анализ факторов внутренней среды предприятия (табл. 15) и убедиться в эффективности системы управления предприятием.
Таблица 15
Анализ факторов внутренней среды предприятия (после изменений)
Факторы внутренней среды | Оценка качества | Важность | ||||
1. МАРКЕТИНГ: | ||||||
1.1. Известность компании на рынке | + | 0,04 | ||||
1.2. Доля рынка | + | 0,04 | ||||
1.3. Репутация в отношении качества | + | 0,05 | ||||
1.4. Репутация в отношении обслуживания | + | 0,05 | ||||
1.5. Реклама | + | 0,06 | ||||
1.6. Эффективность продаж | + | 0,04 | ||||
1.7. Эффективность НИОКР | + | 0,03 | ||||
1.8. Месторасположение | + | 0,02 | ||||
2. ФИНАНСЫ: | ||||||
2.1. Стоимость капитала | + | 0,05 | ||||
2.2. Доступность капитальных ресурсов | + | 0,02 | ||||
2.3. Доходность капитала | + | 0,03 | ||||
2.4. Финансовая стабильность | + | 0,05 | ||||
3. ПРОИЗВОДСТВО: | ||||||
3.1. Современное оборудование | + | 0,04 | ||||
3.2.Удовлетворение покупательского спроса | + | 0,05 | ||||
3.3. Соблюдение сроков поставок | + | 0,04 | ||||
3.4. Ассортимент продукции | + | 0,05 | ||||
3.5. Затраты на производство | + | 0,02 | ||||
3.6. Технический уровень производства | + | 0,03 | ||||
4. ОРГАНИЗАЦИЯ: | ||||||
4.1. Квалификация руководства | + | 0,04 | ||||
4.2. Малый штат сотрудников | + | 0,04 | ||||
4.3. Квалификация и способности менеджеров | + | 0,05 | ||||
4.4. Реакция на изменение рыночной ситуации | + | 0,04 | ||||
4.5. Преданность работе сотрудников | + | 0,03 | ||||
4.6. Инициативность руководства | + | 0,04 | ||||
4.7. Оперативность принятия решений | + | 0,05 |
Выводы
Как видно из таблицы 15, изменения в фирме сказались положительным образом на таких факторах внутренней среды предприятия как удовлетворение покупательского спроса, расширение ассортимента продукции, квалификации руководства и менеджеров.
Из реорганизованной структуры видно, что новая введенная должность менеджера будет ориентирована на определенную продукцию, что, в свою очередь, должно привести к решению проблемы – устранению дефицита ассортимента и расширению рынка сбыта. А также, был организован коммерческий отдел, что позволит оперативнее решать все вопросы, связанные со сбытовой и закупочной деятельностью. Данные преобразования позволяют фирме достичь поставленных целей, таких как увеличение объёма продаж, повышение качества оказываемых услуг и продвижения на рынок новинок и увеличение доли рынка.
3.2. Расчет эффективности предложений по совершенствованию системы управления
Для расчёта эффективности совершенствования организационной структуры произведем оценку абсолютного показателя качества организации P исходя из условия (формула 1):
,
где k – число показателей, входящих в интегральную оценку;
Аi – значение коэффициента важности показателя;
Xi – числовое значение i-ой характеристики качества организации.
1. Используя таблицу 7, произведем оценку абсолютного показателя качества организации P исходя из факторов внутренней среды предприятия до изменений в предприятии
Получаем, что P = 2,4
2. Используя таблицу 15, произведем оценку абсолютного показателя качества организации P исходя из факторов внутренней среды предприятия после изменений в предприятии:
Получаем, что P = 2,79
3. Используя таблицу 10 произведем оценку абсолютного показателя качества организации P исходя из факторов внешней среды предприятия:
Получаем, что P = 3,33
Изменения в фирме в итоге коснулись таких факторов внутренней среды предприятия, как: ассортимент продукции, удовлетворение покупательского спроса, а также квалификация и способности менеджеров. Соответственно увеличилась и оценка абсолютного показателя качества организации. Она увеличилась с 2,4 до 2,79.
Рассмотрим экономический эффект новой системы управления
Таблица 16
№ | Существующая система | Предлагаемая система | Отклонение | |
Товарооборот (тыс.руб.) | 5432,4 | 905,4 | ||
Годовой фонд заработной платы (тыс.руб.) | 1275,6 | 1311,6 | ||
Эффективность (тыс.руб.) | 3,55 | 4,14 | 0,59 |
Из таблицы 16 видно, что предлагаемые изменения позволят увеличить товарооборот на 905,4 тыс. руб., за счет увеличения рынка сбыта на 20 %.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель данного дипломного проекта заключается в выявлении необходимости проведения организационных изменений, изучения этой проблемы и разработка предложений по совершенствованию системы управления ООО «Пит Стоп».
Для достижения поставленной цели, была определена основная задача, выработка программы проведения организационных изменений.
В работе были решены следующие задачи:
-изучена и проанализирована мировая и отечественная практика проектирования и совершенствования системы управления предприятием;
-проведен анализ хозяйственной деятельности предприятия;
-проанализирована существующая система управления предприятием
Были выявлены следующие недостатки системы управления: неудовлетворительное функционирование предприятия (снижение прибыли), малый ассортимент продукции, недостаточная эффективность продаж, слабый охват потенциальных рынков сбыта, невысокая степень удовлетворения покупательского спроса.
На основе анализа системы управления были выдвинуты предложения по ее совершенствованию, такие как:
● организовать на предприятии коммерческий отдел
· ввести новую должность - менеджер по продажам (закупкам) периферии.
● для уменьшения штата сотрудников, необходимо сократить должность инспектора кадров, и перепоручить полномочия секретарю - делопроизводителю.
В дипломной работе проведен расчёт эффективности совершенствования системы управления, который показал, что предложенные изменения положительным образом повлияют на факторы внутренней среды предприятия таких как: ассортимент продукции, удовлетворение покупательского спроса, а также квалификация и способности менеджеров, увеличилась оценка абсолютного показателя качества организации с 2,4 до 2.79.
Выдвинутые решения предложены для реализации, руководству ООО "Пит Стоп" в качестве инструмента, для повышения устойчивости и адаптационной способности предприятия.
В заключении необходимо подчеркнуть, что проведение организационных изменений может служить серьезным механизмом поддержки и развития системы управления предприятия. В руках компетентного руководителя осуществление организационных изменений представляет собой мощное средство усовершенствования работы предприятия и повышения его эффективности.
Список литературы
1. Акбердин Р.З., Кибанов А.Я. «Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при формах хозяйствования». Учебное пособие. - М.: ГАУ, 2011г.
2. Аккофф Р.Планирование будущего корпорации – М.: Прогресс, 2010– 246 с.
3. Ансофф И. Стратегическое управление. Пер. c англ. - М.: Экономика, 2012 – 536 С.
4. Астахов А.С., Головко И.К. Технология прорыва и школа В.Эрхарда. – М.: 2011 – 268 c.
5. Большаков А.С. Менеджмент. Спб. Питер, 2010 г.
Боумен К. Основы стратегического менеджмента. Пер. c англ. – М.: ЮНИТИ, 2009 - 486 c.
6. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие для учащихся специальных учебных заведений экономического профиля - М.: ИНФРА-М, 2010 -256с.
7. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник / Институт международного права и экономики - М.: Триада ЛТД, 2011 - 384 с.
8. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 2009 – 528 с.
9. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 2012 – 512 с.
10. Водачек Л., Водочкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. М., 2011 – 432 c.
11. Галькович Р.С., Набоков В.И. Основы менеджмента - М.: ИНФРА-М, 2008 - 189 с.
12.Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для студентов вузов - 2-е изд.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009 - 480 с.
13. Драккер П.Ф. Управление нацеленное на результаты. М., 2011-305 с.
14.Друкер П. Управление, нацеленное на результаты. Пер. с англ. – М.: Технологическая школа бизнеса, 2008 – 368 с.
15.Егоршин А.П. Управление персоналом. Учебник для вузов. Н. Новгород, НИМБ, 2009. – 303 с.
16. Егоршин А.П. Основы менеджмента. Учебное пособие. Н. Новгород, НИМБ, 2010 – 100 с.
17.Кабушкин Н.И. «Основы менеджмента». – Минск: «Новое знание», 2011 г
18. Котлер Ф. Управление маркетингом – М.: Финансы 2008. 745с
19. Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент: Учебное пособие- М.: изд-во МГУ, 2012 - 200 с.
20.Менеджмент, маркетинг и экономика образования. Учебное пособие. Под ред. проф. Егоршина А.П. Н. Новгород, НИМБ, 2012 – 624 с.
21. Менеджмент организации: Учебное пособие / Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2012 - 429 с.
22. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента: Пер. с англ. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2011- 800 с.
23. Мильнер Б.З. Теория организаций. Курс лекций - М.:
ИНФРА-М, 2012 - 336 с.
24. Райсс М. «Оптимальная сложность управленческих структур» // Проблемы теории и практики управления. - 2011. - №5.
25. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации - М.:изд. Экзамен, 2011 – 320с.
26. Сацков Н.Я. Практический менеджмент. Методы и приемы деятельности руководителя - Донецк: Сталкер,2011- 448 с.
27.Уотерман Р. Фактор обновления: Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. – М.: Прогресс,1998–248 c.
28.Управление персоналом организации. Учебник./Под ред. А.Я. Кибанова.- М.: Инфра-М 2012 - 512 c.
29.Управление по результатам. Тимо Санталайнен, Эеро Воути, Пертти Поренне, Йоуко Х. Ниссенен. - М.: Прогресс, Универс, 2009 - 318 с.
30.Устав предприятия ООО "Пит Стоп".
31.Уткин Э.А. Курс менеджмента: Учебник для вузов / Финансовая Академия при Правительстве РФ. - М.: Зерцало, 2009 - 448 c.
32.Уткин Э.А. Профессия - менеджер. - М.: Экономика, 2010 - 174 с.
33.Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник для вузов - М.: ЗАО "Бизнес-школа", "Интел-Синтез", 2010 - 600 c.