Основные показатели качества продукции.

Качество– совок-ть свойств и хар-ик продукции, кот придают ей способ-ть удовлет-ть существующие или предполагаемые потребности.Осн. пок-ли кач-ва прод.Клас-я: 1. По стадии определения: прогнозируемые, проектные, произв., экспл-е. 2. По характ. св-вам: назначения, надежности, экологичности, техн-ти, эргон-е, эстет-е, стандарт-и и унификации, патентно-правовые, экономич. транспортабельности. 3. По применению для оценки: базовые, относит.4. По кол-ву характ-х св-в: единичные, комплексные (групповые, интегральные, обобщенные)Показатели назначения товара характеризуют его отдачу, использ-ие по назначению для выполнения определен. функций.С точки зрения кол-ва показателей назначения для оценки их полезного эффекта различают: однофункциональные Т (горнодобывающее оборудование); 2хфункциональные (для потребителя имеет значение емкость камеры и температура в ней); многофункциональные (телеаппаратура).Надежность - сложное свойство качества, которое зависит от Безотказность - свойство надежности товара сохранять работоспособность в течение некоторого времени Ремонтопригодность - поддержании и восстановлении работоспособного состояния путем проведения ТО. Сохраняемость - свойство изделия сохранять свои основные качественные параметры с течением времени. Долговечность - свойство изделия сохранять работоспособное состояние до наступления поломки.

Экологичность - свойство характериз степень вредн возд-ия на человека и окруж. среду. Оценивается по содержанию вредных примесей в их составе, по наличию вредных веществ при их пр-ве в выбросах в почву,Технологичность - сложное свойство качества, показывающее, насколько конструкция учитывает современные технологии и способы организации производства, методы транспортировки и технического обслуживания объекта.Эргономические показатели исп-ся при определении соответствия объекта требованиям, предъявляемым к размерам, форме, цвету изделия.а)гигиенические – хар-т соответствие изделия гигиенич. условиям жизнедеятельности и работоспособности человека при его взаимодействии с изделием (освещенность, температура в помещении); б)антропометрические - используются при определении соответствия изделия размерам и форме человеческого тела в)физиологические и психофизиологические - соответствия изделия особенностям функционирования органов чувств г)психологические - соответствия изделия психологическим особенностям человека (возможностям восприятия информации).Эстетичность - свойство качества с точки зрения восприятия человеком всего изделия в целом, его внешнего вида. Это рациональность формы, гармония внешнего вида, красота композиции, лаконичность стиляСтандартизация и унификация - это рациональное сочетание количества типоразмеров составных частей в проектируемых и изготавливаемых объектах.

Патентно-правовые показатели качества: показатель патентной защиты кол-о отечественных изобретений, использованных при разработке и производстве данного изделия с учетом значимости отдельных технических решений и новшеств; показатель патентной чистоты возможность беспрепятственной реализации изделий на внутреннем и внешнем рынках.Виды методов измерения пок-лей кач-ва. Инструментальныеосн. на физич-х эффектах и исп-и специальной аппаратуры. Различают автоматизированные, механизированные и ручные. Авт-ые методы наиб. эф. и точны. При сравнении исп. шкала уровней (все сравн. по одному ур), шкала порядка (выстр. от наим. к наиб), шкала отношений (делится одно на стандарт) Экспертныеисп-ся там, где физическое явление не открыто и не очень сложно для исп-я. Пример - оценка качества фигуристов. Разновидностью экспертного метода является органолептический метод, осн.на исп-и органов чувств человека. Считается, что измерение - это сравнение одного продукта с другим, Если результат получен теоретическим путем, то это не измерение, а прогноз.

35. Организация и планирование инноваций.

Иннов. процесс(ИП) м. б. организован благодаря использ-ю 1-й из 3-х форм организ-и работ: последов-й, парал-й и интегральной. При последов-й организ-и работ, ИП осущ-ся поочерёдно в различ-х функциональных подразделениях фирмы. «+» и «-» последов-й орг-ции: 1) Фин-й риск, связ-й с иннов. процессом, ограничен, т.к. на каждом этапе расход средств возоб-ся лишь после повтор-й оценки проекта и соотв. решен-я рук-ва. 2)Она упрощает контроль за ходом работ, кот. на каждом этапе провод-ся в соответ-м подраздел-и, а не ведётся одновр. различ-ми спецеал-ми. 3) Гл-й недостаток – продолжит-ть соз-я нового изделия, кот. склад-ся из продол-ти каждого этапа. Успех зависит от связей между подразд-ми.При парал-й орг-ции работы начало работы в очередном подраздел-и не треб-т заверш-я предш-го этапа работ, т.е. их возм-но совместить. Это позвол-т сократить продол-ть ИП. Интегральная организ-я работ позвол-т совмещать во времени все виды работ, связ-е с созд-м нового издел-я. Для этого формир-ся комплексная бригада, в кот-ю включ-ся все необход-ые для работы спец-ты. Это позвол-т решить практич-ки одноврем-но все ? разраб-ки, организ-ии, произв-ва и послепродаж-го обслуж-я нового изделия. «+» интегральной:1) Сокращ-е продол-ти ИП. 2) Улучш-е кач-ва работ, за счёт объед-я с самого нач-ла в един-м подраздел-и всех ф-ий – от формулировки идеи, до послепродаж-го обслуж-я. 3) Сниж-е числа констр-х изменений за счёт актив-го сотруднич-ва между всеми участ-ми проекта. 4) Оператив-е реагир-е на измен-е, происход-е как внутри, так и за пред-ми фирмы. 5) Внес-е измен-й на ранних стадиях. 6) Созд-е в рамках фирмы творч-ой атмосферы, обеспеч-х пост-й приток новых идей.

Орг-ные стр-ры: Венчурная фирма-мелкая или ср.инвест-я фирма,занятая риск-й деятельностью по инвестир-ю иннов-х проектов. Фин. источники венчурных компаний:внеш и внутр. Внеш.-заемные фин-е ср-ва- (банковские кредиты), привлеч-ные фин. рес-сы(выпуск акций),гос. субсидии, субсидии некомерч-х инновац-х фондов. Внутр.-личные средства владельцев фирм: прибыль,амморт-е отчисления, продажа активов, кредиты у поставщиков, дебит. задол-ть. Технопарк-науч.-произв-ный комплекс, вкл-й науч.-исслед-й центр, наукоемкие предпр-я, объедин-ные территориально или организ-но для разраб-ки и реал-и передовых технологий. Технопарк может выступ. структур-м подразд-м универа или НИИ, и оказывать услуги начинающим и развив-ся венчурным фирмам. Функц-ая зона-форма взаимод-я орган-й и предпр-й регионов, на основе общности выполн-х функ-й, работ.При созд.функ-ой зоны регион претендует на то,чтобы получить статус своб. эк-кой зоны (СЭЗ) из расчета привлечь иностр-е инвест-и. Статус функ-й зоны обеспеч-т регион льготн. экон-им, тамож. и правовым режимом, сист. льготного налогооб-я.Планир-е иннов-й- с-ма расчетов, направл. на выбор и обоснов-е целей разв-я иннов. процесса и подготовку решений, необх. для их достиж-я.

ПРОДОЛЖЕНІЕ 35

В рамках интегрир. системы менедж-та подсистема планир-я выполняет 7 функций: 1.Целевая ориент-я всех участ-ков, частные цели отдельн. участ-ков и исполн-лей. 2.Ориентация на достижение генер. целей совместного иннов. проекта или иннов. процесса в целом. 3. Перспект-я ориент-я и раннее распознание проблемы разв-я. Планы ориентир-ны в будущ. и базир-ся на обоснов-х прогнозах разв-я ситуации. 4. Координиров-я деят-ть всех участн-ов иннов.проекта. 5.Подготовка управленч. решений.6.Создание обьективной базы для эфф-го контроля.7. Информ.обесп-е и мотивация участников иннов. проекта. Виды:стратег. планир-е закл-ся в опред-нии миссии предпр-я на каждой стадии ее жизн. цикла, цели д-сти, стратегии поведения на рынке инноваций. При этом проводят глубокие маркет. исследования. Оцен-т сильные и слаб. стороны орг-ции, риски или угрозы и ф-ры успеха. Длит-сть планир-я 5 и > лет. Цель:созд-е нов.потенциала успешной деят-ти предп-я. - оперативное планир-е направл. на поиск и согласов-е наиб. эф-ных путей и ср-в реализ-и принятой стратегии разв-я орг-ции. Предусм. форм-е продуктово-тематич. портфеля фирмы, календ. планы, составление бизнес-планов по отд. проектам, расчет необх-ти ресурсов. Задача– реализ-я потенциала фирмы посредств. получения прибыли, доходов, увел. обьема реализ-и. 1 и 2 виды взаимодоп. др. друга.НИОКР вкл.след.этапы: -фундам-ые исслед-я ;-прикладные исслед-я; -опытно-констр. работы; опытные эксперим-е работы. К поисковым относ-ся исслед-я, зад-й кот-х явл. открытие нов. пр-пов создания изделий и технологий, нов. св-тв мат-лов, нов. м-дов мен-та. Фундам-ая наука в разв-и иннов. проц. выступает в кач-ве генератора идей. Фундам. исслед-я должны финан-ся за счет гос-ва на конкурсной основе. Частично могут исп-ся внебюдж. ср-ва. Прикладн. исслед-я направл. на исслед-е путей практического примен-я открытых ранее явлений или проц-в. Их цель- решение технич. проблемы, уточнение неясных теоретич. вопр., получение конкр. научных рез-тов,кот.потом будут исп-ся в опытно-констр. разр-ках. Опытно-констр. работы(ОКР)-завершающ. стадия НИОКР, своеобр. переход от лабор-ных условий к промыш-му пр-ву. Разр-ки направл. на создание новых мат-лов, прод-тов, устройств, внедрение новых с-м и услуг или их значительное совершенств-е. Опытные экспер-ные работы-разр-ки связ. с опытной проверкой рез-в научн. исслед-ий. Экспер-ные работы направл. на изгот-е, ремонт и обслуж-е спец-го нестандартного обор-ния. Цель ОКР – создание образцов новой техники, кот. могут быть переданы после соответств. испытаний в серийное пр-во или потребителю. На стадии ОКР произв-ся окончат. проверка рез-ов теорет. исслед-ий, разраб-ся технич. докум-ция, изгот-ся и испыт-ся образцы новой техники. Уровни внедрения рез-ов НИОКР: 1.Исп-е рез-ов НИР в др. науч. исслед-ях и разр-ках, явл-ся разв-ем законченных НИР либо выполн-ся в рамках др. проблем и направлений науки и техники 2.Исп-е рез-ов НИОКР в эксперим-ых образцах и лабор-ных проц-ах 3.Освоение рез-ов ОКР и эксперим-ых работ в опытном пр-ве. 4.Освоение рез-ов НИОКР и испытание опытных образцов в серийном пр-ве.5.Широкомашт-е распростр-е технич. новшеств в пр-ве и насыщении рынка.

Наши рекомендации