Классификация потребностей: биологические и социальные потребности, материальные и духовные потребности

Важным вопросом в разработке классификации потребностей является вопрос об основаниях. Поскольку потребности выступают фундаментальным побудителем человеческой деятельности, который не только запускает ее, актуализирует, но и задает цель, влияя тем самым на ее характер, поскольку деятельность самым непосредственным образом выражает специфику потребности. Деятельность является и основательной характеристикой человеческого бытия. Без деятельности нет человеческого бытия. Специфика человеческого бытия определяется характером той деятельности, которую осуществляет человек. Поэтому в основу классификации потребностей следует положить не бытие, а деятельность человека. От ее дифференциации зависит и многообразие видов потребностей. От степени ее обобщения зависит и уровень человеческих потребностей. Особое место в классификации потребностей занимают потребности индивида. Классификация потребностей должна представлять переход от наиболее общих к менее общим и далее к конкретным потребностям, которые обусловлены конкретно-историческими условиями человеческого бытия. Наиболее общими являются биологические (которые необходимы для нормального функционирования человеческого организма: потр-ти в питании и выделении, деторождения, физического развития, поддержания здоровья, общения с природой) и социальные потребности (удовлетворение которых обеспечивает существование человека как общественного существа: преобразоват., познават., ценностно-ориентац., потр-ть в общении, худ. потр-ти).

Биологические потребности осознаются человеком, а кроме этого имеют способность к развитию по мере их удовлетворения. Социальные потребности в совокупности и определяют человека как социальное существо, как личность, а общество как самодостаточное образование. Пять основных видов социальных потребностей человека дают наиболее обобщенную характеристику социальных потребностей, раскрывают главные направления социальных проявлений человека. Каждый из основных видов выражает свое специфическое направление реализации человека как социального существа.

1) Преобразовательные потребности связаны со всеми видами человеческой деятельности, которые ведут к изменению существующего, к созданию новых вещей или идей, отношений или процессов.

2) Познавательные потребности побуждают человека к различным формам познавательной деятельности: обыденному (повседневному) познанию и теоретическому (специальному); научному и вненаучному; естественнонаучному и т.д.

3) Ценностно-ориентационные потребности выражают стремление человека к определению социальной значимости вещей, явлений, процессов, т.е. выработку установок, ценностей, идеалов, убеждений, ценностных ориентаций каждым социальным субъектом. Социальную значимость человек определяет в процессе оценки вещей, явлений, процессов по отношению к своим разнообразным потребностям и интересам.

4) Потребность в общении является базовой индивидуальной потребностью. Вместе с тем она составляет и важную, специфическую форму социального взаимодействия.

5) Художественные потребности – это потребности в образном моделировании действительности, воплощаемом в произведениях искусства (литературы, кино, театра и т.д.); это потребность в особом освоении мира.

Биологические и социальные потребности человека конкретизируются в материальных и духовных потребностях. Биологические потребности человека, выражая низший уровень его сущности в сравнении с социальными, имеют и менее развитую конкретизацию (дифференциацию) их на материальные и духовные. В основном биологические потребности сводятся к материальным потребностям в пище, одежде, жилище. Духовные потребности биологического порядка связаны лишь с определенными условиями, обеспечивающими нормальное функционирование психики.

Материальные потр-ти – это те, которые направлены на овладение, освоение материальных, т.е. обладающих физико-химическими свойствами чувственно воспринимаемых предметов. Духовные – это те, которые направлены на овладение, освоение идеальных, т.е. не обладающих физико-химическими свойствами чувственно воспринимаемых предметов. Духовные (идеальные) явления существуют в двух формах: 1) в своей собственной – идеальной форме (например, знание в голове индивида) и 2) в материальной форме (например, в звуковых колебаниях человеческой речи, в печатном тексте книг, газет, журналов, в магнитных пленках и лазерных дисках, в балетных телодвижениях человека и т.д.). Духовные потребности предполагают использование материальных предметов не самих по себе, не их материальности, а в качестве носителя духовности, в то время как материальное потребление предполагает использование материальных предметов в их телесности, материальности.

Чем более развиты индивиды, общество, человечество, тем более развиты и их как материальные, так и духовные потребности. Степень их развития проявляется, прежде всего, в их дифференциации.

Дифференциация потребностей зависит, прежде всего, от уровня развития общественного разделения труда. Чем больше разных видов деятельности осуществляют индивиды и соответственно, чем больше существует видов общественных отношений, тем белее разнообразны в данном обществе потребности. При всем различии между материальными и духовными потребностями они находятся в тесном взаимодействии.

Наиболее общей классификацией материальных потребностей является их деление на:

Производственные (экономические) – потребности в производстве вещей любого назначения (потребительских и производственных, продовольственных и промышленных, для материальной и духовной деятельности и т.д.) (энергетические, транспортные и потребности в средствах информации, ибо они являются необходимыми условиями функционирования процесса производства)

Политические – потребности функционирования и развития власти в обществе, потребности в управлении обществом.

Правовые – потребности в регулировании отношений между людьми материальными средствами (с помощью законодательных, исполнительных и судебных органов).

Семейно-бытовые потребности связаны с удовлетворением материальных потребностей и созданием материальных условий для удовлетворения духовных потребностей в семье или во внерабочее время.

Медицинские – потребности поддержания здоровья, профилактики заболеваний и лечения болезней.

Спортивно–физкультурные – потребности физического развития людей и укрепления здоровья за счет этого.

Наиболее общей классификацией духовных потребностей может быть их деление на:

Нравственные – потребности в регулировании отношений между людьми духовными средствами (с помощью моральных норм, заповедей, традиций, идеалов и т.д.).

Эстетические – потребности в ценностях и оценках с точки зрения прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического, а также потребности в художественной деятельности (литературной, музыкальной, театральной, кинематографической, живописной и т.д.)

Научные – потребности в объективных знаниях о действительности.

Философские – потребности в мировоззрении, в понимании общества и человека, места человека в мире и смысла его жизни.

Религиозные – потребности в сочувствии, сострадании, душевном сопереживании относительно человеческого существования и смысла его жизни.

Наши рекомендации