Создание свободных экономических зон способствует решению ряда задач.
1. Привлечение в экономику Российской Федерации иностранного капитала, технологий, форм и методов организации труда
2. Формирование рыночной инфраструктуры для расширения международных экономических связей (в том числе валютно-кредитных, страховых, транспортных, информационных), позволяющих использовать зоны как посредника между мировой экономикой и мировым рынком и отечественным хозяйством.
3. Развитие экспортной базы и рост валютных поступлений.
4. Ускорение внедрения научно-технического прогресса за счет как зарубежных, так и отечественных научных разработок и ноу-хау и передачи их для широкого использования на внешний рынок и в Российскую Федерацию.
5. Апробация на зональном уровне новых форм хозяйствования.
6. Практическое обучение отечественных специалистов приемам и методам международного бизнеса.
Исходя из задач формирования той или иной зоны предъявляются соответствующие требования и к ее размещению. К требованиям общего порядка по размещению свободных экономических зон относятся:
· благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам (ему отвечают, как правило, территории, отличающиеся приграничным положением и располагающие развитыми транспортными коммуникациями, особенно портовые города);
· развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;
· наличие территории, располагающей уникальным по запасам и ценности природно-ресурсным потенциалом (в первую очередь запасами углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).
Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам, в том числе и бывшим союзным республикам, а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов.
В отдельных случаях создание СЭЗ целесообразно и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой. СЭЗ призвана также решать долгосрочные крупные общегосударственные программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.).
Выбор типа зон связан со всесторонним учетом не только общих, но и частных, в том числе локальных, факторов. Так, для транспортных, экспортно-импортных зон необходимо наличие крупного транспортного узла. Они могут размещаться в первую очередь в приморских городах, располагающих морскими торговыми портами, железнодорожным сообщением, аэропортом.
Эти же условия желательны для размещения торговых, банковских и других зон. Для создания зон типа технопарков и технополисов нужна развитая научно-производственная база. Организация туристическо-рекреационных зон требует наличия культурных и исторических центров, бальнеологических курортов, привлекательных для туризма ландшафтов, развитой инфраструктуры.
На территории Особой ЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:
· Инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства
· Благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы
· Предоставляется ряд налоговых преференций
· Система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами
Рассмотрим СЭЗ на примере особой экономической зоны Калинградской области. Суть этого режима заключается в следующем.
Произведенные в Особой экономической зоне товары при экспорте освобождаются от уплаты таможенных пошлин. В отношении этих товаров государство не применяет мер нетарифного регулирования.
Товары считаются произведенными в Особой экономической зоне, если величина добавленной стоимости ее обработки составляет не менее 30%, а для товаров электроники и сложной бытовой
техники — не менее 15% стоимости товара, и его обработка влечет за собой изменение кода товара по таможенной классификации. Импортируемые товары также освобождаются от уплаты таможенных пошлин, а также от уплаты налога на добавленную стоимость и от уплаты акцизного сбора. Однако в отношении этих товаров не исключается применение нетарифных мер. Допускается ограничение импорта путем квотирования некоторых видов товаров.
При перевозке товаров из Особой экономической зоны на остальную часть территории России и с остальной части России в Особую экономическую зону не взимается налог на добавленную
стоимость с оказанных при этом услуг.
Правовой режим Особой экономической зоны устанавливает отличия в валютном регулировании внешнеэкономической деятельности. На поступления в иностранной валюте от экспорта товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, созданных на территории Особой экономической зоны, не распространяются правила об обязательной продаже части валютной
выручки на внутреннем валютном рынке. Кроме того, иностранные инвесторы могут беспрепятственно переводить дивиденды и осуществлять репатриацию капитала с территории Особой экономической зоны.
Схожий режим установлен в свободной экономической зоне Находка.
63. Виды свободных экономических зон и деятельность в них предпринимателей