Российский телевизионный рынок

Очень разнообразен ассортимент телевизионных программ. В отличие от телевидения СССР, в современное время в системе телевидения существуют не только вещательные компании, но и программопроизводители и дистрибьютеры (посредники между первыми и вторыми). Произошел переход от жесткой вертикали ( Гостелерадио, которому подчиняются республиканские, краевые и областные телерадиокомитеты) к горизонтальным связям между телеорганизациями. Освоен сетевой принцип распространения телепрограмм. Итак, появляются ассоциации (вид горизонтальных связей). Первая в России международная ассоциация была создана в 1991 году. Сейчас она объединяет 70 региональных телестанций. Система спутниковой связи позволяет современному телевидению вещать на всю территорию России и Другие страны. Существует ТВ-фонд, который обеспечивает региональные телекомпании РФ отечественной телевизионной продукцией, повышает уровень регионального телевидения РФ с помощью конкурсов, смотров, фестивалей семинаров. Типичное явление последних лет – межрегиональные телеассоциации. Сохранилась существующая материально-техническая база бывшего общесоюзного ТВ. Инновации на рынке телевидения связаны с развитием новых технологий: цифровое телевидение, стереофоническое вещание. Вводится цифровое телевидение.

По сравнению с прочими СМИ, телевидение представляет собой наиболее крупный и развитый сегмент российской медиаиндустрии. Сейчас на российском рынке работает порядка 200 эфирных телеканалов и 500 операторов кабельного телевидения.

Эфирные каналы. Два государственных канала - «Первый общественный канал» и телеканал «Россия» (ВГТРК) - аккумулируют примерно половину телевизионной аудитории в России, поскольку построенная в советское время система доставки сигнала до потребителя позволяет этим каналам охватить почти 100% территории. По оценкам специалистов компании БДО Юникон, «Первый общественный канал» и телеканал «Россия» имеют потенциальный охват 99% и 95% соответственно. Охват остальных телеканалов, работающих в метровом диапазоне, составляет: НТВ - 70-75%; ТВ Центр «Культура» и «Спорт» - менее 50%. Более того, в России и государственные и коммерческие каналы могут размещать рекламу, тогда как мировая телевизионная практика предусматривает существование общественных каналов за счет бюджетного финансирования, а коммерческих каналов - за счет средств от продажи рекламы и/или собственного контента. В результате государственное телевидение находится в привилегированном положении, имея возможность поддержки государства с одной стороны и коммерческого использования эфира - с другой.



В России существует несколько компаний, занимающихся медиаисследованиями и мониторингом рекламы. Поскольку эти компании пользуются различными методиками сбора и анализа информации, некоторые данные не коррелируют между собой.

Кабельное телевидение (КТВ).Несмотря на сильные позиции эфирного телевидения, платные кабельные каналы развиваются не менее активно. По словам экспертов, основным фактором, сдерживающим развитие платного телевидения, остается высокое качество бесплатного эфирного телевидения в России.

По данным исследовательской компании «ГфК Русь», кабельное, спутниковое или IT-телевидение в России сейчас смотрят порядка 18% зрителей, каждый четвертый россиянин планировал подключить кабель в скором будущем. На текущий момент в семи крупнейших российских городах охват кабельных каналов составляет более 50%: лидерами по охвату являются Ярославль (93%), Уфа (88%), Москва (70%), Санкт-Петербург (68%), Казань (57%), Архангельск (52%), Екатеринбург (51%) и Ставрополь (50%). Кроме этого, положительную динамику демонстрируют еще более десяти крупных российских городов.

Крупнейшими кабельными операторами в России, владеющими более чем 60% доли рынка, являются «НТВ-плюс», «Нафта-Москва», и «Система Масс-медиа».

Интернет ТВ. По оценкам специалистов компании J'son & Partners, конец 2006 года российская аудитория Интернет-телевидения насчитывала 40 тыс. человек, а заработок операторов составил чуть больше двух с половиной млн. долларов США. Основная доля просмотра будет приходиться на транслируемые в Интернете офлайновые каналы.

Контент.Контент российского телевидения с каждым годом становится более развлекательным и менее политичным. Основу развлекательного программного наполнения, как в мире в целом, так и в России, составляют телесериалы. Большинство российских каналов тяготеет к разнообразному контенту, стараясь собрать у экранов как можно больше аудитории. Несмотря на такое разнообразие контента, можно выделить специфику канала или определить узко-форматные каналы.

Российский рынок онлайн-СМИ

С изобретением интернета появляются интернет-СМИ. Эта отрасль очень быстро развивалась. Российский рынок онлайн-СМИ – это: сайты газет и журналов, электронные версии печатных изданий, электронные журналы, появляются сайты информационных агентств, сайты службы новостей, книжные интернет-магазины (Amazon.com), открываются электронные библиотеки современных литературных журналов России, радиостанции открывают свои сайты в интернете и транслируют там свои программы, открываются интернет-форумы, на которых можно обсуждать различные вопросы, создаются баннерные рекламные сети, открываются поисковые системы (Яндекс, Google), открываются агентства интернет-рекламы (Promo.ru), появляются и радиостанции, выходящие только в интернете (RadioNet). Открываются онлайн энциклопедии (Википедия). Информационное агентство РИА «Новости» в 2002 году открыло полный бесплатный доступ к своей ленте новостей через интернет. В России большинство граждан заходят в интернет, чтобы что бы найти нужную им информацию. Реже используют интернет для общения, прослушивания музыки и просмотра видео. Еще реже заходят, чтобы следить за последними новостями, за тем, что происходит в стране и за рубежом. Пользователи интернета выходят на новостные ленты целенаправленно. Каждый день СМИ Рунета публикуют порядка 50 тыс. новостей. Новости и информация в интернете публикуются очень быстро. О серьезных происшествиях сообщяется уже через 30 минут.

Новости в интернете распространяют интернет-СМИ — регулярно обновляемые информационные сайты, имеющие постоянную аудиторию и зачастую — официальную лицензию СМИ. Электронные газеты уже давно стали неотъемлемой частью сетевого контента. Тысячи пользователей не спускаются к киоску или к почтовому ящику за свежей прессой, а выбирают из своих закладок Utro.ru, Gazeta.ru, Vesti.ru, Rbc.ru или другие адреса, стоящие в разделе «СМИ/Периодика различных каталогов». Интернет как медиа не имеет себе равных, специфика и преимущества электронных изданий определяются, конечно, широкими возможностями Сети.

Лидером по предоставлению оперативной информации несомненно является РИА «РосБизнесКонсалтинг». Сервер РБК www.rbc.ru является одним из самых крупных и посещаемых информационных ресурсов русской Сети. Следует отметить, что, в отличие от большинства других поставщиков контента, в РБК делают основной упор именно на Интернет как на средство распространения информации. И эта стратегия работает. Что касается других РИА, то вслед за РБК Сеть активно осваивает «Интерфакс» (www.interfax.ru), хотя его основная лента новостей открыта только для подписчиков. Естественно, что такая закрытость ведет к тому, что посещаемость сервера «Интерфакса» в несколько раз меньше, чем посещаемость сервера РБК То же самое можно сказать и об ИТАР-ТАСС (www.itar-tass.com, www.tass.ru), которое также не готово еще открыть информационные ресурсы для свободного доступа.

Наиболее удачные серверы у «Независимой газеты» (virww.ng.ru), «Сегодня» (www.segodnya.ru) и «Известий» (www. izvestio.ru). По интернетовским кругам довольно активно бродит слух о том, что вот-вот откроется полноценный сервер газеты «Коммерсантъ» (www. kommersant.ru). Что-то пытается сделать и газета «Ведомости» (www.vedomosti.ru), однако четкой стратегии на ее сервере в настоящий момент, к сожалению, пока не просматривается.
Западный опыт показывает, что со временем практически вся пресса будет иметь свою электронную версию в Сети, как и известные западные издания типа USA Today (usatoday.com). Ведь газеты существуют не за счет подписки, а за счет рекламы, а интернет-реклама у нас только набирает обороты.
Что касается радио и телевидения, то среди наиболее удачных примеров сервер радиостанции «Эхо Москвы» (www.echo.msk.ru), который претендует на роль одного из лидеров интернет-представительств оффлайновых СМИ. Полным ходом идет подготовка к открытию информационного мега-сер-вера НТВ (www.ntv.ru). Кроме того, в Сети представлены службы новостей РТР (www.ptp.ru), ОРТ (www.ortv.ru) и ряда региональных телестанций.

Аналога нашим интернет-газетам (существующим исключительно в Сети) на Западе не существует. Большинство изданий и электронных СМИ стремятся передать информацию социально активному, материально обеспеченному и, желательно, молодому потребителю. Российский Интернет идеально соответствует чаяниям маркетологов. Как показывают исследования, большинство пользователей Рунета имеют весьма достойный в российских условиях доход и являют собой социально активного представителя в основном мужского пола в возрасте от 25 до 45 лет. Посещаемость интернет-издания при самой мощной раскрутке будет все же уступать тиражам ведущих печатных изданий, но посетители большинства контент-серверов - это именно те «сливки», к которым обращаются посредством печати, радио и телевидения. Главными игроками на рынке интернет-газет являются «Газета.Ру», «Утро.Ру» и «Вести.Ру».
«Утро.Ру» на 75% принадлежит американской компании Media Press Corp, 25% акций выкуплены РИА «РосБизнесКонсалтинг». Это издание принципиально свободно от политических заказов и не имеет оттенка инсайдерской тусовки для своих, чем частенько грешат многие контент-проекты Рунета.

Наши рекомендации