Российский телевизионный рынок
Очень разнообразен ассортимент телевизионных программ. В отличие от телевидения СССР, в современное время в системе телевидения существуют не только вещательные компании, но и программопроизводители и дистрибьютеры (посредники между первыми и вторыми). Произошел переход от жесткой вертикали ( Гостелерадио, которому подчиняются республиканские, краевые и областные телерадиокомитеты) к горизонтальным связям между телеорганизациями. Освоен сетевой принцип распространения телепрограмм. Итак, появляются ассоциации (вид горизонтальных связей). Первая в России международная ассоциация была создана в 1991 году. Сейчас она объединяет 70 региональных телестанций. Система спутниковой связи позволяет современному телевидению вещать на всю территорию России и Другие страны. Существует ТВ-фонд, который обеспечивает региональные телекомпании РФ отечественной телевизионной продукцией, повышает уровень регионального телевидения РФ с помощью конкурсов, смотров, фестивалей семинаров. Типичное явление последних лет – межрегиональные телеассоциации. Сохранилась существующая материально-техническая база бывшего общесоюзного ТВ. Инновации на рынке телевидения связаны с развитием новых технологий: цифровое телевидение, стереофоническое вещание. Вводится цифровое телевидение.
По сравнению с прочими СМИ, телевидение представляет собой наиболее крупный и развитый сегмент российской медиаиндустрии. Сейчас на российском рынке работает порядка 200 эфирных телеканалов и 500 операторов кабельного телевидения.
Эфирные каналы. Два государственных канала - «Первый общественный канал» и телеканал «Россия» (ВГТРК) - аккумулируют примерно половину телевизионной аудитории в России, поскольку построенная в советское время система доставки сигнала до потребителя позволяет этим каналам охватить почти 100% территории. По оценкам специалистов компании БДО Юникон, «Первый общественный канал» и телеканал «Россия» имеют потенциальный охват 99% и 95% соответственно. Охват остальных телеканалов, работающих в метровом диапазоне, составляет: НТВ - 70-75%; ТВ Центр «Культура» и «Спорт» - менее 50%. Более того, в России и государственные и коммерческие каналы могут размещать рекламу, тогда как мировая телевизионная практика предусматривает существование общественных каналов за счет бюджетного финансирования, а коммерческих каналов - за счет средств от продажи рекламы и/или собственного контента. В результате государственное телевидение находится в привилегированном положении, имея возможность поддержки государства с одной стороны и коммерческого использования эфира - с другой.
В России существует несколько компаний, занимающихся медиаисследованиями и мониторингом рекламы. Поскольку эти компании пользуются различными методиками сбора и анализа информации, некоторые данные не коррелируют между собой. |
Кабельное телевидение (КТВ).Несмотря на сильные позиции эфирного телевидения, платные кабельные каналы развиваются не менее активно. По словам экспертов, основным фактором, сдерживающим развитие платного телевидения, остается высокое качество бесплатного эфирного телевидения в России.
По данным исследовательской компании «ГфК Русь», кабельное, спутниковое или IT-телевидение в России сейчас смотрят порядка 18% зрителей, каждый четвертый россиянин планировал подключить кабель в скором будущем. На текущий момент в семи крупнейших российских городах охват кабельных каналов составляет более 50%: лидерами по охвату являются Ярославль (93%), Уфа (88%), Москва (70%), Санкт-Петербург (68%), Казань (57%), Архангельск (52%), Екатеринбург (51%) и Ставрополь (50%). Кроме этого, положительную динамику демонстрируют еще более десяти крупных российских городов.
Крупнейшими кабельными операторами в России, владеющими более чем 60% доли рынка, являются «НТВ-плюс», «Нафта-Москва», и «Система Масс-медиа».
Интернет ТВ. По оценкам специалистов компании J'son & Partners, конец 2006 года российская аудитория Интернет-телевидения насчитывала 40 тыс. человек, а заработок операторов составил чуть больше двух с половиной млн. долларов США. Основная доля просмотра будет приходиться на транслируемые в Интернете офлайновые каналы.
Контент.Контент российского телевидения с каждым годом становится более развлекательным и менее политичным. Основу развлекательного программного наполнения, как в мире в целом, так и в России, составляют телесериалы. Большинство российских каналов тяготеет к разнообразному контенту, стараясь собрать у экранов как можно больше аудитории. Несмотря на такое разнообразие контента, можно выделить специфику канала или определить узко-форматные каналы.
Российский рынок онлайн-СМИ
С изобретением интернета появляются интернет-СМИ. Эта отрасль очень быстро развивалась. Российский рынок онлайн-СМИ – это: сайты газет и журналов, электронные версии печатных изданий, электронные журналы, появляются сайты информационных агентств, сайты службы новостей, книжные интернет-магазины (Amazon.com), открываются электронные библиотеки современных литературных журналов России, радиостанции открывают свои сайты в интернете и транслируют там свои программы, открываются интернет-форумы, на которых можно обсуждать различные вопросы, создаются баннерные рекламные сети, открываются поисковые системы (Яндекс, Google), открываются агентства интернет-рекламы (Promo.ru), появляются и радиостанции, выходящие только в интернете (RadioNet). Открываются онлайн энциклопедии (Википедия). Информационное агентство РИА «Новости» в 2002 году открыло полный бесплатный доступ к своей ленте новостей через интернет. В России большинство граждан заходят в интернет, чтобы что бы найти нужную им информацию. Реже используют интернет для общения, прослушивания музыки и просмотра видео. Еще реже заходят, чтобы следить за последними новостями, за тем, что происходит в стране и за рубежом. Пользователи интернета выходят на новостные ленты целенаправленно. Каждый день СМИ Рунета публикуют порядка 50 тыс. новостей. Новости и информация в интернете публикуются очень быстро. О серьезных происшествиях сообщяется уже через 30 минут.
Новости в интернете распространяют интернет-СМИ — регулярно обновляемые информационные сайты, имеющие постоянную аудиторию и зачастую — официальную лицензию СМИ. Электронные газеты уже давно стали неотъемлемой частью сетевого контента. Тысячи пользователей не спускаются к киоску или к почтовому ящику за свежей прессой, а выбирают из своих закладок Utro.ru, Gazeta.ru, Vesti.ru, Rbc.ru или другие адреса, стоящие в разделе «СМИ/Периодика различных каталогов». Интернет как медиа не имеет себе равных, специфика и преимущества электронных изданий определяются, конечно, широкими возможностями Сети.
Лидером по предоставлению оперативной информации несомненно является РИА «РосБизнесКонсалтинг». Сервер РБК www.rbc.ru является одним из самых крупных и посещаемых информационных ресурсов русской Сети. Следует отметить, что, в отличие от большинства других поставщиков контента, в РБК делают основной упор именно на Интернет как на средство распространения информации. И эта стратегия работает. Что касается других РИА, то вслед за РБК Сеть активно осваивает «Интерфакс» (www.interfax.ru), хотя его основная лента новостей открыта только для подписчиков. Естественно, что такая закрытость ведет к тому, что посещаемость сервера «Интерфакса» в несколько раз меньше, чем посещаемость сервера РБК То же самое можно сказать и об ИТАР-ТАСС (www.itar-tass.com, www.tass.ru), которое также не готово еще открыть информационные ресурсы для свободного доступа.
Наиболее удачные серверы у «Независимой газеты» (virww.ng.ru), «Сегодня» (www.segodnya.ru) и «Известий» (www. izvestio.ru). По интернетовским кругам довольно активно бродит слух о том, что вот-вот откроется полноценный сервер газеты «Коммерсантъ» (www. kommersant.ru). Что-то пытается сделать и газета «Ведомости» (www.vedomosti.ru), однако четкой стратегии на ее сервере в настоящий момент, к сожалению, пока не просматривается.
Западный опыт показывает, что со временем практически вся пресса будет иметь свою электронную версию в Сети, как и известные западные издания типа USA Today (usatoday.com). Ведь газеты существуют не за счет подписки, а за счет рекламы, а интернет-реклама у нас только набирает обороты.
Что касается радио и телевидения, то среди наиболее удачных примеров сервер радиостанции «Эхо Москвы» (www.echo.msk.ru), который претендует на роль одного из лидеров интернет-представительств оффлайновых СМИ. Полным ходом идет подготовка к открытию информационного мега-сер-вера НТВ (www.ntv.ru). Кроме того, в Сети представлены службы новостей РТР (www.ptp.ru), ОРТ (www.ortv.ru) и ряда региональных телестанций.
Аналога нашим интернет-газетам (существующим исключительно в Сети) на Западе не существует. Большинство изданий и электронных СМИ стремятся передать информацию социально активному, материально обеспеченному и, желательно, молодому потребителю. Российский Интернет идеально соответствует чаяниям маркетологов. Как показывают исследования, большинство пользователей Рунета имеют весьма достойный в российских условиях доход и являют собой социально активного представителя в основном мужского пола в возрасте от 25 до 45 лет. Посещаемость интернет-издания при самой мощной раскрутке будет все же уступать тиражам ведущих печатных изданий, но посетители большинства контент-серверов - это именно те «сливки», к которым обращаются посредством печати, радио и телевидения. Главными игроками на рынке интернет-газет являются «Газета.Ру», «Утро.Ру» и «Вести.Ру».
«Утро.Ру» на 75% принадлежит американской компании Media Press Corp, 25% акций выкуплены РИА «РосБизнесКонсалтинг». Это издание принципиально свободно от политических заказов и не имеет оттенка инсайдерской тусовки для своих, чем частенько грешат многие контент-проекты Рунета.