Понятие труда в торговле, его отличительные особенности от труда работников сферы материального производства
Как известно, через торговлю население получает 4/5 общего размера материальных благ, созданных в стране. Продажа потребительских товаров населению связана с большими затратами живого труда ибо в настоящее время в отрасли по оценке федеральной статистики насчитывается 6467 предприятий розничной торговли. Поэтому, развитие торговых предприятий, культура обслуживания покупателей во многом зависит от организации труда на каждом предприятии.
Труд работников торговых предприятий в целом является необходимой составной частью совокупного общественного труда общества в целом. С экономической точки зрения труд работников торговли имеет существенные особенности, отличающие его от труда работников производственных предприятий.
Труд работников производственных предприятий связан с производством стоимости и потребительной стоимости, т.е. с созданием товарно-материальных ценностей, то труд работников торговых предприятий не создаёт новых потребительных стоимостей, не увеличивает количество произведённых товаров, а только сохраняет их качество и доводи произведённые стоимости до потребителей. Таким образом, труд работников торговли имеет характерные черты, вытекающие из совокупности функций, связанных с торговым обслуживанием населения. Специфика труда работников торговли состоит в том, что результатами из труда выступает не создаваемый продукт, а предоставляемая населению торговая услуга в виде совершения актов купли-продажи товаров.
В процессе управления персоналом предприятия торговли, особенно розничной, необходимо учитывать специфику труда, которая складывается из следующих основных моментов.
· Торговля относится к отраслям с высоким уровнем затрат живого труда на обслуживание покупателей в процессе прямого общения с ними, что предопределяет высокие расходы по заработной плате в общих расходах торгового предприятия. При этом механизировать и автоматизировать процесс обслуживания очень сложно.
· Инфраструктура отрасли в основном представлена небольшими по размерам предприятиями, концентрация большинства из которых невозможна, поскольку они торгуют товарами повседневного спроса и должны быть приближены к обслуживаемому населению. На этих предприятиях механизация и автоматизация невозможны из-за небольшой площади и незначительных объёмов реализации.
· Основная масса магазинов имеет численность персонала 5 – 15 человек, что делает невозможным применение узкого профессионального или технологического разделения труда. Наибольшая эффективность труда в этих условиях достигается при совмещении трудовых функций работников.
· Отличительной чертой работы предприятий розничной торговли является неравномерная интенсивность покупательских потоков в течение дня, недели, времени года. Соответственно в одних случаях неизбежны простои работников при пустом зале, в других – очень напряженная работа с риском ухудшения качества обслуживания, неправильных расчётов с клиентами и соответственно потерь. Такая специфика работы требует найма работников на условиях неполной занятости.
· Поскольку ритмичность иинтенсивностьтруда в торговле зависят от конъюнктуры рынка и интенсивности покупательских потоков, результаты деятельности торгового предприятия и производительность труда персонала в значительной степени зависят от внешних факторов.
· В торговле большинство работников торгово-оперативного персонала являются материальноответственными лицами. Во-первых, это требует дополнительных затрат нервной энергии на контроль за сохранностью товара в процессе выполнения своих функций, что увеличивает уровень оплаты труда, а во-вторых, затрудняет перевод работников с одного рабочего места на другое даже внутри предприятия.
· Все принимаемые управленческие решения в области оплаты труда торгово-оперативного персонала непосредственно влияют на настроение работников, что сказывается на уровнеобслуживания населения, объёмах продаж и результате работы предприятия (в отличие от работников, занятых в производстве товаров и не имеющих непосредственного контакта с их потребителями).
· На предприятиях торговли расходы на оплату труда относятся к основной статье издержек обращения.
Совершенствование торговых процессов и их техническое вооружение в условиях рыночной экономики предъявляют новые требования к уровню подготовки кадров. Повышаются общеобразовательный и профессиональный уровни работников торговых предприятий, происходят значительные изменения в их составе, появляются новые профессии работающих непосредственно с компьютерной техникой, возрастает доля высококвалифицированного труда, в частности таких работников, как менеджеры, аудиторы, финансисты и др.
В действующей статистической отчётности по труду все работники торговли подразделяются на две группы: рабочие и служащие. В свою очередь служащие дифференцируются по группам: руководители предприятий, секций, отделов, их заместители; специалисты-экономисты, бухгалтеры, товароведы, менеджеры, юристы и др.; вспомогательный персонал – машинисты холодильных установок, механики электронной техники, секретари-машинистки и др. К рабочем же профессиям в торговле относятся: продавцы, кассиры, фасовщики и т.п.
Учётом личного состава на предприятии занимается отдел кадров либо на малом предприятии эти обязанности возлагаются на бухгалтера. Первичным документом по учёту численности персонала и его движения является приказ (распоряжение) о приёме, увольнении, перемещении на другую работу, о предоставлении отпусков и т.д. Если с работником заключается трудовой контракт, то наличие приказа (распоряжения) необязательно.
На предприятии применяют две формы табеля учёта использования рабочего времени: № Т-12 и № Т-13. Форма № Т-12 предназначена для учёта использования рабочего времени за месяц (месячный табель учёта работающих в разрезе должностей). Она служит основой для начисления заработной платы. В табеле № Т-13 учитывается только рабочее время, отработанное отдельными работниками предприятия за месяц.
Учёт, анализ, оценка и планирование использования трудовых ресурсов на предприятии занимает одно из ведущих мест в системе управления эффективности использования затрат живого труда (рисунок 3.5).
Рисунок 3.5 – Оценка совокупного труда на предприятии торговли
Таким образом, оценка совокупного труда предполагает теснейшую связь кадровой политики (персонала и его состава) с объёмом продаж товаров, прибылью от реализации, доходностью и оплатой труда, эффективностью его использования на торговом предприятии.