Инфраструктура рынка труда: основные элементы
Развитой рынок труда предполагает помимо взаимодействия работодателей и наемных работников наличие институциональных структур по защите коллективных интересов тех и других (профсоюзы, ассоциации предпринимателей, безработных и бездомных, союзы арендаторов и т.д.) и государственного посредничества в вопросах социального партнерства.
Функции инфраструктуры рынка труда:
регулирование отношений между работодателем и работником по поводу цены рабочей силы, условий труда;
решение социальных проблем работника;
урегулирование социально-трудовых конфликтов;
подготовка работника и работодателя к контакту и взаимодействию между собой, помощь в заключение контракта, всестороннее обеспечение взаимодействия и социальная защита выходящих на рынок труда.
Баланс трудовых ресурсов состоит из двух разделов: в первом, ресурсном, показывается численность трудовых ресурсов, а во втором - их распределение по сферам и видам деятельности. Первая часть характеризует трудовые ресурсы и источники их формирования. Во втором разделе трудовые ресурсы распределяются на экономически активное население и экономически неактивное население с выделением отдельных позиций, при этом занятые в экономике в балансе трудовых ресурсов распределяются по видам деятельности
Балансы могут разрабатываться по стране в целом, республикам, краям и областям с распределением на городскую и сельские местности.
Аналитическая и практическая ценность балансов трудовых ресурсов связана с тем, что они раскрывают взаимосвязь трудовых ресурсов с потребностью в них экономики на определенную дату и в динамике (на основе сопоставления динамических рядов). При этом составные части баланса имеют вполне самостоятельное значение, что позволяет анализировать их в сравнении по годам каждую в отдельности, а также в сопоставлении друг с другом.
Таблица – Баланс трудовых ресурсов
Расчет баланса трудовых ресурсов в среднем за 20__ г.
по_________________________________
Показатели | Тыс. человек | Тыс. человек | |
01 ВСЕГО ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В том числе: | |||
02 трудоспособное население в трудоспособном возрасте | |||
03 лица старших возрастов и подростки, занятые в экономике из них | |||
04 лица старших возрастов | |||
05 подростки | |||
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ | |||
06 Всего занято в экономике (без лиц, занятых в личном подсобном хозяйстве) В том числе в: | |||
07 промышленности | |||
08 сельском хозяйстве | |||
09 лесном хозяйстве | |||
10 транспорте | |||
11 связи | |||
12 строительстве | |||
13 торговле | |||
14 общественном питании | |||
15 материально-техническом снабжении и сбыте | |||
16 заготовках | |||
17 информационно-вычислительном обслуживании | |||
18 операциях с недвижимым имуществом | |||
20 геологии и разведке недр, геодезической и гидрометеорологической службе | |||
21 прочих видах деятельности сферы материального производства | |||
22 жилищно-коммунальном хозяйстве | |||
23 непроизводственных видах бытового обслуживания населения | |||
24 здравоохранении, физической культуре и спорте, социальном обеспечении | |||
25 образовании | |||
26 культуре и искусстве | |||
27 науке и научном обслуживании | |||
28 кредитовании, финансах и страховании | |||
29 аппаратах органов государственного управления, органов управления кооперативных и общественных организаций, межотраслевых органов управления судебных и юридических организаций, охране общественной безопасности | |||
30 служители религиозных культов и др. | |||
31 по найму ведением частного домашнего хозяйства | |||
32 учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от производства | |||
33 трудоспособное население в трудоспособном возрасте, незанятое экономической деятельностью и учебой | |||
34 В процентах к трудовым ресурсам ТР (в %) = |
Вопросы
1. Что общего и каковы различия между трудовыми ресурсами как одним из ресурсов экономики и материальными ресурсами?
2. Какой смысл в применении понятия «трудовой потенциал страны»?
3. Охарактеризуйте основные элементы структуры социально-трудовых отношений.
4. Назовите субъекты социально-трудовых отношений, их основные характеристики.
5. Сравните патернализм и партнерство как типы социально-трудовых отношений.
6. Для кого определяется статус занятости?
7. При каких условиях в обществе может быть достигнута полная, продуктивная, свободно избранная занятость?
8. Кто относится к незанятому населению?
9. Какие основные принципы занятости сформулированы в Законе о занятости населения Российской Федерации?
10. Охарактеризуйте основные виды безработицы.
11. Какие показатели характеризуют безработицу?
12. Какова роль дискриминации в существовании первичных и вторичных рынков труда?
13. Назовите основные источники информации о сфере труда.
14. Охарактеризуйте особенности информации, получаемой по каналам государственной статистики, а также информации, предоставляемой специализированными источниками.
Задачи и ситуации
1.Рассмотрите изменения состояния населения, происшедшие к 2004 г. Определите величину трудовых ресурсов в 2004 г.
Задание выполняется на основе данных сводного баланса трудовых ресурсов (см. табл. 1.3).
2. Проанализируете приведенное в сводном балансе (см. табл. 1.3) распределение трудовых ресурсов по сферам и отраслям за 2002 и 2004 гг. Рассчитайте пропорции в распределении трудовых ресурсов, изменения в них за период 2002–2004 гг. и попытайтесь дать им оценку.
3.По состоянию на 1 мая 1996 г. органами Государственной службы занятости были зарегистрированы 3 млн. 117 тыс. человек, ищущих работу. Из них граждане, не занятые трудовой деятельностью, составляли 3 млн. 64 тыс., в том числе признаны безработными 2 млн. 771 тыс. (см. рис. 1.7). (По методологии МОТ безработные в этот же период составили более 6 млн. человек.)
В целом за 2003 г. за консультациями в Службу занятости обратилось около 16 млн. людей. По состоянию на 1 февраля 2003 г. органами Государственной службы занятости были зарегистрированы 6 млн. 160 тыс. человек, ищущих работу. Из них граждане, не занятые трудовой деятельностью, составляли 6 млн. 065 тыс., в том числе признаны безработными 1 млн. 700 тыс. (По методологии МОТ безработные в этот же период составили 5,9 млн. человек).
Изменение численности зарегистрированных незанятых
и безработных граждан в 1996 г[1].
Рис. 1.7
Дайте сравнительный анализ происходящим процессам в динамике занятости и безработицы в период 1996–2003 гг. Охарактеризуйте основные причины происходящих изменений.
4. По данным переписи населения, из общей численности населения республики (10 млн. человек) на население в трудоспособном возрасте приходилось 60%, а на ту часть населения в трудоспособном возрасте, которая не работала по объективным причинам (инвалиды и льготные пенсионеры), – 1,2%. Кроме того, 12% населения было занято в домашнем хозяйстве и в различных видах подсобного хозяйства, находилось на учебе или жило за счет перераспределения доходов, а 8% приходилось на ту часть населения, которая работала, будучи за пределами границ трудоспособного возраста. Определите:
1) трудоспособное население в трудоспособном возрасте;
2) численность экономически активного населения;
3) общую величину трудовых ресурсов республики.
5.Население условной республики составляет:
Наемные работники | 120 млн. чел. |
Лица, работающие на индивидуальной основе | 8 млн. чел. |
Работодатели | 3 млн. чел. |
Неоплачиваемые работники семейных предприятий | 2 млн. чел. |
Члены кооперативов, товариществ и т.д. | 25 млн. чел. |
Лица, не имевшие работы, занимавшиеся поиском работы, готовые приступить к работе | 5 млн. чел. |
Учащиеся и студенты дневного отделения | 15 млн. чел. |
Домохозяйки | 17 млн. чел. |
Пенсионеры по старости и иждивенцы | 65 млн. чел. |
Лица, прекратившие поиски работы | 0,5 млн. чел. |
Лица до 16 лет | 86 млн. чел. |
Определите:
1) количество экономически активного и неактивного населения;
2) число безработных, уровень безработицы;
3) уровень экономически активного населения.
6.Вам необходимо подготовить аналитический обзор по проблеме трудоустройства молодежи города. Какие источники информации Вы используете для решения этой задачи? Дополните, предложенный ниже ряд и отметьте рейтинг значимости отдельных источников информации:
а) данные переписи населения;
б) данные паспорта города;
в) сведения высших и средних профессиональных учебных заведений, общеобразовательных школ о выпусках и отсеве учащихся;
г) сведения о масштабах призыва в вооруженные силы в городе;
д) сведения о здоровье молодежи в городе;
е)....
Тесты
1. Кто не относится к категории занятых по Закону о занятости населения в РФ:
а) военнослужащие;
б) студенты дневных отделений;
в) самозанятые;
г) занятые в домашнем хозяйстве?
2. По статусу занятости классифицируется:
а) население в трудоспособном возрасте;
б) экономически активное население;
в) занятое население;
г) трудоспособное население, в трудоспособном возрасте.
3. Под экономически активным населением понимают:
а) численность занятых и численность зарегистрированных безработных;
б) численность трудовых ресурсов и численность незанятых;
в) численность занятых и численность безработных.
4. Кто не входит в состав экономически активного населения в соответствии с методологией МОТ:
а) наемные работники;
б) лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью;
в) лица, ведущие домашнее хозяйство;
г) неоплачиваемые работники семейных предприятий;
д) члены кооперативов;
е) прочие лица, не поддающиеся классификации по статусу занятости;
ж) работодатели?
5. Уровень экономической активности – это:
а) доля численности экономически активного населения в общей численности населения;
б) доля численности экономически активного населения в численности трудовых ресурсов.
6. С помощью каких источников информации определяется количество безработных по методологии МОТ:
а) переписи населения;
б) выборочных обследований предприятий;
в) выборочных обследований домашних хозяйств;
г) административной статистики?
7.Какие из перечисленных балансов трудовых ресурсов являются частными:
а) рабочей силы предприятия;
б) народного хозяйства;
в) квалифицированных рабочих кадров;
г) использования рабочего времени;
д) денежных доходов и расходов населения?
[1] Занятость и безработица в России // Экспресс информа. ФСЗ России. Отдел информации и связей с общественностью. М., 1996. № 5. 11 с.