Инфраструктура рынка труда

Инфраструктура рынка труда - нормативно-правовая среда, обеспечивающая наиболее эффективное функционирование рынка труда. Инфраструктура рынка труда включает:
1. государственные учреждения;
2. негосударственные структуры содействия занятости;
3. кадровые службы управления персоналом предприятий и фирм;
4. общественные организации и фонды.

Инфраструктура призвана регулировать отношения между работодателем и работником по поводу цены рабочей силы, условий труда, подготовки и переподготовки работников, а так же организовывать и регулировать процессы защиты прав работодателей и наемных работников на рынке труда.

Функции и инфраструктуры рынка труда:

  • содействие населению в трудоустройстве, профессиональной ориентации;
  • обеспечение социальной защиты работников, выходящих на рынок труда;
  • осуществление профессиональной подготовки и переподготовки;
  • устанавливает контакты между работодателями и работниками;
  • координирует деятельность различных органов, в той или иной степени связанных с осуществлением политики занятости и деятельности на рынке труда.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции в сфере труда и занятости является Федеральная служба по труду и занятости, которая осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Проблемой занятости населения на государственном уровне занимается биржа труда. Биржа труда - это учреждение, осуществляющее посредничество между рабочим и предпринимателем при совершении сделки купли-продажи рабочей силы.

Биржа труда, как рыночная структура, выполняет следующие функции:

  • сбор и анализ информации о рынке труда, его состоянии и перспективах;
  • профориентация, переподготовка и трудоустройство населения;
  • содействие территориальной и профессиональной мобильности;
  • участие в подготовке и реализации программ занятости, участие в решении проблем международного сотрудничества по вопросам занятости;
  • контроль над соблюдением трудового законодательства;
  • постановка на учет безработных и оказание им помощи, социальная защита населения и содействие местным органам власти в организации общественных работ.

Негосударственные службы занятости, действующие на рынке труда, могут оказывать услуги по всем квалификационно-профессиональным разрезам или специализироваться на подборе персонала для предприятий определенной отрасли и трудоустройстве граждан на рабочие места определенной отраслевой принадлежности.

Эффективность работы негосударственных служб занятости обусловлена развитием конкуренции между ними за свою нишу на рынке труда.

Общественные организации и объединения выражают интересы и отстаивают права субъектов отношений на рынке труда (профсоюзы - со стороны работников, ассоциации - со стороны работодателей).

К элементам инфраструктуры рынка труда также следует отнести социальные и общественные фонды, финансирующие мероприятия по социальному страхованию и обеспечению занятости, а также информационные механизмы, представленные информационно-аналитическими системами сбора, анализа и прогноза информации о развитии рынка труда и обеспечивающие обмен информацией между его субъектами.

Деятельность всех звеньев инфраструктуры рынка труда регулируется законами, указами, постановлениями, приказами и другими нормативными документами, устанавливаемыми органами законодательной и исполнительной власти, которые образуют нормативно-правовую основу функционирования инфраструктуры рынка труда.

Наши рекомендации