РФ проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые);
предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
создание условий для привлечения трудовых ресурсов субъектами Российской Федерации, включенными в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным;
международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм;
создание условий для развития негосударственных организаций, осуществляющих деятельность по содействию в трудоустройстве граждан и (или) подбору работников, включая частные агентства занятости, а также для взаимодействия и сотрудничества таких организаций с органами службы занятости.
Активно воздействовать на политику и состояние занятости, а именно добиваться существенного улучшения ее качественных характеристик, таких как образовательный и профессионально-квалификационный состав занятого населения, его отраслевая и демографическая структура, высокая социально-экономическая мобильность, конкурентоспособность работников и т.д., позволяет тесное взаимодействие наемных работников, интересы которых представляют профсоюзы; работодателей, объединенных в различные ассоциации и союзы, а также правительства в рамках системы социального партнерства.
Безработица
Безработица– экономическое явление, отражающее несоответствие между предложением рабочей силы на рынке труда и спросом на нее, как в количественном, так и в качественном отношении.
– это ситуация, когда часть экономически активного населения, желающая работать на условиях найма или создать собственное дело, не может применить свою рабочую силу.
Показатели безработицы (основные): важнейший индикатор развития экономики – это уровень безработицы, а второй – продолжительность безработицы.
Уровень безработицы – основной показатель, дающий обобщенное представление о рынке труда в данный момент и об изменениях, происшедших на нем за некоторый период времени, и определяющийся отношением численности безработных (Б) к числу экономически активного населения (ЭАН).
Уровень безработицы = (Б / ЭАН) ´ 100%.
Продолжительность безработицы – величина, которая характеризует в среднем длительность поиска работы лицами, имеющими статус безработного на конец рассматриваемого года, а также теми безработными, которые были трудоустроены в этот период.
Издержки безработицы – экономические и социальные потери, вызываемые безработицей.
Экономические: потери кадрового характера: разрушение трудовых коллективов, снижение квалификационного потенциала, неэффективное перемещение работников между предприятиями (со сменой характера работы) и т.п.
Социальные: снижение уровня жизни и неблагоприятные тенденции в здоровье населения, ухудшение общего психологического климата в обществе, расширение социальной базы преступности и т.п.
Таблица – Формы (типы, виды) безработицы и их основные признаки
Формы безработицы | Основные характерные черты |
Фрикционная | Существование фрикционной безработицы связано с тем, что в условиях рыночного равновесия или полной занятости есть определенный уровень безработицы, так как некоторая часть работников в текущий период времени находится в состоянии поиска лучшей работы |
Структурная | Структурная безработица возникает в том случае, если изменение в структуре спроса на труд не встречает соответствующего изменения в структуре предложения труда на рынке труда в профессиональном/квалификационном разрезе |
Циклическая | Циклическая безработица формируется под влиянием периодических спадов производства, т.е. определенной фазой экономического цикла, и проявляется в том, что в условиях недостаточных совокупных расходов спрос на рабочую силу очень низок |
Сезонная | В связи с тем что некоторые виды производств носят сезонный характер, различие между высоким спросом на рабочую силу в один период и низким спросом в другие периоды года вызывает сезонную безработицу |
Институциональная | Институциональная безработица – это несоответствие между спросом и предложением труда, формирующееся в результате неэффективной системы функционирования рынка труда и/или нерациональной политики занятости |
Потенциальная | Потенциальная безработица вызывается отсутствием спроса на продукцию, что снижает поступление оборотных средств на дальнейшее воспроизводство ресурсов |
Региональная | Региональная безработица складывается под влиянием сложной комбинации исторических, демографических, национальных особенностей регионов |
Скрытая | Скрытая безработица может быть представлена следующими явлениями: излишняя численность работников на предприятии; оформление административных отпусков без сохранения содержания; оформление отпусков на длительный срок при сохранении минимальной оплаты труда; частичная занятость/безработица |
Рынок труда
Рынок труда
– важнейший элемент рыночной экономики и многоплановая сфера социально-экономической жизни общества;
– важнейший элемент системы рынков факторов производства, действующий в рамках определенного экономического пространства;
– механизм взаимоотношений между субъектами рынка труда: работодателями, наемными работниками и государством, выражающий экономические и правовые отношения между ними.
Рынок труда является одним из регуляторов и индикаторов степени национального благополучия, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований.
Функции рынка труда:
обеспечивает распределение и перераспределение экономически активного населения в связи со структурными изменениями в экономике, регулируя складывающиеся в ней потоки рабочей силы.
играет важную роль в обеспечении занятости экономически активного населения, его включении в сферу производства и в сферу услуг, что создает возможность получения необходимого заработка для воспроизводства как самого работника, так и его семьи.
приводит в движение все другие рынки, все другие ресурсы, так как в нем формируется, распределяется и включается в действие наиболее важный национальный ресурс – рабочая сила. Через рынок труда происходит процесс комплектования предприятий/организаций необходимой рабочей силой, как в качественном, так и в количественном составе.
является важным источником информации, которая необходима и для работодателя, и для наемного работника.
Состояние рынка труда характеризуют:
· спрос на труд;
· предложение труда;
· цена рабочей силы;
· конкуренция на рынке труда;
· типы (модели) рынков труда;
· инфраструктура рынка труда.
Спрос на труд отражает потребность экономики в определенном количестве работников для заполнения рабочих мест на каждый данный момент времени: в физических лицах (когда рассматривается как элемент текущего рынка труда) или в среднегодовом исчислении (когда рассматривается как элемент совокупного рынка труда).
На совокупном рынке труда различают:
Общий спрос на труд равен численности занятых плюс имеющиеся вакансии.
Эффективный спрос на труд – определяется как разность между общим спросом и величиной излишней численности персонала на предприятиях или организациях.
Спрос отражает количество и структуру потребностей в работниках со стороны предприятия/организации в целях заполнения вакантных рабочих мест при данных объемах производства и уровне производительности труда.
Спрос на труд является агрегированным показателем. В нем скрывается множество экономических явлений и процессов, порождающих спрос.
Спрос на труд всегда возникает в силу наличия рабочих мест. Поэтому движение рынка труда в значительной мере зависит от движения рабочих мест – от процесса их воспроизводства, а именно: формирования, функционирования, выбытия, резервирования и т.д.