Ст.263 УК. Нарушение правил безопасности движения на разном транспорте
ЖД – механический рельсовый транспорт – парвоз, дрезины и другой подвижной состав. К жд транспорту относится и жд инфраструктура.
Метро было включено в качестве предмета ст.263. речь идет о метрополитене, а это значит, что это и сам локомотив, вагоны, станции. Рельсовые пути. Городской рельсовый транспорт не относится к предмету.
Не относится к предмету локальный транспорт.
Воздушный транспорт – различные средства воздухоплавания, начиная от самолета и кончая воздушным шаром. В принципе к воздушном суднам можно отнести летательные аппараты, летающие в близком космосе.
Водный транспорт. Здесь сложнее. Это речной и морской транспорт, кот передвигается по воде или под водой и обладающая самоходностью с помощью энергетических, механических источников движения. Сюда относится пассажирский, транспортные рыболовные, научно-исследовательские.
Сюда можно отнести и маломерное судно. Нужно указать на исключение некотрых маломерных судов, кот сюда не входят: весельная лодка, водный мотоцикл, баржа.
Деяние выражается альтернативно в совершении действий, связанных с нарушением правил связанных с безопасностью движения или правил эксплуатации. Нарушение нескольких правил совокупности не образует. Правила безопасности движения выражаются в отступлении от установленного порядка управления транспортом. Поезда за рулем в пьяном состоянии, нарушение разметки, вплоть до превышения скорости.
Правила эксплуатации – нарушение требований, обеспечивающих безопасное использование транспортного средства.
К нарушению правил безопасности нужно отнести и отказ лица от исполнения своих обязанностей в случаях, когда такой отказ запрещен законом. Ст.413 ТК – право на забастовку. Ст.52 воздушного кодекса. Сами правила предусмотрены в законах и подзаконных актах.
Субъект – специальный. Профессионал и работник, наделенный специальными обязанностями по эксплуатации транспорта.
Ст.264 УК. К предмету преступления относится 3 категории транспортных средств: автомобили и ные транспортные средства, перечисленные в диспозиции; иные самоходные машины (Пленум ВС раскрыл – автокраны, автопогрузчики, иные самоходные, кот могут передвигаться по дорогам, но основная функция – не передвижение); иные механические транспортные средства. Иные транспортные средства и иные механические средства, ВС их по сути приравнял. БУРЛАКОВ: это не соответствует закону, ВС вышел за пределы своих полномочий. Нужно назвать признаки иного механического транспортного средства: это такие транспортные средства, кот приводятся в движение двигателем объемом свыше 50 см кубических, определенная скорость, подлежит регистрации.
Несмотря на то, что велосипеды с подвесным двигателем, они не относятся к предмету ст.264 УК – это подчеркнудл ВС.
Нарушение правил безопасности дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства должно происходить движение по дороге. Это нарушение локализовано только дорогой. Дорога – место преступления. Что относится к дороге? Дорога – обустроенная или приспособленная для движения транспортного средства полоса земли или поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. К дорогам также относятся места парковки транспортных средств у торговых комплексов, развлекательных центров. По признаку обусловленности для его движения транспортного средства по искусственно созданной поверхности.
Управление транспортным средством вне дороги, и если были нарушены правила ДД, все это должно квалифицироваться по статьям о преступлениях против личности. Или по статьям за нарушение производства определенных работ. Но не по ст.264 УК.
Поскольку это преступление выражается в нарушении установленных законом правил управления транспортным средством, это деяние дБ в режиме эксплуатации – во время движения. Если автомобиль стоит с выключенным мотором, а потом по причине халатности водителя машина начинает произвольное движение и наезжает на пешехода, то такие действия нельзя рассматривать в рамках ст.264 УК. Такие действия надо квалифицировать по ст.268 УК.
Если нарушены не правила движения, а иные правила – погрузочных. Разгрузочных работ, то ст.264 не вменяем, ответственность наступает по иным статьям.
В ситуации, если в результате ДТП с признаками уголовно-наказуемых действий причиняется вред не одному, а нескольким потерпевшим, то квалификация зависит от того, какой вред причинен пострадавшим. Если вред однородный у всех, то отсутствует совокупность преступлений и тяжесть учитывается при вынесении наказаний. Если вред причинен разный: тяжкий и смерть, например, то квалификация по более тяжкому, совокупности нет, но менее тяжкий учитывается при вынесении наказания.
Субъект по ст.264 – общий, лицо 16 лет, находящееся за рулем автомобиля во время движения и совершения преступления. Важно, чтобы лицо находилось за рычагами управления. Если в кабине автомобиля 2 человека: пассажир и водитель, возможно ли соучастие, если 2 управляют автомобилем? В этой ситуации нельзя говорить о соучастии. Говорить о неосторожном сопричинении здесь нельзя, лицо только лишь является пособником, когда другое лицо хватается за руль, а так как преступление неосторожное, то соучастия быть не может.
В случае нарушения инструктором соответствующих правил обучения, эксплуатации (нет параллельной педали), подлежит ответственности инструктор, а не ученик, так как он не предотвратил, относился к этому либо самонадеянно либо небрежно. Если ученик не допустил умышленного действия, связанного с управлением учебным автомобилем, связанного с управлением автомобилем.
Ст.266 УК недоброкачественный ремон транспортного средства и выпуск их в эксплуатацию с техническими недостатками. Здесь 2 состава. Между ними есть существенные отличия. Недоброкачественный ремонт включает в себя весь список, входящих в транспортное обслуживание. Применительно ко второму составу предмет охватывает только транспортное средство, а не сопутствующее ему оборудование.
Деяние в 1м составе выражается в недоброкачественном ремонте – неисправление всех неисправностей, кот были в транспортной инфраструктуре – невыполнение работ оп устранению дефектов как транспортных средств, так и средств транспортной инфраструктуры (также некачественная замена).
Суд практика и ВС в том числе исходит из того, что само нарушение соответствующих правил при производстве работ осуществляется сознательно. Лицо в каждом случае сознает, что совершает нарушение. Осознает, что данный узел является неисправным. Отношение к самому нарушению является умышленным.
Деяние в форме выпуска в эксплуатацию выражается в невыполнении служебных обязанностей соответствующих лиц, обязанных следить за технической исправностью транспортных средств – деяние выражается в выдаче разрешения на выпуск. Разрешение мб устным, письменным.
Субъект преступления в 1м составе (ремонт) – лицо, на кот на законном основании либо в соответствии с труд договором, либо в соответствии с ГП сделкой возложены обязанности по ремонту транспортного средства. Это ремонтная услуга, если речь идет о ГП сделке. Лица, выполняющие ремонтные работы достаточно разнообразные. В труд обязанности этого лица входили такие обязанности, поределяющие наличие или отстствие неполадки в транспортном средстве.
Получается, что иное лицо, устраняющее неполадку, к ответственности привлечено по данной тсатье не может – речь идет о дружеской услуге. Такое соглашение не будет подтверждать факт назначения на лицо обязанностей. Не освобождается от ответственности, если сделал это умышленно.
Субъектом выпуска являются лица, кот являются работниками в организациях и предприятиях любой формы собственности, кот занимаются этим. В практике может возникнуть вопрос, является ли таким субъектом сотрудник госавтоинспекции? БУРЛАКОВ: по формальным основаниям такое лицо будет признаваться субъектом данного преступления.
Когда говорим о ст.266 УК проблема разгарничения ответственности со ст.238 УК – ответственность за оказание услуг и работ нарушающих здоровье населения. В ч.1 ст.238 УК – формальный состав. По офрмальным основаниям можно квалифицировать содеянное – ст.238 – потерпевший – потребитель. Если в результате такой услуги пострадал гражданин, то ст.238. Если потерпевший организация – то ст.266 УК. Формальное разграничение, кот не поддерживается на практике. Кроме этого признака все остальные признаки совпадают. По ст.266 УК ответственность, только если ремонт повлек за собой тяжкий вред здоровью, если не тяжкий, то административная ответственность – БУРЛАКОВ: ЭТО НЕВЕРНО, нужно обратиться к норме ст.238 УК. В этом есть необходимость, поскольку законодатель существенно смягчил санкцию ст.266 УК
Ст.267 приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения. Само преступное поведение выражается альтернативно, кот конкретизированы в диспозиции – разрушение, повреждение, приведение в негодное для эксплуатации состояние транспортных средств или оборудование, а так же блокирование транспортных коммуникаций.
Признаки деяния. Если речь идет о разрушение, то транспортное средство или инфраструктура выводится из строя навсегда. В отличие от разрушения или повреждения приведение в негодное состояние данных предметов сами предметы остаются неповрежденными и неразрушенными, но нет возможности использования этих предметов по их первичному использованию. Например, перестановка знаков движения, изменение цвета семафона.
Применительно к разрушению и повреждению – в отдельных случаях способы разрушения требуют отдельной квалификации.
Деяние как то разрушение, повреждение или приведение в негодное состояние совершается до момента движения транспортного средства либо во время, когда транспортное средство находится в эксплуатации и используется по своему прямому назначению. Если транспортное средство находится не в режиме эксплуатации а в режиме ремонта, то все последствия должны влечь ответственность по иным статьям, но не по ст.268 УК.
Блокирование – действие направлены на транспортные коммуникации, для них создают препятствия для передвижения по ним любых видов транспорта.
К общественно опасным последствиям относятся несколько разновидностей – тяжкий вред здоровья, гибель человека. Это конститутивные признаки состава, даже точнее криминализирующие данные деяния. Эти последствия наступают в тот момент, когда транспортное средство находится в режиме эксплуатации. При этом исходя из самого еяния разрушения или повреждения возникают еще последствия, являющиеся реальным следствием от разрушения или повреждения. Таким образом первичные и вторичные последствия. Если наступают конститутивные последствия, то есть состав. Наступление первичных последствий не образует значение конститутивного последствия, и поэтому какими бы они опасными не были, то вменять их не можем.
Поскольку появилось последствие – крупный ущерб, то это ущерб на сумму свыше 1 миллиона рублей. Даже при указании на конкретную сумму, что содержание включает? Это первичный ущерб от повреждения, вторичный ущерб, являющийся конститутивным признаком; организационный, экологический ущерб. Нужно ущерб свыше 1 миллиона рублей получить за счет складывания. В результате крушений поезда, аварий страдают люди. Если вред здоровью причиняется не тяжкий вред здоровью не одному, а нескольким потерпевшим и они затратили средсва на излечение. Нельзя включить данные затраты в имущественный ущерб, это вред – по общей логике УП. БУРЛАКОВ: в данном случае, когдща количество пострадавших велико и причинен не тяжкий вред, то можно было бы его засчитывать в имущественный ущерб.
Субъективная сторона – неосторожная форма вины. В литературе есть позиция, когда здесь усматривается двойная форма вины. Аргумент: поскольку в результате разрушения или повреждения ущерб первичный и по отношению к нему вина умышленная, а по отношению к вторичным последствиям – неосторожная вина. В таком случае возможно привлечение соучастников по умышленным последствиям. БУРЛАКОВ: здесь двойная форма вины.