Вопрос 3. Организационная структура предприятия.
Аппарат плановых работников на предприятии функционирует в форме соответствующей организационной структуры (ОС).
Организационная структура предприятия устанавливает необходимое количество планового персонала и распределение его по подразделениям аппарата управления, определяет состав плановых органов, регламентирует линейные, функциональные и информационные связи между плановыми работниками и подразделениями, устанавливает права, обязанности и ответственность работников, определяет требования к их профессиональному уровню и т.п.
Организационная структура планирования зависит от различных факторов, но в наибольшей мере на ее характер влияют следующие параметры предприятия:
• степень специализации производства - характеризуется удельным весом основной продукции в общем объеме производства;
• степень массовости производства - определяется количеством изготовляемой однотипной продукции;
• организационно-правовая форма предприятия;
• размеры предприятия и его производственных единиц, зависящие от объема производства, численности работников, стоимости основных производственных фондов;
• структура предприятия: состав производственных единиц и структурных подразделений, соотношение между ними по масштабам производства;
• внешние производственно-хозяйственные связи;
• количество поставщиков и потребителей, номенклатура покупаемых материально-технических ресурсов и реализуемой продукции;
• состав и структура кадров и материально-технической базы организации;
• развитие научно-технического прогресса и инновационная политика предприятия;
• уровень качества, научно-технический уровень и конкурентоспособность продукции;
• эффективность использования ресурсов;
• принятые методы организации производства и труда, управления и т.п.
В процессе планирования принимают участие:
1. Высшее руководство - является основой (архитектором) процесса планирования, определяет его основные фазы и последовательность планирования.
2. Плановики - осуществляют оценку и анализ внешней и внутренней среды предприятия, участвуют в составлении прогнозов будущего фирмы, советуют и консультируют по вопросам техники планирования, помогают высшим менеджерам в организации и проведении учебы по планированию.
3. Руководители и специалисты подразделений - занимаются разработкой оперативных планов, также проводят анализ внутренней и внешней среды организации, составляют прогнозы.
Функции и структура плановой команды:
-принимает участие в разработке стратегии фирмы, прояснении ее основных целей.
- осуществляет анализ и проводит оценку внешней и внутренней среды фирмы.
- участвует в составлении прогнозов относительно будущего фирмы, занимаются подготовкой прогнозной части окончательного плана.
- дает советы и консультации по вопросам техники планирования, способствует распространению профессиональных методов планирования.
- помогает высшему менеджменту в организации и проведении учебы, необходимой для того, чтобы все участника планирования были готовы к внедрению эффективных нововведений в деятельности фирмы.
Тема 7. Стратегическое планирование на предприятии
План
1. Сущность и содержание стратегического планирования.
2. Этапы стратегического планирования на предприятии.
3. Структура и содержание стратегических планов предприятия.
Вопрос 1. Сущность и содержание стратегического планирования.
Стратегическое планирование на предприятии является одним из видов долгосрочного планирования. Потребность в долгосрочном планировании вызывается двумя основными факторами. Во-первых, значительно длительным циклом процесса воспроизводства продуктов (услуг), который зачастую не укладывается в сложившиеся границы планового периода. Во-вторых, необходимостью иметь четкие представления о масштабах развития экономики народного хозяйства, его отраслей, предприятий и субъектов федерации на отдельную перспективу. Долгосрочный план способствует определению реальных возможностей развития, выявлению ресурсных ограничений, количественных и качественных последствий развития.
Стратегическое планирование представляет собой процесс разработки и реализации стратегии функционирования и развития предприятия, который ведет к достижению конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе.
Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива по ее достижению. Его важнейшая задача — обеспечить нововведения, необходимые для жизнедеятельности предприятия.
Принципы стратегического планирования
1) Обеспечение стратегической ориентации во всех моментах стратегического планирования.
2) Ориентация на использование адаптивной системы хозяйствования к изменениям внешней и внутренней среды.
3) Необходимость обоснования временного горизонта решения стратегических задач.
4) Ориентация на стратегические точки роста и приоритетные направления развития предприятия и структурных подразделений.
5) Обеспечение максимальной децентрализации в сочетании с необходимой централизацией и интеграцией при организации планирования
6) Стратегическое планирование – это планирование процесса обеспечения использования стратегических возможностей.
7) Обеспечение взаимосвязей между стратегическим и тактическим планированием.
Функции стратегического планирования
• определение стратегии, миссии, целей и задач развития предприятия;
• создание стратегических хозяйственных подразделений;
• обоснование и уточнение основных целей маркетинговых исследований;
• выполнение ситуационного анализа и выбор направления экономического роста предприятия;
• разработка стратегии маркетинга и укрупненное планирование производства продукции;
• выбор тактики, планирование способов и средств достижения поставленных задач;
• контроль и оценка основных результатов, корректировка выбранной стратегии и способов ее реализации.
Функции отдела стратегического планирования:
• формирование стратегического мышления на предприятии;
• сбор и обработка стратегической информации, позволяющей высшему руководству осуществлять процесс целеполагания;
• организация работы по выработке общей стратегии предприятия;
• координация работы подразделений предприятия по обоснованию функциональных стратегий и крупных программ, а также стыковка тактического и стратегического планирования;
• организация контроля выполнения стратегического плана.
Особенности стратегического планирования:
• стратегическое планирование должно дополняться текущим;
• стратегические планы разрабатываются высшим руководством фирмы;
• годовая детализация стратегического плана осуществляется одновременно и в тесной связи с разработкой тактического плана;
Основное преимущество стратегического планирования состоит в большей степени обоснованности плановых показателей, в большей вероятности реализации планируемых сценариев развития событий.
Вопрос 2. Этапы стратегического планирования на предприятии
Этапы планирования
Этап 1. Определение миссии предприятия;
Этот процесс состоит в установлении смысла существования предприятия, его предназначения, роли и места в рыночной экономике.
Это концепция бизнеса, которая характеризует направление в бизнесе, на которое фирма ориентируется, исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ и барьеров.
Этап 2. Формулирование целей и задач функционирования предприятия;
Цели и задачи должны отражать уровень, на который необходимо вывести деятельность предприятия. Они должны создавать мотивацию людей, работающих в фирме.
К целям предъявляются следующие требования:
1) Функциональность. Цели должны быть функциональны, чтобы руководители различных уровней могли трансформировать цели, которые ставятся на более высоком уровне управления, в задачи для нижестоящих звеньев.
2) Избирательность. Цели должны обеспечивать необходимую концентрацию ресурсов и усилий. В условиях ограниченности ресурсов должны выделяться основные производственные задачи, на которых необходимо сконцентрировать людские, денежные и материальные ресурсы. Следовательно цели должны быть избирательными, а не всеобъемлющими.
3) Множественность. Необходимо ставить цели во всех сферах, от которых зависит жизнеспособность предприятия.
4) Достижимость, реальность. Нереальная цель приводит к демотивации сотрудников, к потере ими ориентира, что негативно сказывается на деятельности предприятия. Поэтому цели должны быть достаточно напряженными, чтобы не расхолаживать сотрудников. В то же время они должны быть достижимыми, то есть не выходить за пределы возможностей исполнителей.
5) Гибкость. Это означает возможность корректировки целей в соответствии с изменениями во внешней и внутренней среде фирмы в процессе их реализации.
6) Измеримость. Это означает возможность количественной и качественной оценки целей как в процессе их постановки, так и в процессе реализации.
7) Конкретность. Данная характеристика целей помогает однозначно определить, в каком направлении должна функционировать фирма, что необходимо получить в результате достижения цели, в какие сроки она должна быть реализована, кто должен ее реализовать.
Этап 3. Анализ и оценка внешней среды.
Анализ внешней среды предполагает исследование двух ее компонентов:
- макросреды (состояние экономики, правовое регулирование, политические процессы, природная среда и ресурсы, социальная и культурная составляющие общества, научно-технологический уровень, инфраструктура и т.п.)
- непосредственного окружения (покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы, финансово-кредитные организации и т.д.)
Этап 4. Анализ и оценка внутренней среды предприятия.
Анализ внутренней среды позволяет определить внутренние возможности и потенциал, на которые может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей (исследования и разработки, производство, маркетинг, ресурсы, продвижение товара).
Метод оценки среды - SWOT (SWOT - по начальным буквам английских слов «strength» - стабильность, «weakness» - слабость, «opportunity» - возможность, «threat» - угроза). С помощью этого метода предприятие выявляет и оценивает сильные и слабые стороны внутренней среды, определяет возможности и угрозы, содержащиеся во внешней среде.
Метод оценки среды – SWOT- анализ
Основные факторы в SWOT – анализе
- внутренние сильные стороны (S);
- внутренние слабые стороны (W);
- внешние благоприятные возможности (О);
- внешние угрозы (T).
Этап 5. Разработка и анализ стратегических альтернатив.
Основные направления формирования стратегии:
• достижение лидерства в области минимизации издержек производства;
• специализация в производстве определенного вида продукции (услуг);
• фиксация определенного сегмента рынка и концентрация усилий фирмы на этом сегменте.
В рамках рассмотренных направлений могут формироваться различные типы стратегий:
• стратегия концентрированного роста;
• стратегия интегрированного роста;
• стратегия диверсифицированного роста;
• стратегия сокращения.
Предприятие может одновременно применять несколько стратегий. Причем они могут реализовываться как параллельно, так и последовательно.
Этап 6. Выбор стратегии (базовой и функциональной)
Чтобы сделать эффективный стратегический выбор, руководители высшего уровня должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию развития фирмы. Поэтому стратегический выбор дол жен быть определенным и однозначным. На этом этапе из всех рассмотренных стратегий должна быть выбрана одна, в наибольшей степени удовлетворяющая потребностям фирмы.
Этап 7. Реализация стратегических программ, проектов и планов;
Этап 8. Контроль за ходом и результатами стратегического планирования, корректировка стратегического плана.
Вопрос 3. Структура и содержание стратегических планов предприятия.
Основной документ стратегического планирования на предприятии — стратегический план,определяющий главные цели и стратегические линии, которым подчинены развитие, использование и распределение имеющихся ресурсов.
Структура стратегического плана
1) предисловие (резюме);
2) цели и задачи предприятия;
3) текущая деятельность и долгосрочные задачи;
4) стратегия маркетинга;
5) стратегия использования конкурентных преимуществ предприятия;
6) стратегия производства;
7) социальная стратегия;
8) стратегия ресурсного обеспечения производства;
9) стратегический финансовый план предприятия;
10) стратегия НИОКР;
11) стратегия внешнеэкономических отношений предприятия;
12) стратегия управления;
13) организация реализации и контроля выполнения стратегического плана;
14) приложение.
В предисловии характеризуют
4 виды выпускаемой продукции, их значимость, с точки зрения конкурентоспособности;
4 имидж, место в рейтинге подобных предприятий, основные экономические показатели;
4 краткая характеристика ресурсного потенциала, а также конкурентоспособности товаров и предприятия на конкретных рынках;
4 основные показатели технологии, организации, менеджмента.
В разделе «Цели и задачи предприятия»:
формулируют цели предприятия, определяют его организационно-правовую форму, устав и особенности.
Критерии качества целей:
4 максимально возможная конкретность;
4 соответствие уровню ресурсного обеспечения предприятия;
4 гибкость и возможность корректировки;
4 измеримость;
4 сопоставимость;
4 увязка во времени.
В разделе «Текущая деятельность и долгосрочные задачи»
4 раскрывают организационную структуру предприятия;
4 дают характеристику выпускаемых товаров, их конкурентоспособности на конкретных рынках;
4 показывают связи предприятия с внешней средой, проверенными партнерами;
4 рассматривают технико-экономические показатели предпринимательской деятельности за последние 5 лет и на будущее.
а также другие показатели и сведения, не представляющие коммерческой тайны.
Раздел «Стратегия маркетинга» включает разработку
1.Стратегия продукта. Разрабатывают типовые решения (подходы) по модификации, созданию нового продукта и выводу продукции с рынка.
2. Стратегия каналов распределения товара. Определяют прямые, косвенные и смешанные каналы.
3. Стратегия продвижения товара. Рассматривают возможности рекламы, стимулирования сбыта, пропаганды, личных продаж.
4. Стратегия ценообразования. Рассматривают следующие типы решений: прочное внедрение на рынок, «снятие сливок», установление цен по одному из выбранных признаков.
В разделе «Стратегия использования конкурентных преимуществ предприятия»
4 факторы макросреды, инфраструктура региона и микросреда предприятия;
4 состояние техники, технологии, организации, системы управления предприятием;
4 конкурентные преимущества;
4 выбор и обоснование стратегических факторов конкурентного преимущества;
4 адаптация стратегических факторов конкурентного преимущества к стратегии предприятия.
В разделе « Стратегия производства» рассматривают:
4 организационно-технический уровень производства;
4 уровень социального развития коллектива;
4 деятельность предприятия в области охраны окружающей среды;
4 стратегии развития производства;
4 технико-экономическое обоснование прогнозов;
4 согласование стратегии развития производства.
В разделе «Социальная стратегия» рассматривают
4 базовую социальную стратегию,
4 определяют основные цели и средства по созданию и совершенствованию социальной инфраструктуры предприятия;
4 целевые программы - «Здоровье», «Жилье» и др.;
4 социальную защищенность работников.
В разделе «Стратегия ресурсного обеспечения производства»освещают:
4 ресурсное обеспечение производства и узкие места в организации использования производственного потенциала;
4 разработку новой стратегии обеспечения производства всеми видами ресурсов;
4 технико-экономическое обоснование и согласование мероприятий по реализации новой стратегии обеспечения производства.
В разделе «Стратегический финансовый план предприятия»
Выделяют следующие компоненты финансовой стратегии:
4 структура предпринимательства - разрабатывают основные принципы финансовой стратегии, в том числе финансовых ресурсов, определение их структуры, рациональное распределение прибыли;
4 стратегия накопления и потребления - определение оптимального соотношения между ними;
4 стратегия задолженности;
4 стратегия финансирования функциональных стратегий и крупных программ.
Стратегия НИОКР
1. Технологическое прогнозирование и планирование.
2. Структура НИОКР: определение наиболее эффективного соотношения между собственными НИОКР и участием предприятия в закупке патентов, лицензий или ноу-хау для проведения новой технической политики; • обоснование оптимального баланса между научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами; • систематизация НИОКР по степени воздействия на рынок.
3. Управление НИОКР.
В разделе «Стратегия внешнеэкономических отношений предприятия»:
4 экспортные цели;
4 импортные цели;
4 выбор рода международной деятельности;
4 обоснование и согласование стратегии внешнеэкономических отношений предприятия.
Раздел « Стратегия управления» включает:
4 механизмы улавливания изменений;
4 переформулирование стратегии;
4 стратегический контроль;
4 внедрение стратегии в действие;
4 управление стратегическими и тактическими решениями.
«Организация реализации и контроля выполнения стратегического плана»
4 контроль окружающей среды;
4 контроль стратегических действий;
4 контроль стратегических изменений.
В разделе «Приложение» содержатся:
4 характеристика конкурентов;
4 инструкции, методики, стандарты, описания технологий, программы и другие вспомогательные материалы;
4 исходные данные для расчетов;
4 пояснительные записки и т. д.
Приведенные состав и содержание разделов стратегического плана примерные. На конкретном предприятии менеджеры, учитывая рекомендации методических указаний по планированию, самостоятельно строят стратегический план.
Тема 8. Текущее планирование на предприятии
План
1. Содержание и структура плана производственно-финансовой деятельности предприятия.
2. Порядок разработки плана производственно-финансовой деятельности.
Вопрос 1. Содержание и структура плана производственно-финансовой деятельности предприятия
Формы годовых планов производственно-финансовой деятельности предприятий разрабатываются Министерством сельского хозяйства РФ. Единая форма плана дает возможность иметь сводные планы по районам, областям, республикам. Кроме того единая форма для всех предприятий позволяет разработать и обеспечить их едиными методическими рекомендациями по разработке годовых планов.
Состав разделов и показателей Годового плана зависит от специфики и отраслевой принадлежности предприятия, сложившихся на нем методов управления, традиций, управленческой культуры, состояния экономики, рыночной коньюктуры и т.д.
Для всех сельскохозяйственных предприятий Министерством сельского хозяйства РФ рекомендован бланк плана производственно-финансовой деятельности, который содержит 34 формы, сгруппированные в 7 разделов:
1) юридический статус;
2) организационная структура;
3) основные экономические показатели;
4) производственная программа;
5) ценообразование;
6) инвестиционная деятельность;
7) финансовая деятельность.
Титульный лист годового плана производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственного предприятия. На нем указывается наименование предприятия, его организационно-правовая форма. На титульном листе фиксируется утверждение плана лицом, имеющим на это право в соответствии с уставом предприятия.
Раздел 1. Юридический статус. В этом разделе отражается:
1) информация по государственной регистрации учредительных и уставных документов,
2) об участии в совместной деятельности,
3) указывается состав участников.
Раздел 2. Организационная структура - отражается специализация предприятия, наличие дополнительных, вспомогательных отраслей и видов экономической деятельности. Приводится перечень представительств и филиалов, дочерних и зависимых обществ, численность работников этих подразделений предприятия, показывается общая площадь земельных угодий, площадь сельскохозяйственных угодий, а также их состав на начало и конец года.
Раздел 3. Основные экономические показатели (Форма №1) - в разделе отражаются основные экономические показатели деятельности предприятия в планируемом году в сравнении с фактическими данными за предыдущий год:
˗ обоснованные плановые показатели стоимости валовой продукции,
˗ численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве,
˗ фонд оплаты труда,
˗ стоимость основных средств,
˗ финансовые результаты деятельности предприятий.
Раздел 4. Производственная программа плана (Формы №2-23).
Производственная программа плана предполагает разработку производственной программы развития отраслей растениеводства, животноводства, подсобных предприятий и промыслов.
Производственная программа отраслей растениеводства включает: использование земельных угодий и мероприятия по улучшению земель, планирование посевных площадей, урожайности, накопления и внесения удобрений, приобретения и использования средств защиты, потребности в семенах, производства валовой продукции, ее использования и реализации, исчисление производственной и коммерческой себестоимости продукции растениеводства.
Производственную программу по развитию животноводческих отраслей разрабатывают в тесной связи с показателями развития растениеводства, особенно кормовой базы. Основные вопросы производственной программы по животноводству: планирование численности поголовья, структуры стада, продуктивности животных, выхода валовой продукции, потребности в кормах, распределение продукции животноводства и ее реализации, калькуляции себестоимости продукции.
Раздел 5. Ценообразование (Формы 24-25) включает:
˗ расчет цены предложения и прогнозируемой цены за единицу продукции;
˗ расчет прогнозируемых цен на покупные материальные ресурсы, используемые в производстве на планируемый период (семена, корма, удобрения, горючее (по видам) и др.).
Методы ценообразования:
- на основе издержек (средние издержки плюс прибыль);
- анализ безубыточности и обеспечения целевой прибыли;
- установление цены, исходя из ощущаемой ценности товара;
- установление цены на основе текущих цен и др.
Раздел 6. Инвестиционная деятельность (Формы №26-28) - обосновывается инвестиционная деятельность предприятия, которая включает
˗ планирование капитальных вложений,
˗ ввод в действие производственных мощностей, жилья и объектов соцкультбыта,
˗ источники финансирования капитальных вложений.
Инвестиционная деятельность может осуществляться за счет:
- собственных финансовых ресурсов (прибыль, амортизация и др.);
- заемных финансовых средств (кредиты банка, заемные средства других организаций),
- инвестиционных ассигнований из Федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов;
- др.
Раздел 7. Финансовая деятельность (Формы №29-34). Этот раздел включает
ü расчет поступления средств и результатов реализации продукции;
ü финансовые результаты от деятельности предприятия, валовой доход;
ü кредиторская задолженность;
ü финансовый план в виде баланса доходов и расходов на предстоящий год,
ü расчет потребности в кредитах.
ü баланс доходов и расходов внутрихозяйственных подразделений, представительств и филиалов, дочерних и зависимых обществ.
Наряду с годовым планом производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственного предприятия разрабатывают годовые производственные планы для его внутрихозяйственных подразделений.
Вопрос 2. Порядок разработки плана производственно-финансовой деятельности
В разработке и осуществлении плана производственно-финансовой деятельности можно выделить 4 (четыре) основных периода, каждому из которых присущ определенный объем работ.
Основные периоды разработки и осуществления ППФД:
1. Подготовительный период. На данном этапе проводится анализ хозяйственной деятельности предприятия, вскрываются неиспользуемые резервы, оценивается достигнутый уровень производства, намечаются основные направления по совершенствованию организации производства в плановый период, подготавливается исходная информация, обосновываются нормы и нормативы.
2. Составление плана производственно-хозяйственной деятельности предприятия и годовых хозрасчетных заданий структурных подразделений. разрабатываются все разделы годового плана.
3. Экспертная оценка, утверждение плана и доведение заданий до исполнителя. Разработанный план обсуждается на совещании специалистов, общем собрании трудового коллектива, вносятся определенные коррективы и проходит процедуру утверждения.
4. Контроль за выполнением плана. Разрабатывается система контроля за ходом реализации плана, осуществляется контроль и система мероприятий по результатам текущего выполнения плана, осуществляется при необходимости корректировка плана.
Нормативы, используемые при планировании, можно условно разделить на следующие группы:
- нормы затрат рабочего времени, нормы обслуживания, нормы выработки и т.п.;
- нормы использования основных фондов (производственных мощностей, площадей, машин и т.п.);
- нормы использования оборотных средств (семян, кормов, удобрений горюче-смазочных материалов, электроэнергии и т.д.);
- нормы запасов (кормов, удобрений, ГСМ и т.д.);
- нормы качества (продукции, работ, услуг и т.д.);
- нормы затрат средств на единицу работ, продукции и т.п.;
- технологические нормативы (период беременности животных, сроки сева, периоды развития растений и животных и т.п.).
Перед составлением плана производственно-финансовой деятельности предприятия проводят необходимую подготовительную и аналитическую работу
- уточняют численность работников, которые могут принять участие в экономической деятельности предприятия, особенно в периоды наибольшего напряжения работ:
- уточняют на плановый период количество и состав бригад, звеньев с учетом развития специализации;
- уточняют и утверждают нормы выработки на механизированные, конно-ручные и другие виды работы; при внесении поправок учитывают конкретные условия предприятия, достигнутый уровень производительности труда, используют данные нормативных станций и пунктов технического нормирования;
- пересматривают положение о материальном стимулировании работников;
- проводят инвентаризацию основных и оборотных средств производства: зданий, сооружений, машин, орудий, инвентаря, продуктивного и рабочего скота, многолетних насаждений, продуктов, материалов и др.; при этом устанавливают с какими материально-техническими и финансовыми ресурсами хозяйство вступает в новый год;
- с целью выявления всех резервов производства и обоснования плановых показателей проводят глубокий анализ деятельности предприятия за ряд предыдущих лет, особенно за последний год; при этом широко используют материалы годовых отчетов, планов, данные первичного учета и статистической отчетности.
При анализе изучают передовой опыт бригад, ферм своего хозяйства, предприятий района, опытных станций с тем, чтобы использовать его при составлении плана производственно-финансовой деятельности.