Определение и идентификация рисков
В рыночных условиях этот раздел особенно важен, и от глубины его проработки в значительной степени зависит доверие потенциальных инвесторов, кредиторов и партнеров по бизнесу.
Главное здесь – не сложность расчетов и не точность вычислений, а умение автора бизнес-плана заранее выявить все типы рисков, с которыми он может столкнуться, источники этих рисков и моменты их возникновения, А затем следует разработать меры по сокращению этих рисков и минимизации потерь.
Чем глубже вы проанализируете эту проблему, тем выше будет к вам доверие потенциальных партнеров и инвесторов. Верят не тому, кто оптимистически утверждает, что его дело беспроигрышное, а тому, кто способен заранее предвидеть проблемы и объяснить, как он собирается выходить из трудного положения.
Возможность возникновения риска, к сожалению, весьма широка: это могут быть пожары и землетрясения, забастовки и межнациональные конфликты, изменения в налоговом регулировании и колебания валютных курсов. От вас требуется хотя бы ориентировочно определить, какие риски для вас наиболее вероятны и во что они могут вам обойтись.
Риск – возможность неудач, убытков в предпринимательской деятельности, которые могут повлечь нежелательные последствия, ущерб.
Идентификация риска - определение и документирование событий риска, которые могут повлиять на проект.
Сложность классификации рисков заключается в их многообразии. С риском предпринимательские фирмы сталкиваются всегда прирешении как текущих, так и долгосрочных задач. Существуют определенные виды рисков, действию которых подвержены все без исключения предпринимательские организации. Но наряду с общими, есть специфические виды риска, характерныедля определенных видов деятельности: так, банковские риски отличаются от рисков в страховой деятельности, а последние, в свою очередь, от рисков в производственном предпринимательстве. Видовое разнообразие рисков очень велико – от пожаров и стихийных бедствий до межнациональных конфликтов, изменений в законодательстве, регулирующем предпринимательскую деятельность, и инфляционных колебаний. Кроме этого, экономическое и политическое развитие современного мира порождает новые виды рисков, которые довольно трудно определить, оценить количественно. Усиление компьютеризации и автоматизациипроизводственно-хозяйственной деятельности предпринимательских организаций приводит к возможности потерь в результате сбоя компьютерной системы и вычислительной техники. Особое значение в последние годы приобрели риски, связанные с политическими факторами, так как они несут с собой крупные потери для предпринимательства. С риском предприниматель сталкивается на разных, этапах своей деятельности, и, естественно, причин возникновения конкретной рисковой ситуации может быть очень много. Обычно под причиной возникновения подразумевается какое-то условие, вызывающее неопределенность исхода ситуации. Для риска такими источниками являются: непосредственно хозяйственная деятельность, деятельность самого предпринимателя, недостаток информации о состоянии внешней среды, оказывающей влияние на результат предпринимательской деятельности.Недостаточность информации о партнерах (покупателях или поставщиках), особенно их деловом имидже и финансовом состоянии, грозит предпринимателю возникновением риска.Недостаток информации о налогообложении в России или в стране зарубежного партнера — это источник потерь в результате взыскания штрафных санкций с предпринимательской фирмы со стороны государственных органов. Недостаток информации о конкурентах также может стать источником потерь для предпринимателя. По сфере возникновения предпринимательские риски можно подразделить на внешние и внутренние. Источником возникновения внешних рисков является внешняя среда по отношению к предприятию. Предприниматель не может оказывать на них влияние, он может только предвидеть и учитывать их в своей деятельности. Таким образом, к внешним относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью предпринимателя. Речь идет о непредвиденных изменениях законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность; неустойчивости политического режима в стране деятельности идругих ситуациях, а соответственно и о потерях предпринимателей, возникающих в результате начавшейся войны, национализации, забастовок, введения эмбарго и т.п. Источником внутренних рисков является сама предпринимательская фирма. Эти риски возникают в случае неэффективного менеджмента, ошибочной маркетинговой политики, а также в результате внутрифирменных злоупотреблении. Основными среди внутренних рисков являются кадровые риски, связанные с профессиональным уровнем и чертами характера сотрудников предпринимательской фирмы.Необходимо учитывать как минимум следующие виды рисков: производственные, коммерческие, финансовые и связанные с форс-мажорными обстоятельствами.
Производственные риски связаны с различными нарушениями в производственном процессе или процессе поставок сырья, материалов, комплектующих изделий. Как правило, мерами по снижению производственных рисков являются: действенный контроль за ходом производственного процесса, усиление влияния на поставщиков путем диверсификации и дублирования поставщиков, применение импортозамещающих комплектующих и прочие меры.
Коммерческие риски обусловлены реализацией продукции на товарном рынке (уменьшение размеров и емкости рынков, снижение платежеспособного спроса, появление новых конкурентов и т.п.). Мерами снижения коммерческих рынков могут быть: систематическое изучение конъюнктуры рынка; создание дилерской сети; соответствующая ценовая политика; создание сети сервисного обслуживания; формирование общественного мнения («паблик рилейшнз») и «фирменного стиля»; реклама и т.д.
Финансовые риски вызываются инфляционными процессами, всеобщими неплатежами, колебаниями валютных курсов и пр. Они могут быть снижены благодаря созданию системы эффективного финансового менеджмента на предприятии, работе с дилерами на условиях предоплаты и т.д.
Риски, связанные с форс-мажорными обстоятельствами, - это риски, обусловленные непредвиденными обстоятельствами (от смены политического курса страны до забастовок и землетрясений). Мерой по их снижению является работа предприятия с достаточным запасом финансовой прочности.
С точки зрения длительности во времени риски можно разделить на кратковременные и постоянные. К группе кратковременных относятся те риски, которые угрожают предпринимателю в течение конечного известного отрезка времени, например, транспортный риск, когда убытки могут возникнуть во время перевозки груза, или риск неплатежа по конкретной сделке. К постоянным рискам относятся те, которые непрерывно угрожают предпринимательской деятельности в данном географическом районе или в определенной отрасли экономики, например, риск неплатежа в стране с несовершенной правовой системой. Поскольку основная задача предпринимателя— рисковать расчетливо, не переходя ту грань, за которой возможно банкротство фирмы, следует выделять допустимый, критический и катастрофический риски. Допустимый риск — это угроза «полной потери прибыли от реализации того или иного проекта или от предпринимательской деятельности в целом». Следующая степень риска, более опасная в сравнении с допустимым,— это критический риск. Этот риск связан с опасностью потерь в размере произведенных затрат на осуществление данного вида предпринимательской деятельности или отдельной сделки. При этом критический риск первой степени связан с угрозой получения нулевого дохода, но при возмещении произведенных предпринимателем материальных затрат. Критический риск второй степени связан с возможностью потерь в размере полных издержек в результате осуществления данной предпринимательской деятельности, то есть вероятны потери намеченной выручки и предпринимателю приходится возмещать затраты за свой счет. Под катастрофическим понимается риск, который характеризуется опасностью, угрозой потерь в размере, равном или превышающем все имущественное состояние предпринимателя. Катастрофический риск, как правило, приводит к банкротству предпринимательской фирмы, так как в данном случае возможна потеря не только всех вложенных предпринимателем в определенный вид деятельности или в конкретную сделку средств, но и его имущества. По степени правомерности риска могут быть выделены: оправданный (правомерный) и неоправданный (неправомерный) риски. Все риски можно также разделить на две большие группы в соответствии с возможностью страхования: страхуемые и не страхуемые. Предприниматель может частично переложить риск на другие субъекты экономики, в частности обезопасить себя,осуществив определенные затраты в виде страховых взносов. Таким образом,некоторые виды риска, такие, как: риск гибели имущества, риск возникновенияпожара, аварий и др., предприниматель может застраховать. Однако существует еще одна группа рисков, которые не берутсястраховать страховые компании, но при этом именно взятие на себя нестрахуемого риска является потенциальным источником прибыли предпринимателя.2.Организационно-экономические меры по сокращению риска и минимизации возможных потерь Поскольку риски связанные с экономической деятельностью объективно неизбежны, то первое условие управления ими – умение предусмотреть их и снизить до максимально возможного уровня. Для этого необходимо – знать общие и конкретные причины определенного вида риска, определить обстоятельства при которых он возникает, оценить вероятность его появления, сопоставить выгоду и риск. Выявление причин и обстоятельств появления рисков в предпринимательской деятельности предусматривает отчленение объективных факторов, которые не зависят от деятельности предпринимателей (наличие конкурентов, инфляция, качество действующего законодательства и др.), от субъективных (уровень организации производства и труда, качество форм и систем заработной платы и т.п.). Лишь после этого можно наметить оптимальные направления деятельности, следовательно, рационально контролировать риск. Управление риском или иными словами риск-менеджмент – это системный процесс принятия и выполнения управленческих решений, направленных на преодоление негативных событий, вызванных случайно, которые минимизируют неблагоприятное влияние на организацию факторов неопределенности альтернативного выбора, сокращения возможных потерь, обусловленных риском.Управление риском становится актуальным после обнаружения риск-проблемы. По отношению к риску, как вероятной неудаче, возможны следующие управляющие действия: предупреждение, снижение, компенсация ущерба, поглощение. Предупреждением (устранением) называют исключение источника риска в результате целенаправленных действий субъекта риска. Снижением (контролем) риска называются вероятности реализации источника риска в результате действия субъектов риска. Снижение рисков может осуществляться различными методами, в том числе посредством применения таких методов, как диверсификация, секьюритизация, лимитирование.Диверсификация представляет собой процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения капитала, которые непосредственно не связаны между собой, с целью снижения степени риска и потерь доходов. Секьюритизация – разделение операции кредитования на две части (разработки условий кредита и заключение договора; кредитование) с выполнением каждой из этих частей различными банками.Лимитирование – установление предельных размеров инвестиций, партий закупаемых товаров, выдаваемых кредитов и др. (н-р, предельный размер (удельный вес) заемных средств, используемых в хозяйственной деятельности; минимальный размер (удельный вес) активов в высоколиквидной форме; максимальный размер товарного (коммерческого) или потребительского кредита, предоставляемого одному покупателю; максимальный размер депозитного вклада, размещаемого в одном банке; максимальный размер вложения средств в ценные бумаги одного эмитента; максимальный период отвлечения средств в дебиторскую задолженность)Поглощением риска называют принятие его без дополнительных мер предупреждения, снижения или страхования.Поглощение риска характерно для современной социально-экономической ситуации в России по следующим основным причинам: - отсутствия финансовых ресурсов для страхования как у юридических, так и у физических лиц; - относительной ненадежности части страховщиков в условиях политической нестабильности, инфляции, отсутствия доходных и надежных инвестиционных инструментов. Это обстоятельства делают для предпринимателей управление риском особенно актуальным. Основной целью системы управления рисками является обеспечение успешного функционирования предприятия находящегося в условиях риска и неопределенности. Средствами разрешения рисков являются избежание их, удержание, передача, снижение степени. Избежание риска означает простое уклонение от мероприятия, связанного с риском. Однако избежание риска для инвестора зачастую означает отказ от прибыли. Удержание риска – это оставление риска за инвестором, т.е. на его ответственности. Так, инвестор, вкладывая капитал, заранее уверен, что он может за счет собственных средств покрыть возможную потерю капитала. Передача риска означает, что инвестор предает ответственность за риск кому-то другому, например страховой компании. Снижение степени риска означает применение комплекса мер, направленных на уменьшение риска до минимально возможного уровня. Наиболее распространенными методами являются: страхование, поручительство, залог, распределение риска и резервирование средств.Поручительство – предусматривает, что при недостаточности средств у должника поручитель несет ответственность по его обязательствам перед кредитором. При этом возможна солидарная ответственность поручителя и должника.Залог-способ обеспечения исполнения обязательств, при котором кредитор имеет право в случае невыполнения должником обеспеченного залогом обязательства получить удовлетворение своего требования из стоимости заложенного имущества преимущественно пере другими кредиторами. Предметом залога может быть любое имущество.Распределение риска – этот способ применяется в случае разработки и реализации проекта несколькими исполнителями. При этом каждый участник выполняет запланированный проектом объем работ и несет соответствующую долю риска в случае невыполнения проекта.Резервирование средств – создание резервов ресурсов на покрытие непредвиденных расходов позволяет компенсировать риск, возникающий в процессе реализации планов предприятия, и тем самым ликвидировать различные сбои в работе. В процессе разработки плана эта проблема распадается на ряд последовательно выполняемых процедур, включающих: прогнозную оценку потенциальных потерь, вызванных непредвиденными обстоятельствами; определение структуры резерва на покрытие последствий рисков; целевое распределение резерва между различными видами риска; корректировка плана в связи с формированием резерва.Однако самым распространенным способом компенсации возможных потерь является страхование рисков.3.Страхование рисков.
Страхование представляет собой систему возмещения убытков страховщиками при наступлении страховых случаев из специальных страховых фондов, формируемых за счет страховых взносов, уплачиваемых страхователями.Страхование может осуществляться в двух формах: обязательного и добровольного страхования.Страховым возмещением называется сумма денежных средств, выплачиваемых в счет возмещения ущерба при наступлении страхового случая. Страховым случаем признается событие, с наступлением которого связывается выплата страхового возмещения. В случае использования данного метода риск носит название страхового риска. Под ним понимается вероятность наступления страхового случая. В этом случае риск выражает объем возможной ответственности страховщика по тому или иному виду страхования. Кроме страхования может применяться перестрахование, сострахование, самострахование и хеджирование.Перестрахование – это страхование, в соответствии с которым страховщик передает часть ответственности по рискам другим страховщикам, называемым в этом случае перестраховщиками. Цель такой операции состоит в создании устойчивого и сбалансированного «страхового портфеля» для обеспечения стабильной и рентабельной работы страховых организаций.Сострахование - метод выравнивания и распределения крупных рисков между несколькими страховщиками. При этом каждый из них заключает со страхователем отдельный договор. Однако может выделяться «лидирующий» страховщик, который берет на себя функции организатора страхования.Самострахование означает, что предприниматель предпочитает подстраховаться сам, чем покупать страховку в страховой компании. Тем самым он экономит на затратах капитала по страхованию. Самострахование представляет собой децентрализованную форму создания натуральных и денежных страховых (резервных) фондов непосредственно в хозяйствующем субъекте, особенно в тех, чья деятельность подвержена риску. Самострахование логично, когда стоимость страхуемого имущества относительно невелика по сравнению с имущественными и финансовыми параметрами всего бизнеса. Например, крупной корпорации нецелесообразно через страховую компанию страховать от пожара свое оборудование, которое установлено в небольшом арендованном ею помещении. Самострахование также имеет смысл, когда вероятность убытков чрезвычайно мала, когда фирма владеет большим количеством однотипного имущества. Так, транснациональные нефтяные компании, владеющие несколькими сотнями танкеров, практикуют самостраховку. Расчет очень простой и логичный: потеря одного танкера в год, что маловероятно, обойдется компании дешевле, чем страховые взносы за все танкеры. Хеджирование – или ограждение от потерь - представляет собой страхование прогнозируемого уровня доходов передачей рисков другой стороне.Например, на сырьевой бирже в октябре 2007 года устанавливают цену на зерно урожая 2008 года в размере 5000 рублей за тонну. Условная хлебопекарная компания осенью 2007 года заключает фьючерсный контракт с неким поставщиком на поставку в 2008 году определенного количества зерна по этой цене. Таким образом, хлебопекарная компания получает право приобрести зерно по фиксированной цене, тем самым защищая себя от возможного неурожая или колебания цен на зерно в будущем. Поставщик, в свою очередь, гарантирует себе получение фиксированной цены на зерно даже в случае ее падения при перепроизводстве. Подводя итог 2 и 3 пунктов сегодняшней темы, необходимо отметить, что при выборе конкретного средства разрешения риска предприятие должно исходить из следующих принципов:- нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;- нельзя рисковать многим ради малого;- следует предугадывать последствия риска. Риск - не всегда благородное дело. Нередко он превращается в лихость, которую лишь по ошибке причисляют к достоинствам человека. По словарю Даля, лихо - это зло. Говоря о риске, важно по возможности обозначать количественную сторону риска. Применение на практике вышеизложенных принципов означает, что всегда необходимо рассчитать максимально возможный убыток по данному виду риска, потом сопоставить его с объемом капитала предприятия, подвергаемого данному риску, и затем сопоставить весь возможный убыток с общим объемом собственных финансовых ресурсов. И только сделав последний шаг, возможно, определить, не приведет ли данный риск к банкротству предприятия.Лекция 9. Заключение
1. Потребность в бизнес-планировании на современном этапе.
2. Задачи контроллинга в бизнес-планировании.
3. Ошибки при разработке бизнес-планов
1. Потребность в бизнес-планировании на современном этапе.
При всем многообразии форм бизнеса существуют основы, основанные практически для всех областей коммерческой деятельности, для различных предприятий и организаций, опора на которые необходима для того, чтобы своевременно подготовиться к возможным неожиданностям и устранить потенциальные трудности, опасности и тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей. Планомерная разработка стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности предприятия является важнейшей задачей для любого бизнеса.
В рыночной экономике бизнес-план является исключительно эффективным рабочим инструментом как для вновь создаваемых, так и для действующих компаний во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план побуждает менеджера тщательно изучить каждый элемент предполагаемого рискового рыночного мероприятия. Практически всегда в этом процессе обнаружится немало слабых мест и пробелов, устранению которых нельзя не уделить внимание.
Следует подчеркнуть, как важна степень участия непосредственно менеджеров предприятия в процессе составления бизнес-плана. Их участие настолько существенно, что многие банки и инвестиционные фонды на Западе отказываются рассматривать заявки на выделение средств, подписанные только руководителями фирмы.
В бизнес-плане должны быть освещены как минимум три момента: исходное состояние предприятия; желаемое состояние и наиболее эффективный путь движения к цели.
Бизнес-план - это эффективный инструмент планирования проектно-инвестиционных мероприятий в соответствии с потребностями рынка в условиях изменяющейся внешней среды.
Во-первых, он имеет важное значение для управления фирмой, так как концентрированно выражает стратегию успеха, позволяет избежать ошибок уже в процессе планирования, вскрывая проблемы, которые ранее игнорировались.
Во-вторых, бизнес-план позволяет оценить материальное и финансовое положение предприятия и соответствие трудовых и материальных ресурсов поставленным целям.
В-третьих, бизнес-план является одним из основных документов для привлечения денежных средств, направляемых на развитие бизнеса.
Потребность в бизнес-планировании имеет место в условиях рынка всегда, но чаще при решении таких задач, как:
- подготовка материалов, необходимых для получения кредитов;
- осуществление перепрофилирования бизнеса на принципиально новой основе;
- обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;
-открытие нового бизнеса, определение его профиля, внедрение новых видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций;
- составление проспектов эмиссии ценных бумаг компании;
-выход на внешний рынок;
- привлечение инвестиций для целей дальнейшего развития.
В современной практике бизнес-план призван выполнить четыре функции:
1) Использование его для разработки стратегии бизнеса.
2) Формирование и реализация плановых программ, позволяющих оценить потенциал развития нового направления деятельности, контролировать процессы, протекающие в рамках бизнеса.
3) Привлечение извне денежных средств для целей развития, реинжиниринга бизнеса.
4) Привлечение к реализации планов бизнеса партнеров, которые способны вложить в него собственный капитал или имеющуюся у них технологию.
Бизнес-план обеспечивает анализ возможностей для бизнеса в конкретной ситуации и четкое представление, каким образом менеджмент хочет и может использовать данный потенциал. В плане оценивается перспективная ситуация как внутри организации, так и вне её. Он объективно необходим руководству организации для ориентации в условиях акционерной собственности, поскольку именно при помощи бизнес-плана управляющие принимают решения об эмиссии акций и использовании эмиссионного дохода. Бизнес-план используется и при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию организационной структуры фирмы, в частности, для обоснования уровня централизации и ответственности сотрудников. Данный план помогает и координации деятельности партнеров, связанных с кооперированием и изготовлением одинаковых и взаимодополняющих продуктов.
Но не следует рассматривать уже составленный бизнес-план как образец. В условиях нашей экономики может быть потеряна актуальность конкретной разработки в силу использования жестко зафиксированных параметров, утративших свою информативность. Бизнес-планирование позволяет готовить новые варианты поведения бизнеса на основе проанализированных сценариев. При этом бизнес-план открывает возможность отслеживать ситуацию за любой промежуток времени.
2. Задачи контроллинга в бизнес-планировании.
Сегодня не существует однозначного определения понятия "контроллинг", но практически никто не отрицает, что это новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента. Контроллинг (от англ. control - руководство, регулирование, управление, контроль) далеко не исчерпывается контролем. В основе этой новой концепции системного управления организацией лежит стремление обеспечить успешное функционирование организационной системы (предприятия, торговые фирмы, банки и др.) в долгосрочной перспективе путем:
• адаптации стратегических целей к изменяющимся условиям внешней среды;
• согласования оперативных планов со стратегическим планом развития организационной системы;
• координации и интеграции оперативных планов по разным бизнес-процессам;
• создания системы обеспечения менеджеров информацией для различных уровней управления в оптимальные промежутки времени;
• создания системы контроля над исполнением планов, корректировки их содержания и сроков реализации;
• адаптации организационной структуры управления предприятием с целью повышения ее гибкости и способности быстро реагировать на меняющиеся требования внешней среды.
Одной из главных причин возникновения и внедрения концепции контроллинга стала необходимость в системной интеграции различных аспектов управления бизнес-процессами в организационной системе. Контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений.
КОНТРОЛЛИНГ- концепция системного управления и способ мышления менеджеров, в основе которых лежит стремление обеспечивать долгосрочное эффективное функционирование организации.
Следует подчеркнуть, что контроллинг - это не та система, которая автоматически обеспечивает успех предприятия, освобождая менеджеров от функций управления. Узловыми компонентами концепции контроллинга являются:
• ориентация на эффективную работу организации в относительно долговременной перспективе - философия доходности;
• формирование организационной структуры, ориентированной на достижение стратегических и тактических целей;
• создание информационной системы, адекватной задачам целевого управления;
• разбиение задач контроллинга на циклы,что обеспечивает итеративность планирования, контроля исполнения и принятия корректирующих решений.
Остановимся более подробно на двух наиболее важных компонентах - философии доходности и составе задач цикла контроллинга.
Философия доходности означает:
• преимущественную ориентацию мышления и действий сотрудников организации на рентабельность;
• отчетливое понимание контроля издержек и мероприятий по их снижению как непрерывного процесса;
• гармоничное сочетание ориентации на клиентов и на доход;
• связь системы стимулирования работников с их конкретным вкладом в достижение целей предприятия (рентабельности);
• синхронизацию целей предприятия и личностных целей (личные доходы, карьера);
• рост суммы активов предприятия как одно из возможных средств достижения стратегической цели;
• непрерывную оценку клиентов по критерию доходности, т.е. знание того, сколько предприятие заработало на конкретном клиенте.
Цикл контроллинга включает в себя итеративные этапы планирования, контроля исполнения и принятия корректирующих решений. Этап планирования в рамках цикла контроллинга осуществляется по технологии "встречных потоков": сначала планирование производится "сверху вниз" (разработка методики планирования, координация и детализация планов по уровням). Затем идет встречный поток "снизу вверх". Как следствие, одна из задач контроллинга - разработка методики корректировки плановых заданий, координация отдельных планов и сведение их в единый план по предприятию.
Этап контроля отклонений плана и факта предусматривает анализ фактических данных по контролируемым величинам и выработку мероприятий по устранению нежелательных отклонений. При этом каждый работник предприятия должен действовать самостоятельно по устранению отклонений в пределах определенной ему компетенции. В случае отклонений, превышающих его компетенцию, работник обращается на более высокий уровень иерархии управления.
В каждом отдельном случае функции службы контроллинга зависят от многих обстоятельств, но если обобщить существующую практику предприятий, то можно получить некоторый идеальный перечень основных функций и задач контроллинга, представленный ниже.
Основные функции и задачи контроллинга
Учет
• Сбор и обработка информации
• Разработка и ведение системы внутреннего учета
• Унификация методов и критериев оценки деятельности организации и ее подразделений
Планирование
• Информационная поддержка при разработке базисных планов (продаж, производства, инвестиций, закупок)
• Формирование и совершенствование всей "архитектуры" системы планирования
• Установление потребности в информации и времени для отдельных шагов процесса планирования
• Координация процесса обмена информацией
• Координация и агрегирование отдельных планов по времени и содержанию
• Проверка предлагаемых планов на полноту и реализуемость
• Составление сводного плана предприятия
Контроль и регулирование
• Определение величин, контролируемых во временном и содержательном разрезах
• Сравнение плановых и фактических величин для измерения и оценки степени достижения цели
• Определение допустимых границ отклонений величин
• Анализ отклонений, интерпретация причин отклонений плана от факта и выработка предложений для уменьшения отклонений