Точка безубыточности и запас финансовой прочности.

Вопрос 1. Экономическое содержание,
функции и виды прибыли

Прибыль – одна из самых главных финансовых категорий организации, работающей в условиях рынка.

Прибыль образуется в результате превышения доходов организации над ее расходами.

Если расходы превышают доходы, то организация терпит убыток.

Отсутствие прибыли означает, что организация не может осуществлять жизнеспособный бизнес. Отсутствие прибыли – важнейшая причина разорения предприятия. Отсутствие прибыли означает неспособность менеджера эффективно организовать производство: предприятие выпускает ту продукцию, которую оно может выпускать, а не ту, которая нужна покупателю.

Функции прибыли:

1. Планово-регулирующая: плановый показатель прибыли определяет всю остальную плановую работу предприятия (т.е. планирование всех других показателей: выручка, себестоимость, цена и др.).

2. Измеритель эффективности: по величине прибыли определяют степень эффективности производства, размер образуемых специальных фондов, уровень конкурентоспособности предприятия.

3. Стимулирующая: прибыль выступает как фактор мотивации труда, вознаграждения работников и собственников предприятия.

4. Контролирующая: отслеживание динамики прибыли позволяет вносить коррективы в работу предприятия.

Система показателей прибыли.

В практике анализа и планирования прибыли различают следующие показатели:

1. Валовая прибыль = Выручка от реализации – Себестоимость проданных товаров (без НДС и акцизов).

2. Прибыль от продаж = Валовая прибыль – Коммерческие расходы – Управленческие расходы.

3. Прибыль до налогообложения = Прибыль от продаж + Операционные и внереализационные доходы – Операционные и внереализационные расходы.

4. Налогооблагаемая прибыль – это расчетная прибыль, определяемая в соответствии с правилами Налогового кодекса РФ, на которую начисляется налог на прибыль.

5. Чистая прибыль = Прибыль до налогообложения – Налог на прибыль

6. Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, – это чистая прибыль за вычетом уплаченных предприятием штрафов, неустоек и др.

7. Маржинальная прибыль = Выручка от реализации – Переменные расходы.

8. Средняя прибыль – это среднестатистическая прибыль среди предприятий данного района, отрасли, выпускающих однородную продукцию.

9. Максимальная прибыль – это прибыль, которая может быть получена при наиболее эффективном управлении предприятием.

10. Минимальная прибыль – это прибыль, ниже которой возможно ухудшение финансового состояния предприятия, потеря кредитоспособности.

11. Нормативная прибыль – это величина прибыли, которая может быть определена как норматив в финансовом разделе бизнес-плана.

В соответствии со ст. 247 Налогового кодекса РФ прибыль – это полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Основным документом, отражающим прибыль (убыток) предприятия, является Отчет о прибылях и убытках (форма № 2 годовой бухгалтерской отчетности предприятия).

При анализе прибыли предприятия следует иметь в виду следующее:

1. Не всегда предприятие, имеющее прибыль, располагает достаточным количеством денежных средств для осуществления текущей деятельности или инвестиций.

Это особенно вероятно при использовании метода начислений при определении выручки, когда существует разрыв между поставкой товаров и поступлением денежных средств от покупателей. Если покупатель обанкротится, то денег вообще не будет. Но продавец должен в своих бухгалтерских документах отразить полученную выручку и прибыль. Фактически у продавца возникает дебиторская задолженность, которая будет оплачена позже, однако уплата налогов должна быть произведена по факту реализации товаров, т.е сегодня.

Величина прибыли во многом зависит от принятой на предприятии учетной политики. Учетная политика – это принятые на предприятии правила учета доходов, расходов, начисления амортизации.

Распределение полученной предприятием прибыли осуществляется в следующем порядке:

1. Уплата налогов в федеральный, региональные и местные бюджеты.

2. Выплата части прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, собственникам предприятия в виде дивидендов.

3. Использование оставшейся прибыли для развития предприятия путем образования различных денежных фондов:

- фонда накопления – для финансирования инвестиций, модернизации производства;

- фонда потребления – для вознаграждения и мотивации труда, оказания материальной помощи работникам и др.;

- фонда социального развития – для реализации пенсионных и страховых программ, финансирования социально- культурных нужд трудового коллектива;

- резервного фонда – для покрытия убытков от текущей деятельности.

Методы планирования прибыли

Планирование прибыли – главная работа при разработке бизнес - плана предприятии. В условиях постоянной конкурентной борьбы решающим показателем, определяющим «судьбу» предприятия, является величина возрастающей прибыли.

Величина планируемой прибыли определяет перспективную жизнедеятельность предприятия:

– курс его акций,

– образование целевых денежных фондов и резервов,

– прирост основных и оборотных средств,

– материальное поощрение работников.

Планирование прибыли производится раздельно по видам деятельности предприятия:

1)прибыль от основной деятельности (продажа товаров, услуг, работ);

2) прибыль от операционной деятельности (получение и уплата процентов, доходы от участия в деятельности других предприятий и др.);

3) прибыль от внереализационной деятельности (по валютным операциям, операциям с ценными бумагами и др.).

Основные методы планирования прибыли:

1. Метод прямого счета.

2. Аналитический метод.

3. Метод нормативного планирования

Метод прямого счета – наиболее простой и быстрый в использовании.

Прибыль рассчитывается как разница между доходами и расходами по всем совершенным видам деятельности.

Пример. Финансист предприятия имеет следующие плановые данные:

– запланированные продажи 820 млн. руб. в год,
– полная себестоимость 510 млн. руб.,
– операционные доходы и расходы 2,3 и 1,8 млн. руб. соответственно,
– внереализационные доходы и расходы 1,4 и 0,8 млн. руб. соответственно

Требуется определить планируемую прибыль.

Рассчитаем прибыль по каждому виду деятельности предприятия:

Прибыль от основной деятельности = 820 млн. – 510 млн. =

= 310 млн. ( руб.).

Прибыль от операционной деятельности = 2,3 млн. – 1,8 млн. =

= 0,5 млн. (руб.).

Прибыль от внереализационной деятельности =

= 1,4 млн. – 0,8 млн. = 0,6 млн. (руб.)

Общая прибыль = 310 млн. + 0,5 млн. + 0,6 млн. ( руб.)

Данный метод используется при небольшом объеме и ассортименте производимой продукции.

Аналитический метод – используется при широкой и стабильной номенклатуре продукции, значительных объемах производства.

Методика планирования прибыли:

1. Определяются доходы предприятия в плановом периоде путем умножения доходов, полученных в отчетном периоде, на темп их роста в плановом периоде:

Доходы (пл.) = Доходы (отч.) * Троста (пл.).

2. Определяются расходы предприятия в плановом периоде отдельно по постоянным и переменным расходам. Переменные расходы увеличиваются пропорционально росту продаж:

Расходы (пл.) = Расходы (отч.) * Троста (пл.)

Постоянные расходы считаются неизменными.

3. Рассматриваются плановые расходы с учетом факторного анализа, т.е. с учетом действия факторов, которые могут увеличить или уменьшить планируемые расходы.

4. Определяется плановая прибыль.

Пример. Финансисту необходимо определить плановую прибыль по данным:

– в отчетном году доходы и расходы составили 530 и 370 млн. руб. соответственно, соотношение переменных и постоянных расходов составляет 70: 30;

– на планируемый период намечен рост продаж на 12 %;

– проведен анализ себестоимости в отчетном году, который выявил отклонение фактических расходов от плановых:

а) по материалам – экономия на 6 млн. руб.,

б) по оплате труда – перерасход на 2 млн. руб.,

в) в результате структурных сдвигов пользу более рентабельных видов продукции – экономия на 3 млн. руб.,

г) в результате роста цен на сырье – перерасход 2,8 млн. руб.,

д) по прочим расходам – перерасход на 1,1 млн. руб.

Решение:

Определим доходы в планируемом году:

Доходы (пл.) = 560 млн. * 1,12 = 627,2 млн.

1. Определим расходы в планируемом году:

а) Переменные расходы (отч.) = 370 млн. * 0,7 = 259 млн.

б) Переменные расходы (пл.) = 259 млн. * 1,12 = 290,08 млн.

в) Постоянные расходы (отч.) = 370 млн.- 259 млн. = 111 млн.

г) Общие расходы (пл.) = 290,08 млн. + 111 млн. = 401,08 млн.

2. Определим расходы в планируемом году с учетом данных анализа:

Расходы (пл.) = 401,08 – 6 + 2 – 3 + 2,8 – 1,1 =

= 395,78 ( млн. руб.).

3. Определим плановую прибыль:

Прибыль (пл.) = 627,2млн. – 395,78 млн. = 231,42 ( млн. руб.).

Метод нормативного планирования – основан на использовании системы нормативов по всем видам ресурсов.

Прибыль (пл.) = Выручка (пл.) –

– Нормативная себестоимость продукции.

Нормативы расходования основных видов ресурсов позволяют разработать наиболее эффективный план по прибыли. Кроме того, нормативы позволяют проводить сравнительный анализ фактически полученной прибыли с нормативным (эталонным) значением. Это дает возможность выявить отрицательные отклонения и разработать мероприятия по увеличению прибыли.

Точка безубыточности
и запас финансовой прочности

В условиях рыночной экономики среди показателей деятельности предприятия главное внимание уделяется выручке, расходам и прибыли.

Производитель должен ответить на вопрос, сколько нужно произвести продукции, чтобы получить запланированную прибыль? Или: на сколько можно сократить объем производства и затрат, чтобы сохранить прибыль? Таким образом, речь идет о запасе финансовой прочности. Данная проблема решается путем нахождения точки безубыточности (ТБ).

Безубыточность означает равенство доходов и расходов предприятия (т.е. прибыль = 0).

Ситуацию безубыточности можно выразить с помощью равенства:

В = VC + FC,

где В – выручка от реализации,

VC – общая величина переменных затрат,

FC – общая величина постоянных затрат.

Используем очевидные равенства:

В = р* Q,

где р – цена товара,

Q – количество проданных товаров.

VC = v * Q,

где v – переменные затраты на одно изделие,

Q – количество произведенных изделий.

Подставим эти равенства в уравнение безубыточности:

р*Q = Q *v + FC.

Преобразуем уравнение:

p*Q – v*Q = FC,

Q (p – v) =FC, и, наконец, Q = FC / (p – v)/.

В последнем выражении Q – это точка безубыточности (ТБ).

Итак, точка безубыточности – это такое количество произведенных изделий, при котором прибыль = 0 (но нет и убытка ).

Точка безубыточности, умноженная на цену изделия, дает безубыточную выручку:

Безубыточная выручка = p*Q,

где Q – точка безубыточности.

Рассмотрим пример для пояснения:

Показатель На весь объем продукции, млн.руб. На одно изделие, руб.
1.Выручка от продажи 10 000 шт.
2. Переменные затраты 5,2
3.Маржинальная прибыль 4,8
4. Постоянные затраты 3,0
5.Прибыль 1,8

Определим ТБ для данного предприятия:

ТБ = FC / (p-v) = 3 000 000 / (1 000 – 520) = 6250 шт.

Безубыточные продажи = 6250 * 1 000 руб. = 6,25 млн. руб.

Итак, если предприятие будет производить менее 6250 шт. изделий, оно будет убыточным. При производстве более 6250 шт. предприятие будет получать прибыль.

Покажем, как можно использовать точку безубыточности в процессе планирования и управления прибылью.

Случай 1. Определение объема производства для получения запланированной прибыли.

Предприятие продает продукцию по цене 200 руб. за единицу, переменные расходы в единице продукции – 120 руб. Общие постоянные расходы – 30 млн. руб. Маржинальная прибыль (МП) от производства одного изделия составляет 80 рублей. Финансист предприятия запланировал на следующий год прибыль в размере 6 млн. руб.. Требуется определить объем производства и реализации для достижения запланированной прибыли.

Решение:

Очевидно, справедливо равенство:

МП = FC + Пр,

где МП – общая маржинальная прибыль,

Пр – прибыль от продаж.

Разделим обе части равенства на одно и то же число – МП на одно изделие (80 руб.)

Получим выражение

МП/ МПед. = (FC + Пр) / МПед.

Очевидно, что МП/ МПед = Q (т.е. количеству произведенных изделий).

Подставим значения:

Q = (FC+ Пр) / МПед. = (3 млн. + 6 млн.)/80 руб. = 450 000 шт.

Итак, для получения прибыли в размере 6 млн. руб. предприятие должно произвести и продать 450 000 шт. изделий. Соответственно выручка составит 450 000 шт.* 200 руб. = 90 млн. руб.

Проверим решение:

1. Определим общую плановую выручку 450 000 шт.* 200 руб. = 90 млн. руб.;

2. Определим общие переменные расходы 450 000 шт.* 120 руб. = 54 млн. руб.;

3. Определим общую маржинальную прибыль 90 млн.-54 млн. = 36 млн. руб.;

4. Общие постоянные расходы -30 млн. руб.;

5. Определим плановую прибыль 36 млн.- 30 млн. = 6 млн. руб.

Случай 2. Выбор ассортимента производимой продукции.

Предприятие рассматривает вопрос о возможности включения в производственную программу выпуска изделия, которое характеризуется следующими показателями:

– планируемые продажи Q = 1 000 шт.,

– цена изделия р = 3 000 руб.,

– общие переменные расходы VC =500 000 руб.,

– общие постоянные расходы FC = 800 000 руб.

Заказчик согласен купить весь выпуск, т.е. 1 000 шт.

Необходимо решить, следует ли принять заказ и включить его в производственную программу или отказать заказчику.

Решение:

1. Определим точку безубыточности заказа:

ТБ = FC / (p – v).

Для этого определим сначала переменные затраты на одно изделие:

v = VC/ Q, v = 500 000/ 1 000 = 500 руб.,

следовательно, ТБ = 800 000 / (3 000 – 500) = 320 шт.

Итак, чтобы заказ был выгоден, т.е. приносил прибыль, нужно произвести не менее 320 шт. Заказчик же готов купить 1 000 шт. Следовательно, данный заказ выгоден, его стоит включить в производственную программу.

2. Определим маржинальную прибыль от производства 1 000 шт.:

МП = Выручка – VC, Выручка = 1 000 шт.* 3 000 руб. = 3 млн. руб.

МП = 3 млн. руб. – 500 000 руб. = 2 500 000 руб.

3. Определим прибыль от производства 1 000 шт.:

Прибыль = МП – FC,

Прибыль = 2 500 000 – 800 000 = 1 700 000 руб.

Вывод: предприятие имеет достаточный запас финансовой прочности. Для получения прибыли нужно произвести и продать не менее 320 шт. на сумму 960 000 руб. (320 * 3 000 руб.). Заказчик же согласен купить 1 000 шт. на сумму 3 000 000 руб. Следовательно, запас финансовой прочности составляет: 3 000 000 руб. – 960 000 руб. = 2 040 000 руб.

Случай 3. Планирование объема производства и прибыли.

Известно, что предприятие «Песок – цемент» за последние два года имело следующие показатели:

Показатель 1-й год 2-й год
1. Выручка от автоперевозок, тыс. руб. 6 700 8 850
2.Себестоимость перевозок, тыс.руб. 9 600 11 400
3. Объем перевозок, тыс.т

Очевидно, компания испытывает серьезные затруднения. Какое решение следует принять руководству в этой ситуации?

В данном случае вновь можно воспользоваться точкой безубыточности.

Решение:

1. Определим цену перевозок 1 т:

1-й год -6 700 тыс. руб. / 340 т = 19,7 руб.

2-й год- 8 850 тыс. руб./ 500 т = 17,7 руб.

2.Определим себестоимость перевозки одной т:

1-й год- 9 600 тыс. руб./ 340 т = 28, 23 руб.

2-й год - 11 400 тыс. руб. / 500 т = 22, 8 руб.

3.Составим систему очевидных уравнений:

28,23 = v + FC/340

22,8 = v + FC/ 500 (вспомним, что себестоимость =

= переменные постоянные затраты).

4. Решим систему уравнений и получим следующие значения неизвестных:

v = 11,3 руб., FC= 5 756,2 тыс. руб.

5. Рассчитаем точку безубыточности для 2-го года:

ТБ = FC / (p – v), ТБ = 5 756,2 / (17,7 – 11,3) = 900 (т).

Вывод: для преодоления кризиса компании следует увеличить объем грузоперевозок до 900 т в год.

Вопросы для самоконтроля

1.Назовите функции, которые выполняет прибыль в экономическом процессе.

2.Дайте характеристику системы показателей прибыли. Для чего используется тот или иной показатель?

3.Как зависит величина прибыли от принятой на предприятии учетной политики?

4.Каков механизм распределения и использования прибыли на предприятии?

5.Дайте характеристику основных методов планирования прибыли. В каких случаях используется тот или иной метод?

6.В чем заключается концепция безубыточности производства? Как рассчитать точку безубыточности? В чем ее экономический смысл?

7.Как можно использовать концепцию безубыточности в процессе планирования и управления предприятием?

8.Как определить запас финансовой прочности предприятия?


ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Тема 4

План

Наши рекомендации