Финансовые особенности предприятий различных организационно-правовых форм.

1. Содержание, структура
и функции финансов организации

Финансы организации – это экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов предприятий различных форм собственности.

В условиях рыночных отношений вопрос о состоянии финансов предприятия интересует всех участников хозяйственного процесса:

1. Менеджеров предприятия – они должны четко представлять себе, за счет каких финансовых ресурсов будет осуществляться хозяйственная деятельность предприятия, какие сферы применения капитала будут использоваться, какова эффективность использования финансовых средств.

2. Собственников предприятия (в том числе акционеров) – они вложили свои средства и хотят знать: какова от них отдача, нет ли угрозы, потерять капитал.

3. Партнеров по бизнесу – им важно знать, способно ли предприятие вовремя выполнять свои финансовые обязательства: оплачивать поставленные ресурсы, возвращать кредиты и др.

4. Государство – его интересует своевременность внесения налогов в государственный бюджет, взносов во внебюджетные фонды и т.д.

5. Работников предприятия – они должны быть уверены в своевременности выплаты заработной платы, обеспечении социальных гарантий со стороны работодателя.

Таким образом, забота о финансовом состоянии предприятия является первоочередной задачей всей производственно-коммерческой деятельности предприятия.

Условиями эффективного функционирования финансов предприятия следует считать:

1. Многообразие форм предпринимательской деятельности.

2. Наличие развитых рынков товаров, ресурсов, труда, капитала.

3. Свобода предпринимательства и свобода выбора.

4. Свободное ценообразование и наличие конкуренции.

5. Ограниченное вмешательство государства в хозяйственную деятельность предприятия.

6. Наличие правовой базы рыночной экономики.

По структуре финансовые отношения предприятия делятся на 4 группы отношений:

1. Отношения с другими предприятиями (покупателями, поставщиками, подрядчиками, торговыми, транспортными организациями и проч.) Они возникают по поводу купли-продажи товаров, услуг, ресурсов. Это самая большая по объему совершаемых денежных платежей группа финансовых отношений. Их роль первична, т.к. именно в процессе этих отношений создается выручка, формируются доходы и прибыль предприятия.

2. Отношения внутри предприятия (между цехами, филиалами, между работниками и администрацией). Это отношения возникают по поводу оплаты труда, распределения и использования прибыли, формирования оборотных средств предприятия и др. Роль этих отношений состоит в том, чтобы создать эффективные стимулы и материальную ответственность за качественное выполнение принятых обязательств.

3. Отношения с вышестоящими организациями. Эти отношения возникают в процессе формирования и использования централизованных денежных фондов.

4. Отношения с финансово-кредитной сферой. Эти отношения многообразны, поэтому их, в свою очередь, делят на 4 группы:

а) отношения с бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами. Эти отношения возникают по поводу перечисления в бюджеты налогов и сборов, внесения обязательных платежей в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования и т.п.;

б) отношения с банками. Эти отношения связаны с организацией безналичных расчетов, получением и возвратом ссуды и др.;

в) отношения со страховыми компаниями – по поводу перечисления средств на социальное и медицинское страхование, на страхование имущества предприятия и т.д.;

г) отношения с рынком ценных бумаг.

Все названные группы отношений имеют 2 общие черты:

1.Они имеют денежную форму, т.е. на практике выступают как совокупность выплат и поступлений денежных средств.

2.Возникают как результат определенных хозяйственных операций. Поэтому состояние финансов предприятия определяется состоянием его производственно-хозяйственной деятельности. Хотя справедливо и обратное: правильная организация финансов предприятия является залогом его успешной хозяйственной деятельности.

Сущность финансов организации проявляется в выполняемых ими функциях.

Выделяют 4 функции финансов предприятия:

1. Воспроизводственная.

2. Оперативная.

3. Распределительная.

4. Контрольная.

Воспроизводственная функция состоит в обеспечении сбалансированности потребности предприятия в материальных и трудовых ресурсах с имеющимися у него финансовыми ресурсами на всех стадиях воспроизводственного процесса. На практике эта функция состоит в поиске доступных, надежных и относительно дешевых источников финансирования.

Оперативная функция состоит в текущем обеспечении предприятия денежными средствами для его нормального функционирования. На практике эта функция означает выбор наиболее подходящей для предприятия формы расчетов и платежей, контроль за выполнением краткосрочных обязательств, постоянную работу с дебиторами и другими должниками.

Распределительная функция – состоит в распределении финансовых ресурсов предприятия по различным денежным фондам, каждый из которых имеет строго целевое назначение. К таким фондам в первую очередь относятся:

а) Фонд возмещения. Этот денежный фонд формируется из выручки от продажи товаров и предназначен для возмещения материальных затрат, понесенных предприятием в процессе производства и реализации товаров и услуг.

б) Фонд оплаты труда. Он также формируется из выручки и предназначен для оплаты труда, а также стимулирующих и компенсационных выплат работникам.

в) Фонды, формируемые из прибыли предприятия. В целом прибыль является объектом разнообразных распределительных отношений. К наиболее важным денежным фондам, формируемым из прибыли предприятия, относятся:

– фонд накопления (предназначен для создания нового имущества предприятия);

– фонд потребления (предназначен для финансирования социально-культурных нужд трудового коллектива);

– резервный фонд (предназначен для покрытия убытков от текущей деятельности).

Следует отметить, что предприятие самостоятельно определяет количество создаваемых фондов, порядок их формирования и использования.

Контрольная функция состоит в контроле за реальным денежным оборотом и формированием денежных фондов. На практике эта функция реализуется следующим образом:

-контроль за реализацией стратегии финансирования предприятия;

-контроль за правильным формированием, целевым и эффективным использованием денежных фондов;

-контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов.

Для реализации этой функции на предприятии разрабатываются нормативы, которые определяют размер денежных фондов и источники их формирования.

2. Финансовые ресурсы предприятия:
сущность, состав, источники

Финансовые ресурсы предприятия – это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия.

Финансовые ресурсы используются для:

1) финансирования производственно-торгового процесса (покупка ресурсов, оплата труда)

2) содержания объектов непроизводственной сферы (жилье, столовые, базы отдыха и др.);

3) потребления (премирование работников, оказание материальной помощи и др.).

4) формирования резервов.

Та часть финансовых ресурсов, которая используется для финансирования производственно-торгового процесса, представляет собой КАПИТАЛ предприятия. Денежные средства, вкладываемые в производственно-торговый процесс, не затрачиваются окончательно, а лишь авансируются. Это значит, что после завершения движения они возвращаются предприятию с дополнительным доходом. Капитал – это стоимость, приносящая добавочную стоимость. Остальные части финансовых ресурсов затрачиваются окончательно, т.е. обратно не возвращаются (образно говоря, «проедаются»).

По структуре капитал предприятия состоит из 2х частей:

1.Основной капитал.

2. Оборотный капитал.

Основной капитал – это денежные средства, вложенные в основные производственные фонды (ОПФ) и нематериальные активы (НА).

ОПФ – средства труда, которые многократно используются в хозяйственном процессе без изменения при этом их натурально-вещественной формы.

К ним относятся средства труда со сроком службы более 1 года (здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и т.п.).

Стоимость ОПФ переносится на стоимость производимого продукта по частям по мере износа и возвращается предприятию после реализации произведенной продукции в составе выручки. Этот процесс называется АМОРТИЗАЦИЕЙ. Часть выручки, равная амортизационным отчислениям, накапливается и впоследствии используется для замены изношенных элементов ОПФ.

НА – это средства, вложенные в нематериальные объекты, которые также используются в течение длительного времени и приносят доход. К ним относятся:

1.Права пользования (земельными участками, природными ресурсами).

2. Объекты интеллектуальной собственности (патенты, лицензии, авторские права).

3. Программное обеспечение.

4. Монопольные права и привилегии.

5. Организационные расходы (плата за государственную регистрацию предприятия, покупка лицензии и др.).

6. Зарегистрированные торговые марки, товарные знаки.

Нематериальные активы по характеру их применения в хозяйственном процессе схожи с ОПФ. Они также используются в течение длительного времени и с течением времени большая их часть теряет свою стоимость. Особенностью же их является отсутствие материально-вещественной формы, сложность определения стоимости, неясности при установлении прибыли от их применения.

Оборотный капитал – это средства предприятия, вложенные в оборотные фонды и фонды обращения.

Оборотные фонды – это предметы труда, которые принимают однократное участие в процессе производства, изменяя при этом свою натурально-вещественную форму (сырье, материалы, полуфабрикаты, незавершенное производство и др.).

Их стоимость полностью переносится на произведенный продукт и возвращается предприятию после его реализации.

Фонды обращения – это средства предприятия, обслуживающие процесс реализации товаров. К ним относятся:

1.Произведенная, но не проданная продукция.

2. Товары, купленные для перепродажи.

3. Денежные средства:

– наличные в кассе предприятия,

– средства на счетах в банках,

– средства в расчетах (дебиторская задолженность покупателей).

Источники финансовых ресурсов предприятия можно разделить на 4 группы:

1.Собственные источники – это те, которые принадлежат предприятию на правах собственности. К ним относятся:

а) уставный капитал – средства, внесенные собственниками предприятия для обеспечения его уставной деятельности;

б) амортизационные отчисления;

в) прибыль.

2. Заемные источники – это средства кредиторов, они подлежат возврату в строго определенный срок с уплатой процента. К ним относятся:

а) Коммерческий кредит.

б) Банковский кредит.

в) Кредиты небанковских финансовых учреждений.

г) Инвестиционный налоговый кредит.

3. Привлеченные источники – это средства других предприятий и банков, постоянно находящиеся в хозяйственном обороте предприятия. К ним относятся:

а) Средства, полученные в порядке долевого участия в деятельности предприятия.

б) Средства от эмиссии ценных бумаг.

в) Страховые возмещения и др.

4. Ассигнования из бюджета и внебюджетных фондов.

Доля различных источников в общей сумме финансовых ресурсов называется структурой капитала предприятия.

3. Предпринимательская деятельность –
основа финансов предприятия

В условиях рыночной экономики финансы предприятия обеспечивают эффективное осуществление предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность (ПД) – это деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.

ПД осуществляется зарегистрированным в качестве предпринимателя лицом. На современном этапе ПД породила новую систему ценностей в обществе, изменила приоритеты, тенденции развития.

ПД состоит из 4х четко выраженных стадий:

1.Поиск новой идеи и её оценка.

2. Составление бизнес-плана.

3. Поиск новых ресурсов.

4. Управление созданным предприятием.

ПД может осуществляться как самим собственником ресурсов, так и субъектом, управляющим его имуществом на законных основаниях. В этом случае отношения между собственником и управляющим (предпринимателем) оформляются соответствующим договором. Этот договор наделяет предпринимателя следующими правами:

1. Без доверенности действовать от имени предприятия.

2. Представлять интересы предприятия во всех инстанциях.

3. Осуществлять всю административную деятельность, вести переписку и оперативную работу от имени предприятия.

4. Заключать сделки, договоры.

5. Открывать в банках счета.

6. Использовать денежные средства предприятия для финансирования затрат, связанных с его деятельностью.

К обязанностям предпринимателя относится:

1.Руководство и организация работы предприятия.

2.Организация и выполнение текущих и стратегических плановых заданий.

3. Обеспечение платежеспособности предприятия и ликвидности его активов.

4. Регулярная отчетность перед собственниками о результатах хозяйственной деятельности.

5. Соблюдение законности в деятельности предприятия.

6. Сохранение коммерческой тайны, конфиденциальности информации, относящейся к деятельности предприятия.

7. Своевременное представление бухгалтерской и финансовой отчетности в налоговые и финансовые органы, банки, органы статистики.

8. Выполнение налоговых обязательств в порядке и размерах, определенных законодательством.

9. Содействие рекламе.

Неисполнение предпринимателем своих обязательств служит основой для расторжения договора по инициативе собственника имущества. При этом предприниматель возмещает причиненный материальный ущерб.

Если предприниматель и собственник имущества - одно лицо, то ему принадлежит право ведения ПД путем учреждения или приобретения предприятия, найма и увольнения работников, полного распоряжения прибылью после выполнения обязательств перед бюджетом и банками.

Практически не существует каких-либо ограничений на виды ПД, ассортимент производимых товаров, процесс ценообразования, на использование прибыли. Исключение составляют те виды ПД, которые подлежат обязательному лицензированию. Перечень таких видов деятельности определяет правительство.

Лицензии на ведение ПД даются в бланковой форме. Бланки являются документами строгой отчетности и имеют степень защиты (подобно ценным бумагам).

В лицензии указывается:

- наименование органа, выдавшего лицензию;

- наименование и юридический адрес получателя лицензии (физическое лицо указывает ФИО и паспортные данные);

- вид деятельности, который разрешается данной лицензией;

- срок действия лицензии;

- регистрационный номер лицензии и дата ее выдачи.

Для получения лицензии необходимы следующие документы:

- заявление с указанием организационно-правовой формы предприятия, вида деятельности, запрашиваемого срока лицензии, номера расчетного счета в банке;

- копия учредительных документов, заверенных нотариусом;

- копия свидетельства о государственной регистрации предприятия;

- документ, подтверждающий оплату (плата за выдачу лицензии поступает в бюджет);

- справка налогового органа о постановке на налоговый учет.

Решение о выдаче лицензии (или отказе) принимается в течение 30 дней со дня представления всех документов. Для выдачи лицензии может потребоваться проведение дополнительной экспертизы.

Срок действия лицензии зависит от специфики ПД, но не менее 3х лет (если заявитель не указал меньший срок).

Лицензия не может быть передана другому лицу. В то же время лицензия может быть переоформлена при реорганизации предприятия (или изменении паспортных данных физического лица).

Действие лицензии может быть приостановлено (или лицензия может быть аннулирована) по одной из причин:

- заявление самого предпринимателя;

- обнаружение недостоверных данных, представленных в лицензирующий орган;

- невыполнение владельцем лицензии предписаний государственных органов;

- ликвидация предприятия.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ ПД могут вести физические и юридические лица.

Юридическое лицо – это организация, прошедшая государственную регистрацию, которая отвечает следующим требованиям:

- имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом;

- может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права и ответственность;

- быть истцом и ответчиком в суде;

- иметь самостоятельный баланс.

Юридические лица могут быть коммерческими и некоммерческими организациями.

Коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли. Коммерческие организации создаются в следующих организационно-правовых формах:

-хозяйственное товарищество;

-хозяйственное общество;

-унитарное предприятие.

Некоммерческие организации не имеют прибыли в качестве цели своей деятельности. Они создаются в форме:

-потребительского кооператива граждан;

-общественных или религиозных объединений;

-благотворительных фондов и др.

Организационно-правовая форма коммерческих организаций определяет их финансовые особенности. Рассмотрим их далее.

4. Финансовые особенности предприятий
различных организационно-правовых форм

Хозяйственное товарищество

Возможны 2 варианта: полное товарищество (ПТ) и товарищество на вере (ТНВ).

Финансовые особенности ПТ

Полное товарищество (ПТ) – это товарищество, участники которого занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Участниками ПТ могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации.

Финансовые взаимоотношения между участниками ПТ регулируются Учредительным договором между участниками. В нем содержится следующая финансовая информация:

- размер и состав уставного капитала;

- размер доли каждого участника и порядок ее изменения;

- срок и порядок внесения вкладов;

- мера ответственности каждого из участников за нарушение обязательств по внесению вклада

В момент государственной регистрации участники вносят не менее ½ вклада. Остальное – в сроки, установленные Учредительным договором. С невнесенной вовремя суммы уплачивается штраф, а также возмещается причиненный вследствие этого материальный ущерб.

Доля в уставном капитале не оказывает влияния на права участников ПТ: на общем собрании каждый участник имеет 1 голос. Вместе с тем доля участника в уставном капитале определяет его долю в имуществе ПТ, которую он получит в случае выбытия. После выбытия одного из участников ПТ может продолжать свою деятельность или прекратить существование – это оговаривается в Учредительном договоре. Выбытие одного из участников требует внесения изменения в уставный капитал. Если Уставный капитал не меняется, то оставшиеся участники вносят ту сумму, которая была выплачена выбывшему участнику.

Прибыли (убытки), образующиеся в результате хозяйственной деятельности ПТ, распределяются между его участниками пропорционально сделанным ими взносам ( пропорционально доле каждого участника в уставном капитале).

Главная финансовая особенность ПТ – признание солидарной ответственности по обязательствам ПТ всем принадлежащим ему имуществом независимо от размера вклада в уставный капитал. Солидарная ответственность означает, что кредитор вправе требовать исполнения обязательств как от всех участников ПТ, так и от каждого из них в отдельности (если кредитор не получил полного удовлетворения своих требований от одного из должников, он имеет право требовать недополученное от других участников ПТ). Более того, участники отвечают по своим долгам не только имуществом ПТ, но и своим личным имуществом.

Финансовые особенности товарищества на вере (ТНВ)

ТНВ – это товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность, имеется один или несколько участников-вкладчиков, которые не принимают участия в ПД и несут риск убытков только в пределах внесенных ими вкладов. Вкладчиками могут быть как юридические, так и физические лица.

Правовое положение участников в ТНВ аналогично положению членов полного товарищества, т.е. они:

-занимаются предпринимательской деятельностью от имени ПТ;

-участвуют в управлении ПТ;

-несут полную солидарную ответственность по долгам и обязательствам ПТ.

Вкладчики же не участвуют в предпринимательской деятельности. Они лишь внесли определенную сумму денег в капитал товарищества и рассчитывают получить процент на вложенный капитал.

Взаимоотношения между вкладчиком и ТНВ регулируются Индивидуальным договором, в котором оговаривается:

- внесенная вкладчиком сумма денег;

- срок вклада;

- величина процента, выплачиваемого из прибыли ТНВ.

Вкладчики при выходе из ТНВ получают назад свой вклад; они не имеют права на получение части имущества.

Хозяйственное общество

Возможны 2 варианта: общество с ограниченной ответственность (ООО) и акционерное общество (АО).

Финансовые особенности ООО

Финансовые особенности ООО определены ГК РФ, а также законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».

ООО – это хозяйственное общество, учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли, размер которых зафиксирован в учредительных документах.

Участниками ООО могут быть граждане и юридические лица. Число членов ООО – не более 50. Финансовые взаимоотношения между участниками ООО регулируются Учредительным договором и уставом.

Уставный капитал ООО формируется из вкладов учредителей. В качестве вкладов могут быть:

– денежные средства;

– ценные бумаги;

– материальные ценности;

– имущественные права;

– нематериальные активы.

Минимальный размер уставного капитала ООО – 100 МРОТ (минимальных размеров оплаты труда на момент государственной регистрации ООО). На момент государственной регистрации ООО уставный капитал должен быть оплачен наполовину.

Размер доли каждого участника ООО определяется в процентах.

Доля (%) = Размер вклада / Уставный капитал *100%.

Доля в уставном капитале определяет правовое положение участника ООО:

1.Количество голосов, которое имеет участник на общем собрании (напр., доля в 25% дает 25 голосов из 100).

2.Величина прибыли (или убытка), которую получит участник.

3.Доля в имуществе, которую получит участник при выходе из ООО.

Главная финансовая особенность ООО – участники ООО не отвечают по его долгам и обязательствам и несут риск убытков только в пределах размера внесенных ими вкладов. Это значит, что при банкротстве ООО личное имущество участников не пострадает.

Общее собрание участников ООО может принять решение об увеличении уставного капитала за счет внесения дополнительных вкладов участниками ООО. Общее собрание определяет общую стоимость дополнительных вкладов. Размер дополнительного вклада определяется пропорционально доле каждого участника в уставном капитале. Дополнительные вклады вносятся в течение 2 месяцев. В учредительных документах вносятся соответствующие изменения, изменения подлежат государственной регистрации.

Уставный капитал может быть увеличен за счет вкладов, которые вносят новые члены ООО. Новый участник подает заявление, в котором указывает размер и состав вклада, порядок и срок внесения. Если положительное решение принято общим собранием единогласно, то вносятся соответствующие решения в учредительные документы.

Изменение уставного капитала может быть и в сторону его уменьшения. Это происходит, если по окончании 2-го и каждого последующего года стоимость чистых активов ООО меньше уставного капитала.

Чистые активы = Общая сумма активов – Общая сумма обязательств.

Таким образом, для финансового состояния ООО контроль за величиной чистых активов имеет важное значение. Если стоимость чистых активов меньше величины уставного капитала, уставный капитал должен быть уменьшен до величины чистых активов либо ООО ликвидируется.

ООО ежеквартально (1 раз в полгода, 1 раз в год) принимает решение о распределении чистой прибыли.

Прибыль распределяется пропорционально доле каждого участника в уставном капитале.

Финансист должен знать, что существуют законодательные ограничения в распределении прибыли ООО. Решение о распределении прибыли между участниками не может быть принято:

1. до полной оплаты всего уставного капитала;

2. в случае, если общество отвечает признакам несостоятельности;

3. в случае, если на момент принятия решения о распределении прибыли стоимость чистых активов меньше величины уставного капитала.

Когда эти причины устранены, то решение о распределении прибыли может быть принято.

Порядок распределения прибыли, состав, структура и размер целевых фондов, формируемых из прибыли, определяется уставом ООО.

ООО может привлекать дополнительные источники финансирования, например – проведение облигационных займов. Размер займа не должен превышать размера уставного капитала. ООО может размещать облигационные займы не ранее 3-го года существования общества (при условии, что 2 предыдущих годовых балансовых отчета были утверждены).

Финансовые особенности АО

АО имеют наиболее сложную внутреннюю систему функционирования. Деятельность АО регулируется Федеральным законом «Об акционерных обществах».

АО – это коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное количество акций, удостоверяющих обязательные права их владельцев по отношению к АО.

Главная финансовая особенность АО: акционеры не отвечают по долгам и обязательствам АО и несут риск убытков в пределах принадлежащих им акций.

АО может быть закрытого (ЗАО) и открытого (ОАО) типа.

Финансовые особенности ЗАО:

1.Акции распространяются только среди его учредителей (или заранее определенного круга лиц).

2. Акции не поступают в открытую продажу.

3. Число акционеров не более 50.

Финансовые особенности ОАО

1.Акционеры могут распоряжаться своими акциями без согласия других акционеров.

2. ОАО может проводить открытую продажу своих акций.

3. ОАО не имеет ограничений по числу акционеров.

Финансовые аспекты учреждения АО

АО создается путем его учреждения по решению общего собрания учредителей. При этом решение должно быть принято единогласно.

Единственный учредительный документ – устав АО. В уставе содержится следующая финансовая информация:

-полное и сокращенное фирменное название и местонахождение;

- тип ОА (закрытое или открытое);

- количество, номинальная стоимость, категория акций, размещаемых АО;

- размер уставного капитала;

- права акционеров;

- структура и компетенция органов управления;

- порядок подготовки и проведения общего собрания.

Уставный капитал АО составляется из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами. При учреждении АО все его акции должны быть выкуплены учредителями. Минимальный размер уставного капитала определяется Законом:

-для ЗАО не менее 100 МРОТ;

-для ОАО не менее 1000 МРОТ.

Номинальная стоимость всех акций одинакова.

В момент учреждения АО акции выкупаются учредителями по номиналу, при повторных эмиссиях оплата акций производится по текущей рыночной цене.

Выплата дивидендов

Акции являются ценными бумагами, дающими право на получение дивидендов. Дивиденд выплачивается в денежной форме. Источник выплаты дивидендов – чистая прибыль за текущий год.

Решение о выплате дивидендов, их размере и порядке выплаты принимается общим собранием. Для каждой выплаты совет директоров составляет список лиц, имеющих право на получение дивидендов. Существуют законодательные ограничения на выплату дивидендов (как и в случае ООО). АО не вправе принимать решение о распределении чистой прибыли между акционерами при следующих условиях:

- до полной оплаты всего уставного капитала;

- если на момент выплаты дивидендов АО отвечает признакам несостоятельности;

- если стоимость чистых активов АО меньше величины его уставного капитала.

АО может увеличить свои финансовые ресурсы путем выпуска облигаций. В отличие от акций, облигации не увеличивают уставного капитала АО. Облигации выпускаются для решения конкретных финансовых проблем. По истечении определенного срока облигации выкупаются с выплатой определенного процента.

Финансовые проблемы ликвидации АО

АО может быть ликвидировано добровольно или по решению суда.

Процедура ликвидации такова:

1. Совет директоров АО выносит на общее собрание вопрос о ликвидации АО. Назначается ликвидационная комиссия, к ней переходят все права по управлению АО, в частности, она должна сообщить в печати о порядке и сроках предъявления требований кредиторами.

2. Ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражено имущество ликвидируемого АО. Баланс утверждается общим собранием.

3. Если имеющихся денежных средств АО недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества АО с публичных торгов.

4. Выплаты кредиторам осуществляются в следующем порядке:

а) выплаты гражданам, перед которыми АО несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью;

б) выплата выходных пособий и оплата труда лицам, работающим по трудовому договору;

в) выплаты кредиторам по обязательствам, обеспеченным залогом имущества;

г) платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

Следует иметь в виду, что требования каждой очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

5. После расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, где отражается оставшееся имущество.

6. Оставшееся имущество распределяется между акционерами по следующей очереди:

– выплата начисленных, но не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям;

– выплата держателям привилегированных акций;

– распределение оставшегося имущества между держателями простых акций.

Следует учесть, что если оставшегося после расчетов с кредиторами имущества недостаточно для всех выплат (п.6), то это имущество распределяется между владельцами привилегированных акций пропорционально количеству акций. При этом владельцы простых акций не получают ничего.

Финансы унитарных предприятий

Финансовые особенности унитарных предприятий обусловлены отсутствием права собственности на закрепленное за ними имущество.

Имущество унитарного предприятия НЕДЕЛИМО и не распадается на доли или вклады работников.

Имущество унитарного предприятия является государственной собственностью.

Различают 2 типа унитарных предприятий:

Наши рекомендации