Раздел Y. Информационно-методическая часть
литература
Основная:
1. Велесько, Е. И. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / Е. И. Велесько, П. П. Логинов, А. А. Неправский – Мн.: Изд. центр БГУ, 2003. — 271 с.
2. Володькина, М. В. Стратегический менеджмент: учеб. пособие для вузов / М. В. Володькина. — Киев: Знання-Прес, 2002. — 149 с.
3. Левченко, Е.А. Стратегический менеджмент : учеб.-метод. пособие по специальности «Экономика и управление на предприятии» / Е.А.Левченко, О.В.Ежель; Белкоопсоюз, Белорус.торг.-экон.ун-т потребительской кооперации.- Гомель: БелГУТ, 2010, - 261 с.
4. Левченко, Е.А. Стратегический менеджмент: курс лекций по специальности «Менеджмент» и «Экономика и управление на предприятии» / Е.А.Левченко, О.В.Ежель – Гомель: Учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2007. – 172 с.
5. Люкшинов, А. Н. Стратегический менеджмент: учеб. пособие для вузов / А. Н. Люкшинов — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 375 с.
6. Маркова, В. Д. Стратегический менеджмент: курс лекций / В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000. — 288 с.
7. Панов, А. И. Стратегический менеджмент: учеб. пособие для вузов / А. И. Панов, И. О. Коробейников — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 285 с.
8. Стратегический менеджмент: учеб. пособие для вузов / Под ред. А. Н. Петрова. СПб. Питер, 2005. — 496 с.
9. Томпсон, А. А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: учеб. для вузов. Пер. с 9-го англ. изд. / А. А. Томпсон., мл., III, А. Дж. Стрикленд. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 412 с.
10. Фатхутдинов, Р. А. Стратегический менеджмент: учеб. пособие для вузов / Р. А. Фатхутдинов — М.: Из-во «Дело», 2001. — 304 с.
Дополнительная:
1. Аналоуи, Фархад. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий : учебник : Пер. с англ. / Ф. Аналоуи, А. Карами. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 400 с.
2. Анискин, Ю. П. Планирование и контроллинг: учеб. для вузов / Ю. П. Анискин, А. М. Павлова. — М.: Омега-Л, 2003. — 280 с.
3. Аниськова, О. Разработка стратегии деятельности предприятия торговли / О. Аниськова // Маркетинг. — 2003. — № 3. — С. 91-96.
4. Архипов, В. Основные достижения в развитии технологии стратегического планирования компаний / В. Архипов // Проблемы теории и практики управления. — 2004. — № 5. — С. 112-118.
5. Аткина, Н. А. Стратегическое планирование использования рыночного потенциала предприятия / Н. А. Аткина, В. Л. Ханжена, Е. В. Понов // Менеджмент в России и за рубежом. — 2003. — № 2. — С. 3-12.
6. Бизнес-планирование: учебник / Под ред. В. М. Попова, С. И. Ляпунова. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 672 с.
7. Блинов, А. О. Имидж организации как фактор ее конкурентоспособности / А. О. Блинов, В. Я. Захаров // Менеджмент в России и за рубежом. — 2003. — № 4. — С. 35-44.
8. Болдычева, А. Г. Определение стратегии экономического развития предприятия / А. Г. Болдычева, Т. М. Панченко // Пищ. пром-сть. — 2004. — № 6. — С. 30-32.
9. Бонцевич, Н. В. Классические методы стратегического планирования предприятия / Н. В. Бонцевич, С. В. Федоров // Экономика. Финансы. Упр. — 2003. — № 12. — С. 16-22.
10. Вахрушина, М. А. Управленческий анализ. Выбор оптимального решения / М. А. Вахрушина. — М.: Омега-Л, 2004. — 432 с.
11. Вашко, И. М. Разработка программ развития инновационного предпринимательства как средства реализации инновационной стратегии / И. М. Вашко // Пробл. упр. — 2003. — № 1 (январь-март). — С. 68-74.
12. Вечер, Д. В. Формирование стратегических потенциалов предприятия / Д. В. Вечер // Экономика. Финансы. Упр. — 2003. — № 12. — С. 23-26.
13. Глубокий, С. Традиционные и новые подходы к формированию и реализации ценовой стратегии / С. Глубокий // Маркетинг, реклама и сбыт ( Прил. к журн. "Экономика. Финансы. Упр."). — 2004. — № 2 (февр.). — С. 20-42.
14. Горемыкин, В.А. Стратегия развития предприятия : учеб. пособ. / В.А. Горемыкин, Н.В. Нестерова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 594 с.
15. Гурков, И. Б. Стратегическая архитектура конкурентоспособной фирмы: (по результатам широкомасштабного опроса руководителей промышленных предприятий) / И. Б. Гурков, Е. М. Аврамова, В. С. Тубалов // ЭКО. — 2004. — № 5. — С. 100-117.
16. Дайле, А. Практика контроллинга / Под ред. М. Л. Лукашевича, Е. Н. Тихоненковой; Пер. с нем.— М.: Финансы и статистика, 2001. — 336 с.
17. Дерябин, П. М. Качественное развертывание планов — путь от стратегии к тактике / П. М. Дерябин // Методы менеджмента качества (Прил. к журн. "Стандарты и кач."). — 2004. — № 4. — С. 4-6.
18. Ефремов, В. С. Развитие компании на основе использования ключевых компетенций / В. С. Ефремов, И. А. Ханыков // Менеджмент в России и за рубежом. — 2003. — № 5. — С. 26-37.
19. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: теория и практика : учеб. пособ. для вузов / А.Т. Зуб. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 415 с.
20. Каплан, Р. С. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей / Р. С. Каплан, Д. П. Нортон; Пер. с англ. — М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2004. — 417 с.
21. Карпова, С. В. Современные стратегии менеджмента и маркетинга компаний / С. В. Карпова // Бизнес-образование. — 2004. — № 1. — С. 142-149.
22. Кравченко, Н. Финансовый анализ конкурентных стратегий российских предприятий / Н. Кравченко, А. Юсупова // Проблемы теории и практики управления. — 2004. — № 1 — С. 77-84.
23. Кургин, Е. А. Граница ценности и стратегический выбор компании / Е. А. Кургин // Менеджмент в России и за рубежом. — 2004. — № 1. — С. 3-15.
24. Лапшин, П. П. Синергетический эффект при слиянии и поглощении компаний / П. П. Лапшин, А. Е. Хачатуров // Менеджмент в России и за рубежом. — 2005. — № 2. — С. 3-8.
25. Лапыгин, Ю.Н. Стратегическое развитие организации : учеб. пособие / Ю.Н. Лапыгин, Д.Ю. Паныгин, Т.А. Лагина; под ред. Ю.Н. Лапыгина. – М.: Кнорус, 2005. – 288 с.
26. Логинов, Г. В. Матричные методы стратегического планирования деятельности компании / Г. В. Логинов, Е. В. Попов // Маркетинг в России и за рубежом. — 2004. — № 4. — С. 1-15.
27. Логинов, П. П. Стратегическая оценка текущего планирования / П. П. Логинов // Менеджмент в России и за рубежом. — 2004. — № 3. — С. 35-43.
28. Марковец, Е. А. Особенности разработки стратегии заготовительно-сбытовой деятельности предприятия потребительской кооперации / Е. А. Марковец // Потребит. кооперация. — 2004. — № 1. — С. 51-55.
29. Микитчук, Т. Применение матрицы BCG при стратегическом планировании ассортиментной программы УП "МЭТЗ им. В.И. Козлова" / Т. Микитчук // Маркетинг, реклама и сбыт (Прил. к журн. "Экономика. Финансы. Упр."). — 2004. — № 4 (апр.). — С. 24-29.
30. Муромцев, С. Разработка маркетинговой стратегии промышленного предприятия / С. Муромцев // Маркетинг. — 2004. — № 1. — С. 104-109.
31. Пенкин, М. Как предприятию разработать качественный бизнес-план? / М. Пенкин, Ю. Самойленко // Финансы, учет, аудит. — 2003. — № 12. — С. 65-68.
32. Пигунова, О. В. Использование стратегического подхода к управлению коммерческой деятельностью предприятий торговли потребительской кооперации / О. В. Пигунова // Потребит. кооперация. — 2003. — № 1. — С. 38-42.
33. Попов, Д. Е. Мотивация руководителей как фактор выполнения стратегии предприятия / Д. Е. Попов // Менеджмент в России и за рубежом. — 2003. — № 3 — С. 56-74.
34. Савчук, С. В. Анализ результатов слияний и поглощений зарубежных компаний, причины неудач и способы уменьшения риска сделок / С. В. Савчук // Менеджмент в России и за рубежом. — 2003. — № 1. — С. 27-41.
35. Трифилова, А. А. Методологические основы интеграции стратегического менеджмента / А. А. Трифилова // Менеджмент в России и за рубежом. — 2004. — № 3. — С. 27-34.
36. Уваров, В. В. Слияние и поглощение в свете современных технологий конкуренции / В. В. Уваров // Менеджмент в России и за рубежом. — 2005. — № 2. — С. 3-8.
37. Уваров, В. В. Стратегический менеджмент и глобализация мировой экономики: учеб. пособие для вузов / В. В. Уваров, И. А. Пятибратов — М.: Международный университет бизнеса и управления, 2001. — 283 с.
Раздел YI. Контроль знаний
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ:
1. Предмет, методология и система изучения дисциплины «Стратегический менеджмент».
2. Методы и технологии системы стратегического менеджмента организации.
3. Сущность стратегического менеджмента и его определение.
4. Основные задачи стратегического менеджмента.
5. Стратегические зоны хозяйствования и стратегические хозяйственные центры.
6. Кривая накопленного опыта как фактор, влияющий на стратегию предприятия.
7. Конкуренция и конкурентоспособность как движущие силы развития общества.
8. Методы реагирования на изменения внешней среды
9. Современные теории конкуренции, конкурентных преимуществ и лидирования в отрасли.
10. Основные факторы конкурентоспособности организации.
11. Стратегические компетенции организации.
12. Понятие стратегии.
13. Классификация стратегий по уровням управления.
14. Классификация стратегий по типу развития компании.
15. Классификация стратегий по функциональным видам деятельности фирмы.
16. Классификация генерических стратегий по Портеру.
17. Классификации стратегий по А. Юданову.
18. Понятие стратегического анализа, его цели и компоненты.
19. Организация аналитической работы. Объекты стратегического анализа.
20. Методика выполнения современного стратегического анализа.
21. Диагностика стратегии фирмы и выбор стратегических альтернатив по методу SPACE («Strategic Position and Action Evoluation»)
22. Матрица направленной политики компании Шелл
23. Цели, принципы и методы управленческого анализа.
24. Анализ внутренней среды: гребешковая диаграмма, диаграмма Омаэ, VRIO-анализ Дж.Барни и др.
25. Стратегический стоимостный анализ («цепочка ценностей» Портера, система Мак-Кинзи)
26. Общий анализ конкурентной позиции компании.
27. Определение сильных и слабых сторон предприятия.
28. Анализ конкурентоспособности фирмы по Ж.Ж.Ламбену.
29. Основные составляющие и типы внешней среды.
30. Техника анализа окружающей среды. Построение сценария.
31. Матрица политики направлений.
32. Анализ внешней среды: профили конкурентных сил; используемые инструментальные средства («Резюме анализа внешних стратегических факторов» (EFAS), PEST-анализ и др.).
33. Анализ конкуренции в отрасли и последовательность его выполнения.
34. Тенденции развития отрасли и факторы успеха. Анализ конкуренции в отрасли и последовательность его выполнения.
35. Определение конкурентных сил. Модель Майкла Портера.
36. Сущность анализа конкурентов и оценка их характеристик.
37. Формирование конкурентных преимуществ объектов на основе эксклюзивной ценности. Типовые факторы конкурентного преимущества различных объектов.
38. Инструментальные методы оценки сильных и слабых сторон конкурентных преимуществ (GAP, LOTS).
39. Цели и этапы проведения портфельного анализа. Проблемы и логика портфельного анализа.
40. Матрица Бостонской консультационной группы.
41. Матрица МакКинси и матрица Хоуфера.
42. Трехмерная схема Абеля.
43. Деловой комплексный анализ.
44. Сущность и содержание корпоративной стратегии организации, виды и характеристика корпоративных стратегий.
45. Диверсификация: ее цели и виды.
46. Стратегии диверсификации.
47. Оценка диверсифицированного портфеля с использованием матричного анализа.
48. Стратегический маркетинг как исходная база формирования стратегии фирмы.
49. Стратегия лидерства по затратам и условия ее применения.
50. Стратегия дифференциации продукции и концентрации (фокусирование).
51. Виды стратегий поведения фирм по А.А. Томсону и А.Д.Стрекленду.
52. Виды функциональных стратегий. Рaзpaбoткa фyнкциoнaльнoй cтpaтeгии.
53. Стратегия маркетинга.
54. Стратегия ценообразования.
55. Стратегия нововведений.
56. Финансовая стратегия.
57. Стратегия производства.
58. Социальная стратегия.
59. Стратегия организационных изменений.
60. Экологическая стратегия.
61. Матрица возможностей И.Ансоффа (товары-рынки).
62. Теория ключевых компетенций корпорации Г.Хамела и К. Прохлада.
63. Теория М. Трейси и Ф. Вирсема.
64. Модели стратегического выбора в зависимости от жизненного цикла продуктов.
65. Бенчмаркинг.
66. Рациональные и инкрементные модели стратегий.
67. Характеристика процесса и основных этапов стратегического управления организацией.
68. Определение и конкретизация миссии организации. Выбор стратегических целей организации, построение «дерева стратегических целей».
69. Сущность и принципы стратегического плана.
70. Основные разделы плана стратегии фирмы и их содержания.
71. Долгосрочное и среднесрочное стратегическое планирование и их временные горизонты
72. Требования к содержанию стратегии организации.
73. Алгоритмизация процесса разработки стратегий
74. Ключевые задачи реализации стратегии.
75. Практические рекомендации по обеспечению организации стратегически эффективной компании.
76. Технология разработки стратегии фирмы и ее методическое обеспечение.
77. Сетевые модели в стратегическом менеджменте.
78. Организация стратегического управления на предприятии. Управления реализацией стратегии.
79. Метод бюджетов: сущность и порядок реализации.
80. Управление по целям. Содержание и основные процедуры
81. Проектирование и совершенствование организационной структуры управления организацией.
82. Приведение структуры в соответствие со стратегией.
83. Процесс создания корпоративной культуры, поддерживающей стратегию.
84. Создание системы мотивации, поддерживающей стратегию.
85. Основные задачи бизнес-планирование.
86. Структура и содержание бизнес-плана.
87. Организация реализации бизнес-плана.
88. Рекомендации по составлению бизнес-плана
89. Стратегический контроль и характеристика его различных типов.
90. Содержание и функции контроллинга.
91. Стратегический и оперативный деятельности контроллинг.
92. Элементы и критерии системы оценки.
93. Методы оценки корпоративной стратегии.
94. Система показателей результативности компании.
95. Стратегические информационные системы.
96. Понятие стратегической компетентности менеджера.
97. Модели стилей и их использование в стратегическом менеджменте.
98. Основы стратегического лидерства.
99. Анализ функций специалистов по стратегическому менеджменту и полномочий органов управления организации, принимающих стратегические решения.
100. Интеллектуальный потенциал стратегического менеджера, проблемы его оценки, эффективного использования и развития.
ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ