Правовое регулирование управленческой деятельности в социальных и экономических системах»
Гомель 2013
ББК
Авторы-составители: | Е. А. Левченко, канд. экон. наук, доцент, О. В. Ежель,, канд. экон. наук, доцент |
Рецензенты: | В.А.Михарева, канд. экон. наук, доцент,заведующий кафедрой профессиональной переподготовки Института повышения квалификации и переподготовки кадров учреждения образования «Гомельский государственный технический университет им. П.О. Сухого»; Л.К.Климович,канд. экон. наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента Учреждения образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации» |
Рекомендован к изданию научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации».
Протокол № от 2013.
М | Стратегический менеджмент: Учебно-методический комплекс для студентов II ступени специальности 1-26 81 01 «Бизнес-администрирование» и 1-26 81 08 «Правовое регулирование управленческой деятельности в социальных и экономических системах» / Е. А. Левченко,О. В. Ежель. – Гомель: УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации» 2013. – с. |
I.УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Концепция подготовки специалистов высшей квалификации II ступени в области бизнес-администрирования и правового регулирования управленческой деятельности в социальных и экономических системах базируется на общепризнанных достижениях в менеджменте, в частности такой его области как стратегический менеджмент.
Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов в процессе обучения теоретических знаний и практических навыков в области стратегического менеджмента.
Изучение дисциплины «Стратегический менеджмент» способствует повышению качества подготовки специалистов, расширению их кругозора, развитию интереса к международным публикациям в области стратегического менеджмента, помогает выпускнику экономического вуза приобрести навыки анализа внешней среды и анализа хозяйственно-экономической деятельности организации; определения конкурентных преимуществ организации, обоснования, выбора и реализации конкурентных стратегий; разработки и реализации бизнес-планов.
Основными задачами изучения дисциплины являются:
- ознакомление с понятиями, схемами и методами современного стратегического менеджмента как способа определения и развития конкурентных преимуществ компании;
- применение методов стратегического анализа;
- освоение определения фундаментальных факторов, определяющих успех в бизнесе;
- сформирование навыков анализа конкурентных преимуществ посредством идентификации, развития и использования ресурсов и способностей компании;
- разработка стратегии, основанной на выявленных конкурентных преимуществах.
В результате изучения учебной дисциплины магистрант должен обладать следующими компетенциями:
- способностью управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями;
- способностью разрабатывать корпоративную стратегию;
- способностью разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию;
- владением методами стратегического анализа;
- владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач;
- определять миссию и цели развития организации и разрабатывать мероприятия по их достижению;
- принимать решения о выборе оптимальной формы организационной структуры управления организации;
- проводить организационно-управленческое обследование организации и выбирать наиболее эффективные формы ее адаптации к условиям внешней среды;
- анализировать, планировать и прогнозировать хозяйственную деятельность организации, используя данные оперативного, статистического, бухгалтерского и управленческого учета и отчетности, учитывая конъюнктуру рынка и производственные возможности организации;
- применять методы системного и ситуационного анализа для проектирования систем управления на предприятиях с целью эффективного их функционирования.
- осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по перспективам развития организации, инновационным технологиям, перспективным проектам и решениям;
- разрабатывать бизнес-планы создания новых технологий;
- владеть системным и сравнительным анализом;
- владеть исследовательскими навыками;
- уметь работать самостоятельно;
- владеть междисциплинарным подходом при решении проблем;
- уметь работать в коллективе;
- проводить организационно-управленческое обследование организации и выбирать наиболее эффективные формы ее адаптации к условиям внешней среды;
- применять методы системного и ситуационного анализа для проектирования систем управления на предприятиях с целью эффективного их функционирования.
В результате изучения дисциплины обучаемый должен
знать:
- основные результаты новейших исследований по проблемам стратегического менеджмента;
- основные элементы процесса стратегического управления и альтернативы стратегий развития;
- значение стратегии для бизнеса, роль ценностей, видения и миссии компании;
- детерминанты прибыли в отрасли: спрос и конкуренция;
- методики анализа привлекательности отрасли, в том числе модель пяти конкурентных сил Портера;
- методику анализа отраслевой структуры;
- методику анализа конкурентов и анализа сегментации рынка, особенности вертикальной сегментации;
- методику стратегического группового анализа;
- роль ресурсов и способностей в формулировании стратегии;
- принципы формирования организационной структуры;
- обстоятельства, при которых фирма сможет создавать конкурентное преимущество перед соперниками;
- как способность к реагированию и инновациям могут создавать конкурентное преимущество.
владеть:
- методикой построения организационно-управленческих моделей;
- методологией и методикой проведения научных исследований;
- подходами к постановке целей деятельности компании;
- навыками анализа конкурентов и анализа сегментации рынка;
- тактикой "подачи сигналов" в стратегическом управлении и взаимоотношениях конкуренции между фирмами;
- навыками оценки степени пригодности ресурсов и способностей компании для обеспечения устойчивого стратегического преимущества;
- практикой применения принципов организационной структуры.
иметь навыки:
- управлять развитием организации;
- осуществлять анализ и разработку стратегии организации на основе современных методов и передовых научных достижений;
- формулировать миссию и видение компании;
- применять анализ отраслевой структуры для прогнозирования прибыльности отрасли;
- выявлять факторы динамики конкуренции;
- проводить все стадии анализа рыночной сегментации: определение переменных, построение матрицы, анализ привлекательности сегмента, определение факторов успеха в сегменте, выбор широты охвата сегментов;
- использовать результаты анализа конкурентов и анализа сегментации для формулировки стратегии;
- определять принадлежность компании к стратегической группе при стратегическом позиционировании;
- идентифицировать и оценивать ресурсы фирмы;
- использовать результаты анализа ресурсов и способностей для создания стратегий, опирающихся на внутренние сильные стороны фирмы и защищающие ее от внутренних слабостей;
- применять принципы организационного дизайна, позволяющие выбирать организационные структуры, соответствующие специфическим задачам бизнеса;
- применять анализ конкурентного преимущества для оценки бизнес-стратегии.
В качестве методов обучения рекомендуется проведение лекций и видеолекций, практических занятий с разбором ситуаций и кейс-стади, консультации преподавателя и самостоятельная управляемая работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, выполнение письменных работ, разработка стратегии и стратегического плана конкретной организации.
Междисциплинарные связи. Дисциплина «Стратегический менеджмент» использует понятия и принципы, которые заложены в дисциплинах «Финансовый менеджмент», «Управление человеческими ресурсами», «Управление инновационными проектами» поспециальности 26 81 01 «Бизнес-администрирование» и в дисциплинах «Управление инновационными проектами», «Управление проектами в сфере информатизации» поспециальности 1-26 81 08 «Правовое регулирование управленческой деятельности в социальных и экономических системах».
Для магистрантов II ступени специальности 1 -26 81 01 «Бизнес-администрирование» всего часов по дисциплине – 162 , из них всего часов аудиторных - 54, в том числе 32 часа - лекции, 22 часа - практические занятия. Рекомендуемая форма контроля – экзамен.
Для магистрантов II ступени специальности 1-26 81 08 «Правовое регулирование управленческой деятельности в социальных и экономических системах» всего часов по дисциплине – 102 , из них всего часов аудиторных - 26, в том числе 14 часов - лекции, 12 часов - практические занятия. Рекомендуемая форма контроля – экзамен.
Содержание учебного материала
Тема 1. Проблемы конкурентоспособности, конкурентных преимуществ, стратегических компетенций организации и характеристика системы стратегического менеджмента организации
Предмет, методология и система изучения дисциплины «Стратегический менеджмент».
Методы и технологии системы стратегического менеджмента организации. Сущность стратегического менеджмента и его определение. Основные задачи стратегического менеджмента. Соотношение понятий стратегического и оперативного управления.
Стратегические зоны хозяйствования и стратегические хозяйственные центры. Зоны стратегических ресурсов. Группы стратегического влияния. Стратегические единицы бизнеса. Кривая накопленного опыта как фактор, влияющий на стратегию предприятия.
Конкуренция и конкурентоспособность как движущие силы развития общества. Методы реагирования на изменения внешней среды
Современные теории конкуренции, конкурентных преимуществ и лидирования в отрасли. Концепция конкурентного преимущества. Основные факторы конкурентоспособности организации. Этика конкурентной борьбы.
Стратегические компетенции организации.
Тема 2. Стратегии организации и их классификация
Понятие стратегии. Классификация стратегий по уровням управления на общекорпоративную, бизнес-стратегии и функциональные стратегии и стратегии развития команд, рабочих групп и работников.
Классификация стратегий по типу развития компании: стратегии роста (включают стратегии концентрации, вертикальной интеграции, диверсификации), стратегии стабилизации, стратегии выживания и защиты ( включают стратегии сбора урожая, поворота, дивестиций, банкротства, ликвидации).
Классификация стратегий по функциональным видам деятельности фирмы: продуктовая стратегия, инновационная стратегия, ресурсная стратегия, стратегия выбора и развития технологий, стратегия исследований и разработок, финансовая стратегия, маркетинговая стратегия, инвестиционная стратегия, стратегия социальной ответственности фирмы, стратегия создания и поддержания имиджа фирмы, логистическая стратегия, стратегия продаж фирмы.
Классификация генерических стратегий по Портеру: стратегия лидерства по затратам, стратегия дифференциации продукции, стратегия фокусирование, стратегия фокусирования на дифференциации.
Классификации стратегий по А. Юданову: виолентная («львы», «слоны» и «бегемоты»), патиентная («лисы»); эксплерентная («ласточки»), коммутантная («серые мыши»).
Тема 3. Теоретические и методологические аспекты и методика выполнения современного стратегического анализа
Основные этапы разработки стратегии. Понятие стратегического анализа, содержание понятия, цели стратегического анализа. Организация аналитической работы. Объекты стратегического анализа.
Методика выполнения современного стратегического анализа.
Использование данных стратегического анализа для оптимизации действующей стратегии организации.
Тема 4. Комплексный анализ ситуации для выбора и реализации стратегии
Используемые в стратегическом анализе инструментальные средства, их классификация и специфика применения, оценка эффективности применения.
Диагностика стратегии фирмы и выбор стратегических альтернатив по методу SPACE.
Матрица направленной политики компании Шелл.
Цели и задачи анализа, используемые инструменты, условия их эффективного применения.
Процедуры стратегического анализа, их реализация, особенности. Организационное и информационное обеспечение анализа, требования к его проведению. Оформление отчета по результатам анализа, обобщение аналитической информации. Использование полученных результатов в управленческой деятельности.
Тема 5. Стратегический анализ конкурентных преимуществ и потенциала организации
Цели, принципы и методы управленческого анализа. Анализ внутренней среды: портфельный анализ, анализ конкурентных преимуществ, цель анализа, используемые модели и методы (гребешковая диаграмма, диаграмма Омаэ, VRIO-анализ Дж.Барни и др.), аспекты анализа, состав и содержание расчетных процедур, специфика их выполнения, использование результатов анализа в практической работе.
Стратегический стоимостный анализ («цепочка ценностей» Портера, система Мак-Кинзи). Общий анализ конкурентной позиции компании. Определение сильных и слабых сторон предприятия. Анализ конкурентоспособности фирмы по Ж.Ж.Ламбену.
Методическое обеспечение применения инструментария стратегического анализа. Выбор инструментальных средств, факторы, определяющие выбор, области и условия наиболее целесообразного использования этих средств. Технологии, используемые в аналитической работе, критерии их выбора.
Тема 6. Сканирование внешней среды, потребителей и рынков, конкуренции и конкурентных преимуществ
Основные составляющие и типы внешней среды. Техника анализа окружающей среды. Построение сценария. Матрица политики направлений. Анализ внешней среды: профили конкурентных сил; используемые инструментальные средства («Резюме анализа внешних стратегических факторов» (EFAS), PEST-анализ и др.).
Анализ конкуренции в отрасли и последовательность его выполнения. Тенденции развития отрасли и факторы успеха. Анализ конкуренции в отрасли и последовательность его выполнения. Определение конкурентных сил. Модель Майкла Портера.
Сущность анализа конкурентов и оценка их характеристик. Формирование конкурентных преимуществ объектов на основе эксклюзивной ценности. Типовые факторы конкурентного преимущества различных объектов. Инструментальные методы оценки сильных и слабых сторон конкурентных преимуществ (GAP, LOTS).
Тема 7. Концепции, основанные на портфельном подходе