Экономическое наследие Иоселя Хаймовича Брандта

Брандт Хаим Лейбович, отец Иоселя Брандта. Отставной рядовой, причисленный в мещане г. Тюмени по указу Тобольской Казначейской Палаты от 31 января 1874 г.». С большой долей уверенности можно предположить, что перед нами – родоначальник клана тюменских Брандтов. В пользу этого говорит не только ранняя дата появления его в городе, но и солдатское происхождение. Как известно, отставные солдаты были одной из немногочисленных категорий еврейского населения, получавших право беспрепятственного выбора жительства на территории всей Российской империи. Вполне возможно, что солдат, вероятно, проходивший службу в этих местах, решил после выхода в отставку остаться на жительство в знакомой ему местности.

«О торговом доме братьев Брандт нам известно не много. Он был основан в 1898 г. и в начале ХХ века занимался поставками тобольского сливочного масла за границу, главным образом в Великобританию, частично - в Данию и Германию. Отделения фирмы работали в Петропавловске, Ишиме и Кургане – крупнейших центрах маслоделия Тобольской губернии.

В газете «Ермак» в мае 1912 г. была опубликована критическая заметка об учреждении Иоселем Хаимовичем Брандтом торгового дома «Брандт и К0»[29]. Главной целью данного мероприятия было уклонение от выполнения своих обязанностей перед кредиторами, что стало в то время довольно распространённой практикой. Из той же заметки следовало, что сразу после учреждения торгового дома была произведена «грандиозная распродажа» золотых и серебряных изделий в Кургане. Позднее в газете звучали обвинения в сбыте Брандтами во время распродаж некачественного товара. При этом возмущённым покупателям указывали на вывеску «Купленный товар ни в каком случае обратно не принимается».

Газета «Ермак» регулярно публиковало негативные высказывания о еврейских предпринимателях и о евреях в целом, обвиняя их во всяческих кознях.

«Владелец магазина в Тюмени, располагавшегося в собственном доме на углу улиц Царской, 34 и Садовой, 40, в своём салоне Иосель Хаимович торговал часами и ювелирными изделиями, а также велосипедами, швейными машинами, граммофонами, оптическими инструментами «в громаднейшем выборе». Магазин был открыт в будние дни, с 8 до 19 часов. Помимо этого, наш герой владел магазином в Кургане (ул. Троицкая, дом Толкачёва), где помимо всё тех же велосипедов, швейных машин, золота, серебра и часов продавался также и зерновой хлеб. О широте коммерческих связей и интересов этого представителя семейства Брандт можно судить по наличии собственных агентств в Москве (ул. Варварка) и Берлине (Little-Strasse)»[30].

В купеческое общество г. Тюмени Брандт был причислен из тюменских же мещан в начале 1890 г. по отношению II Отделения Тобольской Казённой Палаты. В «Посемейных списках евреев г. Тюмени» за 1907 и 1911 гг. он числится купцом 2-й гильдии. Однако 20 апреля 1916 г. состоялось распоряжение Тобольской Казённой Палаты об исключении Иоселя Хаимовича из купеческого звания по г. Тюмени за не возобновление документов. Что послужило тому причиной: расстроенное финансовое положение купца или же иные обстоятельства не известно.

В числе занятий главы семейства в материалах обеих переписей упомянуты: торговля золотыми и серебряными вещами и часовая мастерская. Известно также, что Иосель Хаимович принимал определённое участие в делах еврейской религиозной общины. Так в 1900 г. он выступил в роли уполномоченного тюменских евреев в деле строительства миквы в Ляминском логу – здания, где еврейские женщины ежемесячно совершали ритуальные омовения.

Дальнейшая судьба Иоселя Брандта неизвестна, однако его потомки до сих пор живут в Америке и хорошо знают о том, что имеют косвенное отношение к истории Тюмени. А пока революция еще не свершилась, Иосель Брандт держал свои ювелирные магазины во многих городах страны, и дело его процветало. Об этом можно судить по тем слухам и легендам о сокровищах купца, что до сих пор живут.

О том, как сложилась судьба хозяина дома в годы гражданской войны судить сложно. Достоверно известно лишь, что здание на углу Царской и Садовой улиц было включено в 1918 г. в список национализированных домовладений по Тюмени. Здесь же была указана и сумма чистого дохода, приносимого этим объектом недвижимости: 2311,4 руб.


Наши рекомендации