Деятельность Гектора Ивановича Гуллета

Гектор Гуллет перебрался в Россию из Англии в 1830-х годах, разочаровавшись в возможности создать новый бизнес в родных краях. Законы Российской империи того времени благоприятствовали иностранному капиталу и рабочей силе, строились на полном равенстве подданных Российской империи и иностранных граждан. Гектор Гуллет и его компаньон Константин Гакс, обрусевший немец, построили судостроительные верфи в Кунгуре и Екатеринбурге. В 1860-1863 годах Гуллет со своим заводом перебрался в Тюмень, выдал свою дочь за местного предпринимателя Константина Лонгинова.

Вместе с новым компаньоном, волжским инженером-судостроителем Л. М. Пирсоном, владелец кунгурского и екатеринбургского механических заводов, основал в Тюмени филиал своего судостроительного завода. Через три года, благодаря резкому увеличению объёма заказов, завод переехал в г. Тюмень. Заботы по его переводу были возложены на К. В. Лонгинова, мужа старшей дочери Г. Марии.

Он располагался в Заречье напротив современного речного порта и первые годы тоже занимался сборкой металлических корпусов пароходов из деталей екатеринбургского завода. Первый пароход, построенный в Тюмени в 1863 г., назывался «Орел». Производство в Тюмени разрасталось, совершенствовалось, и с 1869 г. завод Гуллета выпускал паровые машины, насосы, оборудование для мукомольных мельниц, лесопильных и спиртовых заводов, водоподъемные машины, в том числе и для тюменского водопровода, строившегося в 1862-1864 гг., и многое другое. Пароходы завода Гуллета были очень мощными – от 200 до 520 лошадиных сил.

С гражданами Британской империи, проживавшими в Тюмени механиками Гуллет и П. В. Генсом в !862 г. заключили договор на строительство «водоподъемной машины», причем Гектор первый год обязался полностью «содержать её», а потом ещё три года отвечать за возможные у неё повреждения. В 1863-1864гг. улицы Тюмени были перекопаны под укладку водопроводных труб Первые магистральные трубы проложили по улице, позже названной Водопроводной.

Машина была установлена на берегу Туры напротив улицы Водопроводной. Она поднимала воду на высокий коренной берег в специальный резервуар, откуда поступала в водопроводную сеть. Место для водозабора было выбрано неудачно. Оно находилось ниже тогдашней Тюмени. Напротив, на левобережье, размещалась масса мелких кожевенных предприятий, сбрасывавших ядовитые отходы в Туру, так что вода в этом месте реки была не чистой, что вскоре почувствовали горожане.

За период 1869 – 1871 годов заводом были выпущены пароходы мощностью 60 лошадиных сил, пароход «Заря» мощностью 120 лошадиных сил и металлическая плавучая тюрьма для перевозки арестантов. Первые пассажирские пароходы за Уралом были построены на заводе Гуллета, плавали в бассейнах рек Сибири, в Охотском и Карском морях. Именем Гуллета был назван один из первых пассажирских пароходов с колесно-лопастным движителем, построенным в Тюмени по американскому типу.

Уже в 1871 году на выставке промышленных изделий в Тюмени завод Гуллета представил 43 вида своих изделий. Среди экспонатов, их насчитывалось 3894. Всеобщее внимание привлекли изделия завода на Мысу. На этой выставке демонстрировал свои изобретения умелец-механик Сибири.

«В 1895 году Тюменская почтово-телеграфная контора решила разместить заказ на производство кронштейнов для строительства телеграфной линии. Предложения были отправлены на крупные тюменские механические заводы – Жабынский и Гуллета. В результате конкурса начальник конторы посчитал наиболее выгодным размещение заказа на предприятии Гуллета. Владелец не только согласился выполнить заказ в необходимый срок (2 месяца), но и пошел на уступку в цене. Общая сумма заказа на производство 260 пудов кронштейнов составила 1 040 рублей. До 1870 года на заводе Гуллета строились практически все сибирские пароходы. Предприятие занималось также профессиональной подготовкой наладчиков выпускаемого им оборудования»[27].

Оборудование в цехах было отечественного, производства. Гуллет прожил в Тюмени более 4 лет, в конце 1864 г. получил приглашение на должность технического руководителя Николаевского железоделательного завода в Нижне-Удинском округе. Иркутской губернии. Завод начал работу в 1859, нуждался в опытных кадрах. Благодаря усилиям Гектора, предприятие стало образцовым в Сибири, но это потребовало от него большого нервного напряжения, что подорвало здоровье. Супруга Гектора, Елизавета Эдуардовна оставила Николаевский завод и перебралась в Тюмень, где скончалась 7 февраля 1885 г. в возрасте 57 лет. В семье Гуллета было девять детей - сыновья Иван, Эдуард, Гектор и Роберт (будущий совладелец завода в Тюмени), дочери - Мария, Екатерина, Ольга, Люция, Елизавета. Благодаря заботам родителей, все они получили образование: сыновья закончили специализированное техническое учебное заведения в Центральной России, в частности, Роберт - в Риге, а дочери в женской гимназии в Екатеринбурге и Перми. Иван Гекторович проживал в Тобольске и служил капитаном судна у купца Плотникова, позже - у И. И. Игнатова.

Семья Вардропперов

Эдуард Вардроппер откуда его отец Роберт (Джероб) в 1868 году в поисках предпринимательской удачи переселился со своей большой семьей в Россию, в итоге остался здесь навсегда. Брат Эдуарда Якоб (Джеймс) возвращался со своей женой домой из Сибири, с золотых приисков на реке Лене, акционерами которых являлись. Стоит сказать, что примерно в это время, 60-70-е годы XIX века, в Екатеринбурге проживало немного иностранцев — примерно 250 человек (всё население уезда в 1897 году составляло 412 тысяч человек). Британских подданных среди них было ещё меньше — всего 14 человек. Но Вардропперы умудрились, находясь здесь транзитом, встретиться и сдружиться с четырьмя англичанами, братьями Ятесами, которые и уговорили шотландцев открыть на Урале какое-нибудь дело. Дело нашлось под Тюменью.

Поселившись в Тюмени, Роберт вместе с сыновьями Эдуардом и Якобом (Джеймсом) основал в Тобольской губернии на реке Тавде в деревне Жиряково Андроповской волости Тюменского уезда судоверфь с литейным цехом и кузницей.

«В 1868 году в Тюмени великобританским подданным Г.Э. Вардроппером был основан чугунолитейный завод. На нем работало 100 рабочих, давая продукции на 45 тыс. рублей в год. Ассортимент продукции завода включал паровые машины и запчасти к ним, пожарные машины. Позднее был учрежден торговый дом «Братья Вардроппер» с основным капиталом в 60 тыс. рублей.»[28] Кроме того, в Тюмени им принадлежало несколько жилых домов, где размещалась разросшаяся семья. Один из них стоял по улице Советской, 15 (быв. Серебряковская, 17). Другой дом, в соответствии с адресной книгой и списком домовладельцев г. Тюмени за 1898 и 1913 годы, принадлежал Агнессе Вильгельмовне (Васильевне) Вардроппер. Он стоял на углу Садовой и Большой Разъездной. Третий дом и сейчас можно увидеть на перекрестке улиц Челюскинцев – Хохрякова (Челюскинцев, 23), здесь расположен отдел областного военкомата.

Предпринимательские успехи семьи Вардропперов были отмечены вскоре после основания верфи. Так, в 1871 году на Тюменской публичной выставке они показали пожарные машины, паровую водокачку для пароходов, медные краны, соломорезки, сигнальные свистки и многое другое и стали обладателями Большой серебряной медали. В губернии и за ее пределами энергичные промышленники становятся известными не только как судостроители, но и пароходовладельцы.

После кончины главы семьи фирму возглавили братья Вардропперы. Они не только основали пароходную компанию под своей фамилией, но и расширили производство, особенно выпуск деревянных барж. В деревне Жиряково, кроме судоверфи была сооружена лесопилка, а несколько позднее - мукомольная вальцовая мельница с механическим приводом, вращающимся ситом и паровой машиной на одном котле. Благоприятное обстоятельство — удобная связь по речной магистрали с промышленным Северным Уралом, позволило расширить торговлю лесом, особенно с предприятиями Богословского горного округа. Основную ответственность за благополучие фирмы взял на себя старший брат Эдуард. На предприятиях, ему принадлежащих, к началу века трудилось более 100 рабочих.

Выбор Вардропперами судоходной реки Тавды как района приложения предпринимательских усилий в условиях первоначального накопления капитала, оказался весьма удачным, поскольку на этой реке, превосходящей по водному балансу Туру в несколько раз, не было судоверфей. Рядом располагались мощные лесные массивы, благодаря чему производство барж оказалось самым дешевым в Тюмени. Соседняя деревня поставляла предприятию рабочий люд. Верфь через деревню была соединена с ближайшей магистралью грейдированной и мощеной гравием дорогой, проезжей в любую погоду и обсаженной березами. Дорога, кстати, как и столетние березы, сохранились до сих пор, пережив и верфь, и деревню. Последнюю в наше время можно отыскать только на карте: на месте бывших жилых домов остались кусты черемухи, запущенные огороды да покосившиеся столбы электропередач.

В отличие от других судостроительных предприятий, на верфях Вардропперов никогда не было забастовок и волнений рабочих, возможно, из-за чисто английской демократической системы управления предприятием и в условиях существования минимальной нормы прибавочной стоимости.

Наши рекомендации