Глава 3. влияние иностранного капитала на экономику тюмени

Промышленные предприятия Тюмени создавались не государством, а предпринимателями – в этом и состоит их огромная и неотъемлемая заслуга перед городом, губернией и Россией. Тюменские предприниматели часто были малообразованными или вовсе самоучками, но деловая хватка их была крепкой и целенаправленной. Они начинали строить свои заводы и развивали их вглубь и вширь, вводили технические новинки ненамного позднее, чем они появились в европейской России.

Еще в XVII и XVIII вв. Тюмень была известна своим судостроением. Разнообразного типа и подъемности «речные повозки» изготовляли на берегах Туры и соседних деревнях. Этот флот был весельно-парусным: вниз по течению суда двигались с помощью гребцов на веслах и парусах, против течения их тащили идущие по берегу лошади или люди – бурлаки. Такие суда назывались «коноводками». Однако Тюмень не была в стороне от технического прогресса и быстро внедряла у себя новинки. Так было и с пароходами.

В XIX в. Тюмень существенно расширилась. В первую очередь этому способствовали такие обстоятельства, как развитие пароходства на Туре, проведение Московско-Сибирского тракта и железной дороги от Екатеринбурга, а также устройство Торговой площади. Формирование пристаней на Туре, развитие пароходства способствовали росту вдоль реки.

Тюменские предприниматели торговали масштабно, их интересы простирались от Японии через Сибирь и Европу до Америки. И в XIX в. только малая часть тюменских предпринимателей занимались «чистой» торговлей, в большинстве же они были товаропроизводителями, то есть торговали продуктами, произведенными на своих предприятиях, расположенных не только в Тюмени, но и в других городах.

В первой половине XIX века Тюмень стала самым крупным ремесленным центром Западной Сибири. Городское ремесло и сельские промыслы образовали базу для появления и развития крупных мануфактур. Раньше всего они утвердились в кожевенном производстве. Бурное развитие получил речной транспорт. Расположенная у начала сибирского водного пути Тюмень стала центром строительства и главной базой парового флота. Реформа 1861 вызвала невиданное по размаху переселение крестьян из Европейской России. Кроме переселенцев через Тюмень прошло много ссыльных.

Во второй половине XIX — начале ХХ веков Тюмень начала приобретать черты крупного промышленного центра. По объему производства она занимала первое место в Тобольской губернии и приобрела наибольшую известность как крупнейший центр сибирского судостроения.

В последней четверти XIX века началось строительство Транссибирской железной дороги. Железная дорога дала новый толчок индустриальному развитию. Тюмень стала центром крупного лесопромышленного района, как и прежде продолжает оставаться крупным центром кожевенной промышленности. Тюмень развивалась как торговый город.

В 80-х гг. XIX столетия в Тюмени находилось восемь верфей, судостроительных и судоремонтных заводов, но самыми крупными из них были заводы Гуллета, Игнатова и Вардроппера. Эти Люди пришли в Тюмень со своими капиталами, инвестировали их в Тюменскую промышленность и способствовали тем самым процветанию города.

Однако из судостроительных заводов, организованных в 60-70-е гг. в Тюмени, к концу XIX века уцелел в полной мере лишь Жабынский завод И. И. Игнатова и У. С. Курбатова. После смерти Г. И. Гуллета заводом руководил его инженер К. П. Логинов, в 1895 г. завод приобрел А. К. Трапезников, а в 1901 г. его признали банкротом. Пароходы здесь строить перестали.

Особенно большой урон судостроению нанес кризис конца 90-х XIX в. Расцвет Тюменского судостроения пришелся на 1892 г., когда на воду спустили особенно много пароходов. На них был большой спрос в 1891 г., так как в России случился сильный голод из-за неурожая. В Тюмень стали подвозить хлеб пароходами из глубин Сибири, где собирали высокий урожай зерна, грузили на железную дорогу и везли в европейскую часть России. На доставку зерна требовались пароходы. Однако наступил 1893 год, хлеб в России уродился свой и как следствие потребность в поставке сибирского хлеба значительно снизилась, он не находил сбыта и лежал «омертвленным капиталом на пристанях», резко упало количество заказов на постройку новых судов, старые пароходы срочно продавались за низкую цену. Так многие отечественные и иностранные предприниматели разорились.

«Чтобы выжить, судостроительные заводы начали выпускать оборудование для других отраслей хозяйства вплоть до восточно-сибирских золотых приисков, завод Гуллета перешел на выпуск чисто пассажирских пароходов (раньше все пароходы были товаро-пассажирскими и ходили с баржей на буксире). Первым Был «Кормилец» с «крейсерской Скоростью» по течению 20 верст в час, спущенный на воды Туры в июне 1893 г.

В 1899 г. мелкие пароходные товарищества объединились в одно «Западно-Сибирское товарищество пароходства и торговли» («Товарпар»), Вначале его правление находилось в Тюмени, а в 1912 г. переехало в Санкт-Петербург»[31].

«Таким образом, структура промышленности края отличалась большой пестротой. Промышленный переворот затронул лишь немногие ее отрасли, общий уровень развития промышленного производства оставался низким. Экономика губернии имела преимущественно аграрный характер. Подавляющая часть спроса быстро растущего земледельческого населения на товары промышленного производства удовлетворялись за счет ввоза их из Европейской России.»[32].

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что в целом XIX век характеризуется ростом экономики и развитием промышленности Тюмени, что являлось положительным фактором для иностранного предпринимательства. На протяжении XIX века город Тюмень постепенно приобретал черты крупного промышленного города, и к началу XX века опережал все города в Тобольской губернии по объему производства, был самым крупным центром производству судов и судостроительным материалов. Однако кризис 90-х гг. XIX в. описывается исследователями как неблагополучный период для предпринимателей. В этот период, большинство предпринимателям пришлось менять стратегию предпринимательской деятельности, либо закрывать свои предприятия и объединяться в товарищества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведя анализ вышеупомянутых иностранцев, можно сделать несколько выводов говорящих о становлении капитала Тюмени XIX - XX века иностранных предпринимателей.

Причины приезда в Тюмень рассмотренных иностранцев имеют индивидуальный характер. Стоит выделить одну закономерность: большинство иностранцев, пробовали открывать своё дело на Родине, и потерпели крах. Они стали искать свою «золотую нишу» в регионах Российской империи. Это связанно с тем, что по западу гуляло очень много слухов, о богатых и благоприятных землях восточной части империи. Стоит отметить, что не только этот факт стал решающим в переезде иностранцев в Россию, но и сама политика привлечения иностранных предпринимателей повлияла на решение предпринимателей.

С начала XIX века в России были существенно ограничены права предпринимательства иностранцев на законодательном уровне. Устанавливались специальные правовые режимы иностранного предпринимательства в России. Правительство стало относиться к иностранцам весьма настороженно, прежде всего, по политическим соображениям. Также это было связанно с опасением правительства, что иностранцы будут препятствовать отечественному предпринимательству своей конкуренцией.

Процесс переосмысления проблемы значения иностранных капиталов и иностранного предпринимательства для экономического развития государства в высших правительственных кругах начал происходить в 50-х годах XIX века. Государственная власть теперь оценивает деятельность иностранного предпринимательства и их капитал, как неотъемлемая часть торгово-промышленного развития государства, а не как препятствующий фактор для русского купечества. В основу регулирования прав деятельности иностранцев был положен принцип равноправия граждан, а также равноправия иностранцев и местных предпринимателей. Все запреты, ограничения и т.д., которые диктовали каким образом им предоставлялась возможность заниматься предпринимательством, носили общегражданский характер, или основаны на интересах государства. Это говорит о том, что правительство не стремилось препятствовать иностранцам, а лишь приравняла их с местными предпринимателями.

Нельзя не отметить, что разные исследователи по-разному характеризуют влияние иностранного капитала. Некоторые утверждают, что развитие той или иной отрасли промышленности с участием и вкладом иностранного капитала, не создало особых зон влияния иностранных кампаний, от которых государство будет зависеть в полной или частичной мере.

Главным выводом правового статуса иностранный предпринимателей является то, что сращивание отечественного и иностранного инвестиций сопровождало наращиванию их капитала, что создавало все условия включения России в мировую экономическую систему. Параллельно этому, широкое внедрение иностранного капитала имело и свои минусы. Часть средств, которая мог бы умножить национальный капитал страны и расширить возможности капиталовложений в экономику, повысить жизненный уровень населения, отправлялся за границу российской империи в виде прибылей и дивидендов.

Судостроительная и машиностроительная промышленности были улучшены и «завезены» иностранцами в Тюмень. Необходимость в экономическом подъёме и отсталость от западных стран, отмечается одобрением для иностранцев в развитии промышленности.

В XIX в. Тюмень существенно расширялась. В первую очередь этому способствовали такие обстоятельства, как развитие пароходства на Туре, проведение Московско-Сибирского тракта и Транссибирской железнодорожной магистрали, а также устройство Торговой площади.

В основном замечалось активное взаимодействие иностранцев между собой. В обеих случаях отмечались семейное объединение. Взаимодействие иностранных предпринимателей с отечественными, не носили состязательного характера, а наоборот, старались взаимодействовать друг с другом, заключая различные выгодные сделки. Иностранные предприниматели без всяких препятствий шли на сотрудничество с российскими деловыми кругами, эти взаимодействия шли им на пользу, давая возможность завести так называемые «связи» в правительственных и городских управлениях, а также возможность избегать всяческих неприятностей в связи с незнанием русской культуры. Эти отношения всегда имени дружественный характер, гости из других стран охотно делились своими с знаниями, силами и средствами, для развития Тюмени. В качестве примера можно привести, строительство водонапорной башни Гектором Гуллетом, который обязался отвечать за её работоспособность в течении первого года за собственный счет.

В целом, анализ становление капитала иностранных предпринимателей в Тюмени XIX – XX веков, показал, что несмотря на различные ограничения в предпринимательской сфере со стороны правительства, а также их заинтересованность в наращивании капитала, посредством извлечения части средств у иностранцев, город Тюмень являлся благоприятным местом для иностранцев. Прежде всего, со стороны территориальной расположенности у реки, что давало судостроителям развозить свой товар. Так же с законодательной и конкурирующей сторон.


Наши рекомендации