Формы и виды внешнеэкономической деятельности.
Внешнеэкономическая деятельность может рассматриваться как деятельность Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, организаций со статусом юридического лица и физических лиц, направленные на установление, изменение и прекращение прав и обязанностей в рамках международных экономических отношений, имеющих в своей основе имущественный и (или) неимущественный интерес. Легальное определение понятия «внешнеэкономическая деятельность» в законодательстве Республики Беларусь на сегодня отсутствует, однако в ст.1 Закона о внешнеторговой деятельности закреплено понятие «внешнеторговой деятельности». Внешнеторговая деятельность-это деятельность по осуществлению внешней торговли товарами и (или) объектами интеллектуальной собственности.
Внешнеторговые операции независимо от их предмета подразделяются на импортные и экспортные.
Импортные операции предполагают ввоз резидентами в Республику Беларусь товаров, технологий, услуг, капитала для потребления и реализации на внутреннем рынке, а также для транзита в третьи страны.
Экспорт предполагает вывоз резидентами Республики Беларусь товаров, выполнение работ, оказание услуг нерезидентам.
Разновидностью экспортно-импортных операций являются реэкспортные и реимпортные операции. При реэкспорте осуществляется вывоз за границу ранее ввезенного в Республику Беларусь товара, не подвергшегося здесь какой-либо переработке. Реимпорт связан с ввозом из-за границы ранее вывезенных из Республики Беларусь товаров, не подвергшихся за границей переработке.
Основными субъектами внешнеторговой деятельности являются:
1) Физические лица, имеющие постоянное место жительства в Республике Беларусь, в том числе временно находящиеся за пределами Республики Беларусь;
2) Организации со статусом юридического лица и организации, не имеющие такого статуса, с местом нахождения в Республике Беларусь;
3) Физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами Республики Беларусь, в том числе временно находящиеся в Республике Беларусь;
4) Организации со статусом юридического лица и организации, не имеющие такого статуса, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь, созданные по праву иностранных государств;
5) Международные организации.
Все перечисленные субъекты отнесены к двум группам – резидентам и нерезидентам.
Резиденты - это белорусские и иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие постоянное место жительства в Республике Беларусь, в том числе временно находящиеся за её пределами; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в том числе юридические лица с инвестициями нерезидентов, дипломатические, торговые и иные официальные представительства Республики Беларусь за границей, пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями, а также иные представительства белорусских предприятий и организаций за границей, не осуществляющие хозяйственную деятельность.
Нерезиденты - иностранные граждане, лица без гражданства, имеющие постоянное место жительства за пределами Республики Беларусь, в том числе временно находящиеся на территории Республики Беларусь; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Республики Беларусь, в том числе с участием предприятий и организаций резидентов; находящиеся в Республике Беларусь иностранные дипломатические, торговые и иные официальные представительства; международные организации (филиалы), пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями, а также представительства иных организаций и фирм, не осуществляющие хозяйственную или другую коммерческую деятельность.
Существуют два метода правового регулирования внешнеэкономической деятельности: прямой и коллизионный.
Ø Прямой метод – правовая норма непосредственно регулирует соответствующее отношение без отсылок к другим актам.
Ø Коллизионный метод – норма права непосредственно не регулирует отношений, т.е. она не устанавливает прав и обязанностей, а отсылает к соответствующему законодательству республики либо другой страны.
Коллизионные нормы – это правила, устанавливающие, право какой страны (государства) подлежит применению к соответствующему отношению.
Методами государственно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности являются тарифное и нетарифное регулирование.
Основой тарифного регулирования является таможенный тариф, т.е. свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Беларусь и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Ставки таможенных пошлин бывают трёх видов: адвалорные, специфические и комбинированные.
Адвалорные пошлины устанавливаются в процентном отношении к таможенной стоимости облагаемых товаров, специфические – в определенном размере за единицу измерения облагаемых товаров и комбинированные сочетают оба вида указанных выше ставок.
Совету Министров предоставлено право устанавливать особые виды пошлин: специальные, антидемпинговые и компенсационные.
Специальные пошлины применяются в случаях, если товары ввозятся в Республику Беларусь в таких количествах или на таких условиях, которые наносят или угрожают нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров, а также как ответная мера на дискриминационные действия против Республики Беларусь отдельных стран и их союзов.
Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию республики товаров по более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза. Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза в республику товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Республике Беларусь.
Законом «О таможенном тарифе» и Президентом Республики Беларусь устанавливаются тарифные льготы (тарифные преференции) в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь.
Тарифная льгота – это предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Республики Беларусь льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Республики Беларусь в виде возврата ранее уплаченной таможенной пошлины, освобождения от обложения таможенной пошлиной, снижения ставки таможенной пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.
Перемещаемые через границу товары подлежат таможенному оформлению. Общие правила этого оформления установлены Таможенным кодексом Республики Беларусь.
К мерам нетарифного регулирования ВЭД относятся:
Ø квотирование и лицензирование экспорта и импорта товаров, работ услуг;
Ø регистрация контрактов на экспорт и импорт отдельных видов товаров (работ, услуг) в уполномоченных органах;
Ø установление иных форм контроля, в том числе валютных, внешнеторговых операций (оформление и регистрация «паспортов сделок, статистической декларации);
Ø меры ответственности за нарушение порядка проведения внешнеторговых операций.
Лицензирование как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности заключается в получении специального разрешения компетентного органа.
Лицензированию подлежат:
1) деятельность по организации иностранного туризма;
2) операции по экспорту и импорту ряда товаров.
На экспорт и импорт некоторых товаров лицензии выдаются в пределах объемов установленных квот. Объем квот на экспорт товаров ежегодно утверждается Министерством экономики Республики Беларусь.
Внешнеэкономическая сделка – это сделка, одна из сторон которой находится в другом государстве и связана в силу этого с не менее чем двумя национальными правовыми системами. Её особенность в том, что стороны сами определяют право, которым будут регулироваться их правоотношения, основанные на сделке.
Предметом внешнеэкономической сделки является внешнеторговая (в широком смысле) операция. Различают следующие виды внешнеэкономических сделок:
1. Купля-продажа товаров.
2. Договоры подряда (в том числе инжиниринг).
3. Договор финансовой аренды (лизинга) машин и оборудования.