Модели оценки конкурентоспособности товара и предприятия
МОДЕЛИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА И ПРЕДПРИЯТИЯ
Наиболее известные на сегодняшний день модели и методы оценки конкурентоспособности товара и предприятия можно разделить на две группы: аналитические и графические методы. Данное деление на методы оценки конкурентоспособности товара и методы оценки конкурентоспособности предприятия достаточно условны, так как они во многом совпадают, меняется только объект исследования. Классификация методов оценки конкурентоспособности товара и предприятия представлена на рис. 1.
|
|
|
Рис. 1. Иерархия методов оценки конкурентоспособности
Аналитические модели оценки конкурентоспособности товара
Модель Розенберга
Модель исходит из того, что потребители оценивают товары с точки зрения их пригодности для удовлетворения своих потребностей [13].
Она выражается формулой:
, (1)
где: - субъективная пригодность товара;
- важность мотива для потребителя;
- субъективная оценка пригодности товара для удовлетворения мотива i.
С точки зрения работы с товаром использование модели связано с множеством проблем. Мотивы, важные для оценки товара, часто трудно определить, она определяется субъективными взглядами экспертов. Высказывание опрашиваемых не дает указания на то, какие характеристики продукта должны быть изменены, нет сравнения с идеальными характеристиками.
Положительной стороной данного метода является то, что каждому товару может быть поставлено в соответствии какое-либо число, что значительно облегчает сравнение их конкурентоспособности: чем больше число, тем больше конкурентоспособен продукт.
Существует еще одна модель, схожая с моделью Розенберга, однако имеющая более практический характер. Значение отдельных мотивов определяется опосредованно, через конкретные характеристики продукта [5]:
, (2)
где: - оценка потребителями марки j;
Xк – важность характеристики k (k= 1,…,n) марки с точки зрения потребителей;
Yjk – оценка характеристики k марки j с точки зрения потребителя.
Данная модель основывается на предпосылке, что каждая характеристика желаемая и, чем выше оценка, тем лучше.
Модель с идеальной точкой
Особенность данного метода в том, что в него введена добавочная компонента – идеальная величина характеристики товара:
,
где: Qj - оценка потребителями марки j;
Wk – важность характеристики k;
Bjk - оценка характеристики k марки j с точки зрения потребителей;
Ik – идеальное значение характеристики k марки j с точки зрения потребителей;
r – параметр, означающий при r=1 постоянную, а при r =2 убывающую граничную пользу.
Смысл этой формулы: товар следует предпочесть другому в случае, если его удаление от идеальной точки меньше [13].
Преимущество метода заключается в том, что он дает представление об идеальном, с точки зрения потребителя, продукте.
Конкурентоспособность товара определяется по величине отклонения данной оценки от идеальной величины.
Матрица Портера
Данная матрица построена на основе концепции конкурентной стратегии: в центре внимания предприятия стоит не только удовлетворение потребностей предприятия, но и конкурирующие силы рынка [7].
Преимущество товара | Преимущество себестоимости | |
Вся отрасль | Дифференцированность | Лидерство по затратам |
Один сегмент рынка | Концентрация на сегменте |
Рис. 5. Матрица Портера [7]
На основе факторов, наиболее значимых для конкурентной позиции предприятия, М.Портер разработал матрицу конкуренции (рис. 5):
1. Лидерство по затратам: все действия и решения фирмы должны быть направлены на сокращение затрат. Прочие характеристики являются подчиненными.
2. Стратегия дифференциации: продукт фирмы должен отличаться от продукта конкурента и иметь нечто неповторимое с точки зрения потребителей.
3. Концентрация на сегменте: обработка одного или нескольких сегментов рынка и достижения там лидерства по затратам, или особенного положения, или того и другого вместе.
Недостатки:
· Данная концепция предусматривает наличие особой позиции по отношению к конкурентам, неизвестны способы достижения этой позиции;
· Концентрация на одной из этих стратегий может быть опасна при быстрых изменениях рыночных условий.
Основным недостатком метода является его ограниченность: или оценивается какая-либо одна группа факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, и на основе полученных данных делается вывод об уровне конкурентоспособности всего предприятия, или метод является слишком сложным и трудным для практического использования. Использование только какого–то одного метода не дает полного представления об уровне конкурентоспособности предприятия. Поэтому при оценке конкурентоспособности товара и предприятия необходимо использовать комплексный подход.
Классификация методов оценки конкурентоспособности товара и предприятия
Аналитические методы оценки конкурентоспособности товара | ||||
Кол-во параметров (осей координат) | Название метода | Формула | Достоинства метода | Недостатки метода |
Кол-во параметров ≤2 | Модель Розенберга [13] | Простота сравнения товаров: каждому товару может быть поставлено в соответствии определенное число | Трудно определить и оценить наиболее важные для продукта характеристики с точки зрения потребителя; Нет сравнения с идеальными характеристиками товара | |
Интегральный показатель конкурентоспособности [6] | Достаточно легкое сравнение с товарами-конкурентами; Общий анализ делается на основе анализа отдельных показателей. | Применение экспертного метода; трудность в определении параметров и их значимости. | ||
Оценки конкурентоспособности товара на основе уровня продаж [2] | Формулы позволяют определить позицию товара на рынке, метод учитывает влияние различных факторов внешней среды | Статичность модели. Основу метода составляют экспертные оценки. | ||
Кол-во параметров>2 | Модель с идеальной точкой [13] | Метод дает представление об идеальном продукте, позволяет определить степень отклонения данного продукта от идеала | Точность в определении характеристик идеального и рассматриваемого товаров, использование экспертных оценок. | |
Аналитические методы оценки конкурентоспособности предприятия | ||||
Кол-во параметров≤2 | Метод рейтинговой оценки [3] | Метод достаточно точно определяет место данного предприятия относительно его конкурента | Сложность при расчете показателя, получения исходных данных, отсутствие прогнозной информации | |
Оценка на основе расчета доли рынка [9] | Метод позволяет определить тип фирмы на рынке, определить его место там. | Нельзя определить причины выявленного положения фирмы, разработать необходимую стратегию | ||
Кол-во параметров>2 | Метод оценки на основе теории эффективной конкуренции[10] | Метод охватывает все наиболее важные оценки хоз. деятельности предприятия, возможность применения метода как оперативного контроля отдельных служб. | Сложность расчетов, сбора необходимой исходной информации. | |
Метод оценки на основе потребительской стоимости[5] | Оценка конкурентоспособности с учетом факторов внутренней среды фирмы. | Сложность расчетов, сбора необходимой исходной информации. | ||
Графические методы оценки конкурентоспособности товара и предприятия | ||||
Кол-во осей координат=2 | Матрица БКГ[]12 | Рисунок 3 | При наличии достаточно достоверной информации точно показывает положение предприятия | Отсутствие прогностичности, не показывает причин данного положения фирмы |
Модель Привлекательности рынка- преимущества конкуренции»[11] | Рисунок 4 | Позволяет определить положение фирмы относительно других конкурентов, выработать дальнейшие стратегии | Модель статична, трудно определить качественные характеристики. | |
Матрица Портера [7] | Рисунок 5 | Наглядное структурирование достижения конкуренции | Не дает конкретных рекомендаций по достижению конкурентных преимуществ. | |
Кол-во осей координат>2 | Метод «многоугольник конкурентоспособности предприятия»[11] | Рисунок 2 | Достаточная легкость использования для оперативного анализа ситуации, определение текущего положения относительно конкурентов | Сложность при расчете показателя, получение исходных данных, отсутствие прогнозной информации. |
МОДЕЛИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА И ПРЕДПРИЯТИЯ
Наиболее известные на сегодняшний день модели и методы оценки конкурентоспособности товара и предприятия можно разделить на две группы: аналитические и графические методы. Данное деление на методы оценки конкурентоспособности товара и методы оценки конкурентоспособности предприятия достаточно условны, так как они во многом совпадают, меняется только объект исследования. Классификация методов оценки конкурентоспособности товара и предприятия представлена на рис. 1.
|
|
|
Рис. 1. Иерархия методов оценки конкурентоспособности