Методы оценки конкурентоспособности товара, применяемые

ia стадиях реализации и эксплуатации. Конкурентоспособность оваров оценивается на основе объема продаж, скорости реа- шзации товаров-аналогов. Чем больше продается данного то- tapa предприятием, тем он более конкурентоспособен по срав- 1ению с аналогичными товарами данной товарной группы, )еализуемыми этим предприятием. Используются преимуще- :твенно предприятиями торговли.

Микросреда системы управления конкурентоспособностью ()ирмы — это среда ближнего ее окружения, с которым оно на- юдится в непосредственном контакте. Представлена постав- циками, посредниками, потребителями, конкурентами, кон- сурентами со стороны товаров-заменителей.

Мониторинг — метод сбора информации, представляющий собой периодически повторяющееся исследование, дающее ообъективную информацию об изменениях изучаемого объекта.

Монополистическая конкуренция — тип рынка со следую- цими основными характеристиками: множество продавцов и гокупателей, товар дифференцирован, рынок сегментирован, овары продаются в широком диапазоне цен.

Монопсония — монополия со стороны спроса (когда на рынке имеется один покупатель).

Н

Наступательная конкурентная разведка. Ее цель состоит в вы­явлении благоприятных возможностей атаки на конкурентов.

Недобросовестные методы конкуренции — методы, связан­ные с нарушением этических, а иногда и юридических норм и правил по отношению к конкуренту на рынке.

Нестратегические барьеры входа в отрасль — барьеры, свя­занные с фундаментальными условиями функционирования отрасли.

Неценовая конкуренция — это конкуренция, связанная с по­явлением на рынке новых товаров, нового качества, дизайна, упаковки, послепродажного сервиса и других методов воздей­ствия на потребителя. Эти факторы прямо не связаны с ценой. Товары могут быть предложены по прежней цене на аналогич­ные товары, но могут и отличаться по ценам. Они связаны с но­выми способами удовлетворения потребностей покупателей.

Нормативы конкурентоспособности фирмы — прогнозируе­мая величина ключевых факторов конкурентоспособности фирмы.

Нормативный подход — сущность заключается в установле­нии нормативов конкурентоспособности.

О

Обратная связь системы управления конкурентоспособ­ностью фирмы представлена требованиями, предложениями относительно продукции и услуг фирмы, поступающими из сферы потребления в саму систему или непосредственно к по­ставщикам входа системы.

Обеспечивающее (гарантирующее) конкурентное поведение фирмы направлено на сохранение в долгосрочной перспективе достигнутой позиции (стабильность, консервативность).

Олигополия — тип рынка со следующими основными ха­рактеристиками; немногочисленность продавцов, иееоошая взаимозависимость производителей, а также тчзнкчмчк» i ь отдельного предприятия с уверенностью првдекачн и. шт-1 m.ic действия конкурентов на изменения иены ии ШШ'Ш прей i водства.

Общие факторы конкурентоспособности — факторы, кото­рые могут быть использованы в широком спектре отраслей М. Портер относит сюда систему автомобильных дорог, дебе­товый капитал, персонал с высшим образованием и т. п.

Организация экономической системы — комплекс свойств, характеризующих определенную упорядоченность элементов системы, и совокупности их взаимодействия. Организации присуща иерархия уровней.

Организационная система — система, включающая в каче­стве одного из компонентов управляемой подсистемы коллек­тивы людей.

Основные факторы конкурентоспособности — природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная ра­бочая сила, дебетовый капитал.

Относительный показатель качества товара — отношение абсолютного показателя оцениваемого товара к абсолютному показателю товара-аналога.

Открытая система — система, имеющая с внешней средой прямую и обратную связи.

П

Патиенты — тип конкурентного статуса, заключающийся в выпуске ограниченного количества узкоспециализированного товара высокого качества. Применяется в условиях специали­зированного бизнеса.

Пассивная конкурентная разведка — обеспечивает менед­жмент фирмы исходными данными, необходимыми для,вы­несения объективной оценки (примером может служить нако­пление информации о деятельности конкурентов).

Полиполия (совершенная или чистая конкуренция) — тип эынка со следующими основными характеристиками: множе­ство продавцов и покупателей, однородный товар, рынок не ;егментирован, цена на товар складывается исключительно тод воздействием совокупного спроса и предложения.

Потенциал — средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в дей- ;твие, использованы для достижения определенных целей: зсуществления плана; решения какой-либо задачи; реализа­ции возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области.

Потенциал жизненного цикла предприятия — это ситуация, когда у предприятия имеются (или отсутствуют) объективные предпосылки для дальнейшего успешного развития бизнеса.

Потенциал маркетинга — возможность фирмы своевременно отслеживать процессы, происходящие на рынке, умело при­спосабливать производство под текущие и будущие потребно­сти рынка и оперативно реагировать на изменения рыночной ситуации.

Потенциал поставщика фирмы — это возможности и реаль­ные способности поставщика диктовать фирме наиболее вы­годные для себя экономические условия продажи материально - технических ресурсов.

Потенциал фирмы — 1) набор ресурсов, которые в процсссс производства принимают форму факторов производства. 2) со­вокупность возможностей организации по выпуску продук­ции (оказанию услуг). Возможности организации определяют ресурсы (факторы производства), находящиеся в ее распоря­жении. 3) способность производить и поставлять на рынок продукцию, пользующуюся спросом и обеспечивающую по­лучение приемлемой нормы прибыли при наиболее эффек­тивном использовании всех необходимых ресурсов (факторов производства).

Потенциал менеджмента фирмы характеризуется количе­ством и глубиной используемых фирмой принципов и на­учных подходов управления, характером реализации общих и конкретных функций управления, уровнем организацион­ного структурирования фирмы, качеством информационно- технологического обеспечения процесса управления и др.

Потенциальные конкурентные преимущества — факторы вну­тренней и внешней среды субъекта, по которым он может пре­взойти конкурентов в ближайшей или более отдаленной пер­спективе при выполнении определенных условий.

Программа выполнения стратегии обеспечения конкуренто­способности фирмы — перечень конкретных действий, способ­ствующих реализации разработанной стратегии обеспечения конкурентоспособности фирмы.

Прямые методы оценки конкурентоспособности товара осно­ваны на определении соотношения «качество/цена». Приме­ром является метод расчета интегрального показателя конку­рентоспособности товара.

Р

Развитые факторы конкурентоспособности — современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифициро­ванные кадры и исследовательские отделы университетов, за­нимающиеся сложными научными разработками.

Реальные конкурентные преимущества — факторы внутрен­ней и внешней среды субъекта, по которым он уже превосхо­дит конкурентов.

Реальная система — система, включающая объекты, состоя­щие из материальных элементов.

Резервы конкурентоспособности фирмы — это неиспользо­ванные возможности фирмы по сокращению затрат живого и овеществленного труда в самом производстве и по максималь­ному использованию всего комплекса условий деятельности на конкретном рынке в целях повышения конкурентоспособ­ности, а в конечном счете — и прибыльность предприятия.

Ресурсный потенциал фирмы — совокупность ресурсов (трудовых, материальных, нематериальных, финансовых), имеющихся в распоряжении фирмы и необходимых для про­изводства товаров, услуг, работ и получения максимальной прибыли.

С

Сбытовой потенциал фирмы — наличие реальной возможно- :ти у предприятия производить и продавать товары не только в эбъеме завоеванной им доли целевого рынка, но и значительно превосходящем его (при наличии благоприятной рыночной конъюнктуры).

Связь в экономической системе — это то, что объединяет от­ельные элементы в систему. Связь есть ограничение степени свободы элементов. Связь обеспечивает возникновение и сохра- тение целостных свойств системы. Предполагается, что связи существуют между всеми элементами, между подсистемами.

Сервисная дифференциация — это предложение разнообраз- -гого и более высокого (по сравнению с конкурентами) уровня услуг, сопутствующих продаваемым товарам (срочность и на­дежность поставок, установка оборудования, послепродажное обслуживание, обучение и консультирование клиентов).

Сила — это те факторы внутренней среды, в которых фирма преуспела, или какая-то эксклюзивная ценность, предоставля­ющая ей дополнительные преимущества перед конкурентами.

Система — это совокупность (множество) элементов, на­ходящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. При этом нужно учи­тывать, что каждый элемент, входящий в систему, сам по себе может рассматриваться как система, состоящая из элементов другого типа, т.е. системы обычно представляют собой иерар­хическую структуру. Взаимосвязи между элементами системы могут меняться во времени в соответствии с ходом выполнения возложенных на эти элементы функций.

Система с управлением — система, реализующая процесс це- леполагания и целеосуществления.

Системный подход — методология исследования объектов как систем.

Ситуационный подход основан на альтернативности дости­жения одной и той же цели во время принятия или реализации управленческого решения (планов и т.д.), учете неопределен­ных обстоятельств.

Слабость — это факторы внутренней среды, которые ста­вят предприятие в неблагоприятные условия, или отсутствие каких-то важных элементов в его функционировании по сран нению с другими фирмами.

Сложная система — система, состоящая из боиыиот чт на взаимосвязанных и взаимодействующих между со»и.и темен тов, каждый из которых может быть преде -.та ниш п пит- i п стемы.

«Собака» — позиция бизнеса па магриме щьип inn мни анализа «Бостон консалтинг групп», \арактерм ivhhu.ih < <«г ы ние слабых конкурентных позиций е рынкам», пачм.чнишмш ч в состоянии застоя.

Содержание экономической системы иг hid tm шшй i уо страт системы: совокупность пюдей, гргв in n|mnt№Wt tmi и предметов труда.

Специализированные факторы конкурентоспособное™ — при- еняемые в ограниченном числе отраслей. Например, персонал узкой специализацией, инфраструктура специфических типов, азы данных в определенных областях знания и др. Специализиро- анные факторы создают более солидную и долговременную основу гш конкурентного преимущества фирмы, чем общие факторы.

Стратегия — это долгосрочное качественно определенное аправление развития фирмы, касающееся сферы, средств и юрмы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри 1ирмы, а также позиции фирмы в окружающей среде, приво- ящее фирму к ее целям.

Стратегические барьеры входа в отрасль — барьеры, завися- 1ие от поведения фирм отрасли.

Стратегическая группа конкурентов — объединение фирм с охожими стратегическими характеристиками и конкурирую­щий на одной и той же ресурсной и товарной базе.

Стратегическая единица бизнеса (СЕБ) или стратегическая )на хозяйствования — это внутрифирменная организационная шпица, отвечающая за выработку стратегии фирмы в одном ли нескольких сегментах целевого рынка.

Стратегический план реализации стратегии обеспечения кон- урентоспособности фирмы — это программа укрупненных дей- гвий для достижения поставленных целей управления конку- ентоепособностью фирмы.

Стратегическое управление — это деятельность, направлен- ая надостижение основных поставленных целей и задач орга- изации, определенных на основе предвидения возможных из- енений окружающей среды и организационного потенциала, утем координации и распределения ресурсов.

Структура экономической системы отражает наиболее устой- ивые проявления упорядоченности отношений и связей между ггойчиво выделенными элементами системы. Если организа- ия системы может быть нестабильной, то в структуре она при- оретает наиболее устоявшееся выражение. Такими структу- ами на предприятии являются производственная структура и рганизационная структура управления.

Структурный подход — определение значимости приорите- эв среди факторов, методов, принципов и других инструмен­тов в их совокупности с целью установления рациональности соотношения и повышения обоснованности распределения ресурсов.

Т

Товар — все, что может удовлетворить нужду или потреб­ность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

«Трудный ребенок» — позиция бизнеса на матрице стратеги­ческого анализа «Бостон консалтинг групп», характеризующая слабоконкурентный бизнес на перспективных рынках. Буду­щее неопределенно.

У

Угрозы — это факторы внешней среды, которые могут не­благоприятно отразиться на деятельности предприятия.

Управление конкурентоспособностью на уровне фирмы пред- ставляетсобойугправление процессом формирования, поддержа­ния конкурентных преимуществ и преодоления конкурентных слабостей. Основная цель управления конкурентоспособно­стью фирмы — создание конкурентных преимуществ.

Ф

Факторная природа сущности конкурентного преимущества —

конкурентные преимущества представляют факторы внутрен­ней или внешней среды субъекта хозяйствования, непосред­ственные характеристики объекта.

Факторы конкурентоспособности фирмы — явления и про­цессы производственно-хозяйственной деятельности пред­приятия и социально-экономической жизни общества, ко­торые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство и реализацию продукции, а в результате — изменение уровня конкурентоспособности са­мого предприятия.

Финансовый потенциал фирмы — возможность фирмы акку­мулировать необходимые финансовые ресурсы для реализации стратегии обеспечения конкурентоспособности фирмы.

Функция экономической системы — характер отношения ча­стей (элементов) к целому (системе). Например, отношение части к целому, когда часть служит сохранению и развитию целого.

Функциональный подход заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для удовлетворения потребности. Цепочка разви­тия объекта: потребности —> функции —> показатели будущего объекта —> изменение структуры системы. Инструментом при­менения является функционально-стоимостной анализ.

Функциональная зона фирмы — это сфера деятельности, ор­ганизационно представленная функциональными структур­ными подразделениями, которые специализируются иа выпол­нении определенных функций и обеспечивают эффективную деятельность, как отдельных стратегических единиц бизнеса, так и фирмы в целом. Основными функциональными зонами фирмы являются маркетинг, НИОКР, производство, персонал, финансы.

Функциональные стратегии — это стратегии, разрабатывае­мые функциональными отделами и службами предприятия на основе корпоративной и конкурентных стратегий.

Ч

Чистая монополия — на рынке существует один продавец, цена не является заданной величиной, она определяется моно­полистом одновременно с определением объема предложения

товара, при этом учитываются издержки и спрос.

Ц

Цель — это желаемое состояние фирмы (либо ее отдельных подсистем) или результат ее деятельности, достижимый в пре­делах некоторого интервала времени.

Цена потребления — это совокупность цены приобретения товара и совокупных расходов, связанных с его эксплуата­цией.

Ценовая конкуренция — подразумевает, что появляется фирма, которая продает товары по ценам ниже, чем остальные. Тем самым она как бы лидирует в отношении уровня цены по сравнению с другими фирмами, производящими аналогичную продукцию.

Э

Элемент экономической системы —- это предел деления эко­номической системы с точки зрения решения конкретной за­дачи в рамках поставленной цели.

Эксплеренты — тип конкурентного статуса, ориентирован­ного на радикальные инновации. Применяется в условиях спе­циализированного бизнеса. Деятельность эксплерентов свя­зана с созданием новых или с радикальным изменением уже существующих товаров или рынков. Конкурентные преиму­щества эксплеренты строят на использовании принципиаль­ных инноваций.

Энергия экономической системы — люди и орудия труда, новшества, информация собственная. Управление должно быть направлено на рациональное использование энергии.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Ответы на тесты для самоконтроля

Наши рекомендации