Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические аспекты изучения организации как системы…………………………………………………………………….
1.1. Понятия организации и системы, признаки и классификация……………………………………………………………  
1.2. Классификация систем…………………………………………
1.3. Системный анализ функционирования организации……………………………………………………………….  
Глава 2. Общая экономическая характеристика предприятия ООО «Техкомп»…………………………………………………………
2.1.Основная экономическая характеристика предприятия ООО «Техкомп»………………………………………………………………….  
2.2. Организация как система на примере предприятия ООО «Техкомп»…………………………………………………………………  
Глава 3. Совершенствование функционирования предприятия ООО «Техкомп»…………………………………………………………
3.1. Пути совершенствования функционирования предприятия ООО «Техкомп» как системы………………………………………….  
3.2. Мероприятия по совершенствованию функционирования предприятия ООО «Техкомп»…………………………………………..  
Заключение………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………..

Введение

В последние десятилетия изучение организаций и их поведения стало главной задачей исследований, проводимых совместно представителями нескольких научных дисциплин. Изучение организаций постепенно превратилось в самостоятельную научную область - теорию организации.
Косвенным путем вклад в теорию организации внесли специалисты, работающие в таких отдаленных областях знаний, как биология, математика, психология, логика и философия. Непосредственно способствовали созданию теории организации социологи, антропологи, специалисты по социальной психологии человека, политическим наукам и истории. Кроме того, способствовали ее развитию дисциплины, связанные с областью предпринимательской деятельности: общая теория делового руководства, теория человеческих отношений, исследование операций и наука управления, а также промышленная социология. Все возрастающий интерес, проявляемый специалистами по общественным наукам к исследованию предприятия, свидетельствует о значении социальных и культурных норм в развитии организации.

Поскольку слова организация и система имеют сходное значение, важно понимать, что обозначается термином «организация». Так, система чаще всего определяется как - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует некоторую целостность, единство.

Актуальность данной темы заключается в том, что для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена к ним. Организационная структура создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных административных функций. Организационную структуру можно сравнить со скелетом живого организма - с основой конструкции, которая связывает воедино функционирующие отдельные части тела. Структура выявляет и устанавливает взаимоотношения сотрудников внутри организации. То есть, структура организации устанавливает некоторый общий набор предварительных положений и предпосылок, определяющих, какие члены организации несут ответственность за те или иные виды решений.

Структура организации определяет также структуру подцелей, которая служит критерием выбора при подготовке решений в различных частях организации. Она устанавливает ответственность подразделений организации за тщательное исследование отдельных элементов внешнего окружения и за передачу к соответствующим точкам информации о событиях, требующих особого внимания.

Объект исследования – предприятие ООО «Техкомп».

Предмет исследования – системный анализ функционирования предприятия «Техкомп».

Цель данной курсовой работы - рассмотреть понятие организации и понятие системы, раскрыть их взаимосвязь. На практическом примере отразить теоретические представления о системных свойствах организаций.

Для достижения цели работы необходимо выполнить следующие задачи:

- выявить характеристики, типологию организации как системы;

- выполнить анализ экономических показателей предприятия;

- представить организацию как систему на примере реального предприятия.

Методологической основой написания курсовой работы является использование в процессе проводимого анализа различных источников отечественных и зарубежных авторов: Акимовой Т. А., Алиева В.Г., Ивановой Т.Ю. и Приходько В.И., Куликова Г.Г., Лапыгина Ю.Н., Лафта Дж.К., Мильнера Б.З., Родионова И. Б.,Третьяковой Е.П., Чернышова В.Н. и др.

Рис. 1.1. Организация как система

При этом организация любой системы требует такого подбора и сочетания элементов, который не только обеспечивал бы ее гармоничное функционирование и развитие как единого целого, но и сочетаемость с более крупной системой, элементом которой она является.[10, с. 145]

Все системы имеют вход, трансформационный процесс и выход. Они получают сырье, энергию, информацию, другие ресурсы и преобразуют их в товары и услуги, прибыль, отходы и т. п. На рис. 1.2 представлена схема системы и ее окружения.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. - student2.ru

Рис. 1.2. Системные объекты

Входомназывается то, что воздействует на систему со стороны внешней среды. Функцией входа является возбуждение силы, которая обеспечивает систему ресурсами, поступающими в процесс.

Выходомназывается результат или конечное состояние процесса. Выход может быть определен как назначение, для достижения которого системные объекты, свойства и связи соединены вместе.

Процесс переводит вход в выход. Способность переводить данный вход в данный выход называется свойством данного процесса. Связь определяет следование процессов, т.е. что вход одного процесса является выходом другого.[12, с. 24]

Рассматривая организацию как систему, необходимо учитывать все составляющие ее подсистемы, их взаимодействие между собой и взаимоотношения с внешним и внутренним окружением.

Существует граница, которая отделяет систему от ее окружения. Изменения во внешней среде влияют на один или несколько атрибутов системы, и наоборот, изменения в системе воздействуют на окружение.[15]

Схематически внешняя среда представлена на рис. 1.3.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. - student2.ru

Рис. 1.3. Внешняя среда организации

Организация должна отражать состояние внешней среды. В основе ее построения лежат предпосылки экономического, научно-технического, политического, социального или этического характера. Организация должна создаваться так, чтобы она нормально функционировала. Должен обеспечиваться вклад каждого ее члена в общую работу и эффективная помощь работникам в достижении поставленных целей. В этом смысле действенная организация не может быть статичной. Она должна оперативно отслеживать все изменения внешней среды, оценивать их и выбирать наилучшую ответную реакцию, способствующую достижению ее целей. Она должна эффективно реагировать на воздействия внешней среды.[12, с.26]

Внешняя среда организации как системы характеризуется как совокупностью переменных (элементом), которые находятся за границами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны ее менеджмента, окружающих ее и оказывающих на ее деятельность заметное влияние. Для облегчения анализа факторов внешней среды их разделяют па факторы прямого и косвенного воздействия.

Факторы внешней среды прямого воздействия непосредственно влияют па действие организации и испытывают на себе прямое воздействие деятельности организации. К этим факторам относятся поставщики, трудовые ресурсы, законы, учреждения государственного регулирования, потребители и конкуренты.

Факторы внешней среды косвенного воздействия могут не оказывать прямого немедленного воздействия на действия организации, но тем не менее сказываются на них - это состояние экономики, уровень научного и технического прогресса, социально-культурные и политические перемены, влияние национальных, групповых интересов к существенные для организации события (войны, кризисы) в Других странах. Эти факторы предопределяют стратегически важные решения, принимаемые менеджментом организации.[10, с. 146]

Нужно учитывать и то, что организации укомплектовываются людьми. Очевидно, что при группировке видов деятельности и рас­пределении полномочий внутри любой организационной системы необходимо учитывать недостатки и привычки людей. Это не означа­ет, что организация должна создаваться применительно к людям, а не на основе целей и сопутствующих их достижению видов деятельнос­ти. Однако весьма важным для руководителя, зачастую сдерживаю­щим, фактором является то, какие лица будут работать в организа­ции, какие роли они будут выполнять (табл. 1.1).

Поведение членов организации может рассматриваться как ее вну­тренняя среда. В организации постоянно возникают проблемы, могу­щие изменить ее положение. Чтобы все элементы организации дейст­вовали и были разумно скоординированы, необходимо непрерывное поступление ресурсов. Производственный аппарат изнашивается, технология устаревает, материалы нужно пополнять, работники уволь­няются. Чтобы обеспечить жизнеспособность организации, эти ресур­сы необходимо, не прерывая производственного процесса, заменять элементами равной производительности.

Таблица 1.1.

Роли в организации

Понятие ролей Группировка ролей
Определение основных обязанностей или областей деятельности Определение свободы действий или полномочий Обеспечение информацией и другим инструментарием Межличностные роли (главный руководитель, лидер, связующее звено) Информационные роли (приемник информации, распространитель информации, представитель) Роли, связанные с принятием решений (предприниматель, устраняющий нарушения; распределитель ресурсов, ведущий переговоры)

Другие внутренние проблемы возникают из-за недостатков взаи­модействия и скоординированности разных участков организации. Одной из причин того, что работники уходят, а акционеры не желают вкладывать свои сбережения, является неудовлетворенность этих групп условиями труда и вознаграждением за участие в организации, и это недовольство может стать таким сильным, что возникнет угроза самому существованию организации.[12, с. 25] Внутренняя среда организации схематически показана на рис. 1.4.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. - student2.ru

Рис. 1.4. Внутренняя среда организации

Внутренняя среда организационной системы формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние па осуществляемые здесь процессы. Именно они предопределяют структуру организации, необходимые ресурсы и культуру, которые отражают состояние и главные черты внутренней среды. Основные переменные внутренней среды организации, которые требуют внимание анализа и оценки со стороны менеджмента, - это цели, структура, задачи, технология, люди, ресурсы и культура поведения.

Для организации характерен циклический характер функционирования. Выходная продукция системы обеспечивает средства для нового инвестирования, что позволяет повторять производственный цикл. Доходы, полученные промышленными организациями, должны быть достаточно адекватными для оплаты кредитов, труда рабочих и погашения займов, если цикличность деятельности устойчива и обеспечивает жизнеспособность организации.[12, с. 27]

Внутренняя среда организации зависит от внешней среды, получая из нее все необходимое для того, чтобы реализовывать свое предназначение, и предлагает ей результаты своих усилий по преобразованию ресурсов в продукцию и услуги. По существу, это характеризует иерархичность построения общественной жизни, и организация является всего лишь подсистемой, входящей в состав системы более высокого уровня. Преобразования, происходящие в ней, связаны с выполнением различных взаимосвязанных между собой процессов.[10, с. 149]

Действия по поддержанию сбалансированности системы обеспечивают взаимодействие с внешней средой, что, в свою очередь, предотвращает резкие изменения, которые могут разбалансировать систему. Напротив, действия по приспособляемости системы к различным изменениям позволяют адаптироваться к динамике внутреннего и внешнего спроса. Одна стратегия, например, ориентирована на обеспечение стабильности системы путем покупки, технического обслуживания и ремонта оборудования, набора и обучения работников, использования правил и процедур. Другая стратегия сосредоточивается на изменении системы посредством планирования, изучения рынка, развития производства новой продукции и т. п. И то, и другое необходимо в интересах выживания организации. Стабильные организации, которые не способны адаптироваться к изменению условий, долго просуществовать не смогут. То же самое можно сказать о приспособляемых к изменениям, но нестабильных, т. е. неэффективных, организациях.

Организационная система может достичь своих целей, используя различные комбинации ресурсов и стратегий. Вот почему необходи­мо рассматривать разнообразные формы и способы решения возни­кающих проблем, а не искать какой-либо один «оптимальный» вы­ход, приводящий к быстрым результатам.[12, с.27]

Классификация систем

Системы разделяют на классы по различным признакам, и в зависимости от решаемой задачи можно выбирать разные признаки классификации. Отнесение системы к определенному классу позволяет использовать соответствующие ему методы исследования.

Системы бывают:

- абстрактными (гипотезы, теории, лингвистические, логические и др.) и материальными (делятся на неживые (физические, геологические, химические и др.) и живые (биологические, в т.ч. человек, и социальные) системы);

- детерминированными (однозначно реагирующие на определенные воздействия и допускающие полное описание). Эти системы функционируют по заранее заданным правилам с заранее определенным результатом; вероятностными, илистохастическими (реагирующие на воздействия неоднозначно и допускающие описание только с привлечением теории вероятности) - они характерны тем, что результаты их деятельности не всегда совпадают с запланированными;

- по количеству входящих элементов: простыми, сложными и сверхсложными (не поддающиеся полному описанию - живые организмы, человек, общество;

- естественными и искусственными (созданными людьми);

- открытыми (обменивающиеся веществом, энергией, информацией с внешней средой) и закрытыми (не совершающими такого обмена);

- целенаправленными и целеустремленными. В этом классе можно выделить системы, в которых цели задаются извне, и системы, в которых цели формируются внутри системы;

- статическими и динамическими (состояние которых изменяется во времени).

Классификация систем по степени организованности предусматривает выделение классов хорошо организованных и плохо организованных, или диффузных, систем. Позднее к этим двум классам был добавлен еще класс самосохраняющихся систем.[6, с.32]

Отдельно выделяют класс кибернетических систем, способных воспринимать, запоминать и перерабатывать информацию, а также обмениваться ею. К ним относятся: технические, биологические (в т.ч. человек) и социальные системы. Все кибернетические системы являются целенаправленными и стремятся к некоторому целесообразному поведению и достижению наиболее предпочтительных состояний. Поэтому у них одинаково протекают процессы управления.

Рассмотрение организации как системы является весьма продуктивным, так как позволяет систематизировать и классифицировать организации по ряду общих признаков. Так достаточно обобщенная классификация систем по признаку иерархии дается К. Боулдингом. Она может быть применена к существующему многообразию организаций в природе и обществе.[2, с. 31]

   
  Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. - student2.ru
 
  Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. - student2.ru

Рис. 1.5. Классификация организаций

Классификации всегда относительны. Так, в детерминированной системе можно найти элементы стохастичности, и, напротив, детерминированную систему можно считать частным случаем стохастической.[18, с. 19]

Рис.2.1. Логотип магазина «Кламас»

ООО «Техкомп» располагается по адресам:

Г. Уфа: «Кламас Центр» ул. Харьковская, 120/1; «Кламас Север» ул. Первомайская, 22; «Кламас Pro» Проспект Октября, 46.

Г. Стерлитамак: ул. Худайбердина, 122а.

Г. Нефтекамск: ул. Ленина, 21а.

Г. Октябрьский, ул. Ленина, 5.

Г. Барнаул, пр-т Ленина, д. 39, оф. 518.

Режим работы предприятия в будние дни с 10.00 до 20.00 и в выходные и праздничные дни с 10.00 до 19.00 без перерыва на обед и без выходных дней. Конкурентные преимущества: удобный режим работы, оказание сопутствующих услуг, высокое качество обслуживания.

Магазин занимает площадь 620 кв. м.

Каждая организация, осуществляя свои хозяйственные функции, имеет определенный набор целей. Для реализации целей руководители организаций и подразделений выполняют соответствующие управленческие функции: принятие решений; планирование; оперативное управление; контроль над выполнением управленческих решений. Для выполнения этих функций требуется информация, которая включает финансовые, статистические данные, результаты маркетинговых исследований. На основании этой информации выполняется финансово-экономический анализ деятельности предприятий. Задачей анализа является раскрытие и изучение причин (факторов) изменения показателей, входящих в систему показателей, формулирующихся в ходе планирования, учета и анализа. Задача анализа выявить наиболее существенные причины изменения показателей финансово-экономической деятельности предприятия. Проведем анализ основных экономических показателей деятельности предприятия ООО «Техкомп» за 2011-2013 года в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Основные экономические показатели деятельности предприятия ООО «Техкомп»

  Показатель Период Изменение, +,-   Темп изменения, %
2011 г.   2012 г.   2013 г.
Товарооборот, тыс. руб. +2294 104,2
Себестоимость, тыс. руб. +1588 105,5
Уровень себестоимости, % 52,7 51,8 53,4 +0,7 101,3
Валовой доход, тыс. руб. +706 102,7
Уровень валового дохода, % 47,3 48,2 46,6 -0,7 98,5
Издержки обращения, тыс. руб. +1575 105,8
Уровень издержек обращения, % 30,9   31,6   31,4   +0,5   101,6  
Прибыль от реализации, тыс. руб. -275 96,9
       
Продолжение табл. 2.1

   
Рентабельность продаж, % 16,3   16,6   15,2   -1,1   93,2  
Налоги и другие обязательные платежи, тыс. руб.         -211   93,0
Чистая прибыль, тыс. руб. -64 98,9
Рентабельность по чистой прибыли, % 10,8   10,8   10,3   -0,5   95,4  
                   

Анализ данных таблицы 2.1 показывает: за 2011-2013 год выручка предприятия ООО «Техкомп» увеличилась на 2294 тыс. руб. или на 4,2% за счет увеличения количества покупок. При увеличении товарооборота предприятия увеличивается себестоимость закупаемой продукции на 1588 тыс.руб. или на 5,5%, ее уровень по отношению к товарообороту увеличивается на 0,7%. Необходимо отметить, что темп роста себестоимости выше темпа роста товарооборота предприятия, что является отрицательным фактором. Валовой доход предприятия ООО «Техкомп» в анализируемый период увеличивается на 706 тыс. руб. или на 2,7%.

Издержки обращения предприятия за 2011-2013 гг. увеличиваются на 1575 тыс. руб. или на 5,8%. Происходит увеличение их уровня по отношению к товарообороту предприятия на 0,5% (с 30,9% в 2009 году до 31,4% 2011 году).

В анализируемый период происходит снижение прибыли от реализации предприятия ООО «Техкомп» на 275 тыс. руб. или на 3,1%, чистая прибыль предприятия уменьшается на 64 тыс. руб. или на 1,1%. Рентабельность продаж предприятия уменьшается с 16,3% до 15,2%, а рентабельность по чистой прибыли с 10,8% до 10,3%, что свидетельствует о снижении рентабельности предприятия.

В таблице 2.2 представлен анализ ресурсов предприятия ООО «Техкомп».

Таблица 2.2

Анализ ресурсов предприятия ООО «Техкомп»

  Показатель Период Измене-ние, +,- Темп изменения, %
2011 г. 2012 г. 2013 г.
Численность персонала, чел.
Фонд оплаты труда, тыс. руб. +1467 129,6
Среднемесячная заработная плата работника, тыс. руб. 10,5 11,2 +1,2 112,0
Производительность труда, тыс. руб. 1139,9 1266,7 1187,8 +47,9 104,2
Оборотные средства, тыс. руб. +555 102,3
Товарооборачиваемость, дни   125,9   130,3   121,7 -4,2 96,7
Коэффициент оборачиваемости 2,9 2,8 3,0 +0,1 103,5
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. +831 106,7
Фондоотдача, руб./руб. 4,4 3,4 4,3 -0,1 97,7
Фондовооруженность, тыс. руб. 258,8 333,6 276,1 +17,3 106,7
Рентабельность основных фондов, %   0,5   0,4   0,4   -0,1   80,0

Данные таблицы 2.2 позволяют сделать следующие выводы: в период 2011-2013 гг. при неизменной численности работников предприятия происходит увеличение производительности труда на 47,9 тыс. руб. или на 4,2%. Увеличивается фонд оплаты труда работникам на 1467 тыс. руб. или на 29,6% за счет увеличения среднемесячной заработной платы одного работника на 1,2 руб. или на 12%. Отрицательным фактором является то, что темп роста производительности труда выше темпа роста заработной платы персонала.

В анализируемый период происходит увеличение оборотных средств предприятия на 555 тыс. руб. или на 2,3%, вместе с тем коэффициент оборачиваемости оборотных средств увеличивается на 3,5%, а товарооборачиваемость в днях уменьшается на 4,2%, что свидетельствует о повышении эффективности использования оборотных средств предприятия.

При увеличении стоимости основных фондов предприятия за 2011-2013 гг. на 831 тыс. руб. или на 6,7% их фондоотдача уменьшается на 0,1%, фондовооруженность увеличивается на 17,3%. Уменьшается рентабельность основных фондов предприятия на 0,1%, все вышесказанное свидетельствует о снижении эффективности использования основных фондов предприятия ООО «Техкомп».

Необходимо проанализировать затраты на реализацию продукции (см. таблицу 2.3).

Таблица 2.3

Затраты на реализацию продукции, тыс. руб.

Показатель Период Изменение, +,- Темп изменения, %
2011 г. 2012 г. 2013 г.
Материальные затраты (закупка продукции у поставщиков)               +1588     105,5  
Затраты на оплату труда +1467 129,6
Сумма ЕСН +79 101,6
Амортизация основных фондов 100,0
Прочие затраты -565 89,9
Полная себестоимость +2569 105,6

В период 2011 - 2013 гг. полная себестоимость предприятия ООО «Техкомп» увеличилась на 5,6%. Увеличение произошло по следующим статьям затрат – материальные затраты на 5,5%, затраты на оплату труда на 29,6%, ЕСН на 1,6%. Остается без изменения статья амортизация основных фондов. Сумма прочих затрат торгового предприятия уменьшается на 1,1%.

В структуре полной себестоимости наибольший удельный вес занимают материальные затраты – закупка продукции у поставщиков, их доля составляет 63,0% в общей сумме расходов предприятия. На втором месте затраты на оплату труда работников предприятия, удельный вес которых составляет 13,3%. Удельный вес ЕСН составляет 10,2%, доля прочих затрат 10,2%. И доля отчислений на амортизацию составляет 3,1%.

2.2. Организация как система на примере предприятия ООО «Техкомп»

За систему принято предприятие ООО «Техкомп», которое начало свою работу в 1998 году в городе Уфа и успешно функционирует в настоящее время. ООО «Техкомп» специализируется на оптовой и розничной продаже компьютерной и оргтехники, периферии, ноутбуков, карманных компьютеров, цифровых фото- и видеокамер, сотовых телефонов и аксессуаров, а также на проектировании сетей и поставке и настройке программных систем.

Поскольку потребители всегда нуждаются в качественном и разнообразном ассортименте компьютерной и цифровой техники, деятельность компании «Техкомп» весьма востребована.

Так же как любой системе, системе организации ООО «Техкомп» присущи характерные системам свойства.

Организации создают структуры, чтобы обеспечить координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников. Структура организации - это те фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации. Ее можно понимать как установленную схему взаимодействия и координации технологических и человеческих элементов.

Структура может быть простой или сложной в зависимости от числа и типа взаимосвязей между частями системы. В сложных системах должна существовать иерархия, т. е. упорядочение уровней подсистем, частей и элементов. От типа и упорядоченности взаимоотношений между компонентами системы в значительной степени зависят функции систем и эффективность их выполнения.

В данной организации использовалась иерархическая структура. Она характерна тем, что реализует все виды связей, т.е. предполагает выполнение каждым работником определенной работы. Функциональные связи между исполнителями, линейные - руководителя с исполнителем, характеризуется передачей управленческого воздействия в виде конкретного набора функций.

На рис.2.2. представлена иерархическая структура предприятия ООО «Техкомп».

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. - student2.ru

Бухгалтер
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. - student2.ru

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. - student2.ru

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. - student2.ru

Рис. 2.2. Иерархическая структура ООО «Техкомп»

Директор предприятия избирается общим собранием учредителей ООО «Техкомп», руководит деятельностью предприятия, организует торгово-технологический процесс. В ведении директора находится обеспечение магазина квалифицированными кадрами. Он производит расстановку работников с учетом требований рационального разделения труда, квалификации и психологических особенностей работников, следит за повышением их квалификации, созданием благоприятного микроклимата в коллективе, безопасных условий труда. Директор организует разработку стратегии развития предприятия и контролирует степень ее выполнения. Вся деятельность директора направлена на получение прибыли, достаточной для самоокупаемости и самофинансирования предприятия, на обеспечение высокой культуры обслуживания покупателей, внедрение прогрессивных форм торговли, совершенствование технологии торгового процесса.

Заместитель директора заключает договора на поставку товаров, контролирует соблюдение работниками правил торговли. Следит за оптимальной оборачиваемостью товаров, совершению эффективных сделок с последующим отслеживанием прогнозных результатов.

Начальник службы экономической безопасности отвечает за разработку и осуществление профилактических мероприятий по защите финансовых и других операций, организацию и проведение мероприятий по обеспечению безопасности персонала компании, основных фондов и финансовых активов в различных условиях повседневной деятельности и в экстремальных ситуациях, проведение единой технической политики в вопросах охраны, проведение инструктажа и обучения работников компании правилам работы с конфиденциальной информацией.

Начальник отдела прямых продаж отвечает за работу по мелкооптовым продажам индивидуальным предпринимателям и мелким предприятиям, осуществляет активные продажи продукции, формирование и постоянное расширение собственной базы клиентов.

Начальник корпоративного отдела следит за заключением и соблюдением договоров на оптовые продажи крупным предприятиям.

Главный менеджер следит за деятельностью обслуживающего персонала – менеджеров по продажам, их внешним видом, за дисциплиной в магазине, правилами обслуживания, разрешает спорные вопросы с покупателями, если таковые возникают.

Зав. складом организует своевременное составление заявок, заказов, договоров, контролируют поступление товаров от поставщиков, по срокам, качеству, количеству и ассортименту согласно условиям договора. Подготавливают претензии поставщикам за нарушение условий договора; контролируют состояние реализации товаров на предприятии по товарным группам. Изыскивают дополнительные товарные ресурсы, разрабатывают мероприятия, направленные на ускорение оборачиваемости товаров, принимают меры к недопущению сверхнормативных товарных запасов.

Начальник отдела маркетинга отвечает за сбыт продукции, анализ рынка данного вида продукции, формирует рекомендации по результатам проведенного анализа.

Отдел рекламы активно участвует в маркетинговой деятельности предприятия, поэтому менеджер планирует рекламу во взаимосвязи с утвержденной руководством стратегией, тактикой и программой маркетинговой деятельности, решает вопросы, связанные с ее размещением и продвижением. Менеджеры по продажам магазина непосредственно реализуют покупателям продукцию, отвечают на вопросы посетителей, помогают выбрать нужный товар.

Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности. Обеспечивает рациональную организацию учета и отчетности на предприятии на основе максимальной централизации и механизации учетно-вычислительных работ, прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета и контроля и т.д. Главному бухгалтеру помогает бухгалтер.

Рис. 2.3. Древо целей организации

Целостность организации как состояние динамического равновесия:

- Любая часть системы организации вторична относительно первичного целого. То есть любое из структурных подразделений организации предприятия не может иметь главного значения относительно целой системы.

- Части системы образуют единое целое таким образом, что воздействии на одну из частей влияет и на все остальные.

Например: сбои работы отдела логистики ведут к тому, что товар вовремя не выходит в продажу. Вследствие этого покупатели обращаются в другие магазины, что приводит к финансовому сбою в работе компании. Предприятие не в состоянии приобретать новый товар, оплачивать аренду помещения, налоги и заплату сотрудникам. Или: если отдел рекламы не предоставит рекламные заказы, предприятие так же не заработает прибыли, что приведёт к его неплатежеспособности.

- Каждая часть несет свою долю участия в функционировании целой системы.

Например: отдел маркетинга изучает конкурентов и потенциальных клиентов, разрабатывает стратегии по их привлечению. Рекламный отдел поддерживает и развивает связи с заказчиками рекламной продукции. Бухгалтерия производит расчеты расходов и доходов, исполняет налоговые обязательства и т.д. Совокупная работа отделов образует налаженную деятельность целой системы предприятия ООО «Техкомп»

- Целое ведёт себя как нечто единое вне зависимости от уровня сложности системы.

Например, организация ООО «Техкомп» ведет себя как единое целое, не смотря на то, что в её состав входит множество разнообразный по функциям системных компонентов.

Эмерджентность - наличие у предприятия качественно новых свойств, которые отсутствуют у её составных частей. ООО «Техкомп», обладая техническими, творческими и правовыми возможностями, может продавать свою продукцию как в розницу, так и оптовыми партиями крупным корпоративным клиентам - школам, организациям, предварительно заключив договоры о сотрудничестве с той или иной компанией. Также имеет возможность участвовать в выставках и презентациях. Заключать договоры на рекламные кампании и реализовывать их. То есть обладает свойством реализовываться, которое недоступно каждой отдельной части системы предприятия.

Структурность. ООО «Техкомп» состоит из более мелких систем - системы рекламного отдела, системы отдела прямых продаж, системы отдела логистики, системы бухгалтерского учёта и т.д. Также само предприятие является частью более крупной системы - системы торговых компаний города, области, страны; системы коммерческих предприятий; системы обществ с ограниченной ответственностью и т.д.

Части системы можно классифицировать на подсистемы и компоненты.

Подсистема - относительно независимая часть системы, обладающая ее основными свойствами.

Рассмотрим ООО «Техкомп» как подсистему системы продажи компьютерной и цифровой техники. Предприятие сохраняет основные функции системы торговли:

а) обеспечивать общество необходимой, объективной и достаточной информацией;

б) удовлетворять потребности покупателей.

Для ООО «Техкомп» подсистемами будут являться:

· Отдел логистики

· Отдел прямых продаж

Они сохраняют основную функцию предприятия (системы): создать и реализовать на рынке качественный и конкурентоспособный продукт.

Если часть системы, не сохраняет ее некоторые основные свойства, то она называется компонентом. Компонент - набор однородных элементов системы, выделенных по определенному признаку.

Выделим по однородному признаку для ООО «Техкомп» некоторые компоненты:

· Отдел прямых продаж;

· Отдел по работе с корпоративными клиентами;

Все эти компоненты выделены по определенному признаку, в данном случае – продажи компьютерной и цифровой техники.

Рассмотрим систему предпр

Наши рекомендации