Этапы выполнения курсовой работы. Структура курсовой работы состоит из введения, 2 глав и заключения, а также списка изученной литературы ( не менее 25 источников) и

Структура курсовой работы состоит из введения, 2 глав и заключения, а также списка изученной литературы ( не менее 25 источников) и , возможно, приложений..

На первом ( подготовительном) этапе работы студент определяет тему исследования по согласованию с руководителем, исходя из специфики предмета и своих интересов.

Возможно выбрать вариант темы из предложенных в списке («Приложение № 1») либо сформулировать ее на основе своих индивидуальных предпочтений и имеющихся знаний.

На основе первичного ознакомления с теоретическими источниками (Список литературы –в «Приложении №2») определяется актуальность избранной проблемы для профессионального обучения, уточняется цель исследования, его объект и предмет, продумываются основные задачи для раскрытия ведущих позиций, определяющих сущность избранной проблемы.

Особенности и сущность этих ведущих характеристик исследования представлены в Приложении №5.(«Основные характеристики исследования»).

Содержание «Введения» определяет логику раскрытия темы курсовой работы.

Второй этап —уточнение основного содержания работы и составление плана изложения.

На этом этапе составляется список литературных источников, с которыми необходимо подробно ознакомиться, анализируются ведущие понятия (См. Приложение № 3 « Словарь терминов…») , делаются выписки,осуществляется первоначальный анализ собранного материала.

Работа с литературой включает:

—отбор литературных источников , их изучение;[1]

—отбор содержания в соответствии с целью и задачами курсовой работы;

— группировка отобранного материала;

— выделение основного и второстепенного материала;

— установление последовательности выделенных позиций;

—сравнение различных подходов и понятий;

— выделение и описание ведущих позиций.

Возможны разные варианты раскрытия содержания курсовой работы. Они зависят от темы работы, логики изложения конкретного содержания подготовки специалиста , вида профессионального образования ( средне-специальное, высшее, постдипломное , дополнительное),необходимого контекста раскрытия темы.

В итоге материалы первоначального анализа распределяются по 2 главам. Составляется план курсовой работы( См. Приложение №6)

В первой главе чаще всего рассматриваются современные тенденции развития профессионального образования в целом либо избранного направления, например, инновационные подходы и технологии, эффективные формы и методы профессионального обучения.

Далее, в зависимости от темы курсовой работы , характеризуются, например, особенности готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности, диктуемые социально-экономическими требованиями времени или условия, необходимые для формирования , развития профессиональной компетентности и т.п. Раскрывается специфика того или иного подхода, например, для поддержания положительной мотивации обучающихся или их готовности к эффективному освоению необходимых знаний и умений, степень сформированности которых позволяет компетентно решать профессиональные задачи с учетом требований современности и в соответствии с особенностями специальности и т.п.

Во второй главе обычно анализируются вопросы использования избранного направления или подхода, либо технологии при подготовке специалиста в конкретной области деятельности (дизайн, управление, экономика) . Этот материал может быть представлен в тексте курсовой в виде развернутого анализа конкретной ситуации или в виде проекта возможных практических действий в той и ли иной ситуации деятельности специалистов.

Подготовка курсовой работы —это исследовательский процесс, позволяющий определить для данной конкретной ситуации самые важные позиции для решения возникших проблем. Исследовательские умения (как способы познавательной деятельности ) необходимы для вычленения авторского замысла , идеи своего или чужого опыта, самостоятельного решения выделенных проблем того или иного характера.

В.Даль[2] так определяет понятие исследовать: « разыскивать, изведовать, доходить разбирательством, стараться узнать неизвестное по данным, вникать и разбирать, узнавать, производить следствие, розыск». Следовательно , исследовать — значит подвергнуть научному изучению, получить новые знания, в частности, в процессе осмысления теоретических и научно-практических материалов, соотнося их с конкретной ситуацией, в контексте которой рассматривается та или иная проблема.

Третий этап предполагает углубленную работу с литературой для раскрытия избранной темы и сам процесс написания курсовой работы.

В ходе анализа отобранных научно-педагогических источников конкретизируются основные понятия , выделяются ведущие условия , например, использования инноваций в процессе образования; подробно описываются идеи, технологии, методы, оцениваются возможные эффекты их применения.

Изучение литературы помогает высветить моменты, важные для раскрытия темы, убедиться в актуальности теоретических посылок, подобрать аргументы для доказательства своих предположений, обосновать основные позиции работы, раскрыв их специфику применительно к подготовке по конкретной специальности, что находит отражение в 1главе работы. Однако само описание, логика изложения должны отражать личное видение заявленной проблемы и избранные пути ее решения

В ходе отработки текста студент корректирует содержание, находит новые смысловые акценты, расширяет инструментарий, уточняет условия применения и т.д..

В тексте необходимо делать ссылки на источники полученной информации (См. Приложение №4) , выделять абзацы, избегать повторений,

четко формулировать выводы.

Таким образом, если в 1 главе курсовой работы обобщается освоенный теоретический материал , раскрывающий стратегию и методику решения педагогических или андрагогических проблем, то во второй главе речь идет о большей конкретизации теоретического материала для использования в конкретной ситуации профессиональной деятельности ( где востребовано специальное обучение) или в ситуации обучения в образовательном учреждении.

Например, при раскрытии темы курсовой работы « Пути развития профессиональной компетентности дизайнеров» логику изложения можно выстроить следующим образом.

В 1 главе раскрывается само понятие « профессиональная компетентность», характеризуются социальные требования к профессиональной компетентности современного специалиста любого профиля, которые проявляются в достижениях профессиональной деятельности, в способности в сложных условиях находить адекватное, рациональное решение возникающих проблем с учетом широкого спектра социальных, нравственных, экологических и технологических последствий.

Подчеркивается , что профессиональная компетентность — это сложное образование, постоянно развивающееся и обусловленное качественными изменениями в экологической, социальной, культурной жизни, что определяет необходимость учета этих изменений в профессиональном обучении специалистов любой специализации.

Во второй же главе можно раскрыть разные направления развития профессиональной компетентности именно дизайнеров( или в системе профессиональной подготовки) или в процессе повышения квалификации и т.п. Подчеркнуть, что в структуре компетентности выделяются профессионально-содержательный, деятельностный и личностный компоненты.

Или же ограничиться раскрытием одного из направлений в системе работы , но сделать более подробный его анализ с приведением примеров из реальной практики, своего или чужого опыта.

Вторая глава может быть представлена в виде разработки проекта использования конкретного метода, технологии, либо целостного занятия или системы занятий. Но в этом случае важно сделать подробное обоснование избранного способа на основе изучаемого теоретического материала ( с соответствующими ссылками) . Студент раскрывает возможности описываемого метода в, а также предполагаемые эффекты его применения в ходе изучения конкретного предмета, темы для . совершенствования, например, какого-либо компонента профессиональной компетентности (профессионально-содержательный, деятельностный и личностный).

Таким образом, подготовка курсовой работы обогащает теоретические знания студента и способствует расширению его представлений о практическом применении теоретического материала.

И.Ф.Харламов в учебнике «Педагогика» отмечает, что освоить исследуемый теоретический материал, значит:

— уметь осмысленно и полностью его воспроизвести;

— уметь воспроизводить его в сокращенном виде;

— уметь выделять в материале главные положения;

—уметь разъяснять сущность усвоенных правил, выводить их из других теоретических обобщений;

—уметь доказать правильность и обоснованность теоретических положений;

— уметь расчленять материал на смысловые части и составлять план;

— уметь иллюстрировать усвоенные теоретические положения своими примерами и фактами;

—уметь письменно охарактеризовать материал;

— уметь устанавливать связь изученного материала с другим;

— уметь переносить усвоенные знания на объяснение других явлений и фактов;

— уметь выделять мировоззренческие и нравственно-этические идеи в изученном материале, выражать к ним свое отношение.

Четвертый( последний) этап написания курсовой работы— обобщение сделанного, формулировка выводов, которые отражаются в «Заключении». Выводы должны кратко раскрывать основные идеи и позиции, заявленные в работе.

Затем следует выверка текста, проверка стиля, орфографии и пунктуации.

Наши рекомендации