Цель выполнения курсовой работы

Основная цель курсовой работы состоит в содействии формированию у обучающихся компетенций в соответствии с рабочей программой дисциплины «Коммерческая деятельность» по направлению подготовки 38.03.06 «Торговое дело» (бакалавриат). Выполнение курсовой работы позволит выявить общую теоретическую подготовку и полученные знания по дисциплине, а также способствует развитию у студентов навыков к исследованиям экономико-организационных проблем, умений самостоятельно и последовательно обобщать и излагать результаты по изучаемым направлениям коммерческой деятельности предприятий в условиях современного рынка.

Выполнение курсовой работы предусматривает следующие задачи:

· содействие более глубокому усвоению студентами дисциплины;

· углубление, расширение и систематизация теоретических и практических знаний студента;

· развитие навыков использования литературных источников, экономико - математических методов и вычислительной техники;

· овладение методикой исследования при решении конкретных коммерческих задач, разрабатываемых в курсовой работе;

· овладение умением делать самостоятельно экономическое обоснование, выводы и предложения.

Важнейшим требованием к курсовой работе является выполнение ее на примере практических материалов конкретных коммерческих предприятий оптовой и розничной торговли, торгово - посреднических предприятий. Студент может также исследовать вопросы коммерческой деятельности производственных предприятий, предприятий сферы услуг.

Этапы выполнения курсовой работы

Процесс выполнения курсовой работы включает следующие этапы:

Подготовительный этап:

1. Изучение настоящих методических указаний к выполнению курсовых работ.

2. Выбор темы курсовой работы и ее согласование с преподавателем, ведущим дисциплину.

3. Выбор объекта исследования.

Курсовая работа по дисциплине пишется на базе реального торгового предприятия. Допустим выбор предприятия из сферы услуг, например, общественного питания, однако, в данном случае выбор объекта исследования необходимо дополнительно согласовать с научным руководителем.

4. Формулировка цели, задач и составление плана курсовой работы.

План курсовой работы необходимо в обязательном порядке согласовать с научным руководителем.

Основной этап:

5. Подбор, изучение и анализ содержания литературных источников.

6. Сбор, анализ и обобщение информации для проведения исследований; проведение исследований на базе одного или нескольких предприятий.

7. Написание практической части работы, в т.ч. формулирование выводов и рекомендаций.

8. Написание введения и заключения.

9. Оформление списка литературы и приложений.

10 Оформление работы.

Завершающий этап

11 Получение отзыва от преподавателя и исправление курсовой работы (при необходимости).

12 Защита курсовой работы.

Выбор темы курсовой работы

При выборе темы курсовой работы студент должен руководствоваться тем, что курсовая работа – это основа для выпускной квалификационной работы и дальнейшей творческой деятельности студента. желательно, чтобы темы курсовой и выпускной квалификационной работы были взаимосвязаны и выполнялись на примере одного и того же объекта.

Тематика курсовых работ охватывает основные вопросы курса. Выбор темы осуществляется в соответствии с перечнем тем курсовых работ по данной дисциплине.Это не исключает (по согласованию с ведущим преподавателем) рассмотрение темы, выходящей за рамки примерного перечня. Одновременно с закреплением темы определяется объект исследования, на материалах которого будет выполнена курсовая работа.

Студент может предложить свою тему курсовой работы. При достаточной обоснованности такое предложение может быть принято преподавателем, ведущим лекционный курс, а тема закреплена за студентом. Допускается выполнение несколькими студентами одноименных тем, при условии, что объекты изучения будут различны. Возможно выполнение несколькими студентами ряда тем (комплексной темы) на примере одного объекта исследования. Тема курсовой работы может быть изменена только по согласованию с преподавателем-лектором.

Практическая часть курсовой работы должна включать самостоятельные исследования студента, базирующиеся на результатах коммерческой деятельности конкретных торговых предприятий. В связи с этим выбор темы определяется не только личными наклонностями студента, но и возможностями ее выполнения на базе коммерческого предприятия.

4 Примерные темы курсовых работ по дисциплине «Коммерческая деятельность»

1. Организация управления коммерческой деятельности предприятия.

2. Формирование ассортимента товаров и услуг, оценка его основных критериев и роль в деятельности хозяйственного предприятия.

3. Анализ закупочной деятельности коммерческого предприятия.

4. Анализ сбытовой деятельности коммерческого предприятия.

5. Качество обслуживания предприятием на рынке товаров и факторы, его формирующие.

6. Разработка направлений совершенствования обслуживания потребителей.

7. Фирменный стиль сбыта (продажи товаров): основные элементы и роль в организации коммерческой деятельности.

8. Организация и развитие оптовой продажи товаров коммерческим предприятием.

9. Стимулирование в коммерческой деятельности предприятия: методы, средства, оценка эффективности.

10. Информационная система обеспечения коммерческой деятельности предприятия, ее роль и оценка эффективности.

11. Организация сбыта товаров в коммерческом предприятии.

12. Организация коммерческой деятельности различных форм оптовой торговли в России и за рубежом.

13. Исследование рынков закупок и сбыта товаров в оптовой торговле.

14. Организация закупочной деятельности в оптовом торговом предприятии на рынке товаров.

15. Организация и развитие складского хозяйства оптового предприятия.

16. Управление товарными запасами в оптовом торговом предприятии.

17. Организационные основы продажи товаров со склада оптового торгового предприятия: методы, организация и эффективность.

18. Формирование и управление коммерческими операциями в оптовой торговле в процессе товародвижения.

19. Концептуальные и методические основы коммерческой деятельности в общественном питании, базирующиеся на достижении зарубежной и отечественной науки и практики.

20. Развитие франчайзинга как формы поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом.

21. Исследование конъюнктуры потребительского рынка и ее влияние на коммерческую деятельность предприятия общественного питания.

22. Особенности развития малых предприятий в России и за рубежом.

23. Организация коммерческой деятельности предприятия общественного питания с использованием маркетинга.

24. Информационно-компьютерное обеспечение управления коммерческой деятельностью предприятия общественного питания.

25. Развитие материально- технической базы общественного питания и ее влияние на эффективность коммерческой деятельности.

26. Формирование торгового ассортимента – основа эффективной коммерческой деятельности предприятия общественного питания.

27. Исследование организации закупки сырья предприятий на рынке услуг общественного питания.

28. Организация системы товароснабжения как основы торгово-технологического процесса предприятия общественного питания.

29. Организация процесса обслуживания и инфраструктуры сервиса в общественном питании.

30. Организация развития электронной торговли в России (или на примере конкретного предприятия).

31. Современные виды стратегий и их использование в коммерческой деятельности предприятия общественного питания.

35. Стимулирование потребительского спроса в коммерческом предприятии.

32. Бизнес - план предприятия и его применение для организации коммерческой деятельности.

33. Анализ эффективности коммерческой деятельности в инфраструктуре рынка на примере конкретной компании, фирмы (оптовой ярмарки, товарной биржи и др.)

34. Анализ лизинговых операций лизингополучателя.

35. Анализ коммерческой деятельности лизинговой компании.

5 Структура и содержание курсовой работы

Первой страницей курсовой работы является титульный лист (приложение А). Второй страницей должно быть содержание в хронологической последовательности всех названий разделов курсовой работы с указанием номеров страниц, на которых они размещены.

Введение включает обоснование актуальности исследования предлагаемой проблемы. Во-первых, необходимо отразить научную ценность (с точки зрения исследователей, ученых). Во-вторых, необходимо отразить практическую значимость для объекта исследования, определение целей и задач исследования, предмет и объект, а также методы исследования.

В первой главе анализируются местоположение коммерческого предприятия и границы потребительского рынка его деятельности, характеризуется организационно-правовая структура, материально-техническая база и анализируются основные финансово-экономические показатели хозяйственной деятельности, отражающие состояние и потенциал предприятия. При анализе организационно- хозяйственной деятельности предприятия акцент должен быть сделан на показатели, которые наиболее тесно связаны с темой работы. В содержании может быть представлена также оценка внешней среды, включающая конкурентную среду и потребительский рынок.

Вторая глава содержит анализ изучаемой проблемы, посвящена раскрытию темы. Оно выполняется на конкретном практическом материале объекта исследования, должна содержать аналитические таблицы и результаты самостоятельно проведенных исследований с соответствующими выводами.

Анализ проводится методами: общенаучными, математическими, социологическими, статистическими, экспертными, экономико- математическими и др.

Третья глава должна содержать не только итоги выполненного исследования, но и пути решения проблемы с необходимым экономическим обоснованием. Мероприятия должны логически вытекать из анализа и объективно существующих потребностей объема исследования и улучшения коммерческой деятельности. При этом необходимо обратить внимание, что анализируемые вопросы должны сопровождаться расчетами экономической эффективности вносимых предложений.

Содержание и характер разрабатываемых предложений определяется темой, целью и задачами работы, возможностью их осуществления в заданных рыночных условиях. Разрабатываемые решения должны обеспечивать реализацию следующих задач:

- повышения эффективности ведения коммерческой деятельности;

- устранение «узких мест» в организации предприятия;

- ликвидация выявленных в ходе анализа потерь финансовых, материальных и трудовых ресурсов;

- продвижение на рынок новых конкурентоспособных товаров или услуг.

По предлагаемым мероприятиям необходимо дать их экономическое обоснование, краткое содержание, характеристику объекта до и после внедрения, показатели экономической и социальной эффективности.

По всем параграфам должны быть сделаны выводы. В конце последнего параграфа пишется вывод по главе.

Заключение представляет собой итог выполненного исследования. Содержащиеся в нем выводы и предложения должны вытекать из проведенного в курсовой работе анализа и быть направлены на устранение выявленных недостатков и улучшение коммерческой деятельности объекта исследования. Оно должно содержать экономический и социальный эффект от предложенных коммерческих мероприятий.

В целом данный раздел характеризует степень и качество выполнения поставленных перед студентом задач. Он должен охватывать всю полноту работы и включать в себя:

- результаты изучения объекта исследования в реальных условиях, его положительные стороны, недостатки, нереализованные возможности и т.д.;

- формулировку основных мероприятий по совершенствованию исследуемых вопросов;

- экономический и социальный эффект от предложенных мероприятий;

- влияние этого эффекта на деятельность предприятия.

Список литературы должен включать литературные источники, которые непосредственно использованы, и на них имеются ссылки в разделах работы (пример оформления списка литературы см. ниже).

Приложения содержат копии документов, рекламные материалы, схемы, рисунки, таблицы более одной страницы.

6 Рекомендации по оформлению курсовой работы

Курсовая работа должна быть выполнена на листах бумаги стандартного формата на компьютере с интервалом в 1,5 строки, размер шрифта 13, 14 Times New Roman. Объем курсовой работы должен составлять 30-40 страниц текста на одной стороне компьютерного набора. Страницы работы следует пронумеровать. Таблицы, схемы, рисунки, графики должны иметь название и сквозную нумерацию по всей курсовой работе. При использовании цитаты из литературного источника следует сделать сноску.

Особо следует обратить внимание на правильность применения сокращения слов и обозначений, которые должны быть узаконенными и общепринятыми.

Текст на странице должен быть ограничен полями: левое - 25 мм, правое - 25мм, верхнее - 25мм и нижнее - не менее 25 мм. Материал должен излагаться простым литературным языком, не содержать повторений, общих мест и перегрузок цитатами.

При оформлении заголовков курсовой работы следует учитывать следующие требования:

- заголовки глав или параграфов печатаются прописными буквами. Переносы слов в заголовках не допускаются.

- должно быть фиксированное расстояние между заголовком и текстом ( 3-4 интервала);

- заголовки глав начинаются с нового листа. Параграф с нового листа начинать необязательно.

- заголовок выравнивается слева по отступу, точка в конце не ставится. Точка не ставится также после последней цифры в порядковой нумерации.

Главы работы должны иметь порядковую нумерацию и обозначаться арабскими цифрами без точки. Параграфы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждой главы. Номер параграфа включает номер главы и порядковый номер параграфа, разделенные точкой, например 1.1, 1.2, 1.3, и т.д. После последней цифры и нумерации и в конце названия главы или параграфа точка не ставится. Строка пропускается между названием параграфа и текстом работы. Между названием главы и параграфа строка не пропускается.

Например:

Глава 2 Исследование организации продаж в оптовом торговом предприятии

2.1 Анализ этапов продажи в ООО «Марта»

Текст работы

Нумеруя страницы, рисунки, схемы, таблицы, графики, формулы, необходимо учитывать:

- номер проставляется на всех страницах, кроме титульного листа. Номер ставится в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию;

- страницы, на которых расположены рисунки, схемы, графики, входят в общую нумерацию страниц курсовой работы;

- главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами. После последней цифры точка не ставится. Введение, заключение, список литературы и приложения не нумеруются;

- рисунки, схемы, графики имеют сквозную нумерацию, они обозначаются словом «Рисунок», после которого ставится арабскими цифрами номер, далее следует заголовок, поясняющий их содержание. Например, «Рисунок 2 – Организационная схема управления предприятием». Подрисуночная надпись располагается по центру строки;

- таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Например,

Таблица 1 – Сравнительный анализ конкурентов предприятия

При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят.

Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

На все таблицы должны быть ссылки в тексте работы. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1». При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещают только над ее первой частью.

- формулы нумеруются последовательно в пределах всей курсовой работы. Номер проставляется справа от формулы на одном с ней уровне в круглых скобках;

- все объемные таблицы, схемы, графики должны выноситься в приложения. Все приложения должны быть пронумерованы.

Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа, за исключением справочного приложения «Библиография», которое располагают последним.

На все рисунки, схемы, графики, таблицы, формулы, приложения, приведенные в работе, должна быть сделана ссылка в тексте работы. Все рисунки, схемы, графики, таблицы, формулы, приложения, приведенные в работе, должны быть прокомментированы в тексте работы. Каждый рисунок, схема, график, таблица должны иметь заголовок, отражающий наиболее полно в краткой форме их содержание и помещающийся на той же странице, где делается на них первая ссылка, или на следующей странице.

Цитируя или упоминая в курсовой работе монографии, статьи и производственные материалы, студентам следует делать библиографические ссылки. При этом в квадратных скобках проставляется порядковый номер источника информации и номер страницы. Например, записи [12, с.80] означают, что автор ссылается в своей работе на 12 источник информации в списке литературы и страницу 80.

При цитировании, если приводится текст оригинала, он берется в кавычки. Если же такой текст источника излагается своими словами, кавычки не ставятся, а делается лишь необходимая ссылка на источник и номер страницы.

Для перечисления работ, в которых рассматривались исследуемые вопросы, в скобках через запятую перечисляются номера литературных источников. Например, записи [10, 22, 26….40] означают, что исследуемый вопрос рассматривается в перечисленных литературных источниках.

Оформление каждого источника информации в списке литературы производится в соответствии с существующими требованиями. В начале списка литературы приводятся нормативные документы, если они использовались в работе, затем книги, учебники и монографии и периодическая литература и, наконец, названия сайтов.

Примеры библиографического описания документов (рекомендованные в ГОСТ)

Примеры оформления списка литературы:

Законодательные акты

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1 и 2.- М.: ИНФРА-М: 2009. – 512 с.

Федеральные законы РФ

2. О защите прав потребителей: федер. закон Рос. Федерации от 7 февраля 1992 г. №2300-I: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 7 февр. 1992г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. – № 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 3. СПС Гарант.

3. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: федер. закон РФ от 28.12.2009 N 381-ФЗ: : измен. и доп. 09.01.2015: принят Гос. Думой, Федер. Собр. Рос. Федерации 25 декабря 2009 года // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : комп. справ. правовая система / Компания " Консультант Плюс". - Электрон. дан. - [Москва]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173647/. –(21.03.2015).

4. О рекламе: Федер. закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ: с изм. и доп. 27.09.2009: принят Гос. Думой 22 февраля 2006 года, одобрен Советом Федерации 3 марта 2006 года // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : комп. справ. правовая система / Компания " Консультант Плюс". - Электрон. дан. - [Москва]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173647/. –(21.03.2015).

Наши рекомендации