Составление рассказа-описания.

Логопед. К нам сегодня пришла принцесса Маша в своём красивом платье. Давайте рассмотрим её платье. Потрогайте его (дети трогают и рассматривают платье). И сегодня мы будем составлять рассказ про её платье. И помогут нам в этом карточки-подсказки.

Логопед. Слушайте внимательно. Первая карточка называется: «Кто это?»

Ребёнок. Это Маша.

Логопед. А что надето на Маше?

Ребёнок. На Маше платье.

Логопед. Какого цвета платье?

Ребёнок. Платье белого цвета.

Логопед. А платье длинное или короткое?

Ребёнок. Платье длинное.

Логопед. Платье из шёлка, значит оно какое?

Ребёнок. Шёлковое, Платье шёлковое.

Логопед. Обратите внимание на детали платья.

Ребёнок. У платья длинные рукава и красивый воротничок.

Логопед. Платье чем-нибудь украшено?

Ребёнок. Оно украшено цветами.

Логопед. Куда Маша пойдёт в этом платье?

Ребёнок. Маша пойдёт в этом платье на праздник.

Логопед. А сейчас я вам расскажу весь рассказ, который у нас получился, а вы внимательно слушайте, будете его повторять.

Логопед. Это принцесса Маша. У неё белое шёлковое платье. Платье длинное. У него длинные рукава и красивый воротничок. Платье украшено цветами. В этом платье Маша пойдёт на праздник.

Динамическая пауза.

Логопед. А теперь повторяйте за мной движения.

Это платье для Наташки —

Красные горошки.

А на платье два кармашка,

Спрячем их в ладошки,

Вот и брючки у Илюшки,

Синие в полосочку,

Он на праздник их оденет,

С серенькою кофточкой.

III. Закрепляющий этап.

Логопед. Вы сегодня так хорошо занимались, что к нам в гости пришла девочка Оля. Давайте оденем ее на прогулку.

Логопед. На столе лежит разная одежда. Надо найти желтое платье с голубыми цветочками. А теперь давайте составим рассказ-описание Олиного платья

Каждый ребенок говорит по одному предложению по вопросно-ответному плану.

Ребенок. Это Оля. У нее желтое платье. Оно короткое. У него короткие рукава. У платья есть воротник. Платье украшено цветами. На платье голубые цветы и т.д.

IV. Итоговый этап.

Логопед. Какой рассказ мы учились составлять?

Дети. Мы составляли рассказ о платье.

Логопед. Правильно! Дома вместе с родителями нарисуйте любую одежду и составьте о ней рассказ.

Тема: «Составление рассказа-описания по лексической теме «Одежда»

Цель:Продолжать учить составлять рассказ-описание по

лексической теме «Одежда».

Ход занятия

I. Организационный этап

-Сейчас сядет тот, у кого розовое платье с белым кружевным воротником. А сейчас сядет тот, у кого синие шорты и полосатая голубая рубашки и т.д.

Дети по очереди занимают свои места.

Раздаётся стук в дверь.

—Ой, кто это к нам стучит?

Забегает лиса и показывает яркий мешочек.

—Дети, как вы думаете, что же лежит в мешочке, который нам принесла лиса? Ой, так ведь тут загадки! Давайте же поскорее их разгадаем.

Слушайте внимательно и запоминайте?

Дали братьям тёплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился .(Варежки)

Пять мешочков шерстяных —

Греются братишки в них (Перчатки)

Я любой девчонке

Прикрою волосёнки,

Прикрою и мальчишке,

Стрижки-коротышки.

От солнца я защита,

Для того и сшита. (Панама)

Рукава длинней, чем руки,

Значит вы надели... (Брюки)

Их зимой на голове не бывает сразу две. (Шапка)

Меховая, пушистая, а не зверь.

Греет, а не печка. (Шуба)

Вокруг шеи свернулся калачик,

От мороза детишек он спрячет. (Шарф)

—Кто запомнил все отгадки? Давайте проверим.

—Закрыли глаза, открыли. А теперь, хлопая в ладоши, проговариваем все отгадки хором. Начали!

—Это что?

На доске висят все отгадки, дети проговаривают их по слогам, хлопая в ладоши.

—Как можно одним словом назвать все эти вещи? (Одежда)

—Все догадались, о чём пойдёт речь на нашем занятии? (Об одежде)

—Какая бывает одежда? Детская и взрослая, летняя и зимняя, ситцевая и шерстяная, шёлковая и меховая, праздничная и для прогулки.

Логопед показывает образцы разных тканей.

II. Обучающий этап

Игра «Собери картинку».

А сейчас давайте поиграем в игру. Мне понадобится помощник. Кто хочет быть моим помощником? Раздай детям конверты. На счёт раз — открыли конверты. Два— достали. Три— сложили. У меня — пальто, а у тебя? У меня — варежки, а у тебя? У меня — брюки, а у тебя? У меня куртка, а у тебя? У меня платье, а у тебя?

—Молодцы!

Я забыла, как называются все эти вещи? (Одежда.)

—Ой, кто же это к нам в гости пришёл? (Две куклы: одна в летнем платье, а другая — в зимней кофте.)

—Придумайте нашим куклам имена. (Катя и Даша.)

Давайте опишем, как они одеты. У них одежда одинаковая или разная?

—У Кати платье какого цвета? У Кати светлое .летнее, маленькое платье из ситцевой ткани (дать детям потрогать) — ситцевое. У Катиного платья есть воротничок, длинный пышный рукавчик, пышная юбочка, украшенная синим пушистым цветком.

—Куда Катя может пойти в своём красивом летнем платье? (На праздник.)

—А какая кофта у Даши? У Даши розовая, шерстяная, зимняя

маленькая кофточка. У кофты большой красивый капюшон, зелёненькая оборочка по краю, застёгнута кофта на пуговицу-ящерицу. Куда Катя пойдёт в своей тёплой кофте? (Гулять на улицу.)

—А сейчас мы с вами составим рассказ-описание. Помогут нам в этом волшебные карточки-подсказки.'(Имеются в виду т.н. сенсорные маркеры - карточки, обозначающие качества и признаки описываемых объектов).

—Мне понадобятся помощники. Тот, кого я вызову, подойдёт, возьмёт карточку и, прикрепляя её к доске, ответит на вопросы. Начну я:

—Это кто? (Кукла Катя.)

—Какого цвета у Кати платье? (Светлое, бежевое.)

—Какое оно? Большое или маленькое платьице?(Маленькое платьице).

—Из каких деталей состоит платье? (Воротничок, длинный пышный рукавчик, пышная юбочка, украшенная синим пушистым цветком.)

—Из какого материала сшито платье? (Из ситца — ситцевое платье.)

-Какое оно — летнее или зимнее? (Летнее.)

—Куда Катя пойдёт в этом красивом, нарядном платье? (На праздник.)

—Какой красивый у нас получился рассказ! Давайте же ещё раз его расскажем по схеме-подсказке. Начну я.

—Это кукла Катя. У неё светлое, бежевое платье. Это маленькое, ситцевое платьице. У него есть воротничок, длинный пышный рукавчик, пышная юбочка, украшенная синим пушистым цветком. Катя в своём летнем платье пойдёт на праздник. Все запомнили?

—Ну что устали?

А теперь давайте отдохнём и вы сами составите рассказ-описание по нашим карточкам подсказкам.

Физкультминутка.

На счёт раз — встали.

На счёт два задвинули стулья.

Три встали в кружок.

Мы зимой гуляли — шубы надевали.

Шубы надевали и в снежки играли. (Дети имитируют игру в снежки.)

Мы весной гуляли — плащи надевали.

Плащи надевали — лужицы считали. (Дети прыгают.)

Летом мы гуляли — шорты надевали.

Летом мы гуляли — платья надевали.

По лугу ходили — бабочек ловили. (Дети ловят бабочек.)

III. Закрепляющий этап.

По схеме-подсказке дети самостоятельно составляют рассказ- описание.

А теперь самостоятельно опишите Катино платье.

—Это кто? (Кукла Катя.)

—Какого цвета у Кати платье? (Светлое, бежевое.)

—Какое оно? Большое или маленькое платьице?(Маленькое платьице.)

—Из каких деталей состоит платье? (Воротничок, длинный пышный рукавчик, пышная юбочка, украшенная синим пушистым цветком.)

—Из какого материала сшито платье? (Из ситца — ситцевое платье.) —Какое оно: летнее или зимнее? (Летнее.)

—Куда Катя пойдёт в этом красивом, нарядном платье? (На праздник.)

IV. Итоговый этап.

—А теперь давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили на нашем занятии? (Об одежде.) Что мы учились составлять? (Рассказ-описание.) Кто был у нас в гостях? (Куклы Катя и Даша.) О чём мы сегодня составляли рассказ-описание? (Об одежде Кати.)

А сейчас вы получите награды.

Девочкам я раздам картинки бумажных кукол и образцы одежды- аппликации, дома вы их нарядите и составите рассказ-описание уже по вашим картинкам.

А мальчики получат тетрадку и волшебные карандаши. Дома они нарисуют костюм принца и составят по рисунку рассказ-описание.

Наши рекомендации