Коллективная ценностная позиция

Ценностные возможности

Низкая

Время

Рис. 2. Устремленная депривация

Многие из источников возрастания ценностных экспектаций иден­тифицируются в исследованиях RD и политической нестабильности. Для некоторых традиционных народов простой показ лучшего в матери­альном смысле образа жизни или знание о нем предполагают возраста­ние экспектаций. В Европе периода средневековья и раннего Возрож­дения рост индустриальных и коммерческих центров демонстрировал новые возможности, лежащие за пределами того, что могла предоста­вить жизнь крестьянина. Новые способы достижения этих возможностей привлекали отчасти избыточное население, но также и тех, кто был по тем или иным причинам не удовлетворен жизнью в феодальном по­местье. «По мере расширения социальных и экономических горизон­тов, нужда, нищета и зависимость переставали быть неминуемой долей простого люда»77. Особый случай демонстрации возможностей — это «относительная депривация» в узком смысле слова, т. е. размещение ценностных экспектаций по отношению к более высоким ценностным позициям какого-то другого индивида или группы. В частности, повы­шение уровня экспектаций нередко ускоряется демонстрацией приме­ра других групп, положение которых улучшается, в то время как поло­жение собственной группы остается без изменений. Броган наблюдал, как новые способы и новые богатства, порождаемые Индустриальной революцией пробуждали революционный пыл у многих интеллектуа­лов. Люди, подобные Фридриху Энгельсу, «были шокированы тем па­радоксом, что средства благосостояния возрастали, и что прибыли этих благосостоянии все более и более- вознаграждались»78. Расхождение между относительной долей благосостояния, которой обладает инди­вид или группа, власти и межличностных ценностей также особым об­разом соотносятся многими теоретиками с политическим насилием, и среди них Аристотель, который писал, что источником предраспо­ложенности к революции «является стремление к равенству, прово­цирующее людей к мятежу, когда они полагают, что обладают малой долей,., даже если эта доля равна той, что есть у немногих привилеги­рованных, и именно стремление к неравенству или, другими словами, — к превосходству провоцирует к мятежу олигархов, когда они считают, что, несмотря на наличие неравенства, их доля не больше, чем у других, а равна ей или даже меньше»79.

Эти и другие условия, которые возносят уровни экспектации за пре­делы возможностей людей и, следовательно, побуждают их к примене­нию коллективного насилия, более глубоко изучаются в главе 5. Неко­торые сравнительные эффекты новых убеждений и идеологий рассмат­риваются в главе 7.

Прогрессивная депривация

Третий паттерн RD, изображенный на рис. 3, — это обобщенная версия модели, предложенной Дэйвисом, который относит ее к гипотезе так называемой «J-кривой»: революции с наибольшей вероятностью про­исходят тогда, когда продолжительный период экономического и соци­ального восходящего развития сменяется периодом резкого изменения его направления на обратное80. Его можно рассматривать как особый случай устремленной RD, при котором долгосрочное, более или менее устойчивое улучшение ценностных позиций людей порождает у них экспектации продолжения улучшения. Если ценностные возможности стабилизируются или начинают снижаться после такого периода улуч­шения, результатом этого становится RD. Этот паттерн наиболее рас­пространен в обществах, претерпевающих одновременные системные и идеологические изменения. Такое воздействие может оказать эко­номическая депрессия в растущей экономике. То же самое относится к артикуляции идеологии модернизации в обществах, обладающих структурной ригидностью, которая препятствует выходу ценностной экспансии за пределы заданных рамок. Эта модель может быть также использована для классификации некоторых теорий революции, ис­пользующих понятие «социального изменения», которые в общей их форме постулируют, что политическое насилие является следствием снижения отзывчивости социальных структур, убеждений, норм или всех их вместе взятых на объективно происходящие изменения.

Коллективная ценностная позиция - student2.ru

Дэйвис подчеркивает, что революционное состояние сознания тре­бует «продолжительной, даже привычной, но динамичной экспектации более обширных возможностей для удовлетворения базовых потребно­стей», под которыми он подразумевает все типы ценностей — физиче­ских, социальных и политических. Кроме того, требуется «постоянная, неослабевающая угроза удовлетворению этих потребностей: не та угро­за, которая реально возвращает людей в явное состояние борьбы за выживание, а та, что приводит их в ментальное состояние убежденно­сти, что они не могут удовлетворить одну или более из своих базовых потребностей... Решающим фактором является смутный или конкрет­но осознаваемый страх, что фундамент, создававшийся в течение дли­тельного времени, будет утрачен».

Политическая система воспринимается как источник таких стра­хов; они генерируются, «когда существующее правительство подав­ляет или обвиняется в подавлении таких возможностей»81. В поддержку этого тезиса Дэйвис идентифицирует «J-кривую» паттерна прогресса, сопровождаемого относительным спадом, в кейз-стади предпосылок ряда революций и бунтов, включая Французскую, Русскую и Нацист­скую революции, Американскую гражданскую войну и Египетскую революцию 1952 г. Он показывает, например, что восстание Дорра на Род-Айленде в 1842 г. произошло после сорокалетнего периода улуч­шения экономических условий и расширения политических прав. Эко­номическая депрессия 1835-1840 гг. и отказ олигархического правитель­ства удовлетворить требования дальнейшего расширения прав при­вели к разработке проекта Народной конституции, попытке захвата государственных зданий и спорадическим вспышкам насилия. Свиде­тельством наличия паттерна прогрессивной депривации в экономиче­ском статусе американских негров относительно белых. Доходы негров относительно доходов белых в сопоставимых единицах быстро выра­стали в направлении уравнивания между 1940 и началом 1950-х гг., а за­тем эти темпы начали уменьшаться, так что к началу 1960-х была утра­чена половина прироста предшествующего периода82. По терминологии этого исследования оба кейза характеризовались возрастанием цен­ностных экспектаций, приведенным в движение продолжительным опытом повышения ценностных позиций. Снижение возможностей, проявившееся в нежелании политиков расширить политические пра­ва, в экономическом спаде создали базовые условия, необходимые для вспышки насилия.

Имеет сходство с аргументацией «J-кривой» и предложенное Ле Вай- ном объяснение неорганизованного насилия африканских колониаль­ных народов, направленного против их правителей. Об этих беспорядках говорится, что они являлись следствием психологического конфликта, возникшего в результате поощрения экспектаций самоуправления со стороны колониальной администрации, заявленного в их политике и практической деятельности, но впоследствии сменившегося другой по­литикой, которая, как считали африканцы, приходила в столкновение с достижением этих экспектаций. Ле Вайн описывает семь случаев, ко­торые подтверждают эту гипотезу83. Гипотеза «J-кривой» подразумева­ется также в той интерпретации, которую Дейч приводит для объясне­ния связи между способностями правительств и политической стабиль­ностью в обществах, находящихся на ранних и средних этапах модер­низации. Возрастание возможностей как объект правительственной по­литики требует усиления мобилизации граждан на участие в рыночной экономике и политической жизни. «Однако такая мобилизация сопро­вождается возрастанием потребностей и экспектаций, которые не долж­ны быть фрустрированы, если желательно сохранить стабильность». Чтобы сохранить стабильность, т. е. минимизировать RD и последу­ющее побуждение к насилию, производительность должна продолжать расти. Дейч приводит только два типа возрастания производительно­сти: увеличение дохода на душу населения и расширение правитель­ственной деятельности, но его аргументацию легко распространить и на другие классы ценностей84.

Прогрессивная RD является общей темой во многих старых и новых теориях, которые атрибутируют революционный потенциал общему со­циальному изменению. Некоторые версии этих теорий подчеркивают структурную негибкость, т. е. неспособность социальных и политиче­ских институтов адаптировать свое производство ценностей к изменя­ющимся условиям. Йодер, например, полагает, что изменение в соци­альной жизни непрерывно и что организованная группа должна — и обычно делает это — приспосабливаться к изменениям ситуации, про­исходящим вследствие изобретений, открытий, культурных контактов и т. д. Однако в некоторых случаях группы внутри общества желают сохранения старого порядка — «традиционных институтов, испытанных временем обычаев, нравов», даже если они нерелевантны нынешним об­стоятельствам85. Разработанная Джонсоном теория социал-дисфункции источников политического насилия принадлежит к тому же жанру, хотя ее словарь более современен. Одним из условий революции является выведение социальной системы из равновесия, т. е. расхождение меж­ду структурой убеждений в обществе и разделением труда в нем, кото­рое может быть результатом любой комбинации внутренних сил или внешних изменений в ценностях или технологиях. Второе необходи­мое условие — это отказ («непримиримость») элиты предпринять дей­ствия, направленные на уменьшение нарушения равновесия (разба- лансировки). Следствием этого становится потеря элитой авторитета и возлагание ею надежд на укрепление своих позиций с помощью силы. Достаточной причиной революции в такой ситуации является «ак­селератор (ускоритель) дисфункции», любое условие, которое сни­жает способность элиты к осуществлению контроля над ее вооружен­ными силами86.

Эти и другие теории социального изменения имеют отношение к си­стемам, которые оказались способны адаптировать производство цен­ностей к изменяющимся требованиям окружения и к изменяющимся ценностным экспектациям людей до какого-то момента времени, но по­степенно или внезапно утратили свои адаптивные способности. В об­ществах, испытавших позитивное социальное изменение, условия, опи­санные в этих теориях, соответствуют «J-кривой» или модели прогрес­сивной депривации. Суть в том, что модель RD в общем соответствует многим абстрактным теориям предпосылок политического насилия.

Наши рекомендации