Модели оценки и учета человеческого капитала
В мировой практике существуют принципиальные подходы к оценке и учету человеческих ресурсов – так называемые модели активов (затратные модели) и модели полезности.
Модели активов (затратные модели) основаны на учете затрат на человеческий капитал (по аналогии с основным капиталом) и его амортизацию.
В основе моделей активов (затрат) заложена обычная схема бухгалтерского учета основного капитала, переработанная применительно к особенностям человеческого капитала.
В специальных счетах по разработанному перечню учитываются затраты на человеческие ресурсы, которые в зависимости от содержания рассматриваются либо как долгосрочные вложения, увеличивающие размер функционирующего человеческого капитала, либо списываются как потери.
Учет человеческого капитала при таком подходе происходит в счетах примерно так же, как учет физического (основного) капитала. Такая методика учета затрат на формирование и совершенствование человеческого капитала получила название «хронологическая модель затрат».
Модели полезности непосредственно оценивают эффект тех или иных кадровых инвестиций.
С помощью моделей полезности можно оценить экономические последствия изменения трудового поведения работников в результате тех или иных мероприятий. Учитывается способность работника приносить большую или меньшую прибавочную стоимость в условиях предприятия. Различия в ценности определяются характером должности и индивидуальными различиями работников, занимающих одинаковую должность.
Оценка трудового вклада в развитие предприятия всегда персонифицирована и служит основой кадровой политики на предприятии, особенно в период его приватизации или реструктуризации. Руководство предприятия, ориентируясь на новые продукты, новые рынки, новые условия, новые приоритеты ценностей, оценивает свои возможности, а также возможности персонала. Для работы в экономически сложные времена и ориентации на нововведения необходимы «новые сотрудники».
Экономические оценки в связи с учетом человеческих ресурсов требуют экспертных суждений или аналитических расчетов. Когда покупают определенный бизнес, на одном из первых мест в оценке возможностей бизнеса стоит персонал приобретаемой организации.
Однако уровень гудвилла не прямо пропорционален величине человеческого капитала. Предприятие, имея высокий уровень гудвилла, сформированный на протяжении многих лет, может в течение некоторого периода времени иметь низкий уровень человеческого капитала за счет ухода большого числа ключевых руководителей и квалифицированных работников, наличия значительного по масштабу конфликта в трудовом коллективе, несоответствия квалификации многих работников изменившемуся профилю его деятельности. Если уровень человеческого капитала характеризуется состоянием на текущий период времени, то гудвилл формируется в гораздо более значительный промежуток времени. Этот факт учитывается при оценке человеческого капитала предприятия.
Объективная оценка человеческого капитала влияет на следующие факторы:
· определение адекватности человеческого капитала предприятия требованиям рынка;
· обоснование инвестиций в бизнес, характер которого требует значительных затрат на формирование человеческого капитала (сфера услуг);
· рассмотрение человеческого капитала как одного из основных факторов доходности бизнеса, прогнозирование доходов предприятия;
· определение затрат на развитие или создание человеческого капитала на предприятии, аналогичном объекту оценки;
· инвестиционную привлекательность предприятия;
· прогноз рыночных цен на акции предприятия;
· обоснование весовых коэффициентов различных методов оценки бизнеса при определении окончательной рыночной стоимости (при высоком уровне человеческого капитала приоритетным считается доходный подход, при низком – затратный).
При оценке человеческого капитала целесообразно его подразделение на составляющие элементы с последующей оценкой каждого из них.
Структурирование категории человеческого капитала позволяет системно определить изменения, происходящие в трудовом ресурсе экономического субъекта.
Человеческий капитал предприятия целесообразно представить как систему, состоящую из следующих элементов:
· интеллектуальный капитал;
· структурный капитал;
· социальный капитал;
· клиентский (рыночный, потребительский) капитал.
При оценке интеллектуального капитала учитываются:
· объем продаваемых и передаваемых прав;
· уровень правовой охраны;
· возможности несанкционированного использования;
· уровень готовности к коммерческому использованию.
Американские менеджеры при выборе долгосрочных партнеров исходят из того, что интеллектуальный капитал фирмы должен составлять не менее 40% в общей структуре капитала. Доля стоимости интеллектуального капитала в передовых компаниях США, занятых в сфере высоких технологий, превысила 80% и имеет тенденцию к росту.
Интеллектуальный труд – деятельность людей по производству, усвоению и практическому использованию знаний.
Выделяют две категории знаний: кодифицированные, передаваемые на различных носителях в виде информации, и знания, не отделимые от человека, зависящие от его способностей, навыков, инновационных черт характера, отшлифованных образованием.
По содержанию и функциональному назначению выделяют знания общественно новые и субъективно новые.
Первые ранее не были известны обществу. Они создаются личностями, коллективами, как правило, в сфере науки.
Вторые по своему объему существенно превосходят первые и постигаются в процессе образования. Знания и формируемый ими интеллект относятся к интеллектуальным средствам производства (нематериальным активам).
Объектами интеллектуальной собственности как результатом функционирования интеллектуального капитала являются изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, селекционные достижения, права на секреты, а также авторское право на программы ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, научные публикации. Результаты функционирования интеллектуального капитала, не подпадающие под действие авторского и патентного права, охраняются гражданским законодательством.
Для идентификации и оценки запасов знаний все интеллектуальные ценности предприятия подразделяются на три группы:
· технические результаты (ноу-хау, производственные технологии);
· рыночные интеллектуальные ценности (товарный знак, достижения в рекламе);
· знания и навыки (техническая и справочная литература, архивы, стандарты качества, руководящие документы, системы безопасности, информационные системы).
Европейская группа Ассоциаций профессиональных оценщиков (TEGO VA – The European Group of Valuer's Associations) с 2000 г. применяет стандарты оценки, в которых все нематериальные активы подразделяются на три категории:
1. Гудвилл бизнеса.
2. Персональный гудвилл.
3. Идентифицируемые нематериальные активы.
Персональный гудвилл, как правило, связан с отношением работников к предприятию, эмоциональным обликом предприятия и личности руководителя, т. е. с эмоциями, которые они вызывают у персонала предприятия.
Эмоциональный интеллект персонала (эмоциональная компетентность) является составляющей интеллектуального капитала и оценивается по следующим показателям:
1. Адекватное восприятие себя.
2. Управление собой и своими эмоциями.
3. Самомотивация.
4. Понимание эмоций других.
5. Умение создать мажорный эмоциональный настрой в коллективе.
6. Генерирование положительных эмоций.
При определении стоимости человеческого капитала (активов) необходимо установить следующее:
· способствует ли актив тому, что продукция или услуги компании получают конкурентные преимущества;
· актив имеет ценность для других компаний, и они готовы его приобрести;
· уникальность актива;
· масштаб применения;
· полезный срок использования актива;
· легальный статус.
Стоимостные оценки могут определяться путем моделирования искусственного рынка, определения возможного прироста доходов предприятия в результате владения активом, анализа судебной практики по возмещению ущерба, экспертных оценок, аналоговых сравнений.