Раздел 4. Формирование и накопление человеческого капитала, создание комфортного пространства для жизни и развития человеческого капитала

Новое качество жизни предполагает формирование человеческого капитала, конкурентоспособного не только в национальной социально-экономической среде, но и сопоставимого по основным параметрам со странами АТР. Задача заключается не только в сохранении численности населения в пространственных полюсах роста экономики края, но и в создании за счет обеспечения высоких социальных стандартов (в том числе здоровой окружающей природной среды) притяжения дополнительных трудовых ресурсов, ускоренного развития края.

Важным является обеспечение высокой степени развития человеческого потенциала, отражающей общий демографический уровень развития территории и качество имеющихся трудовых ресурсов (в том числе образовательный уровень) наряду с характеристиками развития социальной инфраструктуры, комфортности организации социальной среды.

Для укрепления населенческого потенциала необходимо:

- обеспечение воспроизводства населения и стабилизация его численности за счет поддержки молодых семей и молодежи, стабилизация и рост рождаемости, снижения смертности, формирования социально-экономических предпосылок для дальнейшего демографического роста;

- развитие системы здравоохранения, включая решение вопросов модернизации системы обязательного медицинского страхования и развития системы добровольного медицинского страхования;

- повышение эффективности мер социальной поддержки отдельно взятой категории граждан и развитие социального обслуживания семей с детьми, пожилых граждан и инвалидов;

- создание системы образовательных проектов, направленных на развитие кадрового потенциала;

- содействие свободному перемещению рабочей силы и эффективному размещению трудовых ресурсов (переселение трудоспособных граждан из северных и неперспективных районов с высоким уровнем безработицы в районы края с благоприятными условиями проживания);

- реализация миграционных программ, содействующих обеспечению формирования эффективных балансов демографических и трудовых ресурсов (содействие переселению соотечественников, проживающих за рубежом, переселение населения из других регионов страны);

- совершенствование защиты прав и свобод граждан путем развития нормативного правового регулирования в сфере обеспечения общественной безопасности, а также форм и методов правоохранительной системы.

Социальная инфраструктура в регионе должна развиваться с учетом повышенных нормативов обеспеченности услугами социальной сферы, обусловленных суровыми погодно-климатическими условиями и существующей системой расселения проживающего здесь населения.

4.1. Новое качество образования

Хабаровский край справедливо позиционируется как образовательный и научный центр дальневосточного масштаба и национального уровня, что обеспечит как кадровые условия для опережающего развития инновационно-ориентированной экономики края, так и наращивание человеческого капитала.

Основным принципом новой качественной системы образования является акцент на кооперацию различных уровней образования в увязке со стратегическими приоритетами социально-экономического развития края.

В дошкольном образовании всеобщий охват детей услугами соответствующих организаций должен достигаться за счет развития государственных и муниципальных учреждений, а также расширения использования воможностей негосударственного сектора в пространственных полюсах роста. Содержание и технологии дошкольного образования должны основываться на реализации образовательных стандартов и программ раннего развития, современном психолого-медико-педагогическом сопровождении.

На уровне общего образования необходимо обеспечить условия для реализации федерального государственного образовательного стандарта, индивидуализации образования и академической мобильности обучающихся за счет современных форм обучения, включая дистанционное и электронное обучение, интеграцию с программами дополнительного и профессионального образования, а также расширение образовательных возможностей для школьников малокомплектных школ отдаленных районов края.

Развитие дополнительного образования как пространства личностного развития, социализации и ранней профориентации детей будет обеспечено развитием техносферы дополнительного образования, разработкой и внедрением программ по развитию современных компетенций, моделей адресной работы с детьми (в том числе с одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья и др.).

Центральным пунктом стратегии развития школьного образования является масштабное и кардинальное обновление профессиональных компетенций педагогов, основанное на реализации современных моделей практико-ориентированной подготовки педагогов, прогрессивных моделей методической работы и корпоративного обучения, эффективной системы оплаты труда. Необходимо также совершенствовать систему социальной поддержки педагогов для обеспечения привлечения и закрепления высококвалифицированных специалистов.

Подготовка рабочих кадров и специалистов среднего звена по ключевым направлениям развития экономики региона будет базироваться на использовании производственного потенциала краевых высокотехнологичных предприятий для увязки теоретических навыков с опытом их практического применения. Расширение предложения на рынке труда за счет собственных рабочих кадров и специалистов среднего звена предполагает развитие инфраструктуры профессиональных образовательных организаций, в том числе создание Межрегионального центра компетенций, модернизацию учебно-производственной базы среднего профессионального образования, внедрение информационных продуктов и практико-ориентированных схем обучения (в т.ч. дуального). Это обеспечит качественный прорыв в уровне подготовки квалифицированных кадров по методикам WorldSkills в соответствии смировыми стандартами качества.

Особое значение имеет система высшего образования, определяющая трансформацию научно-технологических достижений в производственные и рыночные результаты, трансформацию фундаментальных достижений в качество образования. Сеть вузов должна быть представлена системой организаций, сохраняющих структурное разнообразие, в числе которых классический университет и университеты профильной направленности в г. Хабаровске, опорный университет в г. Комсомольске-на-Амуре с приоритетом подготовки специалистов по инженерным специальностям в непосредственной близости от высокотехнологичных производств.

Система профессионального образования в крае должна быть нацелена на обеспечение соответствия полученных квалификационных навыков требованиям работодателей, что предполагает объединение ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций, создание многоуровневых учебных комплексов, создание эффективной системы взаимодействия с органами исполнительной власти края, работодателями, объединениями промышленников и предпринимателей, участие общественно-профессиональных структур в оценке качества профессиональных навыков.

Наши рекомендации