Хозяйственной деятельности предприятия

В современных условиях для многих предприятий характерна оперативная форма управления финансами как реакция на текущие проблемы.

Такая форма управления несовершенна, и для выполнения поставленных руководством предприятия целей и задач разрабатывают конкретный вариант их достижения, который детализирует ключевые показатели эффективности (англ. Key Performance Indicators, KPI).

В практике в качестве основных критериев оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий используют следующие параметры:

· выручку от реализации продукции, работ, услуг (объем продаж) без косвенных налогов;

· бухгалтерскую и чистую прибыль, остающуюся после налогообложения; чистую прибыль направляют на потребление (на выплату дивидендов акционерам) и накопление (финансирование капиталовложений, пополнение оборотного капитала, образование резервного капитала и др.);

· рентабельность затрат, активов (имущества), инвестиций, объема продаж;

· финансовую стабильность (выручку от реализации, деленную на порог безубыточности; соотношение между собственным и заемным капиталом; неотрицательное сальдо денежного потока на конец отчетного периода и др.);

· финансовый результат собственников предприятия (текущий доход за период, изымаемый из бизнеса; прирост стоимости компании).

Набор таких показателей на разных предприятиях может быть неодинаков и определяться исходя из целей хозяйственной деятельности и удобства их использования для целей финансового контроллинга.

Для оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия может быть использован метод оценки достигнутого уровня показателей предприятия путем сравнения с параметрами других предприятий, особенно конкурентов.

С целью оценки эффективности работы предприятий-конкурентов обычно используют показатели финансовой устойчивости, доходности, платежеспособности и деловой активности (таблица 1).

Таблица 1 – Оценка эффективности работы предприятий-конкурентов

Коэффициент Показатель
1. Параметры финансовой устойчивости
Коэффициент финансовой независимости Доля собственного капитала в валюте баланса
Коэффициент задолженности Соотношение между заемными и собственными средствами
Коэффициент финансирования   Соотношение между собственными и заемными средствами
Коэффициент маневренности Доля собственных оборотных средств в собственном капитале

Окончание таблицы 1



Коэффициент Показатель
Коэффициент финансовой напряженности Доля заемных средств в валюте баланса заемщика
Коэффициент имущества производственного назначения Доля имущества производственного назначения в активах предприятия
2. Параметры доходности (рентабельности)
Коэффициент рентабельности активов Сколько прибыли приходится на каждый рубль активов в расчетном периоде
Коэффициент рентабельности продаж Сколько прибыли приходится на каждый рубль объема продаж
Коэффициент чистой рентабельности собственного капитала Сколько чистой прибыли приходится на каждый рубль собственного капитала
Коэффициент рентабельности чистых активов Сколько чистой прибыли приходится на каждый рубль чистых активов
3. Параметры платежеспособности (ликвидности)
Коэффициент абсолютной (быстрой) ликвидности часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время (на дату составления баланса)
Коэффициент текущей (уточненной) ликвидности Прогнозируемые платежные возможности предприятия в условиях своевременного проведения расчетов с дебиторами
Коэффициент общей ликвидности (платежеспособности) Достаточность оборотных активов для пок-рытия краткосрочных обязательств. Характеризует также запас финансовой устойчивости предприятия
4. Параметры деловой активности
Коэффициент оборачиваемости активов Скорость оборота всего авансированного капитала (активов), т. е. количество совершенных им оборотов за период
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала Скорость оборота собственного капитала за период
Коэффициент оборачиваемости чистых активов Скорость оборота чистых активов за период

Метод оценки достигнутого уровня показателей предприятия по сравнению с параметрами других предприятий (аналогов, конкурентов) классифицируют на общий и функциональный подходы.

Общий подход означает сравнение показателей своего предприятия с параметрами аналогичных предприятий, работающих в идентичных условиях.

Функциональный подход означает сравнение характеристик работы отдельных функций (или отдельных филиалов) предприятия с аналогичными показателями приоритетных предприятий, осуществляющих коммерческую деятельность в похожих условиях.

Наши рекомендации