Хозяйственной деятельности предприятия
В современных условиях для многих предприятий характерна оперативная форма управления финансами как реакция на текущие проблемы.
Такая форма управления несовершенна, и для выполнения поставленных руководством предприятия целей и задач разрабатывают конкретный вариант их достижения, который детализирует ключевые показатели эффективности (англ. Key Performance Indicators, KPI).
В практике в качестве основных критериев оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий используют следующие параметры:
· выручку от реализации продукции, работ, услуг (объем продаж) без косвенных налогов;
· бухгалтерскую и чистую прибыль, остающуюся после налогообложения; чистую прибыль направляют на потребление (на выплату дивидендов акционерам) и накопление (финансирование капиталовложений, пополнение оборотного капитала, образование резервного капитала и др.);
· рентабельность затрат, активов (имущества), инвестиций, объема продаж;
· финансовую стабильность (выручку от реализации, деленную на порог безубыточности; соотношение между собственным и заемным капиталом; неотрицательное сальдо денежного потока на конец отчетного периода и др.);
· финансовый результат собственников предприятия (текущий доход за период, изымаемый из бизнеса; прирост стоимости компании).
Набор таких показателей на разных предприятиях может быть неодинаков и определяться исходя из целей хозяйственной деятельности и удобства их использования для целей финансового контроллинга.
Для оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия может быть использован метод оценки достигнутого уровня показателей предприятия путем сравнения с параметрами других предприятий, особенно конкурентов.
С целью оценки эффективности работы предприятий-конкурентов обычно используют показатели финансовой устойчивости, доходности, платежеспособности и деловой активности (таблица 1).
Таблица 1 – Оценка эффективности работы предприятий-конкурентов
Коэффициент | Показатель |
1. Параметры финансовой устойчивости | |
Коэффициент финансовой независимости | Доля собственного капитала в валюте баланса |
Коэффициент задолженности | Соотношение между заемными и собственными средствами |
Коэффициент финансирования | Соотношение между собственными и заемными средствами |
Коэффициент маневренности | Доля собственных оборотных средств в собственном капитале |
Окончание таблицы 1
Коэффициент | Показатель |
Коэффициент финансовой напряженности | Доля заемных средств в валюте баланса заемщика |
Коэффициент имущества производственного назначения | Доля имущества производственного назначения в активах предприятия |
2. Параметры доходности (рентабельности) | |
Коэффициент рентабельности активов | Сколько прибыли приходится на каждый рубль активов в расчетном периоде |
Коэффициент рентабельности продаж | Сколько прибыли приходится на каждый рубль объема продаж |
Коэффициент чистой рентабельности собственного капитала | Сколько чистой прибыли приходится на каждый рубль собственного капитала |
Коэффициент рентабельности чистых активов | Сколько чистой прибыли приходится на каждый рубль чистых активов |
3. Параметры платежеспособности (ликвидности) | |
Коэффициент абсолютной (быстрой) ликвидности | часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время (на дату составления баланса) |
Коэффициент текущей (уточненной) ликвидности | Прогнозируемые платежные возможности предприятия в условиях своевременного проведения расчетов с дебиторами |
Коэффициент общей ликвидности (платежеспособности) | Достаточность оборотных активов для пок-рытия краткосрочных обязательств. Характеризует также запас финансовой устойчивости предприятия |
4. Параметры деловой активности | |
Коэффициент оборачиваемости активов | Скорость оборота всего авансированного капитала (активов), т. е. количество совершенных им оборотов за период |
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала | Скорость оборота собственного капитала за период |
Коэффициент оборачиваемости чистых активов | Скорость оборота чистых активов за период |
Метод оценки достигнутого уровня показателей предприятия по сравнению с параметрами других предприятий (аналогов, конкурентов) классифицируют на общий и функциональный подходы.
Общий подход означает сравнение показателей своего предприятия с параметрами аналогичных предприятий, работающих в идентичных условиях.
Функциональный подход означает сравнение характеристик работы отдельных функций (или отдельных филиалов) предприятия с аналогичными показателями приоритетных предприятий, осуществляющих коммерческую деятельность в похожих условиях.