Предприятия, ее состав и структура
Залог успешной экономической оценки предприятия – качественная информационная база. Информация, необходимая для оценки, собирается из различных источников. При этом важно, чтобы она отражала состояние внешней (макроэкономической и микроэкономической) и внутренней среды предприятия в различные периоды времени. Характеристики оцениваемого предприятия на дату оценки являются результатом предыдущего развития, предпосылкой будущего развития и одновременно зависят от положения дел в экономике страны, в отрасли и регионе.
Поскольку стоимость предприятия является результатом воздействия многочисленных взаимосвязанных факторов, постольку и информация, необходимая для ее оценки, представляет собой систему взаимосвязанных информационных блоков, среди которых выделяются финансовые результаты деятельности предприятия.
Процедура сбора информации включает в себя следующие этапы:
1. Направление запроса на предприятие с просьбой предоставить требуемую для оценки информацию (в запросе целесообразно применять формы, позволяющие в дальнейшем сгруппировать полученную в определенном формате информацию и провести расчеты).
2. Осуществление контакта с основными подразделениями предприятия, отвечающими за тот или иной блок данных (техническая служба, производственная служба, маркетинговая служба).
3. Формирование рабочей группы из назначенных ответственных за проведение оценки со стороны предприятия и специалистами оцениваемой компании.
4. Получение необходимой для проведения оценки информации.
Однако широкодоступной публичной информации не всегда бывает достаточно для формирования полного, достоверного представления об оцениваемом предприятии. Поэтому оценщик должен обладать определенными навыками социолога, психолога, журналиста для проведения интервью, составления опросного листа, грамотного проведения беседы с руководством и рядовыми сотрудниками предприятия, с партнерами и конкурентами. Полученная в результате интервьюирования информация зачастую оказывается весьма полезной. Особое место интервьюирование занимает в информационной базе, созданной для оценки закрытых акционерных компаний, малых предприятий, финансово-кредитных институтов. В таких компаниях важно провести всесторонний, детальный опрос собственников-вла-дельцев, менеджеров разного уровня. Это поможет выяснить многие важные факты, относящиеся к оцениваемому предприятию, составить представление о стратегии предприятия, о философии бизнеса, концепции управления.
При проведении реальной оценки приходится просматривать и анализировать большой объем информации, значительная часть которого оказывается, в конце концов, лишней. Определение того, какая информация является существенной, составляет неотъемлемую часть процесса оценки. Примерный перечень вопросов, по которым можно получить дополнительную информацию из опросов, следующий:
· цель и объем работ по оценке;
· история деятельности предприятия;
· правовые формы функционирования предприятия;
· характеристика филиалов и дочерних компаний;
· месторасположение предприятия и его подразделений;
· права владения бизнесом;
· ассортимент продукции и услуг предприятия;
· отраслевая классификация;
· кредиторы;
· основные клиенты;
· социальные программы для работников предприятия;
· информация о недвижимости, занимаемой предприятием;
· физическое состояние производственных мощностей, оборудования;
· предыдущие оценки, исследования и прогнозы, выполняемые самой компанией или по ее заказу;
· передача прав собственности и предложения о покупке;
· дополнительные источники информации, из которых можно получить ценные сведения о компании и отрасли, к которой она относится;
· сведения о владельцах компаний;
· информация о ключевом персонале;
· специальные вопросы, вытекающие из анализа, финансовой отчетности;
· обязательства, обусловленные наступлением определенных событий и вытекающие из определенных документов, например, договор аренды, а также непредвиденные расходы;
· предыдущие оценки рыночной стоимости отдельных видов материальных активов, гудвилла и других нематериальных активов.
Таким образом, при оценке бизнеса для того, чтобы собрать как можно более полную информацию о компании и отрасли очень важно провести подробный опрос владельцев, ключевого персонала, клиентов, кредиторов, банкиров, поставщиков, поскольку многие факты могут быть получены только от них.
Помимо непосредственно получения информации оценщик должен ее обработать (проверить, внести необходимые корректировки и рассчитать относительные показатели). Кроме этого, зачастую необходимо для получения сопоставимых данных произвести инфляционную корректировку данных, а также нормализовать бухгалтерскую отчетность.
Нормализация отчетности проводится с целью определения доходов и расходов, характерных для нормального действующего предприятия. Она необходима для того, чтобы оценочные заключения имели объективный характер, основывались на реальных показателях, характеризующих деятельность предприятия.
Отчетность, составленная в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета, не отражает реальную рыночную стоимость имущества. Возможность использования разных методов учета операций, списания долгов приводит к неодинаковым значениям прибыли и денежных потоков.
Рыночная стоимость части активов, таких как финансовые вложения или нематериальные активы, может не учитываться при составлении баланса.