Раздел 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ

Дробышевский, Л. Н.

  Д 75 Экономическая оценка предприятия : курс лекций для студентов специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» специализации 1-25 01 07 11 «Экономика и управление на предприятии промышленности» / Л. Н. Дробышевский. – Гомель : учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2012. – 220 с.
  ISBN 978-985-461-990-3

УДК 334.7

ББК 65.291

ISBN 978-985-461-990-3 © Дробышевский Л. Н., 2012 © Учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2012

ВВЕДЕНИЕ

Основными целями дисциплины являются формирование экономического мышления и системы специальных знаний в области оценочной деятельности, теоретических методических и практических подходов к экономической оценке предприятия, комплексное изучение основ формирования, тенденций и актуальных проблем развития оценочной деятельности в Республике Беларусь, роли государства в этих процессах.

Задачи изучения дисциплины «Экономическая оценка предприятия» включают теоретическую и практическую подготовку студентов по следующим основным вопросам:

· сущность, организация, тенденции и актуальные проблемы развития оценочной деятельности в Республике Беларусь;

· зарубежный опыт экономической оценки предприятий в условиях инновационной экономики;

· регулирование оценочной деятельности государством;

· теоретические аспекты и методологии оценочной деятельности, технологии ее осуществления;

· обоснование наиболее существенных методологических проблем экономической оценки стоимости имущества предприятия;

· особенности выбора и согласования подходов к оценке имущества предприятия при определении его стоимости;

· особенности экономической оценки предприятий для различных целей: реструктуризации, слияния, поглощения, разукрупнения;

· место и роль экономической оценки предприятия в системе антикризисного управления;

· методы повышения рыночной стоимости предприятия.

В результате изучения дисциплины студент должен знать механизм осуществления оценочной деятельности предприятия, систематизировать знания в области оценки бизнеса; научиться правильно интерпретировать результаты оценки; рассмотреть типичные ошибки в оценке бизнеса, научиться их избегать; ознакомиться с подходами к оценке бизнеса в современных условиях; рассмотреть реальные примеры оценки бизнеса различных типов и отраслей.

Студент должен уметь:

· подготавливать информацию для проведения экономической оценки предприятия;

· оценивать финансовое положение предприятия;

· правильно выбирать методы для проведения экономической оценки предприятия;

· обобщать результаты оценки, полученные при использовании различных подходов;

· правильно интерпретировать результаты оценки;

· составлять отчет об оценке бизнеса;

· оценивать рыночную стоимость предприятия для различных целей: реструктуризации, слияния, поглощения, разукрупнения;

· проводить диагностику финансового состояния предприятия в антикризисном управлении;

· применять основные методы и пути повышения рыночной стоимости предприятия.

Содержание курса в методологическом плане основывается на знании таких дисциплин, как экономическая теория, национальная экономика Республики Беларусь, система государственного регулирования, статистика, экономика предприятия и других, предусмотренных учебным планом.

Раздел 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ

ПРЕДПРИЯТИЯ

Тема 1. Экономическая оценка предприятия

В условиях инновационной экономики

план

1.1. Экономическая оценка в условиях формирования новой экономики.

1.2. Оценка деятельности предприятий в условиях инновационной экономики.

Экономическая оценка в условиях формирования

Новой экономики

Мировая экономика вступила в эпоху, которую характеризуют небывалое ожесточение конкуренции, «коммодизация» (превращение ранее уникальных продуктов в рядовые), стремительность перемен, быстрое устаревание технологий, маркетинговых идей и профессий. И, разумеется, властное проникновение сети «Интернет» во все сферы экономики. Все эти процессы сейчас принято называть «новой экономикой».

Новая экономика – это экстремальный антрепренерский рынок, почти без границ, предполагающий интуитивное маркетинговое мышление.

Новая экономика формирует мир, в котором:

· люди работают мозгами, а не руками;

· коммуникационные технологии создают глобальную конкуренцию (не просто для кроссовок или компьютеров, но также для банковских займов и других услуг, которые нельзя упаковать в ящик и отправить);

· инновации важнее, чем массовые продукты;

· быстрые изменения происходят постоянно.

В новой экономике смогут работать компании, команды, менеджеры и сотрудники, которые в избытке наделены качествами, называемыми «неосязаемыми активами». К этим качествам можно отнести предпринимательский дух, системное мышление, постоянную учебу, атмосферу творчества, нестандартность и скорость принятия решений, здоровый авантюризм, экспериментирование, командный дух, способность работать в условиях почти непрерывных изменений.

Основные черты новой экономики следующие:

1. Интернетизация всей экономики. Сегодня мировой интернет-трафик удваивается каждые 100 дней. Нынешняя экономика напоминает экологию, в которой организмы развиваются совместно и находятся в постоянном движении, что предполагает глобальный обмен информацией и знаниями.

2. Знания как производительная сила. Другое название новой экономики – это экономика знаний, корпоративных знаний. Под этим следует понимать совокупный интеллект, квалификацию и изобретательность сотрудников, самые современные инструменты, свободу творчества и бизнеса, мгновенную реакцию на возникающие тенденции и культуру постоянного совершенствования. все это должно быть направлено на создание чего-то поистине особенного.

3. Постоянная учеба. В экономике знаний процесс образования, обучения, самообучения – это процесс постоянный и неформальный.

4. Кадры действительно решают все! Сейчас формируется новый рынок рабочей силы. Постепенно формируется новый образ работника – партнера, бизнесмена, собственника. Он ждет возможности карьерного роста и надлежащего материального и морального вознаграждения.

5. Время талантов. Резко возрастает роль талантливых людей, основных носителей знаний и идей. Талантливых людей притягивает среда, которая развивает их интеллект, поощряет ответственность, повышает карьерный потенциал и дает хорошую компенсацию.

6. Изменения как образ жизни. Новая экономика – это экономика постоянных перемен. Многое меняется очень быстро уже сейчас. Единственный способ выжить в таких условиях – начинать разработку продукта № 2, когда продукт № 1 только запускается, и выводить № 2 на рынок тогда, когда цена на № 1 начинает падать, так как конкуренты-имитаторы уже научились его производить.

7. Экстремальный маркетинг. Конкуренция в новой экономике в значительной мере переносится в сеть «Интернет». В этой борьбе побеждает не обязательно тот, кто предлагает наилучший продукт, а тот, кто более грамотно доносит до потенциального покупателя суть своего решения; иначе говоря, тот, кто лучше рекламирует.

С учетом этого сформированы следующие десять главных идей новой экономики:

· Стимулы влияют на поведение людей.

· За все надо платить.

· Торговля всегда полезна.

· Создание препятствий торговле приносит вред.

· Доходы определяются производительностью.

· Четыре источника роста доходов (более квалифицированный труд, накопление капитала, технический прогресс, улучшение экономической организации общества).

· Личный доход есть вознаграждение за услуги, оказываемые другим.

· Прибыль побуждает бизнес работать на общественное благосостояние.

· Принцип «невидимой руки» (рыночные цены направляют личный интерес на общее благо).

· Пренебрежение побочными эффектами и отдаленными последствиями экономических решений является наиболее распространенной причиной просчетов в экономике.

Инновационной экономики

Современное состояние социально-экономического развития перерабатывающих предприятий потребительской кооперации выдвигает вопрос об инвестициях на первый план. Необходимым условием их глубокой структурной перестройки и обеспечения устойчивого экономического роста является увеличение объема инвестиций и повышение их эффективности. Развитие предприятия невозможно без роста экономического потенциала, применения современных технологий, расширения уровня производственной деятельности, осуществление которых представляет собой инвестиционный процесс.

Экономическая эффективность – базовая категория теории и практики принятия управленческих решений об инвестировании средств в развитие производства. Определение категории «экономическая эффективность» является исходным для выяснения как содержания, так и методики определения экономической оценки инвестиций, направляемых на разработку и реализацию инвестиционных проектов. Дать экономическую оценку таких инвестиций означает определить эффективность по конкретному инвестиционному проекту.

Определение экономической эффективности инвестиционного проекта заключается в решении двуединой задачи – выяснения соответствия проекта, заложенных в нем технических, технологических, организационных, маркетинговых, финансовых и других решений целям и интересам инвесторов.

Для принятия эффективных управленческих решений в сфере инвестиционной деятельности собственникам и руководству предприятия часто требуется информация о стоимости бизнеса. В проведении оценочных работ заинтересованы и другие стороны: государственные структуры (контрольно-ревизионные и другие органы), кредитные организации, страховые компании, поставщики, инвесторы и акционеры.

Повышение стоимости предприятия – один из показателей роста доходов его собственников. Поэтому периодическое проведение оценки стоимости бизнеса можно использовать для анализа эффективности управления предприятием. Традиционные методы финансового анализа основаны на расчете финансовых коэффициентов и только на данных бухгалтерской отчетности предприятия. Однако наряду с внутренней информацией в процессе оценки стоимости предприятия необходимо анализировать данные, характеризующие условия работы предприятия в регионе, отрасли и экономике в целом.

Результаты оценки бизнеса, получаемые на основе анализа внешней и внутренней информации, необходимы не только для проведения переговоров о купле-продаже. они играют существенную роль при выборе стратегии развития предприятия: в процессе стратегического планирования важно оценить будущие доходы предприятия, степень его устойчивости и ценность имиджа; для принятия обоснованных управленческих решений необходима инфляционная корректировка данных финансовой отчетности, являющейся базой для принятия финансовых решений; для обоснования инвестиционных проектов по приобретению и развитию бизнеса нужно иметь сведения о стоимости всего предприятия или части его активов.

Знание основ оценки стоимости предприятия (бизнеса) и управления ею, умение применять на практике результаты такой оценки – залог принятия эффективных управленческих решений, достижения требуемой доходности предприятия.

План

2.1. Сущность экономической оценки деятельности предприятия.

2.2. История развития и организация оценочной деятельности в Республике Беларусь.

2.3. Объекты и субъекты стоимостной оценки.

2.4. Цели экономической оценки предприятия.

2.5. Основные принципы экономической оценки предприятия.

2.6. Методологические и практические проблемы совершенствования оценки различных объектов собственности.

Предприятия

Для республики сегодня характерно множество экономических проблем, свойственных развивающейся в направлении рынка стране. Многие из них обозначаются весьма нестандартно, своеобразно. В первую очередь это относится к проблеме оценки бизнеса. Как известно, в эпоху кризисов, глубоких потрясений особое внимание уделяется современному пониманию профессионализма, требуемого для грамотного управления любой компанией. Большую роль здесь играет и оценка бизнеса. Все чаще отмечается, например, необходимость использовать оценку стоимости для принятия лучших решений.

Основная цель – каждое управленческое решение должно быть со всех сторон осмыслено с точки зрения того, повышает ли его реализация стоимость компании. Там, где фондовый рынок развит, рыночная стоимость компании определяется реально.

В основе объективной рыночной оценки стоимости бизнеса всегда лежат серьезные прогнозы, расчеты денежных потоков будущих периодов. Естественно, что ныне реальные предположения о предстоящем достаточно туманны. К тому же в нашей стране нередко еще ставят знак равенства между стоимостью компании и стоимостью ее материальных активов.

Оценка стоимости предприятия (бизнеса) – это расчет и обоснование стоимости предприятия на определенную дату.

Оценка стоимости бизнеса, как и любого другого объекта собственности, представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка.

Определение сущности оценки стоимости раскрывает основные сущностные черты данного процесса.

Первая сущностная характеристика в том, что оценка стоимости предприятия (бизнеса) – это процесс, т. е. для получения результата эксперт-оценщик должен проделать ряд операций, очередность и содержание которых зависят от цели оценки, характеристик объекта и выбранных методов. Вместе с тем можно выделить общие для всех случаев этапы оценки: определение цели оценки, выбор вида стоимости, подлежащего расчету, сбор и обработка необходимой информации, обоснование методов оценки стоимости; расчет величины стоимости объекта, внесение поправок; выведение итоговой величины, проверка и согласование полученных результатов.

Вторая сущностная характеристика оценки, а именно то, что этот процесс – упорядоченный, т. е. все действия совершаются в определенной последовательности. Ни один из этапов нельзя пропустить или переставить на другое место. Это приведет к искажению конечного результата.

Третья черта в том, что оценка стоимости – процесс целенаправленный. Эксперт-оценщик в своей деятельности всегда руководствуется конкретной целью.

Четвертая черта процесса оценки стоимости заключается в том, что оценщик всегда определяет величину стоимости как количество денежных единиц, следовательно, все стоимостные характеристики должны быть выражены количественно, независимо от того, насколько просто они поддаются точному измерению и денежному выражению.

Пятая сущностная черта стоимостной оценки заключается в ее рыночном характере. Это означает, что оценщик обязательно учитывает совокупность рыночных факторов: рыночную конъюнктуру, текущую ситуацию в отрасли и в экономике в целом.

Результатом произведенной оценки является рассчитанная величина рыночной стоимости или ее модификации.

Определяя величину стоимости, оценщик старается учесть всю полноту влияния основных факторов, к числу которых относятся доход, генерируемый оцениваемым объектом, риски, сопровождающие получение этого дохода, среднерыночный уровень доходности на аналогичные объекты, характерные черты оцениваемого объекта, включая состав и структуру активов и обязательств (или составных элементов), конъюнктура рынка, текущая ситуация в отрасли и в экономике в целом.

Таким образом, оценка стоимости позволяет решать многие насущные задачи в рыночной экономике. Будучи важным инструментом рыночной экономики, стоимостная оценка должна быть определенным образом организована. От этого зависит качество работы оценщиков, эффективность и адекватность принимаемых с их помощью решений.

В Республике Беларусь

Важнейшее место в оценочной деятельности занимают организационные проблемы. Они охватывают регулирование оценочной деятельности, стандарты оценки, договорные отношения, профессиональное образование оценщиков и этику профессиональной оценочной деятельности.

Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в Республике Беларусь, только начинает развиваться, хотя потребность в оценке имущества рыночными методами возникла еще в период 1993–1997 гг.

Методические рекомендации по оценке недвижимости и имущественных прав на нее были утверждены коллегией Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь (протокол от 27 ноября 2000 г. № 26).

Правительством Республики Беларусь в 2002 г. были приняты постановления о проведении оценки земель населенных пунктов и о порядке проведения оценки, переоценки земель, земельных участков.

Введены в действие постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 28 июня 2004 г. № 159 «Об утверждении Инструкции об оценке и порядке продажи предприятия и иного имущества должника, находящегося в процедуре экономической несостоятельности (банкротства)» и постановление Министерства экономики республики Беларусь от 5 марта 2004 г. № 65 «Об утверждении Инструкции по оценке рыночной стоимости предприятий». Указанные инструкции базировались на оценке имущества рыночным методом, что позволяло оценщикам при оценке имущества определять как рыночную стоимость, так и другие виды стоимости в зависимости от цели оценки.

Важнейшим шагом в развитии оценочной деятельности стало принятие Указа Президента Республики Беларусь от 13 октября 2006 г.
№ 615 «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ Президента Республики Беларусь № 615).

Данным Указом определены компетенция Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь и Государственного комитета по имуществу и других органов государственного управления в области оценочной деятельности, утверждено Положение об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, которым:

· установлены объекты гражданских прав, подлежащие оценке в соответствии с этим Положением;

· определены методы оценки, основания оценки, перечень документов, представляемых заказчику по результатам оценки;

· определены требования к содержанию этих документов;

· установлены случаи обязательного проведения оценки;

· установлены права и обязанности исполнителя оценки, его ответственность за убытки, причиненные в результате осуществления оценочной деятельности;

· определены требования к оценщикам.

В развитие Указа Президента Республики Беларусь № 615 Правительством Республики Беларусь приняты следующие постановления:

· Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. № 562 «о методах оценки стоимости объектов гражданских прав при осуществлении с ними определенных видов сделок и (или) иных юридически значимых действий».

· Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 мая 2007 г. № 623 «о нормах для оценки жилых домов, садовых домиков, дач, примыкающих к ним строений, а также расположенных отдельно от них хозяйственных (подсобных и дворовых) построек и гаражей».

· Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2007 г. № 669 «о некоторых вопросах применения Указа Президента Республики Беларусь от 13 октября 2006 г. № 615».

· Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 февраля 2007 г. № 148 «об утверждении Положения о порядке проведения аттестаций оценщиков и положения о порядке ведения государственного реестра оценщиков».

Указанные нормативные правовые акты устанавливают следующее:

· порядок проведения аттестации физических лиц на право проведения независимой оценки объектов оценки;

· выдачу свидетельства об аттестации оценщика, его дубликата;

· внесение изменений в свидетельство, продление и прекращение действия свидетельства;

· методы оценки объектов гражданских прав при совершении с ними определенных видов сделок;

· нормы для оценки жилых домов, садовых домиков, дач, иных построек.

Указом Президента Республики Беларусь № 615 предусмотрена разработка и утверждение государственных стандартов Республики Беларусь по оценке объектов гражданских прав.

В целях повышения качества оценочных работ Государственным комитетом по имуществу в декабре 2008 г. создан интернет-ресурс «Цены на недвижимость в Беларуси» (http://pr.nca.by), предназначенный для предоставления на безвозмездной основе оценщикам недвижимости сведений о ценах купли-продажи объектов недвижимости из договоров купли-продажи, зарегистрированных в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

Таким образом, законодательство в области оценочной деятельности урегулировано, но, как и любое другое, нуждается в постоянном совершенствовании, что без конструктивного участия оценщиков-практиков в данном процессе невозможно.

Собственности

В целях дальнейшего совершенствования оценочной деятельности в республике принят подготовленный Государственным комитетом по имуществу Указ Президента Республики Беларусь от 6 августа 2010 г. № 410 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2006 г. № 615». На основании данного Указа проведено следующее:

· расширена компетенция Государственного комитета по имуществу в области оценки стоимости объектов гражданских прав;

· установлена обязательная аттестация экспертов при осуществлении ими судебно-экспертной деятельности по вопросам оценки стоимости объектов гражданских прав;

· расширен круг лиц, являющихся заказчиком проведения независимой оценки;

· определены случаи обязательной экспертизы достоверности оценки;

· предусмотрена возможность проведения инициативной экспертизы достоверности оценки.

В настоящее время Государственным комитетом по имуществу по поручению Правительства Республики Беларусь разрабатывается порядок проведения экспертизы достоверности оценки как обязательной, так и инициативной.

Государственный комитет по имуществу осуществляет контроль за качеством выполнения оценщиками оценочных работ. По результатам контроля при выявлении фактов нарушения оценщиками требований законодательства составляются протоколы об административном правонарушении, которые направляются в хозяйственные суды. Хозяйственные суды рассматривают указанные протоколы и в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь привлекают нарушителей к административной ответственности.

Большое место в развитии оценочной деятельности во всем мире отводится общественным объединениям. Однако в Беларуси нет развитой сети общественных саморегулируемых организаций в области оценки, хотя номинально существует две зарегистрированные оценочные организации: Белорусское общество оценщиков (БОО) и Общественное объединение «Белорусская ассоциация экспертов и сюрвейеров на транспорте» (БАЭС).

Наибольшее развитие в республике получило БАЭС. Специалисты объединения регулярно проводят методические семинары и республиканские конференции в области оценки транспортных средств. А вот что касается БОО, то за двенадцать лет своей деятельности оно не стало авторитетной профессиональной организацией, объединяющей оценщиков.

Поэтому создание профессионального объединения оценщиков в Республике Беларусь является одной из важнейших задач. Такая организация должна объединить оценщиков и защищать их интересы, содействовать повышению уровня их профессиональной квалификации, создать систему контроля качества услуг по оценке, организовать сотрудничество с международными оценочными организациями.

Следующая проблема, существующая в работе оценщиков, это недостаточное количество источников информации. Каждый оценщик добывает информацию самостоятельно. При этом часто оценщики пользуются непроверенной информацией или ограниченным объемом информации, что затрудняет анализ и выводы по результатам оценки имущества, а иногда приводит к необоснованной итоговой стоимости.

В настоящее время наиболее достоверными источниками информации являются единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, реестр цен на земельные участки, реестр административно-территориальных и территориальных единиц, регистр стоимости земельных участков. Однако для определения стоимости объекта оценки информации из данных источников недостаточно, поскольку сделок, зафиксированных по типам объектов недвижимости, сравнительно мало. Источники информации, используемые в оценке недвижимости, – это сайты компаний по продаже и сдаче в аренду объектов недвижимости, ставки процентов по кредитам, справочная информация об износе конструктивных элементов и их сроках службы, а также множество другой справочной и исходной информации.

Кроме того, в Беларуси отсутствует интегрированная автоматизированная система взаимодействия участников рынка оценочных услуг, обеспечивающая взаимодействие и координацию деятельности государственных и местных органов управления, налоговых, национальных земельных и кадастровых служб, банков, риэлтерских и оценочных компаний.

Создание информационных систем потребует финансовых и интеллектуальных ресурсов. Кроме того, необходимо будет принять законодательные решения по использованию информации, определить головную организацию для ведения информационных баз, установить регламент доступа к информации. И тогда потенциальными потребителями таких информационных систем могут быть как государственные, так и негосударственные структуры.

Тема 3. Основные понятия, применяемые

План

3.1. Сущность и отличительные черты стоимости. Классификация видов стоимости.

3.2. Виды рисков. Способы учета рисков в оценке стоимости бизнеса.

Стоимости бизнеса

Характерной чертой бизнеса в условиях рыночной экономики является наличие риска на всех стадиях жизненного цикла предприятия.

Бизнес-риск – это опасность возникновения непредвиденных потерь, неполучения или недополучения ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств в связи со случайным изменением условий экономической деятельности предприятия, неблагоприятными обстоятельствами. Такой риск измеряется частотой и вероятностью возникновения потерь.

Предпринимательские, финансовые и инвестиционные риски – обязательные атрибуты рыночной экономики, оказывающие существенное влияние на стоимость бизнеса. При проведении оценочных работ анализу рисков уделяется особое внимание. На этапе сбора и обработки информации оценщик выявляет те виды рисков, которые оказывают наиболее заметные влияния на величину стоимости бизнеса и выбирает способ их учета в расчетах. Для этого, прежде всего, проводится систематизация рисков.

В целях оценки бизнеса риски подразделяются на внешние и внутренние, систематические и несистематические риски.

К внешним рискам относятся природно-естественные риски, связанные со стихийными бедствиями и экологией; общеэкономические риски, связанные с изменением макроэкономической ситуации, неблагоприятной конъюнктурой рынка, изменением конкурентной среды, отраслевыми особенностями; политические, связанные с национализацией и экспроприацией, с военными действиями, гражданскими беспорядками, разрывом контракта и договора; финансовые риски, связанные с изменением покупательской способности денег (инфляционные и дефляционные риски), изменением курса национальной валюты, дисбалансом ликвидности, изменением общерыночной ставки процента.

К внутренним рискам относятся производственные, связанные с понижением производительности труда, потерей рабочего времени, перерасходом или отсутствием необходимых материалов; технические и технологические, связанные с внедрением новых технологий, инновациями, внедрением результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; коммерческие, связанные с реализацией продукции; транспортные, связанные с платежеспособностью покупателя и т. п.; инвестиционные, включая риск упущенной выгоды, процентный, кредитный, риск банкротства и т. п.

К систематическим рискам относятся такие риски, которые возникают из внешних событий, влияющих на рыночную экономику и не могут быть устранены диверсификацией в рамках национальной экономики.

К несистематическим рискам относятся такие, которые могут быть уменьшены или устранены путем диверсификации инвестиций.

Оценщику важно дать количественную оценку выявленным рискам. В абсолютном выражении риск может определяться величиной возможных потерь в материально-вещественном или стоимостном измерении. В относительном выражении риск определяется как величина возможных потерь, отнесенная к некоторой базе, в виде которой наиболее удобно принимать либо имущественное состояние предпринимателя, либо общие затраты ресурсов на данный вид предпринимательской деятельности, либо ожидаемый доход (прибыль) от предпринимательства.

При измерении рисков следует учитывать случайный характер возможных потерь. Возникнут потери или нет, какова будет их конкретная величина, зависит от того, как сложатся события в ходе выполнения бизнес-операций. Эти условия носят во многом неопределенный характер, и предвидеть их заранее не представляется возможным.

Получив представление о наиболее вероятных рисках, их качественных и количественных характеристиках, оценщик выбирает способ их учета при расчете стоимости бизнеса.

Самый распространенный способ учета рисков при оценке бизнеса заключается в использовании коэффициента капитализации или ставки дисконтирования. Определенный уровень риска закладывается при составлении прогнозов доходов, расходов, денежных потоков, при этом многовероятность прогнозов позволяет учесть несколько вариантов от самых оптимальных до наиболее пессимистических. Анализ и количественное определение рисков носят, в каком-то смысле, субъективный характер. оценщики, уверенные в будущем росте компании, определяют ее текущую стоимость выше по сравнению с аналитиком, составляющим пессимистический прогноз. Различия в оценках рисков ведут к множеству заключений о стоимости предприятия.

Макроэкономические риски учитываются в соответствии с методиками, разработанными всемирно известными рейтинговыми компаниями, либо с помощью индексов экономико-математических и статистических инструментов.

Одним из наиболее сложных для учета в процессе оценки является страновой риск. Сложность определения величины данного риска объясняется его комплексным характером. Уровень странового риска можно определить на основе:

· статистических данных;

· экспертной оценки;

· составления прогноза на базе выявленных тенденций;

· комбинированных методов.

Страновой риск, как правило, учитывается при выполнении работ для инвестора – не резидента, или когда при оценке используются индикаторы зарубежных рынков.

В целом, всесторонний анализ, определяющий учет рисков, сопровождающих оцениваемый бизнес, позволяет оценщику провести обоснованную оценку стоимости объекта.

План

4.1. Информационная база экономической оценки предприятия, ее состав и структура.

4.2. Классификация оценочной информации.

4.3. Внешние источники информации.

4.4. Виды внутренней информации.

4.5. Информационная инфраструктура оценки.

4.6. Автоматизированные информационные технологии в экономической оценке предприятия.

Виды внутренней информации

Основными видами внутренней информации являются:

1. Информация о производстве. Это пример полностью внутреннего по отношению к фирме вида информации. Оценщик анализирует данные о наличии производственных мощностей, сопоставляя их с данными о спросе на продукцию компании, капиталовложениями предприятия.

2. Информация о трудовых ресурсах. Информация о трудовых ресурсах обычно сфокусирована на таких моментах, как обучение персонала и уровень квалификации, моральное состояние персонала и расходы на обеспечение кадрами. Кроме того, важна информация об управляющем предприятием, поскольку тот зачастую может являться ключевой фигурой, обеспечивающей эффективность, прибыльность и перспективы развития производства.

3. Ретроспективные данные об истории компании и описание стратегии предприятия. В том числе описывается процесс производства продукции по каждому виду продукции, объемы продаж за прошлый период.

4. Внутренняя финансовая информация. Эта категория информации описывает то, что обычно называют «показателями». Она включает основную информацию из бухгалтерской отчетности о прибыли и издержках, об имуществе и обязательствах, а также большой спектр финансовых показателей, таких как коэффициент Раздел 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ - student2.ru (отношение рыночной цены акции к доходу по ней), отношение заработной платы к валовой выручке, показатели производительности и т. д. Такая информация обычно дает исходную картину финансового благополучия и рентабельности компании.

Основными финансовыми показателями являются:

1. ликвидность:

· коэффициент текущей ликвидности;

· коэффициент срочной ликвидности.

2. финансовая зависимость (доля заемных средств):

· долгосрочная задолженность (собственный капитал);

· долгосрочная задолженность в процентах к используемому капиталу.

3. прибыльность.

4. оборачиваемость основных средств.

5. оборачиваемость запаса.

6. период погашения дебиторской задолженности.

7. период погашения кредиторской задолженности.

5. Наиболее значимой внутренней информацией, способной существенно повлиять на результаты полученной оценки, являются следующие моменты:

· наличие свидетельств о праве собственности на объекты недвижимости (в случае отсутствия, инвестиционная привлекательность объектов снижается);

· обременение активов (наличие договоров залога, аренды и т. п.).

Источники внутренней информации могут быть следующими:

· публичными, доступными для любого исследователя;

· частными, составляющими собственность определенной компании или института (но с возможностью доступа к ним за плату);

· подписными, представляющими собой гибрид публичных и частных источников, когда информация находится в чьей-то собственности, но постоянно обновляется и становится доступной для определенного ограниченного круга подписчиков.

При поиске источников информации особое внимание нужно уделять таким вопросам, как стоимость и конкретность получаемой информации, надежность и гарантии достоверности информации. К сожалению, имеется прямая зависимость (причем обычно очень тесная) между степенью конкретности информации и стоимостью ее получения. Необходима оценка надежности информации (с заданием допустимой погрешности); она должна включать источник, срок, в течение которого информация остается актуальной, и ее анализ. Репутация источника – это одно, а использование дока

Наши рекомендации