Раздел I. Методические основы оценки стоимости бизнеса (предприятия)

Тема 1. Концепция оценки стоимости бизнеса (предприятия)

Оценка бизнеса (предприятия) в российском законодательстве. Нормативно-правовые акты

Российской Федерации, регулирующие оценку стоимости бизнеса (предприятия). Оценка

стоимости бизнеса (предприятия) в международных, европейских и российских стандартах оценки.

Основные понятия оценки стоимости бизнеса (предприятия). Бизнес. Предприятие как имущественный

комплекс. Цели оценки бизнеса (предприятия). Виды стоимости. Принципы оценки

стоимости бизнеса (предприятия). Факторы, влияющие на величину стоимости бизнеса (предприятия).

Тема 1. КОНЦЕПЦИЯ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА (ПРЕДПРИЯТИЯ)

1.1. ОЦЕНКА БИЗНЕСА (ПРЕДПРИЯТИЯ) В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регулирующими оценку стоимости бизнеса (предприятия), являются:

• Гражданский кодекс РФ;

• Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N№135-ФЗ «Об оценочной деятельности в

Российской Федерации»;

• Постановление Правительства РФ от 6 июля 2001 г. N№519 «Об утверждении стандартов оценки».

Гражданский кодекс РФ прежде всего служит основой для проведения экспертизы ресурсов предприятия и прав на них в целях оценки.

Гражданский кодекс РФ предусматривает проведение оценки, когда вкладом в имущество

хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

В Федеральном законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определено, что проведение оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в том числе:

• при определении стоимости объектов в целях приватизации, передачи в доверительное

управление либо в аренду;

• при использовании в качестве предмета залога;

• при продаже или ином отчуждении;

• при переуступке долговых обязательств;

• при передаче объектов в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических

лиц;

• при возникновении спора о стоимости объектов, в том числе:

• при национализации имущества;

• при ипотечном кредитовании;

• при составлении брачных контрактов;

• при выкупе или ином изъятии имущества у собственников для государственных

или муниципальных нужд;

• при проведении оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов.

В постановлении Правительства РФ от 6 июля 2001 г. N№519 «Об утверждении стандартов

оценки» сформулированы стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной

деятельности, которые подробно будут рассматриваться в дальнейшем.

Проведение оценки бизнеса (предприятия) напрямую предусмотрено и в других федеральных

законах, в том числе в сфере рынка ценных бумаг, приватизации, банкротства, залога и ипотеки,

и др., что отражено в табл.1.1.

1.2. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ БИЗНЕСА (ПРЕДПРИЯТИЯ)

В МЕЖДУНАРОДНЫХ И ЕВРОПЕЙСКИХ СТАНДАРТАХ ОЦЕНКИ

Международные стандарты оценки (МСО) разрабатываются Международным комитетом

по стандартам оценки (МКСО). Новый текст (шестое издание) МСО 2003 принят МКСО 29 апреля

2003 г. Европейские стандарты оценки (ЕСО) разрабатываются Европейской группой ассоциаций

оценщиков (ЕГАО). Новый текст ЕСО 2003 принят ЕГАО 29 апреля 2003 г.

В Международном комитете по стандартам оценки полномочным представителем РФ является

Российское общество оценщиков. Система стандартов РОО, разработанная в 1995–1996 гг.,

базировалась на концепциях Международных стандартов оценки и в том числе включала СТО РОО 24-01-96 «Оценка действующего предприятия». В настоящее время система стандартов РОО совершенствуется.

1.3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА (ПРЕДПРИЯТИЯ)

Международный комитет по стандартам оценки признает следующие четыре типа

имущества: недвижимое имущество, движимое имущество, бизнес и финансовые интересы.

В разделе «Типы имущества» в Международных стандартах оценки дано следующее определение

бизнеса: «Бизнес представляет собой любую коммерческую, промышленную или инвестиционную

организацию, или организацию сферы услуг, занимающуюся экономической деятельностью».

«Бизнесы» — это обычно предприятия, ставящие своей целью получение прибыли и

работающие для того, чтобы обеспечить потребителей продуктами или услугами. Тесно

связанными с понятием «предприятие бизнеса» (business enterprise) являются термины (по сути, в

этих сочетаниях английских или русских слов содержательных различий нет):

а) «функционирующая компания» (operating company), которая представляет собой бизнес,

осуществляющий экономическую деятельность, занимающийся изготовлением, продажей или

торговлей некоторой продукцией или услугами;

б) «действующее предприятие» (going concern), которым является предприятие, обычно

рассматриваемое как остающееся в состоянии функционирования в обозримом будущем без

намерения или необходимости осуществить его ликвидацию либо без существенного сокращения

масштабов его деятельности. Принятие предпосылки о действующем предприятии позволяет

оценивать бизнес по стоимости выше ликвидационной и имеет существенное значение для

установления рыночной стоимости бизнеса.

Предприятия бизнеса образуются как юридические лица.

Бизнес может быть некорпоративным (индивидуальные предприятия, совместные предприятия,

полные и ограниченные партнерства) и корпоративным (закрытые корпорации или

закрытые компании, публичные корпорации или открытые компании, акции которых доступны и

принадлежат публике). К другим организационно-правовым формам предприятий бизнеса

относятся трастовые соглашения, в силу которых правом контроля наделяются индивидуальные

или корпоративные доверительные собственники, и множественные организации, в которых

соединяются материнские и ассоциированные или дочерние корпорации, интересы партнерств и

выполнение доверительных функций.

Предприятия бизнеса распространены в чрезвычайно широкой сфере видов экономической

деятельности, охватывающей как частный, так и государственный секторы. Виды бизнеса

включают среди прочих изготовление, оптовую торговлю, розничную торговлю, обеспечение

жильем, здравоохранение, финансовые и юридические услуги, услуги в области образования и

социальные услуги. С точки зрения особенностей оценки выделяются:

• инвестиционные бизнесы или холдинговые компании, которые сохраняют контрольный

интерес в дочерних компаниях посредством собственности на акции. Такой бизнес получает отдачу

от своих активов;

• объекты имущества, такие как гостиницы, бензозаправочные станции, рестораны и

кинотеатры, т.е. по-разному называемые объекты имущества, ассоциированные с предприятием

бизнеса, объекты имущества с торговым потенциалом, специализированные объекты торгового

имущества или операционные организации. Они обычно продаются на рынке как операционный

комплекс, и раздельное установление стоимостей земельного участка, строения, движимого

имущества, неосязаемых активов может быть затруднительным.

В состав активов предприятия бизнеса включаются осязаемые (текущие и долгосрочные

активы) и неосязаемые активы (искусство управления, ноу-хау в маркетинге, кредитный рейтинг

и рабочая сила, исправность оборудования, гудвилл, а также собственность на различные

юридические права и инструменты).

Оценщик должен четко определить бизнес, интерес в собственности на бизнес или ценную

бумагу, которые оцениваются. Интерес собственности в бизнесе может быть неразделенным,

разделенным среди акционеров и (или) включать мажоритарный интерес и миноритарный интерес.

Российское законодательство при определении стоимости бизнеса (предприятия) допускает

проведение оценки следующих объектов:

предприятия как бизнеса(предпринимательская деятельность), которым занимается

хозяйствующий субъект (юридическое или физическое лицо), которому принадлежит предприятие как имущественный комплекс; на базе имущественного комплекса хозяйствующим субъектом

создается поток доходов, который находит отражение в рыночной стоимости предприятия

(бизнеса) и рыночной стоимости ценных бумаг, обращающихся на рынке капитала;

предприятия как имущественного комплекса, т.е. находящихся в собственности

хозяйствующего субъекта составляющих предприятие активов либо являющихся его частью;

стоимость активов зависит от условий хозяйственного использования предприятия в целом;

доли в бизнесе(в рыночной стоимости капитала участников общества или товарищества)

или в рыночной стоимости предприятия как имущественного комплекса.

Термин «бизнес» в российском законодательстве не определен, но употребляется как

вспомогательный, не имеющий самостоятельного значения. Основное значение этого термина —

предпринимательская деятельность, которая определена в ст.2 Гражданского кодекса РФ

следующим образом: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой

риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования

имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными

в этом качестве в установленном законом порядке».

Понятие «предприятие» в Гражданском кодексе РФ используется в двух разных смыслах:

как субъект права и как его объект. Статья 132 ГК посвящена исключительно правовой природе

предприятия как объекта права и гласит: «Предприятием как объектом прав признается

имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. Предприятие в

целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок,

связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав. В состав предприятия

как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности,

включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье,

продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие

предприятие, его продукцию, работы, услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки

обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или

договором».

Предприятие может принадлежать на праве собственности (праве хозяйственного ведения

или оперативного управления) различным субъектам права, которые занимаются предпринимательской

деятельностью. Предприятие как таковое может стать объектом различных сделок,

связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав на него. Однако ГК

допускает отчуждение и части предприятия с тем, что все остальное имущество, входившее в

соответствующий имущественный комплекс, продолжает находиться на праве собственности,

праве хозяйственного ведения или оперативного управления у того, кто отчуждает предприятие.

Возможно также исключение из передаваемого комплекса определенных прав. Частичная

(неполная) передача облегчается тем, что при продаже и сдаче в аренду предприятия в договоре должен быть непременно указан его состав.

1. Недвижимое имущество:

• земельный участок;

• здания, сооружения, многолетние насаждения;

• инженерная инфраструктура;

• незавершенное строительство;

• прочие объекты недвижимого имущества.

2. Движимое имущество и вложения:

• машины и оборудование, передаточные устройства, вычислительная и измерительная

техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный

инвентарь, рабочий и продуктивный скот и другие основные средства;

• капитальные вложения и авансы (включая стоимость неустановленного оборудования);

• долгосрочные (на срок больше года) финансовые вложения (включая вклады предприятия

в доходные активы: акции, паи, облигации, векселя и прочие ценные бумаги

других предприятий);

• прочие активы по статье «Основные средства и прочие внеоборотные активы».

3. Запасы и затраты:

• производственные запасы (сырье, материалы, топливо, малоценные и быстроизнашивающиеся

предметы, запасные части и пр.);

• незавершенное производство;

• расходы будущих периодов;

• готовая продукция;

• товары и прочие запасы и затраты.

4. Денежные средства и прочие финансовые активы:

• денежные средства в кассе, на счетах в банке и пр.;

• краткосрочные (до одного года) финансовые вложения предприятия в доходные активы

(акции, паи и другие ценные бумаги) других предприятий;

• стоимость отгруженных товаров;

• дебиторская задолженность и др.

5. Прочие активы, не отраженные в балансе:

• объекты, находящиеся на консервации;

• объекты, находящиеся в запасе или резерве;

• объекты, переданные в аренду или доверительное управление;

• средства, вложенные предприятием, в том числе за рубежом.

6. Нематериальные активы:

• права пользования водой и другими природными ресурсами;

• авторские права на использование в коммерческих целях продуктов творческой

деятельности;

• льготы и другие имущественные права;

• регистрируемые объекты «промышленной собственности» (изобретения, патенты,

лицензии, промышленные образцы, товарные знаки и пр.);

• нерегистрируемые объекты «промышленной собственности» (ноу-хау, научные отчеты

и монографии, конструкторская и технологическая документация, макеты и опытные

образцы, инструкции и методики по эксплуатации и пр.);

• прочие нематериальные активы (бизнес-планы, технико-экономические обоснования,

практический опыт организации бизнеса, цена фирменного имени, список клиентов,

иная информация конфиденциального характера).

7. Пассивы предприятия:

• разделы баланса (собственные средства, долгосрочные и краткосрочные кредиты,

займы и пр.).

1.4. ЦЕЛИ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА (ПРЕДПРИЯТИЯ)

Четкая и грамотная формулировка цели оценки позволяет оценщику правильно определить

вид стоимости и методы оценки. Цели формулируют стороны, заинтересованные в оценке

(субъекты). К ним относятся государственные структуры, инвесторы, кредиторы, акционеры,

управляющие, поставщики, страховые фирмы и др.

Примерами качественно новых практических применений оценки бизнеса являются

ситуации, когда оценке необходимо подвергнуть [С.В.Валдайцев, 2011, с.72–73]:

• пакеты акций или доли, вносимые в качестве имущественных взносов при учреждении

новых компаний;

• доли в фирмах или имущественных комплексах (бизнесах), предлагаемые в качестве

имущественного обеспечения по кредитам;

• максимально приемлемые цены приобретения акций поглощаемых компаний, при которых

предотвращается «разводнение» акций поглощающей фирмы;

• обоснованную величину учредительского взноса венчурного инвестора в компанию,

создаваемую для осуществления инвестиционного проекта и имеющего перспективу на рост

стоимости изначальной доли в уставном капитале;

• соотношения, в которых должны обмениваться активы одних компаний на акции других

компаний при реорганизации акционерных обществ (особенно в ходе слияний и поглощений);

• продаваемый бизнес как таковой (не компанию либо долю в ней), что характерно как для

рынка купли-продажи имущественных комплексов в малом и среднем предпринимательстве, так

и для операций в ходе реализаций имущественных комплексов при ликвидации предприятий,

осуществлении внешнего управления и конкурсного производства в процессе банкротства

компаний;

• бизнес как предмет страхования деловых рисков или передачи его в доверительное

Управление. Опрос топ-менеджеров ведущих российских компаний, проведенный Ассоциацией менеджеров

в октябре 2014 г., показал, что оценка стоимости компаний проводится со следующими

целями:

1) повышение эффективности работы предприятия;

2) привлечение инвесторов;

3) продажа всей компании;

4) выход на фондовые рынки.

1.5. ВИДЫ СТОИМОСТИ

Термины «цена», «затраты», «рынок» и «стоимость» определены в Международных

стандартах оценки (МСО 2003) следующим образом.

Цена(price) — денежная сумма, запрашиваемая, предлагаемая или уплачиваемая за товар

или услугу. Понятие цены связано с обменом товара или услуг. Продажная цена является

историческим фактом. В силу финансовых возможностей, мотивов или особых интересов

конкретных покупателя и продавца уплаченная за товары или услуги цена может не соответствовать

стоимости, которую могли бы приписать этим товарам и услугам другие лица. Тем не менее

цена обычно является индикатором относительной стоимости, устанавливаемой для этих товаров

или услуг данным покупателем и (или) продавцом при конкретных обстоятельствах. Цена,

уплаченная покупателем за товар или услугу, становится для него затратами на приобретение.

Затраты(cost(s)) являются ценой, уплаченной за товары или услуги, либо денежной суммой,

требуемой для создания или производства товара или услуг. Затраты — это понятие, связанное с

производством. После того как товар изготовлен, а услуга оказана, затраты на них становятся

историческим фактом.

Рынок(market) представляет собой среду, в которой товары и услуги переходят от продавцов

к покупателям через механизм цен.

Стоимость(value) является экономическим понятием, касающимся цены, относительно

которой наиболее вероятно договорятся покупатели и продавцы товара или услуги, доступных

для приобретения. Стоимость является не фактом, а расчетной величиной цены конкретных

товаров и услуг в конкретный момент времени в соответствии с выбранным толкованием

стоимости. Экономическое понятие стоимости отражает рыночный взгляд на выгоды, получаемые

тем, кто является собственником данных товаров или пользуется данными услугами на дату оценки.

В Постановлении Правительства РФ от 6 июля 2001 г. N№519 «Об утверждении стандартов

оценки» приведены следующие формулировки видов стоимости объекта оценки, отличных от

рыночной стоимости:

стоимость объекта оценки с ограниченным рынком— стоимость объекта оценки,

продажа которого на открытом рынке невозможна или требует дополнительных затрат по

сравнению с затратами, необходимыми для продажи свободно обращающихся на рынке товаров;

стоимость замещения объекта оценки— сумма затрат на создание объекта, аналогичного

объекту оценки в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа

объекта оценки;

стоимость воспроизводства объекта оценки— сумма затрат в рыночных ценах,

существующих на дату проведения оценки, на создание объекта, идентичного объекту оценки, с

применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки;

стоимость объекта оценки при существующем использовании— стоимость объекта

оценки, определяемая исходя из существующих условий и цели его использования;

инвестиционная стоимость объекта оценки— стоимость объекта оценки, определяемая

исходя из его доходности для конкретного лица при заданных инвестиционных целях;

стоимость объекта оценки для целей налогообложения— стоимость объекта оценки,

определяемая для исчисления налоговой базы и рассчитываемая в соответствии с положениями

нормативных правовых актов (в том числе инвентаризационная стоимость);

ликвидационная стоимость объекта оценки— стоимость объекта оценки в случае,

если объект оценки должен быть отчужден в сроки меньше обычного срока экспозиции

аналогичных объектов;

утилизационная стоимость объекта оценки— стоимость объекта оценки, равная

рыночной стоимости материалов, которые он в себя включает, с учетом затрат на утилизацию

объекта оценки;

специальная стоимость объекта оценки— стоимость, для определения которой в

договоре об оценке или нормативном правовом акте оговариваются условия, не включенные в

понятие рыночной или иной стоимости, указанной в настоящих стандартах оценки.

Различные виды стоимости могут быть объединены в две основные группы:

• стоимость в обмене как выражение меновой стоимости;

• стоимость в пользовании как выражение потребительной стоимости.

Стоимость действующего предприятия в российских стандартах отсутствует.

Со стоимостью действующего предприятия неразрывно такое понятие как гудвилл (goodwill).

Перед началом проведения работ по оценке бизнеса (предприятия) оценщику необходимо

определиться с видом стоимости. В отчете необходимо отразить оцениваемый вид стоимости и

обосновать его выбор. В свою очередь, выбор вида стоимости зависит от цели оценки.

1.6. ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА (ПРЕДПРИЯТИЯ)

При оценке стоимости бизнеса необходимо соблюдать общеэкономические принципы,

которые можно объединить в три группы.

1. Принципы, связанные с представлением владельца об имуществе или принципы,

основанные на представлениях пользователя:

• полезности;

• замещения;

• ожидания.

2. Принципы, связанные с эксплуатацией имущества:

• факторов производства;

• остаточной продуктивности;

• вклада;

• предельной доходности;

• сбалансированности.

3. Принципы, связанные с рыночной средой:

• спроса и предложения;

• конкуренции;

• изменений.

Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования(highest and best use) —

синтез перечисленных трех групп принципов — является основополагающим в оценке объекта

собственности. Наиболее эффективное использование определяется в Международных стандартах

оценки как наиболее вероятное использование имущества, которое физически возможно,

надлежащим образом оправдано, юридически допустимо и финансово осуществимо, и при котором

оценка этого имущества дает максимальную величину стоимости.

1. Принципы, связанные с представлением владельца об имуществе.

Принцип полезности. Объект собственности обладает стоимостью только тогда, когда он

полезен потенциальному собственнику, т.е. способен удовлетворить его потребности в течение

определенного периода времени. Чем больше предприятие способно удовлетворять потребность

собственника, тем выше его стоимость.

Определение принципа: полезность — это способность объекта собственности удовлетворять

потребность владельца в данном месте и в течение данного периода времени.

Принцип замещения. Все объекты собственности, несмотря на разнообразие их характеристик,

являются сопоставимыми с точки зрения способности удовлетворять определенные

потребности или приносить ему доход. Осведомленный покупатель в условиях открытого рынка

не заплатит за объект собственности больше суммы затрат на его восстановление.

Определение принципа: максимальная стоимость предприятия определяется наименьшей

ценой или стоимостью, по которой может быть приобретен другой объект с эквивалентной

полезностью.

Принцип замещения дает возможность установить верхний предел стоимости оцениваемого

имущества.

Принцип ожидания. Инвестор вкладывает средства в объект сегодня, так как ожидает от

объекта собственности получения потока доходов в будущем. Оцениваемая стоимость — это

текущая стоимость всех будущих доходов.

Определение принципа: ожидание — это установление текущей стоимости доходов или

других выгод, которые могут быть получены в будущем от владения собственностью.

2. Принципы, связанные с эксплуатацией имущества.

Принцип факторов производства. Бизнес (предприятие) является производственной

системой, доходность которой определяется действием четырех факторов производства: трудом,

капиталом, землей и управлением. Чистый доход — результат действия четырех факторов, и

поэтому на основе оценки дохода определяется стоимость всей системы. Для оценки предприятия

нужно знать долю (вклад) каждого фактора в формирование дохода всей системы.

Принцип остаточной продуктивности. В основе стоимости земли лежит ее остаточная

продуктивность. Каждый фактор производства должен быть оплачен из чистых доходов,

создаваемых экономической деятельностью. Земля имеет какую-либо ценность, когда есть остаток

после оплаты всех других факторов производства.

Остаточная продуктивность определяется как чистый доход, отнесенный к земле, после

оплаты расходов на труд, капитал и управление.

Предприятие будет оценено выше, если земельный участок способен обеспечивать более

высокий доход или минимизировать затраты.

Принцип вклада. Вклад — это сумма прироста стоимости объекта в результате внесения

какого-либо нового фактора, а не фактические затраты на сам этот фактор.

Добавление любых элементов к объекту оценки оправдано лишь тогда, когда получаемый

прирост его стоимости превышает затраты на приобретение этих элементов. Таким образом,

включение любого дополнительного актива в систему предприятия экономически целесообразно,

если получаемый прирост стоимости предприятия больше затрат на приобретение этого актива.

Принцип предельной доходности. По мере добавления ресурсов к основным факторам

производства чистая прибыль имеет тенденцию увеличиваться быстрее темпа роста затрат до

определенного момента, после которого общая отдача хотя и растет, однако уже замедленными

темпами. Это замедление происходит до тех пор, пока прирост стоимости не станет меньше, чем

затраты на добавленные ресурсы.

Принцип сбалансированности (пропорциональности). Максимальная стоимость объекта

собственности достигается или сохраняется тогда, когда факторы производства экономически

сбалансированы. Имеется теоретическая точка равновесия для каждого объекта собственности,

которая обеспечивает самый большой доход. Максимальная стоимость предприятия достигается

при сочетании оптимальных величин различных факторов производства.

3. Принципы, связанные с рыночной средой.

Принцип спроса и предложения. Стоимость объекта определяется соотношением спроса и

предложения на данном рынке. Основные закономерности:

• если спрос постоянен, а предложение увеличивается, то цены уменьшаются;

• если спрос постоянен, а предложение уменьшается, то цены увеличиваются;

• если предложение постоянно, а спрос растет, то и цены растут;

• если предложение постоянно, а спрос уменьшается, то и цены уменьшаются.

Цена стабильна тогда, когда между спросом и предложением на рынке устанавливается

соответствие.

Принцип конкуренции. Конкуренция на рынке возникает среди покупателей, продавцов,

которые стремятся заключить выгодную сделку о купле-продаже объекта собственности. Кроме

того, каждый объект конкурирует со всеми другими объектами, имеющими аналогичное

функциональное назначение. Принцип конкуренции основан на том, что рыночные цены

устанавливаются на определенном уровне с учетом конкуренции; возможность получения прибыли

порождает конкуренцию, а сверхприбылей — жесткую конкуренцию. Обострение конкуренции

ведет к снижению уровня доходов.

При прогнозировании доходов предприятия фактор конкурентной борьбы можно учесть

двумя способами: за счет прямого уменьшения потока доходов или путем увеличения фактора

риска, что также снизит текущую стоимость будущих доходов.

Принцип изменений. Объекты собственности постоянно претерпевают изменения. Они изнашиваются,

изменяется техника, технология, сырьевая база. И общество в целом, и индивидуальные

объекты переживают четыре фазы развития:

1) рост. Период увеличения доходов населения, согласия в обществе;

2) стабильность. Период равновесия (отсутствие видимого изменения уровня доходов

или убытков);

3) упадок. Период социальной нестабильности и уменьшения спроса;

4) обновление. Период обновления и возрождения рыночного спроса.

Определение принципа: стоимость объектов собственности, как правило, не остается

постоянной, она меняется с течением времени. Оценка должна содержать указание на дату ее

проведения.

Все принципы оценки стоимости предприятия взаимосвязаны. Степень значимости каждого

принципа определяется конкретной ситуацией.

1.7. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СТОИМОСТЬ БИЗНЕСА (ПРЕДПРИЯТИЯ)

При определении стоимости оценщик принимает во внимание различные микро- и

макроэкономические факторы, к которым относятся следующие.

Спрос. Величина и динамика спроса определяется предпочтениями потребителей, которые

зависят от того, какие доходы приносит данный бизнес собственнику, в какое время, с какими

рисками это сопряжено, какие возможности контроля и перепродажи данного бизнеса.

Доход (прибыль). Доход, который может получить собственник объекта, зависит от

характера операционной деятельности и возможности получить прибыль от продажи объекта после

использования. Прибыль от операционной деятельности, в свою очередь, определяется соотношением

потоков доходов и расходов.

Время получения доходов. Большое значение для формирования стоимости предприятия

имеет время получения доходов. Одно дело, если собственник приобретает активы и быстро

получает прибыль от их использования, и другое дело, если инвестирование и возврат капитала

отделены значительным промежутком времени.

Риск. На величине стоимости неизбежно сказывается и риск как вероятность получения

ожидаемых в будущем доходов.

Контроль. Одним из важнейших факторов, влияющих на стоимость, является степень

контроля, которую получает новый собственник. Если предприятие покупается в частную

собственность или приобретается контрольный пакет акций, то новый собственник получает такие

существенные права, как право назначать управляющих, определять величину оплаты труда,

формировать стратегию и тактику работы предприятия, продавать или покупать его активы и т.д.

В силу того, что покупаются большие права, стоимость и цена, как правило, будут выше, чем в

случае покупки неконтрольного пакета акций.

Ликвидность. Одним из важнейших факторов, влияющих при оценке на стоимость

предприятия и его имущества, является степень ликвидности этой собственности. Рынок готов

выплатить премию за активы, которые могут быть быстро обращены в деньги с минимальным

риском потери части стоимости. Отсюда стоимость закрытых акционерных обществ должна быть

ниже стоимости аналогичных открытых обществ.

Ограничения на бизнес. Стоимость предприятия реагирует на любые ограничения, которые

имеет бизнес. Например, если государство ограничивает цены на продукцию предприятия, то

стоимость такого бизнеса будет ниже, чем в случае отсутствия ограничений.

Соотношение спроса и предложения на аналогичные объекты. Спрос на предприятие

наряду с полезностью зависит также от платежеспособности потенциальных инвесторов,

возможности привлечь дополнительный капитал на финансовый рынок. Важным фактором,

влияющим на спрос и стоимость бизнеса, является наличие альтернативных возможностей для

инвестиций. Спрос зависит не только от экономических факторов. Важны также социальные и

политические факторы, такие как отношение к бизнесу в обществе и политическая стабильность.

Кроме того, важное значение имеют и перспективы развития данного бизнеса. Обычно стоимость

предприятия в предбанкротном состоянии ниже стоимости предприятия с аналогичными активами,

но финансового устойчивого.

Квалификация управленческого персонала. Этот фактор определяет способность

развивать бизнес, поэтому его значение возрастает по мере расширения бизнеса. Кроме того,

подготовка персонала имеет свою цену, которую необходимо учитывать при оценке стоимости

предприятия.

Диверсифицированность производства. Диверсификация производства позволяет

повысить устойчивость предприятия к воздействию внешней и внутренней среды. Поэтому стоимость диверсифицированного предприятия будет выше, чем у предприятия, имеющего моноспециализацию

Наши рекомендации