По страницам энциклопедий. Определение природы бизнеса.
Самый простой способ опр-ть какое-л. понятие - это заглянуть в энциклопедии и справоч-е издания. Поступили так и мы, пройдясь по справочным полкам крупнейших библиотек, - и б. достаточно ощутимо разочар-ны.
Нельзя сказать, чтобы о бизнесе не было написано ничего, - разумеется, нет. Однако, как оказалось, в справочниках и энциклопедиях вовсе нет желаемого единодушия и лаконичности, к-рые украсили бы вводную главу книги однозначными и четкими определениями.
Что же, неоднозначность и противоречивость в определениях также м. стать поводом для анализа и, следовательно, более глубокого понимания. Разночтения порой м. дать не менее интересное представление о сути происходящего, чем только совпадения мнений, и потому мы приглашаем читателя еще раз вместе с нами пройтись по избранным местам справочных изданий.
Проще всего обстоит дело с Большими Советскими энциклопедиями. Слова "бизнес" там нет и в помине - как в первом издании 1927 г., так и в последнем - 1976 г. Это, с одной стороны, понятно, т.к. в СССР бизнеса как такового не существовало. Но он существовал во многих других местах земного шара, и Энциклопедии д. б. как-то выразить свое представление о нем. Такое представление действительно появляется во 2-м издании 1950 г., когда еще свежо было впечатление от соприкосновения с Западом после Отечественной войны 41-45 г.г.
Опр-ние, приводимое здесь, при всей его явной идеологич-й нацеленности, имеет во многом психологич-й хар-р: "Бизнес (буквально - дело, сделка, коммерческая деят-ть, бизнесмен - коммерсант, делец) – распростр-ный термин среди капиталистов Англии и особенно США. Капиталисты и их прислужники, буржуазные экономисты и политиканы, в целях одурманивания трудящихся масс распространяют вредоносные иллюзии, будто каждый ч-к, участвуя в каком-либо Б., м. стать в будущем капиталистом и даже миллионером..." (13, с.153).
Определив т.о. свое понимание мотивации ч-ка, идущего в бизнес, а заодно очертив и основной ареал использования понятия (Англия и США), автор статьи далее останавливается только на 2-х ключевых моментах, определяющих, с его точки зрения, истинную природу бизнеса. Используя известный в формальной логике прием представления единичного как всеобщего, он указывает на то, что стремление к миллионам приводит бизнес к изготовлению некачественных лекарств в медицине и, соответственно, к потере трудящимися возможности сохранить свое здоровье, а стремление капиталистов наживаться на военных поставках обуславливает милитаристическую кровожадность капиталистических государств. Этих двух обвинений, ориентированных на важные для каждого ч-ка ценности - здоровье и мира, - оказывалось достаточно для того, чтобы возбудить в читателях требуемое чувство "классовой ненависти".
В гораздо более сжатом виде подает те же идеи "Словарь иностранных слов", изданный "Советской энциклопедией" в 1964 г. как "общедоступное пособие для самого широкого круга советских читателей". Информация о бизнесе представлена здесь в двух коротких статьях:
"Бизнес - дело, занятие, связанное с личной наживой, предпринимательская деятельность, коммерция".
"Бизнесмен - делец, воротила, коммерсант, предприниматель; капиталист, стремящийся из всего извлечь крупные барыши, не гнушающийся никакими средствами в целях личной наживы" (79, с.102).
И это тоже - б. Мы далеки от мысли смеяться над авторами, писавшими свои статьи в совершенно опр-ных условиях и вряд ли имевшими возмож-ть написать что-то иное. Однако важно помнить и о том, что эти статьи - часть живой истории, а сам дух этой эпохи и подобного отнош-я к бизнесу пока еще витает в воздухе и во многом опр-т "психологию масс", в частности – отнош-е к бизнесу в России сегодня со ст-ны старших поколений.
Но что пишут о бизнесе те, кто сам живет в этой среде?
Парадоксально, но в классических энциклопедиях стран - прародителей этого понятия, Англии и Америки, также не просто найти ответ на интересующие нас вопросы.
Так, в одном из наиболее обстоятельных и популярных в США изданий, "The Encyclopedia Americana", нет определения понятия "бизнес" как такового. Правда, там представлена достаточно обстоятельная статья под названием "Бизнес-карьера", в к-рой определение бизнеса приводится в задаваемом заголовком контексте: "Под бизнесом понимается финансовая, коммерческая или торговая деят-ть, к-рая занимает время, внимание и работу людей и характеризуется вложениями капитала в поисках прибыли или усовершенствований" (120, с.43).
Здесь же приводится не менее интересное определение того, что традиционно понимается под бизнес-карьерой в США; оказывается, здесь речь м. идти о двух существенно различающихся видах занятий: во-первых, о менеджерской, т.е. управленческой работе на различных уровнях; во-вторых о так называемой клерковской, офисной, секретарской и иной исполнительской работе в рамках бизнес-орг-ций.
Несколько более конкретную информацию м. найти в другом обстоятельном американском издании - "Encyclopedia International". Резюмируя в основном то, что уже стало ясным из предыдущих определений ("Бизнес как общий термин означает те виды активности людей, к-рые связаны с покупкой и продажами товаров и услуг с целью получения прибыли"), и подчеркивая особо, что "важнейшая мотивирующая сила бизнеса - это прибыль", издание рекомендует обратиться для более глубокого развития темы к таким статьям, как "система свободного предприним-ства", "продуктивность и производит-ть", "прибыльность", "администрирование и менеджмент в бизнесе", "орг-ции в бизнесе" (121, с.423).
Возм-но, в связи с тем, что слово "бизнес" для англоязычной среды представ-ся самодост-чным и понятным, более наполн-ные опр-ния этого термина нах-ся не в энциклопедических изданиях, а в толковых словарях.
Так, "American Heritage Dictionary" приводит следующие варианты словоупотребления данного понятия.
"Бизнес - 1. Занятие, в к-рое вовлечен ч-к. 2. Коммерческие, промышленные или профессиональные сделки. 3. Коммерческое предприятие. 4. Объем коммерческой торговли (напр. Бизнес пришел в упадок). 5. Патронаж, управление (напр. Распространить свой бизнес повсюду). 6. Интерес или озабоченность. 7. Серьезная работа (напр. Погрузиться в бизнес). 8. Синоним "дела", "предмета". 9. Внезапное действие, совершаемое актером на сцене для заполнения паузы. 10. (неформальное) Словесное оскорбление, нагоняй (напр. Что за дела с твоими опозданиями). (106, с.118).
В свою очередь, популярнейший толковый словарь Уэбстера, в дополнение к изложенным вариантам повседневного словоупотребления, добавляет специальную статью:
"Бизнес - коммерция, торговля, индустрия, транспорт - означает такие формы активности, к-рые имеют своим рез-том предоставление услуг и предметов потребления. Бизнес как составное понятие включает в себя обозначение этих сложных видов деят-ти, связанных с закупкой и продажей предметов потребления или с финансовыми взаимодействиями людей; так, коммерция и торговля – деят-ть тех, кто связан с обменом и транспортировкой предметов потребления; индустрия – деят-ть тех, кто производит предметы потребления; транспорт – деят-ть тех, кто вовлечен в операции людских и товарных перемещений (железные дороги, корабли, автобусные линии и т.п.). (152, с.113).
С французским изяществом, не вдаваясь в излишние экономич-е и соц-е подробности, исходя прежде всего из здравого смысла и утвердившихся способов употребления иноязычного слова в собст-ной культуре, подходит к пониманию бизнеса французский толковый словарь "Grand Larousse". Его определение гласит следующее: "Бизнес (работа) - 1. Активность, направленная на финансовые и коммерческие дела (напр. - Иметь чутье на бизнес). 2. Работа (напр. - Пойти в бизнес); 3. Запутанное или сомнительное дело (напр. - Это что еще за сделка?). Аналогично просто определяется здесь и слово "бизнесмен": бизнесмен - это "деловой ч-к". (125, с.463).
Список подобных опр-ний м. б. бы продолжить. Но во многом они повторяли бы др/др, уже не сильно проясняя ситуацию. Попроб-м просто подвести нек-рые промеж-чные итоги того, что мы увидели, заглянув в словари.
Как минимум, из сказанного ясно, что "бизнес" - это слово, связанное с деловой активностью. Область этой активности относится к процессам купли - продажи, а также к производству, финансам, торговле или услугам. Все авторы едины в том, что доминирующий мотив бизнеса - это получение прибыли, хотя в нек-рых случаях речь идет также о не очень понятных пока "усовершенствованиях". При этом, если англоязычные авторы подчеркивали главным образом конструктивные стороны бизнеса, то россияне и французы не преминули отметить сомнительные или прямо негативные аспекты этого вида деятельности.
Из определений американских справочных изданий становится понятной одна из возможных причин того, почему "психология бизнеса", при всей страсти американской психологии к поиску новых исследовательских областей и четкому обозначению границ м/у ними, не стала специальным предметом анализа. Эта причина - чрезвычайная сближенность в повседневном языковом словоупотреблении "занятости", "занятия" и "бизнеса" как специфического вида деят-ти. Если в российской ситуации новая деят-ть вошла в повседневный быт вместе с достаточно новым словом, имевшим до того лишь ругательный оттенок (что, впрочем, в силу особенностей российского менталитета, м. добавить этому термину авторитета и популярности), то в англоязычных странах происходит обратный процесс отделения нового значения слова от традиционных вариантов его употребления.
Если сказанное верно, то для исходного формального опр-ния понятия "бизнес" инф-ции, обнаруженной в справочных изданиях б. бы и достаточно. Для продолж-я разговора нас вполне устроит тот вар-т "профес-льного" (в отличие от бытовых, обыденных словоупотреблений) опр-ния бизнеса, к-рый приводится в словаре Уэбстера.
Однако для более серьезного понимания собственно психологии бизнеса, наполненной бесконечным разнообразием дел, событий, людей, страстей и отношений, этого десятка слов о бизнесе явно недостаточно. И т.к. в этой картине на равных сталкиваются Человек со своим устройством, желаниями и возможностями и Бизнес со своими внутренними законами, необходимо продолжить наше исследование.
Попробуем несколько развернуть призму анализа и взглянуть на бизнес под другим углом: сравнить общеизвестные представления о бизнесе с тем, что характеризует другие виды деятельности.