Работа редактора по организации выпуска энциклопедий

Каждое энциклопедическое издание рассчитано на определенный круг читателей. Решение о выпуске энциклопедии содержит указание о количестве томов и времени выпуска всего издания; заранее намечается и число статей ("слов" или "терминов"). Для подготовки издания создается Главная редакция, призванная обеспечить направление и высокое научное качество публикуемого материала. Ответственность за подготовку материала по отраслям наук (в универсальных энциклопедиях) или по разделам (в отраслевых энциклопедиях) возлагается на членов Главной редакции — специалистов в данной области. Они рассматривают словники и типовые схемы статей, рекомендуют основной состав авторов и рецензентов, осуществляют научное редактирование подготовленных редакциями статей и утверждают их, проводят общественное обсуждение наиболее принципиально важных статей. Главная редакция определяет общее количество статей, листаж каждого тома, удельный вес (по количеству статей и по объему) различных дисциплин, представленных в издании, а в отраслевой энциклопедии — удельный вес отдельных разделов данной науки или отрасли. В зависимости от сроков подготовки и выпуска всего издания рассчитывается время, необходимое для авторской и редакционной работы и для производственного цикла (от сдачи в набор до сдачи тиража). В компетенцию Главной акции входит также рассмотрение и утверждение методологических одических указаний, касающихся системы подачи материала.

Редактирование очерка

Очерк – повествоват жанр худ лит и журналистики. Ред-е очерка опред-ся спецификой жанра. Очерк – небольш лит пр-ние, кратк описание жизн фактов. Очерк отличают публицистичность, документальность, художественность.Эти аспекты и являются основными направлениями редакторского анализа.

Важнейш аспектом рассмотрения очерка является его публицистичность.Она предполагает, чтобы в его основу была полож акт проблема совр-ти. Если затрагив неск проблем, ред должен опред правомерность их объе в рамках дан пр-я. Авт очерков широко вводят эл-ты уст речи – риторич вопросы, восклиц, обращения, размышления вслух. Часто исп-ся форма повест от 1 лица, кот подчерк акт-ть позиции авт, сообщает излож-ю личностный хар-р. Бывает, что повеств от 1-го лица исп-ся только ради оживления формы—как элемент композиции. Такое использование авторского присутствия не обеспечивает публиц-ти рассуждений. Но бывает и другая крайность. Иногда монолог автора настолько ярок и остр, что его фигура заслоняет собою героев. Данный недостаток проистекает и еще из одной причины: проблема, поставленная автором, не обусловлена собранным жизненным материалом. Все это учитыва­ет редактор в своем анализе.

Анализ фактич материала важн этап – устан достовер-ти всех свед-й, тщат их проверка. Главное требование к фактам—внутренняя мотивированная взаимосвязь фактов и проблемы. На этом не ограничивается внимание ред к фактич мат-лу. Ред устанавливает достоверность фактов, обращаясь к источникам, свидетельствам людей.

При работе с фактами возникает вопрос о сочетаниив очерке достоверностии вымысла.Осн критерий целесообр-ти исп-я факта – его роль в олсвещении поставл проблемы. Факты исп-ся для подтверждения мысли авт. В очерке представл только отдель факты, важно, чтобы они давали прав, а не одностор представление о событии.

Наконец, ред. Д. оценить форму представления фактов в тексте.В очерковое пр-ние фактич. Мат-л м. б. включен в 3-х видах: как документ, как информацион. сообщение и как худ. изображение.Редактор д. представлять особенность воздействия каждой формы на читателя и, определять, правильно ли выбрана форма подачи факта.

Документальная форма усиливает ощущение достоверности изображаемого, информационная — подчеркивает объективность изложения, позволяет дать большой по объему фактический материал в небольшом фрагменте текста. Однако та и другая формы безлики и лишают повествование необходимого личностного тона. В то же время редактор должен помнить, что каждая форма подачи факта, как правило, не существует в очерке изолированно, а переплетена с другими. Публ-ть, док-ть, худ-ть в полноцен очерке не сущ изолир др от др. они образ единое целое, и ред , расчленяя их в пр-се анализа рукописи должен помнить о целостности восприятия чит-ля.


Наши рекомендации