Задания для самостоятельной работы. 1. На основании энциклопедий, справочных материалов, интернет-источников сформулируйте определение феномену «гуманитарные технологии» и обоснуйте возможность

1. На основании энциклопедий, справочных материалов, интернет-источников сформулируйте определение феномену «гуманитарные технологии» и обоснуйте возможность его использования в образовательной практике университета.

2. Составьте сравнительно-сопоставительную таблицу «Гуманитарные и образовательные технологии», определив критерии для сравнения самостоятельно.

3. Подготовьтесь к участию в дебатах «Проблемы и перспективы реализации гуманитарных технологий в образовательном процессе магистратуры». Проведите педагогические дебаты в магистерской группе.

Пакет гуманитарных технологий в подготовке магистра

Технология скэффолдинга

Одним из примеров такой гуманитарной технологии является технология «угасающей помощи», или скэффолдинг. В трудах зарубежных авторов, пишущих о функциях и роли современного преподавателя вуза, активно используются термины «скэффолдинг» (scaffolding) и «угасающая помощь» (fading help), характеризующие поддержку студентов преподавателем в процессе обучения.

Термин «скэффолдинг» появился в работах Д. Вуда, Дж. Брунера и Г. Росса[14]. Они использовали термин в качестве метафоры, описывая помощь преподавателя или взаимопомощь студентов в процессе обучения, что в переводе с английского означает «обстраивание лесами здания, которое только начали строить и которое еще нуждается во временной опоре». По мере того как возводимое строение становится крепким и более надежным, леса постепенно будут убираться. Такой вид помощи предполагает вмешательство преподавателя только в случае, когда студент совсем не может справиться с заданием. Провоцируя (challenge) студентов, преподаватель отпускает их за пределы безопасной зоны, где они сталкиваются с новыми, неожиданными, но интересными задачами. Они работают в зоне ближайшего развития (ЗБР). В основу идеи Л. Выготского[15] о ЗБР заложено расхождение между уровнем актуального развития (когда студент может самостоятельно решить учебную задачу) и уровнем потенциального развития (которого студент способен достичь лишь при помощи преподавателя или в сотрудничестве с другими студентами).

Интересны данные, полученные американскими психологами, У. Дембером и Р. Эрлом[16], которые разработали теорию исследовательского поведения. Она основана на предположении об особой мотивации воспринимать «оптимальную сложность». Это выражение использовалось для иллюстрации той идеи, что стимулы содержат информацию, подлежащую переработке. Одним из важных аспектов этой теории является понятие «граница шага». Согласно ей, человек привыкает к определённому уровню сложности (называемому уровнем адаптации) и обладает мотивацией исследовать стимулы, сложность которых несколько выше, чем у адаптации. Это понятие призвано объяснить, почему исследовательское, игровое поведение и любопытство систематически направлены на стимулы, а также, почему человек предпочитает одни стимулы другим. Привлекательная сторона такой теории – её лёгкость: человек всегда выбирает стимулы, несколько более сложные, чем те, к которым он адаптирован, и, таким образом, предпочитает усложнение стимуляции.

Поэтому преподаватель, вовлекая студентов в учебную деятельность, как правило, и работает в «зоне ближайшего развития», в «границе шага» студентов, оказывая им помощь: информируя, стимулируя, давая образы, обращая внимание на недостатки и успехи, что непросто, т.к. зона ближайшего развития и «граница шага» у каждого студента своя и помощь преподавателя должна быть индивидуализирована. Пока студенты пытаются справиться со сложными или новыми заданиями, помощь со стороны преподавателя или более осведомлённого источника будет интенсивной. Чем больше узнаёт и совершенствуется студент, тем меньше помощи ему оказывается, а степень ответственности за обучения перераспределяется с более осведомленного источника к студенту.

Скэффолдинг – это стратегия обучения или, как считают Р. Жао и М. Орей[17], это особый тип процесса инструктирования, который имеет место в ситуациях взаимодействия преподавателя и студента по решению учебных задач. Авторы выводят два основных правила: помогать студенту в выполнении заданий, с которыми он пока не может справиться; позволять студенту выполнять такой объём или такое количество заданий, с которыми он уже может справиться самостоятельно. Основной характеристикой, показателем скэффолдинга является «угасающая помощь» со стороны преподавателя, т.е. уменьшение степени интенсивности оказания помощи до момента, когда студент становится совершенно самостоятельным и автономным.

Множество различных приемов используется при применении стратегии скэффолдинга: разделение объемного задания на более мелкие; использование тактики «размышление вслух», проговаривание или озвучивание процесса размышления над заданием после его выполнения; совместная работа в группе, команде и диалог между студентами той или иной группы (той или иной команды, т.д.); целенаправленные «подсказки» со стороны преподавателя; вопросы; коучинг; карточки-суфлеры (cue cards - карточки, помогающие актерам или ведущим телепередач запомнить слова); моделирование. Другими приемами скэффолдинга являются: активация уже имеющихся знаний, подсказки студентам, какую стратегию выполнения задания лучше выбрать, т.д. Эффективная скэффолдинговая помощь подразумевает, прежде всего, понимание преподавателем того, что студенты уже знают и что уже способны делать самостоятельно без его помощи.

Верна Ланге констатирует, что существуют две основные ступени скэффолдинг – инструктажа:

ü первая ступень: разработка инструкций по оказанию помощи студентам;

ü вторая ступень: применение разработанных инструкций на практике, в ходе которой преподаватель (инструктор, коуч, т.д.) оказывает помощь студентам на каждом этапе процесса обучения.

Выделяется пять основных характеристик стратегии скэффолдинга:

- Намеренность действий: каждое задание выполняется в логике общей цели той или иной работы и является частью, которая при сложении с другими подобными частями приведет к выстраиванию целого.

- Уместность действий: задания формулируются таким образом, что они могут быть решены лишь с помощью преподавателя и не могут быть пока полностью выполнены студентами самостоятельно, т.е. задания выходят за пределы зоны ближайшего развития (ЗБР) студентов.

- Структура действий: процесс моделирования и постановки вопросов направлен на реализацию используемых подходов к выполнению заданий и является естественной последовательностью процессов мышления и речи.

- Сотрудничество в процессе выполнения заданий: комментируя предложенные студентом (студентами) варианты выполнения задания, преподаватель дополняет их, не отвергая того, что было предложено самим студентом (студентами). Первоочередная задача преподавателя – это сотрудничество, а не оценивание.

- Интернализация (усвоение) действий: по мере освоения студентами тех или иных паттернов (образцов) действий в ходе выполнения задания, помощь со стороны преподавателя «угасает».

Марфа Ларкин утверждает, что скэффолдинг – это один из принципов эффективного инструктажа, который помогает преподавателям учитывать индивидуальные потребности студентов. Согласно данной теории, скэффолдинг следует за так называемой «контингент – инструкцией» - общей инструкцией (Х. Рейчгерльт, Н. Шадбольт, Т. Паскиевика, Д. Вуд).

Обучаясь в магистратуре ОмГПУ, студенты работают с учебным портфолио, который предполагает выполнение студентами ряд учебных заданий как обязательных , также и по их выбору. В рамках курса «Традиционные дисциплины и новые технологии обучения студентов» (магистерская программа «Высшее образовании») в качестве обязательных предлагаются следующие задания:

-Разработать структурированный учебный кейс и описать сценарий учебного занятия в логике кейсового обучения.

-Разработать сценарий учебного занятия в логике критического мышления и др.

Данные задания сконструированы таким образом, что магистрант без дозированной помощи преподавателя не может их выполнить. Такую помощь в виде обработанной информации обучающиеся начинают получать на лекционных занятиях, затем она предоставляется как эффективный инструктаж, который осуществляется с учётом индивидуальных возможностей студентов. Инструктаж предполагает точно поставленные вопросы как студента, так и преподавателя и подробные ответы и указания о выполнении задания. После того как магистрант успешно начал продвигаться в выполнении задания, преподаватель уменьшает дозу своего участия. Следует отметить, что взаимодействие преподавателя и обучающегося выстраивается на принципе сотрудничества и поддержки, а не оценивания. У магистрантов возникает чувство удовлетворения от осуществляемой деятельности, как самостоятельной выполненной.

Преподаватель должен понимать, что объем и количество инструкций зависят от эффективности результатов предыдущей помощи. Если студент не способен выполнить задание самостоятельно даже после вмешательства преподавателя, то в последующем в подобной ситуации он получает более подробные и точные указания. Если же студент успешно справляется с заданием после вмешательства преподавателя, то в последующем он получает менее подробные указания.

На наш взгляд, стратегия скэффолдинга является одной из эффективных стратегий взаимодействия в ходе самостоятельной работы студентов в вузе. В процессе того, как студент становится более автономным и самостоятельным при выполнении того или иного вида заданий, помощь со стороны преподавателя «угасает», что предполагает смену его ролей: авторитетный специалист, преподаватель- источник информации, мотиватор, фасилитатор, преподаватель-координатор, преподаватель-ментор, коуч, эксперт-консультант, «делегированный», преподаватель-эвалюатор (дающий заключение, оценку), преподаватель-советник, преподаватель-тьютор.

Основные понятия:

Скэффолдинг, угасающая помощь, фасилитатор, эвалюатор, ментор, тьютор, мотиватор, интернализация, коуч.

Вопросы:

Наши рекомендации