Социальная защита населения, здравоохранение
В системе социальной защиты населения Сосновоборского городского округа социальное обслуживание осуществляют два муниципальных учреждения:
1. Муниципальное автономное учреждение «Комплексный центр реабилитации и социального обслуживания «Надежда» (Центр «Надежда»).
2. Муниципальное автономное учреждение «Центр социально-психологической помощи «Семья» (Центр «Семья»).
В 2016 году Центр «Надежда» предоставил социальное обслуживание 549 гражданам в рамках гарантированного перечня услуг. Пенсионеры, инвалиды и дети с ограниченными возможностями получили 97331 услугу. С целью развития платной деятельности Центром «Надежда» 225 гражданам было предоставлено 1243 услуги сверх гарантированного перечня.
В Центре «Семья» 158 семей с несовершеннолетними детьми получили 12346 услуг, из них 8698 услуг предоставлено детям. На телефон доверия поступило 13305 обращений, в том числе от детей и подростков – 6330, от родителей детей и подростков – 297.
Комитет социальной защиты населения округа в рамках реализации 28 государственных полномочий по социальной защите граждан и одного государственного полномочия по опеке и попечительству назначает предусмотренные законодательством компенсации и пособия.
На учете в Комитете социальной защиты населения по состоянию на 01.01.2017 состоит 21290 человек, получающих различные меры социальной поддержки, при этом процент обеспеченности отдельных категорий граждан социальными выплатами и мерами социальной поддержки по исполнению государственных полномочий в сфере социальной защиты населения равен 100%. Особое внимание уделяется многодетным семьям, на 01.01.2017 состоит на учете 387 семей, в которых проживает 1225 детей.
Систему здравоохранения города составляют: Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 38 Федерального медико-биологического агентства» (далее – ЦМСЧ № 38), санаторий-профилакторий «Копанское» филиала концерна «Росэнергоатом» «Ленинградская атомная станция»; 12 здравпунктов на предприятиях; 13 аптек, 19 аптечных киосков и пунктов, 9 частнопрактикующих медицинских учреждений (стоматологические – «Элефант», «КЭС «СБорДент», «Сонет», медицинские центры – «Здоровье», «Медлайн», «Панацея», «Меридиан», «Хеликс», «Центр семейной медицины «Титанмед»).
ЦМСЧ № 38 является единственным государственным многопрофильным лечебно-профилактическим учреждением в Сосновоборском городском округе, оказывающим доврачебную, амбулаторно-поликлиническую (в том числе первичную медико-санитарную помощь, медицинскую помощь женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированную медицинскую помощь), стационарную (в том числе первичную медико-санитарную помощь, медицинскую помощь женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированную медицинскую помощь), скорую медицинскую помощь работникам прикрепленных организаций и всему населению округа.
В состав ЦМСЧ № 38 входят: две поликлиники – взрослая и детская, круглосуточный стационар на 342 койки, стационар дневного пребывания на 94 койки (в 2015 году круглосуточных коек – 297, дневного пребывания – 77). За счет средств областного бюджета с 2016 года функционирует кабинет спортивной медицины.
Контроль за санитарно-эпидемиологическим состоянием города осуществляют: Территориальный отдел Межрегионального управления № 122 ФМБА России по г. Сосновый Бор, Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии № 38 ФМБА России».
Проблемыв сфере социальной защиты населения и здравоохранения округа:
1. Отсутствие на территории городского округа учреждений стационарного пребывания граждан пожилого возраста, не страдающих психическими расстройствами.
2. Отсутствие на территории Ленинградской области специализированных учреждений социального обслуживания для граждан без определенного места жительства и занятий.
3. Отсутствие на территории Ленинградской области специализированных учреждений социального обслуживания для женщин с детьми, пострадавших от семейного насилия (кризисные центры).
4. Недостаток кадров в ЦМСЧ № 38, высокий процент лиц пенсионного и предпенсионного возраста в медицине.
5. Необходимость совершенствования стационарной медицинской помощи при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
Культура
Сеть учреждений культуры округа на начало 2017 года – 10 муниципальных учреждений, функциональное назначение которых соответствует полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
На конец 2016 года в округе действуют 106 клубных формирований, число участников – 2203 человека. Учреждениями культуры было проведено 1628 различных мероприятий. В школах искусств обучается 925 человек. В городской публичной библиотеке 19 997 читателей. Количество посетителей музея составило 7764 человека.
Участники клубных формирований, учащиеся школ искусств округа неоднократно становились победителями и призерами различных международных, российских и областных фестивалей, творческих конкурсов.
Таблица 6.
Показатели состояния учреждений культуры округа
Наименование показателей | На конец 2016 г. |
Обеспеченность в % от норматива | |
- клубами и учреждениями клубного типа | |
- библиотеками | |
- музеями | |
- парками культуры и отдыха | |
- домами культуры | |
- киноконцертными залами | |
Износ материально-технической базы (%) | |
Аварийное состояние объектов (%) |
Анализируя приведенные данные, можно сделать вывод, что в городском округе представлен широкий спектр услуг, оказываемых населению учреждениями культуры и школами искусств, однако в сфере культуры имеется ряд проблем:
- недостаточная обеспеченность горожан парками культуры и отдыха, концертными залами и музеями (по нормативам в соответствии с распоряжением Правительства Ленинградской области от 26.05.2017 № 95-р);
- высокий уровень износа материально-технической базы учреждений и аварийности объектов;
- необходимость проведения ремонтных и текущих работ по содержанию в связи с наличием охранного обязательства на объект культурного наследия «Детский игровой комплекс «Андерсенград» от 10.06.2014 № 07-12/14-14;
- необходимость сохранения объектов культурного наследия (мемориальных комплексов) в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской федерации».
Развитие сферы культуры в дальнейшем требует решения данных проблем.
Физкультура и спорт
На территории Сосновоборского городского округа функционирует 128 спортивных объектов с единовременной пропускной способностью2753 человека, в том числе муниципальное автономное образовательное учреждение «Спортивно-культурный комплекс «Малахит».
В состав объектов входят 4 спортивных комплекса, 2 детско-юношеские спортивные школы, 36 спортивных залов общей площадью 10 942 кв. м, 46 плоскостных спортивных сооружений общей площадью 62 404 кв.м., 4 плавательных бассейна общей площадью 470 кв. м, 2 лыжные базы, 5 сооружений для стрелковых видов спорта и 35 других спортивных сооружений.
По итогам 2016 года удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, увеличился на 11,1%. Проведен комплекс спортивно-оздоровительных мероприятий по охране и укреплению здоровья детей, подростков и молодежи, повышению охвата детей, подростков и молодежи физической культурой и спортом, в том числе и по месту жительства. Подготовлено: мастеров кандидатов в мастера спорта – 19 человек, спортсменов 1 разряда – 34 человека, спортсменов массовых разрядов – 252 человека.
Сосновоборские спортсмены многократно становились победителями и призерами различных спортивных соревнований международного, российского и областного уровней.
В сфере физкультуры и спорта можно выделить следующие проблемы:
1. Недостаточное количество спортивных залов и площадок для занятий игровыми видами спорта.
2. Необходимо проведение ремонта 22 внутридворовых спортивных площадок города, находящихся в муниципальной собственности. Износ их составляет около 80 %.
3. По сравнению с другими муниципальными образованиями области в Сосновоборском городском округе отсутствует самостоятельное учреждение «Центр тестирования ВФСК ГТО» со штатным расписанием и своей материально-технической базой. Полномочия муниципального Центра тестирования в рамках внедрения и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» вменены МБОУ ДОД «ДЮСШ» без увеличения штатной численности.
4. В городе имеется фактически только один плавательный бассейн, отвечающий учебно-тренировочным требованиям, но не отвечающий требованиям проведения официальных соревнований.
5. Отсутствие крытого ледового катка для занятий хоккеем и фигурным катанием независимо от погодных условий.
6. Отсутствие стадиона с инфраструктурой для занятий легкой атлетикой.
Без решения этих проблем невозможно увеличить охват населения города спортивными мероприятиями, расширить спектр видов спорта и обеспечить условия для постоянного занятия физкультурой и спортом всех желающих, как в летний, так и в зимний период.
Молодежная политика
В настоящее время в Сосновоборском городском округе проживает более 13тыс. молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет (19,4% численности населения округа), из них в различных формах самоорганизации участвует 1753 человека.
В работе с молодежью используется комплексный подход в реализации государственной молодежной политики.
В целях осуществления деятельности, направленной на создание эффективной системы реализации молодежной политики, подготовку и проведение молодежных и спортивно-массовых мероприятий продолжает функционировать муниципальное автономное учреждение «Молодежный центр «Диалог».
За 2016 год МАУ «Молодежный центр «Диалог» было организовано и проведено 91 городское мероприятие, участниками которых стали более 4600 молодых жителей города, а зрителями более 9000 человек. Также в течение 2016 года на территории Сосновоборского городского округа было организовано 2 мероприятия областного уровня, участниками которых стали более 370 человек, а зрителями более 1400 сосновоборцев и гостей города. В 38 мероприятиях областного, регионального и федерального уровней было организовано участие 1540 молодых жителей города. В целях организации занятости молодежи, совместно с Центром занятости населения г. Сосновый Бор в течение 2016 года были организованы 33 трудовые бригады, участниками которых стали 472 человека.
Однако, в городе недостаточно одного центра для полного охвата молодежи различных возрастных групп. Необходимо, в соответствии с приказом Федерального агентства по делам молодежи от 13.05.2016 № 167 «Об утверждении методических рекомендаций по организации работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, реализующих государственную молодежную политику», обеспечить городской округ еще одним многофункциональным молодежным центром.
Общие выводы о состоянии и проблемах социальной сферы:
Большинство объектов социальной сферы города построено в советский период, сложились педагогические и творческие коллективы. Воспитанники спортивных, художественных, музыкальных школ города побеждают в конкурсах и соревнованиях международного, российского и областного уровней. Выпускники сосновоборских школ лидируют по уровню сдачи ЕГЭ и поступлению в ВУЗы.
Обеспеченность округа объектами социальной сферы:
- школами и детскими садами для детей с 3-летнего возраста округ обеспечен полностью;
- детскими садами для детей до 3-летнего возраста округ обеспечен не полностью, необходимо строительство нового детского сада;
- необходим детский лагерь отдыха;
- муниципального здравоохранения в округе нет, медицинские услуги населению округа оказывает ЦМСЧ № 38 ФМБА России в пределах выделенных средств федерального бюджета и фонда ОМС. Потребности коечного фонда частично компенсируются организацией оказания специализированной медицинской помощи (прежде всего – высокотехнологичной медицинской помощи) в областных и федеральных медицинских учреждениях. Потребности в амбулаторных медицинских услугах частично компенсируются оказанием платных услуг негосударственными медицинскими учреждениями города;
- в сфере культуры ощущается нехватка концертного зала на 1000-1500 мест, современного городского музея;
- в области физкультуры, спорта и туризма не хватает спортивных залов и площадок для занятий игровыми видами спорта, плавательных бассейнов, крытого ледового катка, легкоатлетического стадиона, объектов туристической инфраструктуры;
- в сфере молодежной политики – необходим еще один многофункциональный молодежный центр.
Состояние объектов социальной сферы в последние годы во многом улучшилось: заменены окна в школах и детских садах, ремонтируются спортивные площадки, установлены новые ограждения образовательных учреждений. Но привести все объекты социальной сферы в нормативное состояние не удается, необходимы более значительные средства.
Проводится работа по повышению заработной платы работников социальной сферы в соответствии с Указами Президента РФ от 7 мая 2012 года, изыскиваются возможности предоставления жилья высококвалифицированным специалистам в медицине и образовании, выплачиваются из местного бюджета пособия молодым специалистам.
Однако необходимо отметить, что кадровая проблема, как в медицине, так и в образовании, сохраняется, мало молодежи, высок удельный вес работников пенсионного возраста, не хватает жилья для специалистов социальной сферы.
Ресурсная обеспеченность
Площадь территории Сосновоборского городского округа – 7993 га, то есть всего около 80 кв. км., на которой расположен город Сосновый Бор с входящими в городскую черту бывшими деревнями, промышленная зона с десятками крупных и средних предприятий, включая ЛАЭС, НИТИ, ТИТАН-2, НИИ ОЭП, а также рекреационная зона, на которой находятся 65 дачных, садоводческих, огороднических товариществ. Развитие существующих предприятий и появление новых садоводств привело к тому, что в настоящее время свободных земельных участков для строительства новых предприятий практически не осталось.
Общая площадь земельных участков, переданных в аренду, находящихся в муниципальной собственности и государственной собственности, которая не разграничена, составляет 538 га, сумма поступившей арендной платы за 2016 год – 102,7 млн. руб.
Общая площадь нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, переданных в аренду, составляет около 19 тыс. кв. м. и ежегодно уменьшается в связи с приватизацией в соответствии с федеральным законодательством отдельных помещений занимающими их субъектами малого предпринимательства. Сумма арендной платы, поступившей за 2016 год – 47,2 млн. руб.
Арендная плата за земельные участки и помещения вместе с доходами от продажи имущества составляют около 20 % собственных доходов городского бюджета. В связи с приватизацией помещений и земельных участков сумма неналоговых доходов и их удельный вес в доходах местного бюджета снижаются:
Таблица 7.