Система защиты коммерческой тайны на ЗАО «ИНВОЛЮКС»
Содержание
1.ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ
2.Система защиты коммерческой тайны на ЗАО «ИНВОЛЮКС»
2.1 Организационная работа по защите коммерческой тайны
2.2 Технические меры защиты коммерческой тайны
2.3 Специальные меры защиты коммерческой тайны
ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ
Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность. Для предпринимателя зачастую наиболее ценной является информация, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашение которой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает угрозы безопасности предпринимательской деятельности. Конечно, не вся информация может, в случае ее разглашения, создавать эти угрозы, однако существует определенная ее часть, которая нуждается в защите.
В условиях жесткой конкуренции очень важно сохранить сведения, содержащие коммерческую тайну организации (предприятия).
Коммерческая тайна (КТ) – это производственная, научно-техническая, управленческая финансовая и иная документированная информация, используемая для достижения коммерческих целей (получение прибыли, предотвращение ущерба), которую предприниматель считает конфиденциальной.
При отнесении той или иной информации к категории коммерческой тайны следует учитывать два обстоятельства.
Во-первых, на практике возможны случаи, когда под предлогом охраны коммерческой тайны могут скрывать сведения и документы, свидетельствующие о фактах злоупотреблений, бесхозяйственности и других нарушениях. Для исключения подобных ситуаций необходимо на общегосударственном уровне создать специальную систему регулирования взаимоотношений предприятия и контролирующих его органов.
Во-вторых, в условиях рынка чрезмерно засекречивать информацию становится невыгодно с экономической точки зрения. Информация все чаще выступает как рыночный товар, имеющий определенную цену и спрос. В отдельных промышленно развитых странах около половины валового национального продукта дают производство, распространение и переработка информации в различных видах.
Требования к составу коммерческой тайны организации предъявляются также ст. 140 Гражданского кодекса Республики Беларусь, согласно которой информация только в том случае составляет коммерческую тайну, если:
- имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
- к ней нет свободного доступа на законном основании;
- ее обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Ценность сведений может определяться посредством того, способно ли их разглашение нанести организации вред в сфере, затрагивающей интересы ее конкурентной борьбы и экономической безопасности.
Экономическая безопасность предприятий нарушается, прежде всего, в том случае, когда его сотрудники подрабатывают по совместительству в других местах, используя при этом документацию (методики, чертежи, программы и другую созданную на основном предприятии, но юридически не закрепленную в его собственности. А ведь именно эта интеллектуальная продукция (знания и технология) нередко составляет наиболее ценный капитал предприятия. Любой субъект хозяйственных отношений, использующий данную информацию обязан при этом заключать с предприятием договор и отдавать ему часть прибыли, получаемой от использования достижений. Однако нынешняя экономическая и правовая проработка данного вопроса не позволяет предприятию – собственнику информации заявить и реализовать свои претензии.
Для решения этой проблемы целесообразно законодательно ограничить (а в отдельных случаях - полностью запретить) бесплатный доступ к опыту отдельных предприятий. В то же время необходимо регламентировать порядок купли-продажи приоритетных разработок с учетом их реальной рыночной стоимости. Предприниматели должны подготовиться к переходу внутреннего рынка на патентно-лицензионную систему охраны промышленной собственности. На предприятиях целесообразно укрепить соответствующие подразделения патентно-лицензионных отделов, ввести необходимых специалистов в маркетинговые службы, организовать собственными усилиями эффективную систему защиты информации.
Содержание
1.ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ
2.Система защиты коммерческой тайны на ЗАО «ИНВОЛЮКС»
2.1 Организационная работа по защите коммерческой тайны
2.2 Технические меры защиты коммерческой тайны
2.3 Специальные меры защиты коммерческой тайны
ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ
Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность. Для предпринимателя зачастую наиболее ценной является информация, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашение которой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает угрозы безопасности предпринимательской деятельности. Конечно, не вся информация может, в случае ее разглашения, создавать эти угрозы, однако существует определенная ее часть, которая нуждается в защите.
В условиях жесткой конкуренции очень важно сохранить сведения, содержащие коммерческую тайну организации (предприятия).
Коммерческая тайна (КТ) – это производственная, научно-техническая, управленческая финансовая и иная документированная информация, используемая для достижения коммерческих целей (получение прибыли, предотвращение ущерба), которую предприниматель считает конфиденциальной.
При отнесении той или иной информации к категории коммерческой тайны следует учитывать два обстоятельства.
Во-первых, на практике возможны случаи, когда под предлогом охраны коммерческой тайны могут скрывать сведения и документы, свидетельствующие о фактах злоупотреблений, бесхозяйственности и других нарушениях. Для исключения подобных ситуаций необходимо на общегосударственном уровне создать специальную систему регулирования взаимоотношений предприятия и контролирующих его органов.
Во-вторых, в условиях рынка чрезмерно засекречивать информацию становится невыгодно с экономической точки зрения. Информация все чаще выступает как рыночный товар, имеющий определенную цену и спрос. В отдельных промышленно развитых странах около половины валового национального продукта дают производство, распространение и переработка информации в различных видах.
Требования к составу коммерческой тайны организации предъявляются также ст. 140 Гражданского кодекса Республики Беларусь, согласно которой информация только в том случае составляет коммерческую тайну, если:
- имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
- к ней нет свободного доступа на законном основании;
- ее обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Ценность сведений может определяться посредством того, способно ли их разглашение нанести организации вред в сфере, затрагивающей интересы ее конкурентной борьбы и экономической безопасности.
Экономическая безопасность предприятий нарушается, прежде всего, в том случае, когда его сотрудники подрабатывают по совместительству в других местах, используя при этом документацию (методики, чертежи, программы и другую созданную на основном предприятии, но юридически не закрепленную в его собственности. А ведь именно эта интеллектуальная продукция (знания и технология) нередко составляет наиболее ценный капитал предприятия. Любой субъект хозяйственных отношений, использующий данную информацию обязан при этом заключать с предприятием договор и отдавать ему часть прибыли, получаемой от использования достижений. Однако нынешняя экономическая и правовая проработка данного вопроса не позволяет предприятию – собственнику информации заявить и реализовать свои претензии.
Для решения этой проблемы целесообразно законодательно ограничить (а в отдельных случаях - полностью запретить) бесплатный доступ к опыту отдельных предприятий. В то же время необходимо регламентировать порядок купли-продажи приоритетных разработок с учетом их реальной рыночной стоимости. Предприниматели должны подготовиться к переходу внутреннего рынка на патентно-лицензионную систему охраны промышленной собственности. На предприятиях целесообразно укрепить соответствующие подразделения патентно-лицензионных отделов, ввести необходимых специалистов в маркетинговые службы, организовать собственными усилиями эффективную систему защиты информации.
Система защиты коммерческой тайны на ЗАО «ИНВОЛЮКС»