Правовые основы защиты коммерческой тайны в Украине

Классификация экономической информации предпринимателя способы ее получения

Информация - сведения, о каком либо явлении, основа управленческого решения.

Классификация экономической информации:
1) по источникам:

· внутренняя,

· внешняя,

· входящая,

· исходящая.

2) по степени переработки:

· первичная,

· производственная.

3) по достоверности:

· ложная,

· полезная,

· избыточная.

4) по степени получения:

· постоянная,

· дискретная.

5) по роли:

· отчетная,

· плановая,

· контрольная.

6) по характеру работы

· статистическая,

· бухгалтерская,

· по кадрам,

· по процессам.

7) по форме передачи

· визуальная,

· аудиовизуальная.

При обмене экономической информацией участвуют 4 базовых элемента:
1) отправитель
2) информация
3) канал
4) получатель
Требования к информации: достоверность, своевременность, достаточность, надёжность, адресность, правовая корректность, многократность использования, актуальность, высокая скорость сбора, обработки, передачи.
Свойства информации:
1) в её основе лежат материальные процессы
2) передача и использование не уменьшает её количество
3) способность накапливаться
4) имеет качественные и количественные характеристики
5) состояние существования информации определяется её использованием.

Экономическая информация не может быть достоверной и полной без использования статистики и социологических исследований.

Статистика, изучая и систематизируя массовые явления, тем самым выявляет объективные закономерности в экономических процессах. Такие статистические методы исследования, как группировка, сводные аналитические данные, выборочные исследования, дифференцированные территориальные показатели позволяют рассмотреть тенденции экономических процессов, а не просто проиллюстрировать их.

Важным источником экономической информации являются социологические исследования, которые позволяют получать информацию непосредственно от субъектов экономической деятельности. Поэтому конкретные социологические исследования, отражая непосредственное мнение индивидов об экономических процессах, дополняют статистические данные, помогают представить экономические отношения во всей их полноте. Значение социологических исследований заключается также в том, что если статистика дает количественную информацию, то с помощью социологических исследований можно овладеть информацией качественной, например получить данные об отношениях между группами работников на предприятиях, между трудовыми коллективами и администрацией, данные о причинах трудовых конфликтов и т. д.

Защита коммерческой информации

Защита коммерческой информации как часть деятельности по обеспечению безопасности предпринимательства в целом, предполагает, что возможные противоправные посягательства на коммерческую информацию могут идти по различным направлениям. В связи с этим эффективная защита информации должна предусматривать целую систему направлений деятельности, каждому из которых соответствует свой способ защиты.

Правовые основы защиты коммерческой тайны в Украине

Сегодня в Украине, как и в других странах мира, в процессе предпринимательской деятельности, при создании новых технологий, в результате интеллектуального труда, возникают насыщенные самыми разнообразными сведениями информационные объекты, имеющие коммерческую ценность. Это могут быть методики работ, перспективные технические решения, результаты маркетинговых исследований и т.д., нацеленные на достижение предпринимательского успеха.


Коммерческая тайна и информация в Украине

Закон Украины "Об информации" под понятием "информация" понимает документированные или публично оглашенные сведения о событиях и явлениях, происходящих в обществе, государстве и окружающей природной среде.
Детализированное определение понятия "информация" находим в другом Законе Украины "О защите экономической конкуренции" - это сведения в любой форме и виде и сохраненные на любых носителях (в том числе переписка, книги, пометки, иллюстрации (карты, диаграммы, органиграммы, рисунки, схемы и т.п.), фотографии, голограммы, кино-, видео-, микрофильмы, звуковые записи, базы данных компьютерных систем или полное или частичное воспроизведение их элементов), объяснения лиц и любые другие публично объявленные или документированные сведения .

Физическая защита – охрана, пропускной режим, специальные карточки для посторонних, использование закрывающихся помещений, сейфов, шкафов и пр.

Организационный. Он включает:

· введение должности или создания службы, ответственной за отнесением определенной информации к категории конфиденциальной, соблюдением правил доступа и пользования этой информацией;

· разделение информации по степени конфиденциальности и организация допуска к конфиденциальной информации только в соответствии с должностью или с разрешения руководства;

· соблюдение правил пользования информацией (не выносить за пределы служебных помещений, не оставлять без присмотра во время обеда, включить сигнализацию при уходе);

· наличие постоянно действующей системы контроля за соблюдением правил доступа и пользования информацией (контроль может быть визуальный, документальный и др.).

Технический. Используются такие средства контроля и защиты как сигнализирующие устройства, видеокамеры, микрофоны, средства идентификации, а также программные средства защиты компьютерных систем от несанкционированного доступа.

Работа с кадрами. Предполагает активную работу кадровых служб фирмы по набору, проверке, обучению, расстановке, продвижению, стимулированию персонала. Следует регулярно проводить инструктажи персонала о необходимости соблюдения правил пользования конфиденциальной информацией и об ответственности за нарушения.

Часть этих способов предполагает значительные финансовые расходы, в связи с чем использование всех способов одновременно по средствам только достаточно крупным и платежеспособным фирмам.

4. Коммерческий шпионаж

Одним из наиболее опасных для нормального осуществления предпринимательства видов незаконной деятельности является коммерческий шпионаж.

Коммерческий шпионаж – это действия лиц, направленные на незаконное получение коммерческой информации, находящейся под защитой.

Коммерческий шпионаж включает в себя промышленный шпионаж, производственный, научно-технический и т.п. Объектом коммерческого шпионажа является информация, составляющая коммерческую тайну. Как уже отмечалось, к ней относится информация: деловая, научно-техническая, производственная, организационно-управленческая, маркетинговая, финансовая, о персонале фирмы, программное обеспечение. Утечка этой информации может привести к реальным потерям для фирмы, либо к упущенной выгоде или к обоим последствиям сразу.

Чаще всего коммерческий шпионаж осуществляется:

· конкурентами,

· криминальными структурами,

· лицами, стремящимися получить доход от перепродажи полученных незаконным путем сведений.

Конкуренты, получив информацию о секретах производства ("ноу-хау"), новейших научных разработках, планах других фирм, могут использовать ее для получения преимуществ в конкурентной борьбе, выпуска аналогичной продукции, либо для непосредственного воздействия на успех деятельности своих "противников" (срыв сделок, недопущение объединения конкурентов и пр.). Криминальные структуры чаще всего используют информацию для шантажа в целях получения незаконных доходов.

В условиях острой конкурентной борьбы каждая фирма, действующая на рынке, неизбежно сталкивается с необходимостью решения двух проблем. Первая связана с получением информации о деятельности конкурентов, причем как можно более полной, точной и своевременной. Без наличия такой информации невозможно строить производственную, научно-техническую, финансовую, рыночную стратегии и тактику поведения фирмы. Особенно важна информация, составляющая коммерческую тайну. Зачастую получение такой информации позволяет фирме экономить огромные суммы на научно-исследовательских работах и опытно-конструкторских разработках. Если способы получения информации выходят за разрешенные законом рамки (например, с помощью подкупа сотрудников, незаконного доступа к компьютерной системе), то эта деятельность может считаться коммерческим шпионажем.

Вторая проблема – защита конфиденциальной информации. Как сама фирма стремится узнать секреты других, так и ее конкуренты делают то же самое. Следовательно, каждая фирма может являться одновременно как объектом, так и субъектом коммерческого шпионажа, или, если использовать более "мягкий" термин – экономической разведки.

Субъектом коммерческого шпионажа в развитых странах все чаще становятся не сами фирмы-конкуренты, а специализированные коммерческие организации, основной целью деятельности которых как раз и является изъятие или защита конфиденциальной информации. В этих странах даже государственные спецслужбы вынуждены обеспечивать защиту наиболее важной коммерческой информации частных фирм от международного экономического шпионажа, поскольку потери от утраты информации такого рода достигают сотен миллиардов долларов.

Объектом преступных посягательств являются люди (персонал фирмы), документы, технические средства. Непосредственным носителем информации могут быть бумажные документы, планы, отчеты, финансовые документы, чертежи, техническая документация, дискеты, кассеты.

Наряду с названными выше используются технические средства коммерческого шпионажа. К ним относятся: направленные микрофоны, минирадиозакладки ("жучки"), звукозаписывающая аппаратура, специальные системы наблюдения, фотоаппаратура, приборы для съема информации с телефонных аппаратов, приборы для съема информации через стекло здания. Борьба с угрозами данного вида может быть эффективной, как правило, на основе:

Наши рекомендации