Правовое регулирование защиты коммерческой и служебной тайны

Согласно части 1 статьи 139 ГК РФ, информация составляет слу­жебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к ней нет свободного доступа на закон­ном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Таким образом, законодатель связывает существование коммерче­ской (служебной) тайны с обязательным одновременным наличием сле­дующих ее составляющих;

♦ действительной или потенциальной коммерческой ценностью ин­формации в силу ее неизвестности третьим лицам;

♦ отсутствием свободного доступа к ней на законном основании;

♦ мерами по охране конфиденциальности информации, принимаемы­ми ее обладателями.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленные элементов лишает ин­формацию статуса коммерческой (служебной) тайны.

Правовое регулирование коммерческой тайньГ в настоящее время осу­ществляется Федеральным законом «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004г.№98-ФЗ.

В статье 3 этого нормативно-правового акта даются нормативные определения понятий «коммерческая тайна» и «информация, состав­ляющая коммерческую тайну». Коммерческая тайнаопределяется за­конодателем как конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможные обстоятельствах уве­личить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положе­ние на рынке товаров, работ, услуг или получись иную коммерческую выгоду. Представленное в той же статье Федерального закона «О ком­мерческой тайне» понятие информации, составляющей коммерче­скую тайну,представляет собой дальнейшее развитие нормы части 1 статьи 139 ГК РФ, и звучит как научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая цЛи иная информация, в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем инфор­мации введен режим коммерческой тайны.

Устанавливая одни и те же условия для признания информации коммерческой и служебной тайной в части 1 статьи 139 ГК РФ, законо­дательство исходит из того, что фактическое содержание коммерче­ской и служебной тайны в ряде случаев совпадает. Критерием от-

 
  Правовое регулирование защиты коммерческой и служебной тайны - student2.ru

1 Порядок лицензирования деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государст­венную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением ме­роприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайне, урегулирован постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 333.

несе­ния информации к различным категориям тайн (коммерческой или служебной) является различие субъектов, в собственность (распоря­жение) которых поступили сведения. Изменение субъектов создает си­туацию, при которой сведения меняют свой правовой статус, не меняя фактического содержания. Например, информация, составляющая ком­мерческую тайну, может при передаче ее в банковские или налоговые органы превратиться, соответственно, в служебную (банковскую, нало­говую) тайну.

К сведениям служебного характера отечественное законодательст­во относит лишь ту информацию, которая связана с деятельностью по обеспечению государственной службы. Часть такой информации (в том числе составляющей коммерческую тайну) истребуется у физических и юридических лиц государственными структурами (налоговыми, та­моженными, правоохранительными и иными органами). Кроме того, в соответствии со статьей 9 Федерального закона «Об основах государ­ственной службы Российской Федерации» государственные служа­щие имеют право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения своих должностных обя­занностей. Конфиденциальные сведения (в том числе составляющие коммерческую тайну), полученные государственными органами (и их сотрудниками) в связи с исполнением должностных обязанностей, при­обретают статус служебной тайны,порождающей правовые последст­вия как для государственных структур в целом, так и для отдельных го­сударственных служащих, допущенных к ней. Использование указан­ных сведений регламентировано Положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федераль­ных органах исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03 ноября 1994 г. № 1233.

Условия защиты коммерческой тайны,установленные в статье 139 ГК РФ и Федеральном законе «О коммерческой тайне», совпадают с условиями охраны секретов производства (ноу-хау), предусмотренны­ми действующей ныне статьей 151 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. Более того, сами составляющие ноу-хау секреты производства также охватываются понятием коммер­ческой тайны и являются ее частным случаем применительно к произ­водственной деятельности.

Вместе с тем сведения управленческого, производственного, науч­но-технического, коммерческого и иного характера, которые не предос­тавляют ничего принципиально нового в сравнении с общедоступными сведениями (например, информация о способах организации работы, применении передовых технических приемов, позволяющих повысить производительность, сведения о фактических затратах на производст­во продукции, на основании которых можно рассчитать финансовую конкурентоспособность организации), не являются изобретениями и в отличие от секретов производства не охраняются патентным правом. Однако они находятся в исключительном владении определенного хо­зяйствующего субъекта, которому их раскрытие может причинить эко­номический ущерб. В связи с этим законодатель наделяет обладателя указанной информации правом придать ей статус охраняемой путем отнесения соответствующих сведений к коммерческой тайне и, таким образом, закрыть к ним свободный доступ на законном основании.

Часть 1 статьи 10 Федерального закона «О коммерческой тайне» на­зывает следующие меры по охране конфиденциальности информации, которые могут быть приняты ее обладателем:

♦ определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

♦ ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информаци­ей и контроля его соблюдения;

♦ учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммер­ческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была пре­доставлена или передана;

♦ регулирование отношений по использованию информации, состав­ляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых до­говоров;

♦ нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «ком­мерческая тайна» с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц — полное наименование и местонахождение, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество граж­данина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место его жительства).

Режим коммерческой тайны считается установленным после при­нятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, вышеуказанных мер. Отметим, что наряду с мерами, указанными в час­ти 1 статьи 10 Федерального закона «О коммерческой тайне», облада­тель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе приме­нять при необходимости средства и методы технической защиты ее конфиденциальности, а также другие не противоречащие законода­тельству РФ меры. При этом режим коммерческой тайны не может быть использован в целях, противоречащих требованиям защиты ос­нов конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и закон­ных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасно­сти государства.

Для того чтобы стать объектом правовых отношений, информация, составляющая коммерческую тайну, должна быть зафиксирована на материальном носителе (бумаге, магнитном носителе, кино-, фотонега­тиве, других материальных объектах, в том числе физическом поле) и снабжена реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Право собственности на информацию, зафиксированную на материальном но­сителе, возникает с момента регистрации в установленном порядке до­кумента, в котором она содержится.

Зафиксировав право собственности на документ, обладатель ком­мерческой тайны обязан установить специальный порядок обращения с ним (включить его в систему охранительных отношений).

Факт внесения документа в эту систему отражается в соответствую­щем грифе конфиденциальности, который наносится на каждый экзем­пляр носителя информации (например, «коммерческая тайна»). Уста­новленный таким образом гриф является официальным охранительным знаком — предупреждением о закрытии свободного доступа к докумен­ту. Дальнейшее обращение с документами, включенными в охрани­тельную систему, осуществляется в особом правовом режиме. Лица, допускаемые к документам и содержащейся в них информации, состав­ляющей коммерческую или служебную тайну, должны дать соответст­вующие письменные обязательства в отношении их защиты. Устанав­ливаются особые условия передачи права собственности на документ, условия снятия ограничения на доступ к сведениям, содержащимся в до­кументе.

Наряду с грифом конфиденциальности защищаемый документ дол­жен содержать регистрационный номер, товарный знак (знак обслужи­вания, фирменное наименование) или иные знаки, зарегистрированные в установленном порядке, позволяющие идентифицировать законного обладателя сведений. При невозможности нанесения реквизитов на носитель сведений, составляющих коммерческую тайну, они указыва­ются в сопроводительной документации на него.

Поскольку информация, составляющая коммерческую тайну, не­редко воплощается в предметах (изделиях, блоках, агрегатах, прибо­рах, веществах), ее носителем, наряду с документами, могут служить также предметы. Однако и в этом случае для признания сведений ком­мерческой тайной необходимо, чтобы информация была предваритель­но задокументирована в установленном порядке. Применение этих мер призвано предотвратить возможное заявление нарушителя права соб­ственности об использовании информации (копировании, передаче и др.) по неосведомленности.

Режим коммерческой тайны должен не только ограничить круг лиц, имеющих доступ к документам, содержащим соответствующие сведе­ния, и сделать их недоступными для посторонних, но и обеспечить оп­тимальный режим пользования ими для тех, кому они доверены.

Круг лиц, которым могут быть доверены указанные сведения и на которые в связи с этим налагаются обязательства соблюдения их кон­фиденциальности, установлен ГК РФ. В число этих лиц входят участ­ники (учредители) хозяйственного товарищества или общества (ст. 67 ГК РФ); работники, принявшие обязательство сохранять конфиденци­альную информацию по трудовому договору; контрагенты, принявшие обязательство по гражданско-правовому договору (ст. 139 ГК РФ); коммерческие представители, обязанные сохранять в тайне ставшие им известными сведения о торговых сделках и после исполнения данных им поручений (ст. 184 ГК РФ); подрядчики, получившие благодаря ис­полнению своего обязательства по договору подряда от другой сторо­ны сведения, которые могут рассматриваться как коммерческая или служебная тайна; пользователь по договору коммерческой концессии (ст. ЮЗ2 ГК РФ). В число указанных субъектов входят также банки, вы­полняющие операции по счетам клиента. Содержание таких операций и сведения о клиенте являются банковской тайной. Однако это обстоя­тельство не лишает ее статуса коммерческой тайны клиента [84].

Обязательства физических и юридических лиц по сохранению ком­мерческой и служебной тайны оговариваются в гражданско-правовых и трудовых договорах. В случае установления долговременных отно­шений по поводу совместного использования сведений, составляющих коммерческую или служебную тайну, заключается самостоятельный договор о неразглашении информации, который может дополняться по мере необходимости приложениями в виде протоколов. Собственни­ком конфиденциальной информации, переданной физическому или юридическому лицу для использования в совместной деятельности, при этом остается передающая сторона. В случае возникновения необ­ходимости она по своему усмотрению вправе требовать возвращения либо уничтожения носителей сведений. Основания и порядок возвра­та конфиденциальных сведений оговариваются в договоре о неразгла­шении информации. Передача права собственности на информацию, составляющую коммерческую или служебную тайну, также осуществ­ляется по соответствующему договору. Право собственности на нее воз­никает с момента регистрации договора либо оформления другого пре­дусмотренного законодательством документа о ее принятии.

Законодатель устанавливает два вида ограничений на право собст­венника владеть, пользоваться и распоряжаться имеющейся у него ком­мерческой информацией. Первый может возникнуть в случае, когда государство признает необходимым отнести конкретные сведения ком­мерческого характера к государственной тайне. При этом она в соответ­ствии со статьей 6 Федерального закона «Об информации, информати­зации и защите информации» выкупается у обладающих ею физических и юридических лиц. Собственник сведений, отнесенных к государст­венной тайне, вправе распоряжаться ими только с разрешения соответ­ствующих государственных органов.

Второе ограничение заключается в запрете относить к коммерче­ской тайне данные, необходимые для обеспечения деятельности нало­говых, правоохранительных и контролирующих органов. Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну,уста­новлен в настоящее время статьей 5 Федерального закона «О коммер­ческой тайне» и постановлением Правительства РФ от 05 декабря 1991 г. № 35. Согласно этому перечню, коммерческую тайну не могут состав­лять:

♦ учредительные документы и устав юридического лица;

♦ документы, дающие право на занятие предпринимательской дея­тельностью (регистрационное удостоверение, лицензии, патенты);

♦ сведения о составе имущества государственного или муниципаль­ного унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

♦ сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяй­ственной деятельности организации и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;

♦ сведения о задолженности работодателей по выплате заработной платы и иным социальным выплатам;

♦ сведения о численности и составе работников, системе оплаты тру­да, условиях труда, в том числе его охране, показателях производст­венного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии в организации свободных рабочих мест;

♦ сведения о загрязнении окружающей среды, состоянии противопо­жарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиацион­ной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факто­рах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопас­ного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и населения в целом;

♦ сведения о нарушениях законодательства РФ и фактах привлече­ния к ответственности за совершение этих нарушений;

♦ сведения об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

♦ сведения о размерах и структуре доходов некоммерческих органи­заций, размерах и составе их имущества, их расходах, численности и оплате труда их работников, использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

♦ сведения о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенно­сти от имени юридического лица.

Указанные ограничения не распространяются на сведения, относи­мые в соответствии с международными договорами к коммерческой тай­не, а также на сведения о деятельности организации, которые в соответ­ствии с действующим законодательством составляют государственную тайну. Нарушение законодательства о коммерческой и служебной тай­не влечет за собой гражданско-правовую, дисциплинарную и уголов­ную ответственность.

Гражданско-правовой способ защиты коммерческой и служебной тайныпредполагает возмещение убытков, причиненных правооблада­телю конфиденциальной информации. Согласно статье 139 ГК РФ ли­ца, незаконными методами получившие информацию, составляющую коммерческую или служебную тайну, обязаны возместить причинен­ные убытки. При определении их размера может быть учтен как реаль­ный ущерб, так и упущенная выгода.

Обязанность возместить причиненные убытки возлагается и на ра­ботника, разгласившего коммерческую или служебную тайну вопреки трудовому договору. Это позволяет работодателю более полно компен­сировать потери, чем при использовании материальной ответственно­сти в рамках трудового права. Кроме того, такой работник может быть подвергнут дисциплинарной ответственности.В соответствии с под­пунктом «в» пункта 6 статьи 81ТК РФ он может быть уволен за разгла­шение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнени­ем им трудовых обязанностей. Данное основание увольнения является новым, ранее действовавший КЗоТ РСФСР его не предусматривал. Работодатель может уволить работника за однократный проступок по­добного рода, соблюдая при этом установленные правила увольнения за нарушения дисциплины труда.

В установленном в ТК РФ порядке реализуется также ответствен­ность государственных служащих, нарушивших установленные в госу­дарственном органе правила работы со служебной информацией и обя­занность хранить государственную и иную охраняемую законом тайну (например, коммерческую или служебную). Указанные обязанности возложены на государственных служащих пунктами 6 и 8 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственной службы Россий­ской Федерации» от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ. Нарушение правил ра­боты со служебной информацией является основанием для наложения на виновного дисциплинарного взыскания, предусмотренного статьей 14 Федерального закона № 119-ФЗ (замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение). Разглашение госу­дарственным служащим сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну (например, коммерческую или служебную), является основанием для прекращения государственной службы.

Законодательством предусмотрена также и уголовная ответствен­ностьза незаконное получение и разглашение коммерческой и служебной тайны (ст. 183 УК РФ). Названная статья предусматривает два со­става преступления: сбор сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну (ч. 1 ст. 183 УК РФ), и их незаконное разглашение или использование без согласия владельца (ч. 2 ст. 183 УК РФ).

Для наступления уголовной ответственности по части 1 статьи 183 УК РФ достаточно установления факта сбора сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, независимо от последствий этих действий. В отличие от этого состава уголовная ответственность по час­ти 2 статьи 183 УК РФ за разглашение и использование указанных вы­ше сведений без согласия владельца наступает лишь в случае причине­ния указанными действиями крупного ущерба.

Объективная сторона преступления, предусмотренного частью 1 статьи 183 УК РФ, состоит в сборе сведений, составляющих коммерче­скую или банковскую тайну, одним из способов, указанных в диспози­ции: путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом. К иным незаконным способам сбора коммерче­ской или банковской тайны относятся действия по завладению ими без изъятия содержащих их документов: путем выведывания у осведом­ленных лиц, перехвата информации, циркулирующей в технических средствах и помещениях, и т. п.

Разглашение выражается в предании сведений огласке, то есть в со­вершении таких действий, в результате которых находящиеся в обла­дании виновного лица сведения, составляющие коммерческую или банковскую тайну, стали достоянием посторонних лиц. Сведения мо­гут быть разглашены в процессе частной переписки или разговора, пуб­личного выступления, демонстрации документов, в частности переда­ны лицу, которое их незаконно собирает, в результате подкупа или шантажа.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение системы правового регулирования фармацевти­ческой деятельности.

2. Как соотносятся между собой системы государственного и правово­го регулирования фармацевтической деятельности?

3. Назовите основные элементы системы правового регулирования фармацевтической деятельности и раскройте их содержание.

4. Перечислите виды деятельности в сфере обращения лекарственных средств, подлежащие в настоящее время лицензированию.

5. Назовите и раскройте содержание лицензионных требований и ус­ловий в сфере обращения лекарственных средств.

6. Назовите органы, полномочные осуществлять лицензирование в сфе­ре обращения лекарственных средств, перечислите их права и пол­номочия.

7. Какие элементы включает в себя отечественная контрольно-разре­шительная система в сфере фармацевтической деятельности?

8. Расскажите о порядке регистрации лекарственных средств, изде­лий медицинского назначения и медицинской техники.

9. Перечислите известные вам стандарты в сфере фармации.

10. Разграничьте понятия фальсифицированного лекарственного сред­ства и незаконной копии лекарственных средств.

11. Приведите перечень сведений, составляющих в Российской Феде­рации государственную тайну. Какие сведения не подлежат отнесе­нию к государственной тайне и почему (ваше мнение)?

12. Перечислите обстоятельства, являющиеся основаниями для рассек­речивания сведений.

13. Что такое допуск к государственной тайне и какие юридические по­следствия он за собой влечет?

14. Разграничьте понятия коммерческой и служебной тайны.

15. Какие сведения не могут составлять коммерческую тайну и почему (ваше мнение)?

Наши рекомендации