Концепция коммерческой деятельности. Субъекты и объекты коммерческой деятельности
Концепция коммерческой деятельности. Субъекты и объекты коммерческой деятельности
Субъекты— это участники коммерческой деятельности, ими являются физические и юридические лица, выполняющие операции купли-продажи.
Физические лица — это граждане, обладающие дееспособностью и правоспособностью. Дееспособностьфизических лиц проявляется в способности их своим действиями создавать юридические обязанности и нести ответственность за совершаемые правонарушения. В соответствии с российскими законами полной дееспособностью обладают физические лица, достигшие совершеннолетия (18 лет).
Под правоспособностьюфизических лиц понимается способность иметь гражданские права. Такими правами является право собственности на имущество, право заниматься предпринимательством и другой, не запрещенной законом деятельностью, создавать предприятия, совершать законные сделки, в том числе сделки купли-продажи, брать на себя обязательства и т.д.
Юридическое лицо — это организация (или группа людей), имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающее этим имуществом по своим обязательствам. Юридическое лицо может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс и смету.
Юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческие организациив качестве основной своей деятельности имеют извлечение прибыли, которую они распределяют по своему усмотрению между участниками. Коммерческие организации создаются в форме государственных и муниципальных предприятий, производственных кооперативов, хозяйственных обществ.
Некоммерческие организациисоздаются в форме общественных и религиозных организаций и объединений, учреждений и различных фондов. Некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью, если она способствует достижению целей, предусмотренных в уставе организации.
Ведение коммерческой деятельностиявляется реализацией важнейшего права его участников — права собственности. Под правом собственности предполагается владение, пользование и распоряжение своим имуществом.
Владение собственностью— это возможность иметь у себя какое-то имущество, физически обладать им, т.е. иметь на своем балансе.
Пользование — это возможность хозяйственного использования, эксплуатации имущества, его потребления.
Под распоряжениемподразумевается изменение принадлежности имущества, например передача по договору.
Ведение коммерческой деятельности базируется на ряде следующих юридических положений:
• неприкосновенность собственности (никто не может быть лишен собственности без решения суда);
• свобода договора (все физические и юридические лица самостоятельно принимают решение о заключении договора);
• равенство участников коммерческих отношений (перед законом все равны);
• необходимость беспрепятственной реализации своих прав (каждое физическое и юридическое лицо имеют право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и другой не запрещенной законом деятельности);
• судебная защита нарушенного права.
Объекты коммерческой деятельности — это все то, что подлежит купле-продаже: товары и услуги, деньги, ценные бумаги, различное имущество, информация, результаты интеллектуальной деятельности (произведения искусства, науки, литературы). Исключением являются те товары, свободная продажа которых запрещена законом: оружие, яды, наркотики и некоторые другие.
Имущество различается на недвижимое и движимое (перемещаемое).
Недвижимое имущество — это объекты, перемещение которых невозможно без нанесения им существенного ущерба. Это здания, различные сооружения, предприятия, земельные участки, участки недр и т.п. Сюда же относятся воздушные и морские суда.
Понятия коммерческого права
Коммерческое право — это одна из новых дисциплин современного российского правоведения и является подотраслью гражданского права, в связи с тем, что торговый оборот — это часть имущественного оборота, регулируемого гражданским правом. Коммерческие отношения регулируются как общими, так и специальными нормами частного права.
В широком смысле торговля — это отрасль хозяйства, экономики и вид экономической деятельности, объектом, полем действия которых является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки, хранение товаров и их подготовка к продаже.
При этом следует отметить, что понятие «коммерция» является одним из видов предпринимательской деятельности, связанной с систематическим получением прибыли в результате торговых сделок. Важно также понимать, что коммерция в отличие от предпринимательства имеет гораздо более узкое понимание, так как в предпринимательской деятельности прибыль можно получать не только от продажи товаров, но и, например, от выполнения работ или оказания услуг. Предпринимательская деятельность в отличие от коммерческой деятельности также связана с предпринимательским риском, новыми подходами к управлению, использованием научных достижений и т. п.
Коммерческое право— это совокупность общих и специальных норм частного права, регулирующих отношения в сфере торговой деятельности по реализации товаров в предпринимательских целях.
4.Изменение условий и расторжение коммерческих (торговых) договоров
При осуществлении коммерческой деятельности довольно часто возникает необходимость изменения и досрочного расторжения заключенных торговых договоров. Существуют различные варианты изменения и расторжения коммерческих договоров. Возможно одностороннее, по соглашению сторон и судебное изменение и расторжение договоров.
Односторонний отказ от договора или одностороннее его изменение, как правило, не допускаются, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом или самим договором. Возможность одностороннего отказа или изменения торгового договора в силу включения в сам договор условия об этом установлена, например, в ст. 310 ГК РФ.
В большинстве случаев возможность для одностороннего отказа от договора или его изменения используется стороной при нарушении обязательств, допущенное другой стороной. Одностороннее изменение или прекращение договора может предусматриваться также на случаи изменений хозяйственной ситуации или условий деятельности сторон. Так, в договорах поставки товаров стороны часто устанавливают право на одностороннее уменьшение количества товара в случае существенных изменений покупательского спроса. Исследуя коммерческие договоры можно увидеть, что одностороннее расторжение или изменение договора возможно по конкретным основаниям. Так, ст. 523 ПС РФ предусматривает односторонний отказ от исполнения договора поставки, где указано, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон. При этом, нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров. А нарушение договора поставки покупателем предполагается существенным в случаях неоднократного нарушения сроков оплаты товаров или неоднократной невыборки товаров.
Договор поставки считается измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон.
По общему правилу, установленному в ст. 450 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими законами или договором.
Расторжение или изменение договора по взаимному согласию сторон оформляются подписанием составленного сторонами дополнительного соглашения или протокола к договору либо обменом письмами, телеграммами или иными отправлениями. При этом важно знать, что оставление направленного предложения без ответа не считается согласием на изменение или расторжение договора.
Судебный порядок изменения или расторжения коммерческих договоров, в первую очередь, установлен в статье 450 ГК РФ. Там указано, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных гражданским кодексом РФ, другими законами или договором.
При этом в указанной статье регламентировано, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Если стороны торгового договора не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут или изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Российское законодательство, регулирующее конкретные виды торговых договоров, предусматривает немало специальных оснований для судебного изменения и расторжения договоров. Так, например, по договору купли-продажи покупатель при обнаружении недостатков товара вправе требовать соразмерного уменьшения цены, замены товара на доброкачественный или иных изменений условий договора (ст. 475 ГК РФ). Все эти изменения производятся по решению суда, если стороны не смогли добровольно урегулировать спор.
Следует понимать, что в случае если закон или торговый договор не предусматривают соответствующих оснований для его судебного изменения или расторжения, то иск стороны-заявителя не будет удовлетворен судом.
Также важно знать, что соответствующее изменение или расторжение коммерческого договора в судебном порядке будет зафиксировано только с момента вступления в законную силу решения суда по данному вопросу.
Метод коммерческого права
Под методами коммерческого праваследует понимать совокупность приемов, способов, средств юридического воздействия на общественные отношения в сфере торговой (коммерческой) деятельности. К числу методов коммерческого права, которые воздействуют на соответствующие общественные отношения, относятся:
· предписания (указывают на то какие действия совершать необходимо),
· дозволения (указывают на действия, которые можно совершать)
· запреты (от каких действий следует воздержаться).
Как и для многих других отраслей российского права для коммерческого права характерны два способа регулирования общественных отношений в сфере торговой деятельности, а именно: императивный и диспозитивный.
В большей степени для коммерческого права характерен диспозитивный метод правового регулирования, который включает в себя дозволения, представляющие субъектам коммерческих отношений право на самостоятельный выбор своего поведения. Основанием для возникновения этих отношений, как правило, выступает договор. Граждане и юридические лица свободны в заключении договоров. Понуждение к заключению торговых (коммерческих) договоров не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским Кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Императивный методхарактеризуется преобладанием властных предписаний и запретов. Для некоторых отношений, регулируемых коммерческим правом, характерен именно императивный метод, например, в сфере государственного регулирования торговой деятельности» Он предполагает наличие обязательных для исполнения правил и норм, возникающих в указанной сфере для субъектов торговых отношений.
6.Планирование и снабжение на предприятии. Долгосрочное планирование
Сущность планирования обеспечения предприятия материальными ресурсами
С дальнейшим развитием рыночных отношений необходима глубокая адаптацияпроизводства к требованиям потребителей, так как в мире все большее признание приобретает индивидуальный маркетинг. Поэтому при планировании материально-технического обеспечения необходимо учитывать две основные стратегии планирования производства.
1. Стратегия следования производства за спросом товаров на рынке. В этом случае производственные мощности предприятия адаптируются к величине спроса на продукцию. Потребность в материальных ресурсах при планировании материально — технического обеспечения определяется на основе норм расхода на единицу продукции иобъемов производимой продукции.
2. Стратегия фиксированного объема производства. Иначе ее называют стратегией производства «на заказ». Чаще всего она применяется в единичном, а также мелкосерийном производстве. Иногда может трансформироваться в стратегию проектирования «на заказ», когда разработка продукции начинается с этапа конструкторской подготовки производства. В случае применения этой стратегии разница между возросшим спросом на продукцию и объемом производства должна покрываться запасами, сверхурочными работами, наймом персонала на время.
Планирование материально-технического обеспечения является составной частью планирования хозяйственной деятельности промышленного предприятия.
Система планов предприятия должна включать долгосрочные и текущие планы. Долгосрочное планирование предприятия выражает его общую стратегию. Долгосрочный план - это, по существу, изложение концепции развития, где рассматриваются основные проекты и задаются приоритеты. Долгосрочный план разрабатывается на уровне высшего руководства. Цели планирования определяются системой ценностей, а она принадлежит тем, кто держит в руках ключевые ресурсы.
Процесс долгосрочного планирования на промышленном предприятии в условиях рынка включает три стадии.
На первой стадии формулируются цели предприятия, собирается внешняя информация об окружающей среде, отрасли, конкурентах.
На второй стадии исходя из целей предприятия на перспективу определяются уровни притязаний, темпы роста основных показателей деятельности, рыночная доля предприятия. Затем важнейшие показатели прогнозируются при условии сохранения действующей политики предприятия на рынке и сравниваются с уровнем притязаний. Выявляется разница между прогнозными значениями итеми на которые претендует предприятие.
На третьей стадии разрабатывается новая стратегия с целью устранения разницы между прогнозными значениями и теми, на которые претендует предприятие.
Предмет коммерческого права
По своему предмету коммерческое право сходно с предметом предпринимательского права, но в данном случае все же существует разница между предметами данных отраслей. Предпринимательское право, в частности, регулирует отношения, связанные с самой предпринимательской деятельностью, в результате которой достигается одна из главных целей предпринимательства— получение прибыли.
Предметом коммерческого праваявляется правовое регулирование общественных отношений в сфере профессиональной торговой (коммерческой) деятельности,
Торговая деятельность(товарообращение) — это определенная цепочка взаимосвязанных действий по продвижению товара от производителя к потребителю.
Составляющими звеньями современной торговой деятельности являются:
1) сбыт товара непосредственно производителем;
2) деятельность профессиональных торговых посреднических (в большинстве случаев оптовых) фирм, передающих, продающих товар от производителя до торговой (как правило, розничной) сети;
3) деятельность розничных торговых коммерческих организаций (образующих торговую розничную сеть);
4) деятельность потребителей по приобретению товаров.
Следует иметь в виду, что могут существовать и иные виды организации торговой деятельности (например* продажа товара без посредников, продажа товаров на основании государственных заказов, купля-продажа товаров на биржах и т. д.).
Указанные выше действия регулируются большим количеством правовых норм, которые далеко не все прописаны в Гражданском кодексе Российской Федерации, а разбросаны в различного рода законах и подзаконных нормативно-правовых актах, а также сформированы обычаями делового оборота, практикой.
Как видим, предмет коммерческого права по своему составу достаточно сложен и требует особого правового регулирования. Среди юристов бытует мнение о необходимости разработки Торгового Кодекса России, в котором должны быть урегулированы специальные нормы права о коммерческой деятельности. Возможно данный правовой акт, в случае его принятия, принесет положительные плоды для развития торговой, коммерческой деятельности в Российской Федерации.
Объекты коммерческого права
Объектами коммерческого (торгового) права являются ценности, по поводу которых возникают отношения, регулируемые коммерческим правом. К указанным объектам относятся товары, различного рода товарораспорядительные документы, а также объекты интеллектуальной собственности.
В качестве товаракак объекта коммерческого права выступает вещи, находящиеся в коммерческом,(торговом) обороте, т. е. имущество, выступающее предметом договоров купли-продажи, в котором в качестве хотя бы одной из сторон выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, Отсюда можно сделать вывод, что к объектам коммерческого права относятся не все товары, а только те, которые участвуют в торговом, коммерческом обороте, т. е. могут быть продвинуты от производителя к потребителю.
Следует иметь в виду, что исходя из мировой практики целый ряд товаров, являющихся предметами продажи не входит в круг объектов коммерческого права. Это связано с их спецификой, особенностями их продажи, транспортировки и иных параметрам.
К указанным товарам, в частности, относятся электроэнергия, тепло, вода, недвижимое имущество
Это выражается тем, что порядок оборота товаров данного вида остался за пределами регулирования Торговых кодексов ведущих западных стран, а также, что данные товары исключены из предмета регулирования ведущих международных документов в области торгового права (например, Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.). Кроме того, исходя из российского законодательства ряд товаров (например, космическое оборудование, военная техника, яды и др.) в нашей стране изъяты из торгового оборота, соответственно также не могут являться объектами коммерческого права.
К другим объектам коммерческого права можно отнести товарораспорядительные документы. Эти документы предоставляют право своим владельцам на товар, указанный в них. Продажа товара в торговых сделках влечет за собой обязательную передачу товарораспорядительных документов. К указанным документам относятся: складские свидетельства, коносамент (документ, отражающий ответственность владельца груза за качество товара и его упаковку29), накладные на перевозку грузов другими видами транспорта.
Что касается таких объектов коммерческого права, как объекты интеллектуальной собственности,следует отметить, что в учебной литературе их часто именуют как «средства индивидуализации товара». К ним относятся: товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование.
Товарным знакомв соответствии с действующим законодательством РФ является обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, которым признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (ст. 1477 ГК РФ).
На территории России действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.
Знак обслуживания— это обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг. Следует также иметь в виду, что к нормам о знаках обслуживания применяются вышеперечисленные нормы о товарных знаках.
Относительно такого объекта интеллектуальной собственности как фирменное наименованиевначале необходимо сказать, что коммерческая организация, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
В юридической литературе существуют различные точки зрения на объекты коммерческого права. В частности, ряд авторов30 к объектам коммерческого права относят имущественные права (вещные и обязательственные). К вещным правам соответственно относятся способность субъекта владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом и правами на имущество. Среди обязательственных прав выделяются универсальные (право землепользования, сервитут, права залога недвижимости и аренды предприятий) и специальные (право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право постоянного землепользования, право пожизненного наследуемого владения, земельным участком. Все вышеперечисленные права имеют, в первую очередь, отношение к гражданскому (имущественному) обороту, а не коммерческому праву. Торговые отношения характеризуются рядом принципиальных отличий от имущественных (гражданских) отношений. Это всегда возмездная деятельность, имеющая определенную целевую направленность — продвижение товара от изготовителя к потребителю31.
Формы собственности
Property; Ownership
Собственность - имущество или финансовые средства, принадлежащие физическому или юридическому лицу. Различают государственную, личную, акционерную, индивидуальную, паевую, совместную, общую, трудовую, коллективную, коммунальную, кооперативную и частную собственность.
Форма собственности
Types of property; Forms of ownership
Форма собственности - законодательно урегулированные имущественные отношения, характеризующие закрепление имущества за определенным собственником на праве собственности.
В РФ признанными и гарантированными Конституцией являются формы собственности:
- государственная собственность;
- муниципальная собственность;
- частная собственность;
+ Конституция РФ допускает существование иных форм собственности.
Государственный банк
State bank
Государственный банк - банк, находящийся в собственности государства и управляемый государственными органами. Кроме Центрального Банка страны государственными могут быть и коммерческие банки и другие специальные кредитные учреждения.
Государственный сектор
Государственное предприятие
State enterprise
Государственное предприятие - предприятие, основные средства которого находятся в государственной собственности, а руководители назначаются или нанимаются по контракту государственными органами. Государственные предприятия получают основную часть своих доходов за счет продажи товаров и услуг, а не из государственного бюджета
Унитарное предприятие
Unitary enterprise
Унитарное предприятие - организационно-правовая форма коммерческой организации, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество такого предприятия неделимо и не может быть распределено по вкладам, долям и паям. В форме унитарных могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Управляющим является назначаемый собственником руководитель. Имущество находится в государственной и муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или хозяйственного управления.
Доверительная собственность
Траст Trust
Доверительная собственность - институт англо-американского права; особая форма собственности, переданная ее учредителем (сеттлором) доверительному собственнику. Доверительный собственник управляет:
- переданной ему собственностью только в соответствии с целями, указанными учредителем;
- в пользу выгодоприобретателей (бенефициариев).
Земельная собственность
Landed property
Общая собственность
Паевая собственность
Share property
Паевой инвестиционный фонд - инструмент коллективного инвестирования, который дает инвесторам возможность объединить свои сбережения (паи) под управлением профессиональной управляющей компании. По законодательству РФ существует два типа паевых фондов: открытые и интервальные
Intellectual property
Автор
Author
Автор - по законодательству РФ - физическое лицо, творческим трудом которого создано изобретение, полезная модель или промышленный образец. Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.
В некоторых случаях автором является учреждение или организация, от имени которых публикуются материалы.
Авторское право
Copyright
Авторское право - институт гражданского права:
- регулируемый национальными законами и международными конвенциями; и
- регулирующий отношения, складывающиеся в связи с использованием произведений науки, литературы и искусства.
Авторское право распространяется на законченные или незаконченные произведения, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его воспроизведения.
Патентное право
Патентное право - отрасль права, нормы которой устанавливают систему охраны прав на технические решения (изобретения) путем выдачи патента. Патентное право включает:
- нормы, определяющие характер объектов, признаваемых изобретениями;
- требования, предъявляемые к техническому решению для того, чтобы оно было признано изобретением;
- права патентообладателя, порядок их переуступки и порядок рассмотрения споров о нарушениях патентов;
- правила подачи и рассмотрения заявок на получение патентов.
Вещное право
Вещное право - правовые нормы, регулирующие имущественные отношения. Вещное право дает основание имеющему его лицу действовать в отношении имущества, не прибегая к согласию и поддержке других лиц. Объектом вещного права является конкретная вещь.
Имущество
Property
ФРАНЧАЙЗИНГ
Франчайзинг представляет собой способ деятельности, при котором франшизер (продавец) передает франшизе (покупателю, оператору) право на использование своего товарного знака. При этом продавец оказывает постоянную помощь покупателю в его бизнесе, выходящую за рамки формальных отношений. Франшизер (франчайзер) предоставляет оператору обслуживание (снабжение) и оперативную поддержку (помощь в выборе мест размещения, в заключении соглашений о закупке и лизинге оборудования, в подготовке предприятия, торговой точки к открытию и в оперативном функционировании, обучении персонала на месте). В определенном смысле продавец и покупатель действуют как вертикально интегрированная фирма, поскольку стороны взаимосвязаны и каждая производит часть товара или услуг, попадающих в конечном счете к потребителю. При этом партнеру передается не только лицензия на использование товарного знака, но и торговые и производственные навыки, позволяющие создать представление о нем как о дочернем предприятии известной фирмы. Таким образом, франчайзинг подразумевает передачу товарного знака и непрерывное вливание необходимых активов во франшизное предприятие.
Согласно европейскому законодательству лицензиар, передающий право на использование своего товарного знака, несет ответственность за качество предоставляемых лицензиатом продуктов и услуг, поэтому данные сделки предполагают постоянное проведение контроля качества.
В связи с этим франчайзинг требует больших расходов и сопряжен со значительным риском. Первоначальный взнос, выплачиваемый будущим предпринимателем — оператором головной фирме — франчайзеру, составляет в среднем 19,5—28,4 тыс. долл., но часто превышает 1 млн долл. Средний размер лицензионных платежей (роялти) составляет около 5%, плата за рекламу — 2% объема продаж. Средняя продолжительность заключаемых фран-чайзинговых контактов составляет около 14 лет. Ко времени окончания срока выживает примерно 1 из 4 систем франчайзинга. Особенно велика степень выбытия на начальных этапах — примерно '/з прекращает деятельность в течение первых 4 лет [6, с. 43—50]. В своей стране успех франшизера в основном определяется тремя факторами:
1) стандартизацией продукции и услуг;
2) высоким уровнем ознакомления потребителей с продукцией фирмы благодаря рекламе;
3) эффективным контролем за издержками и высоким уровнем качества.
При проникновении на иностранные рынки местные ограничения могут сделать невозможными вышеперечисленные факторы. В то же время, чем сильнее франшизер подстраивается под особенности страны-реципиента, тем меньше он может предложить потенциальному покупателю (франшизе).
Наибольшее распространение этот вид деятельности приобрел в розничной торговле и сфере услуг. В США в настоящее время франчайзинг превратился в основную форму организации предпринимательства в сфере розничной торговли. Эта система особенно быстро распространяется в общественном питании, банковских услугах, обслуживании системы Интернета и является составной частью концепции маркетинга. В последние годы в США возникает более 200 новых систем франчайзинга в год.
История франчайзинга началась в XIX в. и получила наибольшее распространение в США, где в настоящее время свыше 40% оборота розничной торговли приходится на сферу франчайзинга. В США действует более 540 тыс. франшиз, на предприятиях которых занято более 9 млн человек. В числе наиболее крупных компаний, успешно продвигающих свой бизнес путем франчайзинга, компания Pizza Inn Inc (система ресторанов Pizza Inn, действующая в 18 штатах США и 19 зарубежных странах), компания McDonald's, имеющая свыше 22 тыс. предприятий в различных странах, KFC — 10 тыс., Sabway— 22,5 тыс. предприятий [39].
В России рынок франчайзинга только начинает развиваться. Первой на этот рынок пришла сеть "Баскин Роббинс", которая продала свою первую франшизу в Москве в 1992 г. Сейчас по этой системе в России работает несколько десятков компаний, предлагающих на рынке проекты от нескольких сотен до нескольких миллионов долларов (сеть супермаркетов "Перекресток"). Наиболее активны в этой системе риэлторы.
Однако франчайзинг в России развивается в очень узком сегменте рынка (в основном сфера розничной торговли и ресторанов быстрого обслуживания), где наиболее высока норма прибыли, и практически не затрагивает рынки, которые в зарубежных странах почти на 80% заняты франчайзинговыми сетями (автосервис, автомойки, бытовые и коммунальные услуги, а также образование, логистика, недвижимость, гостиничный бизнес, медицина, страхование, финансовые услуги, полиграфия и т. д.).
Концепция коммерческой деятельности. Субъекты и объекты коммерческой деятельности
Субъекты— это участники коммерческой деятельности, ими являются физические и юридические лица, выполняющие операции купли-продажи.
Физические лица — это граждане, обладающие дееспособностью и правоспособностью. Дееспособностьфизических лиц проявляется в способности их своим действиями создавать юридические обязанности и нести ответственность за совершаемые правонарушения. В соответствии с российскими законами полной дееспособностью обладают физические лица, достигшие совершеннолетия (18 лет).
Под правоспособностьюфизических лиц понимается способность иметь гражданские права. Такими правами является право собственности на имущество, право заниматься предпринимательством и другой, не запрещенной законом деятельностью, создавать предприятия, совершать законные сделки, в том числе сделки купли-продажи, брать на себя обязательства и т.д.
Юридическое лицо — это организация (или группа людей), имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающее этим имуществом по своим обязательствам. Юридическое лицо может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс и смету.
Юридические лица подразделяются н