Концепция коммерческой деятельности. Субъекты и объекты коммерческой деятельности

Концепция коммерческой деятельности. Субъекты и объекты коммерческой деятельности

Субъекты— это участники коммерческой деятельности, ими яв­ляются физические и юридические лица, выполняющие опера­ции купли-продажи.

Физические лица — это граждане, обладающие дееспособностью и правоспособностью. Дееспособностьфизических лиц проявляется в способности их своим действиями создавать юридические обязанности и нести ответственность за совершаемые правонарушения. В соответ­ствии с российскими законами полной дееспособностью обладают физические лица, достигшие совершеннолетия (18 лет).

Под правоспособностьюфизических лиц понимается способ­ность иметь гражданские права. Такими правами является право собственности на имущество, право заниматься предприниматель­ством и другой, не запрещенной законом деятельностью, создавать предприятия, совершать законные сделки, в том числе сделки куп­ли-продажи, брать на себя обязательства и т.д.

Юридическое лицо — это организация (или группа людей), имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оператив­ном управлении обособленное имущество и отвечающее этим иму­ществом по своим обязательствам. Юридическое лицо может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юри­дическое лицо должно иметь самостоятельный баланс и смету.

Юридические лица подразделяются на коммерческие и неком­мерческие организации. Коммерческие организациив качестве ос­новной своей деятельности имеют извлечение прибыли, которую они распределяют по своему усмотрению между участниками. Коммерческие организации создаются в форме государственных и му­ниципальных предприятий, производственных кооперативов, хо­зяйственных обществ.

Некоммерческие организациисоздаются в форме общественных и религиозных организаций и объединений, учреждений и различных фондов. Некоммерческие организации могут заниматься предпри­нимательской деятельностью, если она способствует достижению целей, предусмотренных в уставе организации.

Ведение коммерческой деятельностиявляется реализацией важ­нейшего права его участников — права собственности. Под правом собственности предполагается владение, пользование и распоряже­ние своим имуществом.

Владение собственностью— это возможность иметь у себя ка­кое-то имущество, физически обладать им, т.е. иметь на своем ба­лансе.

Пользование — это возможность хозяйственного использования, эксплуатации имущества, его потребления.

Под распоряжениемподразумевается изменение принадлежности имущества, например передача по договору.

Ведение коммерческой деятельности базируется на ряде сле­дующих юридических положений:

неприкосновенность собственности (никто не может быть лишен собственности без решения суда);

свобода договора (все физические и юридические лица само­стоятельно принимают решение о заключении договора);

равенство участников коммерческих отношений (перед зако­ном все равны);

необходимость беспрепятственной реализации своих прав (каждое физическое и юридическое лицо имеют право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и другой не запрещенной законом деятельности);

• судебная защита нарушенного права.

Объекты коммерческой деятельности — это все то, что подле­жит купле-продаже: товары и услуги, деньги, ценные бумаги, раз­личное имущество, информация, результаты интеллектуальной дея­тельности (произведения искусства, науки, литературы). Исключе­нием являются те товары, свободная продажа которых запрещена законом: оружие, яды, наркотики и некоторые другие.

Имущество различается на недвижимое и движимое (перемещаемое).

Недвижи­мое имущество — это объекты, перемещение которых невозможно без нанесения им существенного ущерба. Это здания, различные сооружения, предприятия, земельные участки, участки недр и т.п. Сюда же относятся воздушные и морские суда.

Понятия коммерческого права

Коммерческое право — это одна из новых дисциплин современного российского пра­воведения и является подотраслью гражданского пра­ва, в связи с тем, что торговый оборот — это часть иму­щественного оборота, регулируемого гражданским пра­вом. Коммерческие отношения регулируются как общими, так и специальными нормами частного права.

В широком смысле торговля — это отрасль хозяйства, экономики и вид экономической дея­тельности, объектом, полем действия которых является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслужи­вание покупателей в процессе продажи товаров и их до­ставки, хранение товаров и их подготовка к продаже.

При этом следует отметить, что понятие «коммерция» является одним из видов предпринимательской деятель­ности, связанной с систематическим получением прибы­ли в результате торговых сделок. Важно также пони­мать, что коммерция в отличие от предпринимательства имеет гораздо более узкое понимание, так как в пред­принимательской деятельности прибыль можно получать не только от продажи товаров, но и, например, от вы­полнения работ или оказания услуг. Предпринимательс­кая деятельность в отличие от коммерческой деятельно­сти также связана с предпринимательским риском, но­выми подходами к управлению, использованием научных достижений и т. п.

Ком­мерческое право— это совокупность общих и специ­альных норм частного права, регулирующих отноше­ния в сфере торговой деятельности по реализации товаров в предпринимательских целях.

4.Изменение условий и расторжение коммерческих (торговых) договоров

При осуществлении коммерческой деятельности до­вольно часто возникает необходимость изменения и дос­рочного расторжения заключенных торговых договоров. Существуют различные варианты изменения и растор­жения коммерческих договоров. Возможно односторон­нее, по соглашению сторон и судебное изменение и рас­торжение договоров.

Односторонний отказ от договора или односторон­нее его изменение, как правило, не допускаются, за ис­ключением случаев, прямо предусмотренных законом или самим договором. Возможность одностороннего от­каза или изменения торгового договора в силу включе­ния в сам договор условия об этом установлена, напри­мер, в ст. 310 ГК РФ.

В большинстве случаев возможность для односторон­него отказа от договора или его изменения использует­ся стороной при нарушении обязательств, допущенное другой стороной. Одностороннее изменение или прекра­щение договора может предусматриваться также на слу­чаи изменений хозяйственной ситуации или условий деятельности сторон. Так, в договорах поставки това­ров стороны часто устанавливают право на односторон­нее уменьшение количества товара в случае существен­ных изменений покупательского спроса. Исследуя коммерческие договоры можно увидеть, что одностороннее расторжение или изменение договора возможно по конкретным основаниям. Так, ст. 523 ПС РФ предусматривает односторонний отказ от испол­нения договора поставки, где указано, что односторон­ний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допус­каются в случае существенного нарушения договора одной из сторон. При этом, нарушение договора постав­ки поставщиком предполагается существенным в слу­чаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недо­статками, которые не могут быть устранены в приемле­мый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров. А нарушение договора постав­ки покупателем предполагается существенным в случа­ях неоднократного нарушения сроков оплаты товаров или неоднократной невыборки товаров.

Договор поставки считается измененным или растор­гнутым с момента получения одной стороной уведомле­ния другой стороны об одностороннем отказе от исполне­ния договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон.

По общему правилу, установленному в ст. 450 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено дан­ным Кодексом, другими законами или договором.

Расторжение или изменение договора по взаимному согласию сторон оформляются подписанием составлен­ного сторонами дополнительного соглашения или про­токола к договору либо обменом письмами, телеграмма­ми или иными отправлениями. При этом важно знать, что оставление направленного предложения без ответа не считается согласием на изменение или расторжение договора.

Судебный порядок изменения или расторжения ком­мерческих договоров, в первую очередь, установлен в статье 450 ГК РФ. Там указано, что по требованию од­ной из сторон договор может быть изменен или растор­гнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных гражданским кодексом РФ, другими законами или договором.

При этом в указанной статье регламентировано, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Если стороны торгового договора не достигли согла­шения о приведении договора в соответствие с суще­ственно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут или из­менен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

1) в момент заключения договора стороны исходи­ли из того, что такого изменения обстоятельств не про­изойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, ко­торые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по харак­теру договора и условиям оборота;

3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соот­ношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из обычаев делового оборота или существа догово­ра не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Российское законодательство, регулирующее конк­ретные виды торговых договоров, предусматривает не­мало специальных оснований для судебного изменения и расторжения договоров. Так, например, по договору купли-продажи покупатель при обнаружении недостат­ков товара вправе требовать соразмерного уменьшения цены, замены товара на доброкачественный или иных изменений условий договора (ст. 475 ГК РФ). Все эти изменения производятся по решению суда, если сторо­ны не смогли добровольно урегулировать спор.

Следует понимать, что в случае если закон или торго­вый договор не предусматривают соответствующих осно­ваний для его судебного изменения или расторжения, то иск стороны-заявителя не будет удовлетворен судом.

Также важно знать, что соответствующее изменение или расторжение коммерческого договора в судебном порядке будет зафиксировано только с момента вступле­ния в законную силу решения суда по данному вопросу.

Метод коммерческого права

Под методами коммерческого пра­васледует понимать совокупность приемов, способов, средств юридического воздействия на общественные от­ношения в сфере торговой (коммерческой) деятельности. К числу методов коммерческого права, которые воз­действуют на соответствующие общественные отноше­ния, относятся:

· предписания (указывают на то какие действия совершать необходимо),

· дозволения (указыва­ют на действия, которые можно совершать)

· запреты (от каких действий следует воздержаться).

Как и для многих других отраслей российского права для коммерческого права характерны два способа регу­лирования общественных отношений в сфере торговой деятельности, а именно: императивный и диспозитивный.

В большей степени для коммерческого права ха­рактерен диспозитивный метод правового регулиро­вания, который включает в себя дозволения, представ­ляющие субъектам коммерческих отношений право на самостоятельный выбор своего поведения. Основанием для возникновения этих отношений, как правило, выступает договор. Граждане и юридические лица свободны в зак­лючении договоров. Понуждение к заключению торго­вых (коммерческих) договоров не допускается, за исклю­чением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским Кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

Императивный методхарактеризуется преоблада­нием властных предписаний и запретов. Для некото­рых отношений, регулируемых коммерческим правом, характерен именно императивный метод, например, в сфере государственного регулирования торговой деятель­ности» Он предполагает наличие обязательных для ис­полнения правил и норм, возникающих в указанной сфере для субъектов торговых отношений.

6.Планирование и снабжение на предприятии. Долгосрочное планирование

Сущность планирования обеспечения предприятия материальными ресурсами

С дальнейшим разви­тием рыночных отношений необходима глубокая адаптацияпроиз­водства к требованиям потребителей, так как в мире все большее признание приобретает индивидуальный маркетинг. Поэтому при планировании материально-технического обеспечения необходимо учитывать две основные стратегии планирования производства.

1. Стратегия следования производства за спросом товаров на рынке. В этом случае производственные мощности предприятия адаптируются к величине спроса на продукцию. Потребность в материальных ресурсах при планировании материально — технического обеспечения определяется на основе норм расхода на единицу продукции иобъемов производимой продукции.

2. Стратегия фиксированного объема производства. Иначе ее называют стратегией производства «на заказ». Чаще всего она применяется в единичном, а также мелкосерийном производстве. Иногда может трансформироваться в стратегию проектирования «на заказ», когда разработка продукции начинается с этапа конструкторской подготовки производства. В случае применения этой стратегии разница между возросшим спросом на продукцию и объемом производства должна покрываться запасами, сверхурочными работами, наймом персонала на время.

Планирование материально-технического обеспечения является составной частью планирования хозяйственной деятельности про­мышленного предприятия.

Система планов предприятия должна включать долгосрочные и текущие планы. Долгосрочное планирование предприятия выражает его общую стратегию. Долгосрочный план - это, по существу, изложение концепции развития, где рассматриваются основные проекты и задаются приоритеты. Долгосрочный план разрабатывается на уровне высшего руководства. Цели планирования определяются системой ценностей, а она принадлежит тем, кто держит в руках ключевые ресурсы.

Процесс долгосрочного планирования на промышленном предприятии в условиях рынка включает три стадии.

На первой стадии формулируются цели предприятия, собирается внешняя информация об окружающей среде, отрасли, конкурентах.

На второй стадии исходя из целей предприятия на перспективу определяются уровни притязаний, темпы роста основных показателей деятельности, рыночная доля предприятия. Затем важнейшие показатели прогнозируются при условии сохранения действующей политики предприятия на рынке и сравниваются с уровнем притязаний. Выявляется разница между прогнозными значениями итеми на которые претендует предприятие.

На третьей стадии разрабатывается новая стратегия с целью устранения разницы между прогнозными значениями и теми, на которые претендует предприятие.

Предмет коммерческого права

По своему предмету коммерческое право сходно с предметом предпринимательского права, но в данном случае все же существует разница между предметами данных отраслей. Предпринимательское право, в част­ности, регулирует отношения, связанные с самой пред­принимательской деятельностью, в результате которой достигается одна из главных целей предприниматель­ства— получение прибыли.

Предметом коммерческого праваявляется пра­вовое регулирование общественных отношений в сфе­ре профессиональной торговой (коммерческой) деятель­ности,

Торговая деятельность(товарообращение) — это определенная цепочка взаимосвязанных действий по продвижению товара от производителя к потребителю.

Составляющими звеньями современной торговой де­ятельности являются:

1) сбыт товара непосредственно производителем;

2) деятельность профессиональных торговых посред­нических (в большинстве случаев оптовых) фирм, пере­дающих, продающих товар от производителя до торго­вой (как правило, розничной) сети;

3) деятельность розничных торговых коммерческих организаций (образующих торговую розничную сеть);

4) деятельность потребителей по приобретению то­варов.

Следует иметь в виду, что могут существовать и иные виды организации торговой деятельности (например* продажа товара без посредников, продажа товаров на основании государственных заказов, купля-продажа товаров на биржах и т. д.).

Указанные выше действия регулируются большим количеством правовых норм, которые далеко не все про­писаны в Гражданском кодексе Российской Федерации, а разбросаны в различного рода законах и подзаконных нормативно-правовых актах, а также сформированы обычаями делового оборота, практикой.

Как видим, предмет коммерческого права по своему составу достаточно сложен и требует особого правового регулирования. Среди юристов бытует мнение о необхо­димости разработки Торгового Кодекса России, в кото­ром должны быть урегулированы специальные нормы права о коммерческой деятельности. Возможно данный правовой акт, в случае его принятия, принесет положи­тельные плоды для развития торговой, коммерческой деятельности в Российской Федерации.

Объекты коммерческого права

Объектами коммерческого (торгового) права явля­ются ценности, по поводу которых возникают отноше­ния, регулируемые коммерческим правом. К указанным объектам относятся товары, различного рода товаро­распорядительные документы, а также объекты интел­лектуальной собственности.

В качестве товаракак объекта коммерческого пра­ва выступает вещи, находящиеся в коммерческом,(тор­говом) обороте, т. е. имущество, выступающее предме­том договоров купли-продажи, в котором в качестве хотя бы одной из сторон выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, Отсюда можно сде­лать вывод, что к объектам коммерческого права отно­сятся не все товары, а только те, которые участвуют в торговом, коммерческом обороте, т. е. могут быть про­двинуты от производителя к потребителю.

Следует иметь в виду, что исходя из мировой прак­тики целый ряд товаров, являющихся предметами про­дажи не входит в круг объектов коммерческого права. Это связано с их спецификой, особенностями их прода­жи, транспортировки и иных параметрам.

К указанным товарам, в частности, относятся элек­троэнергия, тепло, вода, недвижимое имущество

Это выражается тем, что порядок оборота товаров данного вида остался за пределами регулирования Тор­говых кодексов ведущих западных стран, а также, что данные товары исключены из предмета регулирования ведущих международных документов в области торго­вого права (например, Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.). Кроме того, исходя из российского законодательства ряд товаров (например, космическое оборудование, военная техника, яды и др.) в нашей стране изъяты из торгового оборота, соответственно также не могут являться объектами коммерческого права.

К другим объектам коммерческого права можно от­нести товарораспорядительные документы. Эти доку­менты предоставляют право своим владельцам на товар, указанный в них. Продажа товара в торговых сделках влечет за собой обязательную передачу товарораспоря­дительных документов. К указанным документам отно­сятся: складские свидетельства, коносамент (документ, отражающий ответственность владельца груза за каче­ство товара и его упаковку29), накладные на перевозку грузов другими видами транспорта.

Что касается таких объектов коммерческого права, как объекты интеллектуальной собственности,сле­дует отметить, что в учебной литературе их часто име­нуют как «средства индивидуализации товара». К ним относятся: товарный знак, знак обслуживания, фирмен­ное наименование.

Товарным знакомв соответствии с действующим за­конодательством РФ является обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, которым призна­ется исключительное право, удостоверяемое свидетель­ством на товарный знак (ст. 1477 ГК РФ).

На территории России действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федераль­ным органом исполнительной власти по интеллектуаль­ной собственности, а также в других случаях, преду­смотренных международным договором Российской Фе­дерации.

В качестве товарных знаков могут быть зарегистри­рованы словесные, изобразительные, объемные и дру­гие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цвето­вом сочетании.

Знак обслуживания— это обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг. Следует также иметь в виду, что к нормам о знаках обслуживания применя­ются вышеперечисленные нормы о товарных знаках.

Относительно такого объекта интеллектуальной соб­ственности как фирменное наименованиевначале необ­ходимо сказать, что коммерческая организация, высту­пает в гражданском обороте под своим фирменным наи­менованием, которое определяется в учредительных документах и включается в единый государственный ре­естр юридических лиц при государственной регистра­ции юридического лица.

Фирменное наименование юридического лица долж­но содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначаю­щих род деятельности.

В юридической литературе существуют различные точки зрения на объекты коммерческого права. В час­тности, ряд авторов30 к объектам коммерческого права относят имущественные права (вещные и обязательст­венные). К вещным правам соответственно относятся способность субъекта владеть, пользоваться и распоря­жаться имуществом и правами на имущество. Среди обязательственных прав выделяются универсальные (право землепользования, сервитут, права залога не­движимости и аренды предприятий) и специальные (право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право постоянного землепользования, пра­во пожизненного наследуемого владения, земельным участком. Все вышеперечисленные права имеют, в пер­вую очередь, отношение к гражданскому (имуществен­ному) обороту, а не коммерческому праву. Торговые отношения характеризуются рядом принципиальных отличий от имущественных (гражданских) отношений. Это всегда возмездная деятельность, имеющая опреде­ленную целевую направленность — продвижение това­ра от изготовителя к потребителю31.

Формы собственности

Property; Ownership

Собственность - имущество или финансовые средства, принадлежащие физическому или юридическому лицу. Различают государственную, личную, акционерную, индивидуальную, паевую, совместную, общую, трудовую, коллективную, коммунальную, кооперативную и частную собственность.

Форма собственности

Types of property; Forms of ownership

Форма собственности - законодательно урегулированные имущественные отношения, характеризующие закрепление имущества за определенным собственником на праве собственности.

В РФ признанными и гарантированными Конституцией являются формы собственности:
- государственная собственность;
- муниципальная собственность;
- частная собственность;
+ Конституция РФ допускает существование иных форм собственности.

Государственный банк

State bank

Государственный банк - банк, находящийся в собственности государства и управляемый государственными органами. Кроме Центрального Банка страны государственными могут быть и коммерческие банки и другие специальные кредитные учреждения.

Государственный сектор

Государственное предприятие

State enterprise

Государственное предприятие - предприятие, основные средства которого находятся в государственной собственности, а руководители назначаются или нанимаются по контракту государственными органами. Государственные предприятия получают основную часть своих доходов за счет продажи товаров и услуг, а не из государственного бюджета

Унитарное предприятие

Unitary enterprise

Унитарное предприятие - организационно-правовая форма коммерческой организации, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество такого предприятия неделимо и не может быть распределено по вкладам, долям и паям. В форме унитарных могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Управляющим является назначаемый собственником руководитель. Имущество находится в государственной и муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или хозяйственного управления.

Доверительная собственность

Траст Trust

Доверительная собственность - институт англо-американского права; особая форма собственности, переданная ее учредителем (сеттлором) доверительному собственнику. Доверительный собственник управляет:
- переданной ему собственностью только в соответствии с целями, указанными учредителем;
- в пользу выгодоприобретателей (бенефициариев).

Земельная собственность

Landed property

Общая собственность

Паевая собственность

Share property

Паевой инвестиционный фонд - инструмент коллективного инвестирования, который дает инвесторам возможность объединить свои сбережения (паи) под управлением профессиональной управляющей компании. По законодательству РФ существует два типа паевых фондов: открытые и интервальные

Intellectual property

Автор

Author

Автор - по законодательству РФ - физическое лицо, творческим трудом которого создано изобретение, полезная модель или промышленный образец. Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.

В некоторых случаях автором является учреждение или организация, от имени которых публикуются материалы.

Авторское право

Copyright

Авторское право - институт гражданского права:
- регулируемый национальными законами и международными конвенциями; и
- регулирующий отношения, складывающиеся в связи с использованием произведений науки, литературы и искусства.

Авторское право распространяется на законченные или незаконченные произведения, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его воспроизведения.

Патентное право

Патентное право - отрасль права, нормы которой устанавливают систему охраны прав на технические решения (изобретения) путем выдачи патента. Патентное право включает:
- нормы, определяющие характер объектов, признаваемых изобретениями;
- требования, предъявляемые к техническому решению для того, чтобы оно было признано изобретением;
- права патентообладателя, порядок их переуступки и порядок рассмотрения споров о нарушениях патентов;
- правила подачи и рассмотрения заявок на получение патентов.

Вещное право

Вещное право - правовые нормы, регулирующие имущественные отношения. Вещное право дает основание имеющему его лицу действовать в отношении имущества, не прибегая к согласию и поддержке других лиц. Объектом вещного права является конкретная вещь.

Имущество

Property

ФРАНЧАЙЗИНГ

Франчайзинг представляет собой способ деятельности, при ко­тором франшизер (продавец) передает франшизе (покупателю, оператору) право на использование своего товарного знака. При этом продавец оказывает постоянную помощь покупателю в его бизнесе, выходящую за рамки формальных отношений. Франшизер (франчайзер) предоставляет оператору обслуживание (снабже­ние) и оперативную поддержку (помощь в выборе мест размеще­ния, в заключении соглашений о закупке и лизинге оборудования, в подготовке предприятия, торговой точки к открытию и в оперативном функционировании, обучении персонала на месте). В оп­ределенном смысле продавец и покупатель действуют как вер­тикально интегрированная фирма, поскольку стороны взаимосвя­заны и каждая производит часть товара или услуг, попадающих в конечном счете к потребителю. При этом партнеру передается не только лицензия на использование товарного знака, но и тор­говые и производственные навыки, позволяющие создать пред­ставление о нем как о дочернем предприятии известной фирмы. Таким образом, франчайзинг подразумевает передачу товарного знака и непрерывное вливание необходимых активов во франшиз­ное предприятие.

Согласно европейскому законодательству лицензиар, передаю­щий право на использование своего товарного знака, несет ответ­ственность за качество предоставляемых лицензиатом продуктов и услуг, поэтому данные сделки предполагают постоянное проведе­ние контроля качества.

В связи с этим франчайзинг требует больших расходов и со­пряжен со значительным риском. Первоначальный взнос, выпла­чиваемый будущим предпринимателем — оператором головной фирме — франчайзеру, составляет в среднем 19,5—28,4 тыс. долл., но часто превышает 1 млн долл. Средний размер лицензионных платежей (роялти) составляет около 5%, плата за рекламу — 2% объема продаж. Средняя продолжительность заключаемых фран-чайзинговых контактов составляет около 14 лет. Ко времени окон­чания срока выживает примерно 1 из 4 систем франчайзинга. Осо­бенно велика степень выбытия на начальных этапах — примерно '/з прекращает деятельность в течение первых 4 лет [6, с. 43—50]. В своей стране успех франшизера в основном определяется тремя факторами:

1) стандартизацией продукции и услуг;

2) высоким уровнем ознакомления потребителей с продукцией фирмы благодаря рекламе;

3) эффективным контролем за издержками и высоким уровнем качества.

При проникновении на иностранные рынки местные ограниче­ния могут сделать невозможными вышеперечисленные факторы. В то же время, чем сильнее франшизер подстраивается под осо­бенности страны-реципиента, тем меньше он может предложить потенциальному покупателю (франшизе).

Наибольшее распространение этот вид деятельности приобрел в розничной торговле и сфере услуг. В США в настоящее время франчайзинг превратился в основную форму организации пред­принимательства в сфере розничной торговли. Эта система осо­бенно быстро распространяется в общественном питании, банков­ских услугах, обслуживании системы Интернета и является со­ставной частью концепции маркетинга. В последние годы в США возникает более 200 новых систем франчайзинга в год.

История франчайзинга началась в XIX в. и получила наибольшее распространение в США, где в настоящее время свыше 40% обо­рота розничной торговли приходится на сферу франчайзинга. В США действует более 540 тыс. франшиз, на предприятиях которых занято более 9 млн человек. В числе наиболее крупных компаний, успешно продвигающих свой бизнес путем франчайзинга, компания Pizza Inn Inc (система ресторанов Pizza Inn, действующая в 18 шта­тах США и 19 зарубежных странах), компания McDonald's, имеющая свыше 22 тыс. предприятий в различных странах, KFC — 10 тыс., Sabway— 22,5 тыс. предприятий [39].

В России рынок франчайзинга только начинает развиваться. Первой на этот рынок пришла сеть "Баскин Роббинс", которая продала свою первую франшизу в Москве в 1992 г. Сейчас по этой системе в России работает несколько десятков компаний, предла­гающих на рынке проекты от нескольких сотен до нескольких миллионов долларов (сеть супермаркетов "Перекресток"). Наибо­лее активны в этой системе риэлторы.

Однако франчайзинг в Рос­сии развивается в очень узком сегменте рынка (в основном сфера розничной торговли и ресторанов быстрого обслуживания), где наиболее высока норма прибыли, и практически не затрагивает рынки, которые в зарубежных странах почти на 80% заняты франчайзинговыми сетями (автосервис, автомойки, бытовые и комму­нальные услуги, а также образование, логистика, недвижимость, гостиничный бизнес, медицина, страхование, финансовые услуги, полиграфия и т. д.).

Концепция коммерческой деятельности. Субъекты и объекты коммерческой деятельности

Субъекты— это участники коммерческой деятельности, ими яв­ляются физические и юридические лица, выполняющие опера­ции купли-продажи.

Физические лица — это граждане, обладающие дееспособностью и правоспособностью. Дееспособностьфизических лиц проявляется в способности их своим действиями создавать юридические обязанности и нести ответственность за совершаемые правонарушения. В соответ­ствии с российскими законами полной дееспособностью обладают физические лица, достигшие совершеннолетия (18 лет).

Под правоспособностьюфизических лиц понимается способ­ность иметь гражданские права. Такими правами является право собственности на имущество, право заниматься предприниматель­ством и другой, не запрещенной законом деятельностью, создавать предприятия, совершать законные сделки, в том числе сделки куп­ли-продажи, брать на себя обязательства и т.д.

Юридическое лицо — это организация (или группа людей), имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оператив­ном управлении обособленное имущество и отвечающее этим иму­ществом по своим обязательствам. Юридическое лицо может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юри­дическое лицо должно иметь самостоятельный баланс и смету.

Юридические лица подразделяются н

Наши рекомендации