Тема 4. Объекты коммерческой деятельности

Задача 1.

Проведите разграничение понятий «гражданский оборот» и «торговый оборот». Что относится к объектам торгового оборота?

Задача 2.

Какие критерии ограничения оборотоспособности товаров могут устанавливаться нормативными правовыми актами? Приведите примеры товаров, относящихся к ограниченно оборотоспособным.

Задача 3.

Какую информацию содержит ТН ВЭД России? Как происходит кодирования товара по ТН ВЭД России? Какое экономическое и правовое значение имеет код товара?

Задача 4.

Сазонова К., Руднева В. обратились в Арбитражный суд Астраханской области с иском об исключении Макаровой Н. из числа участников ООО "Набережная кондитерская". В основании иска были положены обстоятельства, связанные с разглашением ответчицей конфиденциальной информации. В частности, по заявлению истцов ответчица распространяла третьим лицам сведения, закрепленные в уставе общества, в частности об их местожительстве, размере долей. В результате посторонние лица приходили к истицам домой с предложениями покупки долей в уставном капитале. Данные действия, по мнению истцов, препятствуют нормальной работе общества.

Есть ли в действиях ответчицы нарушение коммерческой тайны?

В каких случаях можно исключить участника из общества с ограниченной ответственностью?

Относятся ли обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, к данным случаям?

Тема 5. Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров. Маркирование товаров

Задача 1.

Предприниматель Судаков стал владельцем парфюмерной фабрики «Аромат». Когда спрос на изделия упал, Судаков изменил ее прежнее фирменное наименование на «Арома», хотя в городе уже несколько лет работает парфюмерный магазин фирмы «Красная Москва», использующий на вывеске магазина, рекламе и упаковке коммерческое обозначение «Арома». Администрация магазина обратилась к администрации фабрики с требованием отказаться от наименования «Арома» в связи с многолетней работой магазина под таким наименованием. Однако Судаков отказался изменять фирменное наименование, сославшись на его официальную регистрацию. В суде Судаков заявил, что в связи с тем, что коммерческое обозначение магазина не зарегистрировано не парфюмерная фабрика, а магазин должен прекратить использовать свое коммерческое обозначение.

Имела ли право парфюмерная фабрика при осуществлении предпринимательской деятельности использовать два коммерческих обозначения «Аромат» и «Арома»? Вправе ли магазин указывать на вывеске свое фирменное наименование, сходное с коммерческим обозначением магазина? В каком случае коммерческое обозначение фабрики может быть использовано без регистрации?

Задача 2.

Закрытое акционерное общество (ЗАО) «Альфа Капитал Россия» обратилось с иском к обществу ограниченной ответственности (ООО) «Российская финансовая компания «Альфа-Капитал» с требованием приостановить использование в своем фирменном наименовании обозначения «Альфа-Капитал», ссылаясь на то, что последнее зарегистрировано им в качестве товарного знака в Международной классификации товаров и услуг. Суд отказал ЗАО в иске, мотивируя тем, что ответчик зарегистрирован в форме ООО, а не в форме ЗАО. Кроме того, в иске не нашло подтверждения, что использование товарного знака ответчиком привело к отождествлению с его деятельностью, и поэтому это не может квалифицироваться как недобросовестная конкуренция Что входит в понятие и структуру фирменного наименования? Можно ли считать, что фирменные наименования ЗАО и ООО идентичны? Является ли обязательной регистрация права на фирменное наименование? Каков порядок регистрации фирменного наименования и в каком органе?

Имеет ли значение в споре разница в организационно-правовой формах сторон? Заслуживает ли внимание не представление истцом доказательств того, что использование его товарного знака ведет к отождествлению с деятельностью ответчика?

Тема 6. Правовые основы товарного рынка в Российской Федерации

Задача 1.

Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с тре­бованием о признании недействительным решения антимоно­польного органа о включении его в Реестр хозяйствующих субъек­тов, поскольку его доля на рынке определенного товара не пре­вышает 35 процентов.

При рассмотрении дела суд установил, что истец владеет до­лей от 50 до 100 процентов голосов в дочерних акционерных обществах аналогично профиля, совокупная доля которых на рынке определенного товара превышала 35 процентов.
Правомерно ли решение антимонопольного органа? Какое решение вы­несет суд?

Задача 2.

Распоряжениями городской администрации муниципальные предприятия, осуществляющие торговлю пивом, были реоргани­зованы путем их присоединения к частным организациям аналогичного профиля. Указанные частные предприятия имели с администрацией города договоры о совместной деятельности.

Правомерно ли распоряжение администрации города? Обоснуйте свой ответ.

Задача 3.

Жилищно-строительный кооператив обратился в арбитражный суд с иском к ОАО "Электросеть" о понуждении заключить дого­вор на подачу электроэнергии. ОАО"Электросеть" являлось ос­новной организацией, занимающейся энергоснабжением района.

ОАО "Электросеть" иск не признало, ссылаясь при этом на то, что акционерное общество является собственником сетей и на основании ст. 209 ГК РФ вправе самостоятельно решать вопросы об их использовании конкретными потребителями. акое решение должен принять суд?

Задача 4.

ООО "Универмаг" реализовало по договорам розничной куп­ли-продажи холодильники, полученные от производственно-ком­мерческого предприятия "Поиск" в соответствии с договором поставки.

В период гарантийного срока эксплуатации несколькими по­требителями были обнаружены недостатки товара. По требова­ниям потребителей продавец возместил им расходы на исправ­ление недостатков.

Данные обстоятельства послужили основанием для предъяв­ления требований о возмещении убытков изготовителю товара — ООО "Темп". ООО "Универмаг" обратилось в арбитражный суд с иском к изготовителю ООО "Темп" о взыскании 7 970 рублей убытков.

Свои исковые требования истец основывал ст. 18 Закона Рос­сийской Федерации "О защите прав потребителей". В соответ­ствии положениями данной нормы, потребитель вправе предъя­вить требования о безвозмездном устранении недостатков това­ра или возмещении расходов на их исправление продавцу, а так­же изготовителю.

Граждане осуществили свое право на возмещение расходов путем обращения к продавцу по договору розничной купли-про­дажи, ООО "Универмаг" удовлетворило требования покупателя. Поэтому, по мнению истца, у него возникло право обратного тре­бования (регресса) в размере выплаченного возмещения как к поставщику по договору, так и к изготовителю товара, установив­шему гарантийный срок.

Наши рекомендации