Результаты коммерческой деятельности предприятия

В настоящее время в условиях рыночной экономики появляется все больше и больше торговых предприятий. Каждое предприятие стремится получить как можно большую прибыль при минимальных затратах. Для обеспечения прибыльности своего дела предпринимателю следует глубоко анализировать сложившуюся ситуацию на рынке, а также внутри своего предприятия. Достижение главной цели - максимизации прибыли возможно только при правильном и продуманном планировании деятельности торгового предприятия.

Прибыль в торговле является денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере товарного обращения, а так же части прибавочного продукта, созданного трудом работников других отраслей народного хозяйства и направляемого в торговлю через механизм цен на товары, тарифов, надбавок. Прибыль измеряется суммой и уровнем. Она является одним из важнейших оценочных показателей, характеризующий результат хозяйственной деятельности предприятия. Отношение прибыли к товарообороту, выраженного в процентах, определяет уровень рентабельности реализации товаров. В условиях рыночной экономики рентабельность является важнейшим качественным показателем работы торгового предприятия, в котором обобщается состояние доходов, издержек обращения, товарооборачиваемости, использования основных фондов, рабочей силы, собственного и заемного капитала.

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Однако финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток.

В упрощенном виде прибыль является разностью между валовым доходом и издержками обращения. Такую прибыль принять называть бухгалтерской (валовой) прибылью,она отражает финансовый результат конкретной деятельности предприятия.

Экономическая прибыль - это разность между валовым доходом и экономическими издержками. Экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину затрат, не учитываемых в составе издержек обращения - цель любого торгового предприятия на рынке - получение максимальной экономической прибыли. Эта прибыль характеризует предпринимательский доход, который свидетельствует об окупаемости расходов торгового предприятия и способности его к самофинансированию. В процессе анализа результатов работы торгового предприятия применяются различные значения прибыли: прибыль (убыток) от реализации товаров; прибыль от реализации

основных фондов и иного имущества; валовая прибыль; чистая прибыль; налогооблагаемая прибыль; прибыль от прочей деятельности предприятия.

Различия понятий прибыли определяются их экономическим содержанием и положениями законодательства о налогообложении прибыли предприятия. Прибыль от реализации товаров определяется как разность между валовым доходом от реализации товаров и издержками обращения. При определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества учитывается разница между продажной ценой и остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции. При этом понятие «остаточная стоимость» рассматривается применительно к основным фондам, нематериальными активам, а первоначальная стоимость - для прочего имущества.

В состав доходов от вне реализационных операций включаются: доходы, полученные от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, дивиденды по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащие предприятию, а также другие доходы (расходы) от операций, не связанных с реализацией товаров, включая суммы, полученные в виде санкций за нарушение хозяйственных договоров.

Валовая прибыль характеризует конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия и представляет собой сумму прибыли от реализации товаров основных фондов и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на единицу расходов по этим операциям.

Валовая прибыль с наибольшей полнотой и объективностью показывает результат всех видов хозяйственной деятельности предприятия.

Чистая прибыль — это та часть валовой прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль.

Рассмотрим понятие « налогооблагаемая прибыль".

Налогооблагаемая прибыль — это сумма части валовой прибыли, подлежащая налогообложению. Объектом налогообложения является валовая прибыль предприятия, уменьшенная или увеличенная в соответствии с положениями действующего законодательства.

Назовем условия роста прибыли в торговле:

- расширение ассортимента товаров;

- внедрение инноваций коммерческого характера с целью увеличения
объемов продажи новых товаров, пользующихся повышенным спросом;

- отсутствие страхов перед коммерческим риском;

- разумное использование средств, получаемых от экономии затрат.

Прибыль и убытки представляют собой разницу между предварительной оценкой затрат и доходов и реально осуществленными затратами и полученными доходами.

Под прибылью понимается результат деятельности фирмы. Для всех фирм обязательным условием является максимализация прибыли: прибыль максимальна, когда предельный доход равен предельным издержкам. Правило в максимализации прибыли заключается в выборе такого объема производства

и реализации товара, чтобы его цена равнялась долговременным предельным издержкам. Предельные издержки представляют собой дополнительные переменные издержки, связанные с каждой дополнительной единицей выпуска, реализации продукции - фирмы, как правило, решают задачу максимизации прибыли на долговременный период. Те из них, которые вплотную не занимаются максимализацией прибыли, имеют мало шансов на выживание. Фирмы, выживающие в конкурентных условиях, придают долговременной максимизации прибыли одно из первоначальных значений.

Прибыль и рентабельность в условиях формирования рыночной экономики являются важнейшими показателями хозяйственной деятельности торгующих организаций и предприятий. Эти показатели отражают все стороны деятельности предприятий торговли: объем и структуру розничного товарооборота, рациональность использования ресурсов, осуществление мероприятий по совершенствованию организаций и технологий торговых процессов и т. д.

Сумма и уровень прибыли формируются под воздействием большого количества различных факторов, оказывающих на них как положительное, так и отрицательное влияние. Количество факторов, определяющих величину прибыли и рентабельности, вряд ли можно четко ограничить, оно весьма велико. Все факторы можно разделить на основные, оказывающие наибольшее влияние на сумму и уровень прибыли, и на второстепенные, влиянием которых можно пренебречь. Кроме того, всю совокупность факторов можно разделить на внутренние и внешние. Они тесно связаны между собой.

К внутренним факторам, влияющих на прибыль и рентабельность, относятся ресурсные факторы (величина и состав ресурсов, состояние ресурсов, условия их эксплуатации), а также факторы, связанные с развитием розничного товарооборота.

Среди внутренних факторов можно выделить следующие факторы:

• Объем розничного товарооборота. При неизменной доли прибыли в цене
товара рост объема продажи товаров позволяет получать большую сумму
прибыли.

• Товарная структура розничного товарооборота. Расширение
ассортимента способствует росту товарооборота. Повышение в товарообороте
товаров более высокого качества, являющихся престижными, позволяет
повысить долю прибыли в цене товара, т. к. покупатели чаще приобретают
данные товары именно из-за их престижности и в расчете на большие удобства
в эксплуатации. Так же это способствует повышению рентабельности.

• Организация товародвижения. Ускоренное продвижение товаров в
торговую сеть способствует увеличению товарооборота и снижению текущих
расходов. В результате масса и уровень прибыли возрастают.

• Организация торгово-технологического процесса продажи товаров. Для
получения прибыли необходимо использовать прогрессивные методы продажи
товаров: самообслуживание, продажи товаров по образцам и каталогам. Это

способствует увеличению объема товарооборота, а также снижению его издержкоемкости.

• Численность и состав работников. Достаточная численность при
определенном уровне технической вооруженности труда позволяет в полной
мере реализовать программу предприятия по получению необходимой суммы
прибыли. Большое значение имеет уровень квалификации торговых
работников, их умение быстро и четко обслужить покупателей, правильно
закупить товары и т. д.

• Формы и системы экономического стимулирования труда работников.
Влияние этого фактора можно оценить через показатель расходов на оплату
труда, а также через показатель рентабельности расходов на оплату труда. В
настоящее время повышается роль морального поощрения работников,
получения ими удовлетворения от своего труда.

• Производительность труда работников предприятия. Рост
производительности труда при прочих равных условиях влечет за собой
увеличении массы прибыли и повышение рентабельности деятельности
предприятия.

• Фондовооруженность и техническая вооруженность труда работников.
Чем выше оснащенность работников современным торговым оборудованием,
тем выше их производительность труда.

• Состояние материально-технической базы торгового предприятия.
Предприятие, располагающее более современной и развитой материально-
технической базой имеют предпосылки для постоянного увеличения
розничного товарооборота в долгосрочном периоде. Это влечет за собой
увеличение массы получаемой прибыли и повышение рентабельности.

• Развитие и состояние торговой сети, ее территориальное
расположение. Размещение торговой сети оказывает непосредственной
влияние на сумму прибыли и рентабельность. Серьезное влияние на показатели
прибыли может оказать развитие не только стационарной магазинной сети, но и
мелкорозничной, посылочной и передвижной сети.

• Моральный и физический износ основных фондов. Этот фактор является
очень важным для повышения рентабельности торговли. Использование
изношенных основных фондов, морально устаревшее оборудование не
позволяет рассчитывать на увеличение прибыли в перспективе.

• Фондоотдача. С повышением фондоотдачи увеличивается розничный
товарооборот в расчете на 1 рубль средств, вложенных в основные фонды.

• Сумма оборотных средств. Чем большей суммой оборотных средств
располагает предприятие, тем большую массу прибыли оно получает в
результате одного их оборота.

• Применяемый порядок ценообразования. От размера прибыли,
включаемой в цену товара, зависит сумма получаемой прибыли. Постоянный
рост доли прибыли в цене товара может привести к обратному результату.

• Организация работы по взысканию дебиторской задолженности.
Своевременное взыскание дебиторской задолженности способствует

ускорению оборачиваемости оборотных средств, а следовательно -увеличению прибыли.

• Организация исковой работ, работы с тарой. Данный фактор
непосредственно влияет на размер прибыли от внереализационных операций.

• Осуществление режима экономии. Позволяет относительно снижать
текущие затраты торговых предприятий и увеличивать сумму получаемой
прибыли. Под режимом экономии понимается не абсолютное, а относительное
снижение текущих расходов.

• Деловая репутация предприятия. Представляет собой сформировавшееся
у потребителей мнение о потенциальных возможностях предприятия. Высокая
деловая репутация позволяет предприятию получать дополнительную прибыль,
повышать рентабельность. Торговые предприятия не могут работать
изолированно. Они постоянно находятся во взаимоотношениях с внешней
средой ; покупателями, основную долю среди которых занимает население;
производителями и продавцами товаров; общественными организациями и
государственными учреждениями. Совокупность этих отношений
непосредственным образом влияет на эффективность торговых предприятий,
сумму их прибыли, рентабельность деятельности.

К основным внешним факторам, формирующим прибыль торгового предприятия можно отнести следующие факторы:

- Емкость рынка. От емкости рынка зависит розничный товарооборот
торгового предприятия. Чем больше емкость рынка, тем и больше возможности
предприятия по получению прибыли.

- Развитие конкуренции. Оно оказывает отрицательное влияние на сумму и
уровень прибыли, т. к. оно приводит к усреднению нормы прибыли.
Конкурентная борьба требует определенных расходов, снижающих
получаемую сумму прибыли.

- Размер цен, устанавливаемых поставщиками товаров. В условиях
конкуренции повышение цен поставщиками не всегда приводит к адекватному
повышению продажных цен. Торговые предприятия стремятся меньше,
работать с посредниками, выбирать среди поставщиков тех, кто предлагает
товары одного уровня качества по более низким ценам.

- Цены на услуги предприятий транспорта, коммунального хозяйства,
ремонтных и других предприятий. Повышение цен и тарифов на услуги
увеличивает текущие расходы предприятий, уменьшает прибыль и снижает
рентабельность торговой деятельности.

- Развитие профсоюзного движения. Предприятие стремится к
ограничению расходов на заработную плату. Интересы работников выражают
профсоюзы, которые ведут борьбу за повышение размеров оплаты труда, что
создает предпосылки для снижения прибыли предприятия.

- Развитие деятельности общественных организаций потребителей
товаров и услуг.

- Регулирование государством деятельности предприятий торговли. Этот фактор относится к числу основных, определяющий размер прибыли и рентабельности.

В общем виде, факторы, влияющие на прибыль торгового предприятия, можно представить в виде схемы.

Факторы, влияющие на величину прибыли, можно разделить как бы на две группы. В первую группу относят так называемые основные факторы, которые непосредственно влияют на объём прибыли торгового предприятия. К ним относятся:

- Прибыль (убыток) от реализации товаров.

- Прибыль (убыток) от неторговой деятельности предприятия.

- Сальдо доходов и расходов по внереализационным операциям.

- Прибыль (убыток) от реализации основных производственных средств.

Ко второй группе относят так называемые взаимозависимые факторы:

- Объем продажи товаров.

- Розничные цены на реализуемые товары.

- Издержки обращения.

- Фондовооруженность работников.

- Налогоемкость предприятия.

- Численность работников предприятия.

- Оборачиваемость и состав капитала.

- Затраты, относимые на прибыль.

Если говорить насчет основных факторов, влияющих на прибыль, то можно сказать, что на практике валовая (балансовая) прибыль в основном создается за счет прибыли от реализации товаров, но она может быть увеличена (уменьшена) на величину прибыли от неторговой деятельности предприятия, на величину выявленного положительного (отрицательного) сальдо по внереализационным операциям, на величину прибыли, полученной от реализации основных фондов (причём прибыль (убыток) от реализации основных фондов представляет собой разность между продажной (рыночной) и первоначальной их ценой или остаточной стоимостью с учетом переоценок, вызванных инфляцией. Если выявлено превышение первоначальной стоимости и понесенных затрат, связанных с выбытием основных фондов и иного имущества, над суммой выручки от реализации, то соответственно на величину этого превышения уменьшается валовая прибыль предприятия. Если наоборот, сумма выручки превышает первоначальную стоимость и расходы по выбытию основных фондов и иного имущества, валовая прибыль увеличивается на эту разницу).

Взаимозависимые факторы также как и основные сильно влияют на величину прибыли. Эти факторы неслучайно получили такое название. Их особенность состоит в том, что каждый из них в какой-то мере влияет или испытывает влияние других факторов из этой группы. Поэтому, разделив подсистему взаимозависимых факторов на отдельные элементы-показатели,

можно выявить степень влияния каждого из них на прибыль на основе применения методов и приемов экономико-математического анализа. Сначала оценивается влияние каждого из них на величину прибыли, а затем их комплексное влияние. Используя комплексный метод анализа, можно выявить следующие необходимые условия для нормального функционирования и развития предприятия:

Тп > Тт > Ти > Тф > Тч , где Тп - темп роста прибыли,

Тт - темп роста товарооборота,

Ти - темп роста издержек обращения,

Тф - темп роста фондовооруженности работников,

Тч - темп роста численности работников.

Коэффициенты роста того или иного показателя исчисляются путем их последовательного соотношения. Интенсивное развитие торгового предприятия может характеризоваться не только ростом товарооборота и прибыли, но и повышением производительности труда торговых работников, увеличением капитала и др.

К примеру, издержки обращения в розничной торговле сильно зависят от размеров заработной платы работникам, различных отчислений во внебюджетные фонды. Снижение издержек обращения влечёт соответственно снижение заработной платы и разного рода отчислений. Это, в своем роде, может увеличить размеры прибыли, но в то же время может подорвать у работников стимул к работе и очень сильно снизить производительность труда, что может привести к большим затратам на восстановление работоспособности персонала. В зарубежной практике на этот счет используется система стимулирования работников, где наряду с повышением окладов используется так называемое участие работников в хозяйственной деятельности предприятия, в котором подразумевается, что работники имеют право на покупку акций предприятий по льготным ценам, а затем могут получать дивиденды по купленным акциям.

Предполагается, что отдача от увеличения затрат на оплату труда должна расти быстрее, чем размер его оплаты. Предприятие распределяет ту или иную часть прибыли не в форме наличных выплат, а в форме акций или переводит ее на банковские счета работников, образуя кредитный фонд, который предприятие пускает в оборот, что в какой-то мере снижает потребность в заемных средствах, при этом сокращаются затраты на выплату процентов по банковским кредитам.

Величина прибыли в торговле также зависит от объемов спроса на товары и их предложения. Снижение спроса на товары может привести как к уменьшению валового дохода от реализации, так и к сокращению валовой прибыли. Регулятором соотношения спроса и предложения на рынке выступают розничные цены товаров. При низких ценах на товары объем спроса на них больше, а при высоких - меньше, поскольку существуют более дешевые заменители этих товаров. По мере увеличения объемов продаж норма прибыли

растет, затем рост ее замедляется, и, наконец, она стабилизируется или снижается, что зависит от свойств определенных групп товаров.

Таким образом, на прибыль влияют два взаимозависимых фактора: издержки обращения и объемы продаж товаров. Остальные факторы также непосредственно влияют на прибыль и друг на друга.

7.2 Анализ прибыли производственного предприятия

Прибыль — важнейший комплексный показатель оценки деятельности предприятия, отражающий все стороны работы: объем, ассортимент, качество, себестоимость. Это позволяет активно использовать порядок распределения прибыли в системе экономического стимулирования. Возможность использования прибыли на определенные цели ставится в зависимости от эффективности работы.

От уровня выполнения плана прибыли зависит финансовое состояние производственного предприятия, выполнение его обязательств по расчетам с поставщиками сырья, материалов; бюджетом, банками и другими организациями.

При проведении анализа необходимо выявить обоснованность плана прибыли, повлиявшее на выполнение плана факторы, резервы роста накоплений в целях ускорения производственного развития, материального поощрения работников.

Основными источниками анализа являются ф. № 1 «Бухгалтерский баланс» и ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия отражается в бухгалтерском балансе в виде балансовой прибыли. Балансовая прибыль включает прибыль (убыток) от реализации товарной продукции, прочих видов реализации и внереализационных результатов (прибылей и убытков).

Бухгалтерский баланс - это сгруппированные в определенном порядке и обобщенные сведения о величине имущества и обязательств предприятия в едином денежном измерителе на конкретный момент времени.

Баланс является отчетным документом и составляется на последний календарный день отчетного периода.

Бухгалтерский баланс представляет собой двустороннюю таблицу. Левая сторона баланса называется активом, а правая - пассивом. Активы - это то, чем предприятие владеет; пассивы - это то, что предприятие должно. Пассивы показывают, сколько денег было получено предприятием, активы - как предприятие использовало полученные средства, во что оно их вложило. Итоги актива и пассива баланса равны между собой.

Отчет о прибылях и убытках характеризует финансовые результаты деятельности предприятия (счет «Прибыли и убытки») за отчетный период. Отчет о прибылях и убытках содержит следующие показатели:

• выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг за минусом налога
на добавленную стоимость, акцизов и иных налогов и обязательных
платежей (нетто-выручка);

• себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг (кроме
коммерческих и управленческих расходов);

• коммерческие расходы;

• управленческие расходы;

• прибыль/убыток от реализации;

• проценты к получению;

• проценты к уплате;

• доходы от участия в других организациях;

• прочие операционные расходы;

• прибыль/убыток от финансово-хозяйственной деятельности;

• прочие внереализационные доходы;

• прочие внереализационные расходы;

• прибыль/убыток отчетного периода;

• налог на прибыль;

• отвлеченные средства;

• нераспределенная прибыль/убыток отчетного периода.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель предприятия. В зависимости от объема учетной работы руководитель может:

• учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение,
возглавляемое главным бухгалтером;

• ввести в штат должность бухгалтера;

• передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета
централизованной бухгалтерии, специализированной организации или
бухгалтеру-специалисту;

• вести бухгалтерский учет лично.

Требуемое количество бухгалтеров определяется в зависимости от объемов вырабатываемой информации по каждому из объектов учета. Главный бухгалтер (финансовый директор), возглавляющий бухгалтерскую службу, действует в соответствии с законом «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Он подчиняется руководителю предприятия и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление; полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главная задача бухгалтерии - способствовать достижению положительных результатов хозяйственной деятельности предприятия.

Руководитель предприятия формирует учетную политику на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» от 09.12.98 г. № 64н, введенного в действие с 1 января 1999 года. Формируют учетную политику все предприятия независимо от форм собственности, а

раскрывают только те, которые публикуют свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам или по собственной инициативе.

Форма бухгалтерского учета выбирается предприятием самостоятельно, и в течение отчетного периода принятая форма учета не должна изменяться.

В настоящее время на предприятиях используются следующие формы бухгалтерского учета:

• журнал-главная;

• мемориально-ордерная;

• журнально-ордерная;
автоматизированная.

Любое предприятие для осуществления производственной или иной коммерческой деятельности должно иметь определенный капитал или совокупность ресурсов, обеспечивающих хозяйственную деятельность. На предприятиях, производящих продукцию, денежная форма капитала в процессе заготовления ресурсов меняется на материальную, которая в процессе производства превращается в товарную. В свою очередь, товарная форма капитала переходит в сферу обращения и в процессе реализации вновь превращается в денежную форму с приращением. В бухгалтерском учете отражается движение капитала отдельного предприятия по процессам:

• формирование уставного капитала (фонда);

• приобретение (заготовление) ресурсов;

• производство и выпуск продукции;

• реализация готовой продукции;

формирование и использование финансовых результатов.

Для предприятий, выполняющих работы и оказывающих услуги, кругооборот капитала аналогичен кругообороту капитала на предприятиях, производящих продукцию. Вместе с тем, в бухгалтерском учете движения капитала для таких предприятий исключается этап выпуска продукции, поскольку здесь осуществляется производство работ и услуг.

Для предприятий, осуществляющих торговую деятельность кругооборот капитала представляет смену денежной формы на товарную и товарной на денежную с приращением. В бухгалтерском учете для таких предприятий своеобразным является процесс производства услуг, в ходе которого новый продукт не создается, а производятся издержки по доведению товара до потребителя.

Процесс формирования и использования финансовых результатов связан с выявлением конечного финансового результата хозяйственной деятельности производственного предприятия (на счете прибылей и убытков). Конечный финансовый результат складывается из прибыли (убытка) от реализации продукции, работ, услуг, товаров и доходов за вычетом расходов, полученных по разным операциям хозяйственной деятельности (реализации имущества, полученной арендной платы, убытков от стихийных бедствий и др.). Конечный финансовый результат учитывается в течение года нарастающим итогом.

Использование прибыли отражается отдельно от полученной прибыли на одноименном счете.

Полученная прибыль используется на оплату налога на прибыль. По окончании года сумма использованной прибыли списывается в погашение полученной годовой прибыли. Оставшаяся неиспользованная прибыль переносится на специальный счет для учета ее движения в следующем году.

7.3 Распределение прибыли в торговле

Под распределением прибыли понимается порядок ее направления, определяемый законодательством. В условиях рыночной экономики значительная часть прибыли изымается в виде налогов (38-45 % валовой прибыли), которые государство использует на пополнение доходов бюджета.

Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» предусмотрено право предприятиям направлять часть валовой прибыли на финансирование капитальных вложений производственного и социального назначения, а также на погашение кредитов банков, полученных на эти цели. Это позволяет уменьшить фактическую сумму налога на прибыль, исчисленную без учета этой льготы, не более чем в 2 раза. Кроме того, законом разрешено за счет валовой прибыли покрывать расходы, которые связанны с погашением кредитов коммерческих банков, полученных на финансирование капитальных вложений. Если предприятие эти кредиты использует не по целевому назначению, то полученная от их использования прибыль подлежит налогообложению в установленном порядке.

Распределение прибыли базируется на соблюдении трех основных принципов:

- обеспечение материальной заинтересованности работников в достижении
наивысших результатов при наименьших затратах;

- накопление собственного капитала;

- выполнение обязательств перед государственным бюджетом;

Одно из направлений распределения прибыли - погашение государственного целевого кредита, полученного из целевого внебюджетного фонда для пополнения оборотных средств, в пределах сроков его возраста. Целевой кредит выдается на основании соглашения между финансовыми органами и акционерными обществами (с долей государства в уставном капитале более 50 %), приватизированными предприятиями независимо от организационно-правовой формы. Погашение просроченного целевого кредита и уплата процентов по нему осуществляется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Вторым направлением распределения прибыли являются отчисления в резервный фонд. В России резервный фонд создается и пополняется за счет прибыли только в акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью. В резервный фонд можно направлять не более 50 % суммы прибыли, подлежащей налогообложению. Средства этого фонда имеют целевое

назначение - покрытие непредвиденных потерь, компенсация риска, других расходов, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Существование резервного фонда определяет возможности выплаты дивидендов по акциям в случае недостатка суммы чистой прибыли.

Зарубежом широко применяется метод участия работников крупного предприятия в его прибылях. Для этих целей на предприятии создается так называемый фонд накопления, в который перечисляется некоторый процент прибыли до вычета налогов. Эта сумма распределяется между сотрудниками пропорционально их окладам, причем деньги выплачиваются не сразу, а размещаются в различного рода акции. Сотрудник корпорации может их получить только после ухода с предприятия.

Если суммы уставного капитала и фонда накопления превышают величину полученной прибыли, то можно говорить об устойчивости финансовой направленности средств на развитие предприятия. Уравнивание соотношения этих сумм свидетельствует о предкризисном состоянии.

На предприятии могут создаваться фонды специального назначения, в которых аккумулируется значительная часть прибыли, зарезервированная или направленная на образование источников финансирования затрат, на создание нового имущества предприятия производственного назначения и социальной инфраструктуры, а также на нужды социального развития (кроме капиталовложения), на материальное поощрение работников. Фонды специального назначения четко разграничивают средства, направленные предприятием на производственное развитие и на потребительские нужды. В этой связи образуются две самостоятельные группы фондов: фонды накопления и потребления. Также к фондам специального назначения относится фонд социальной сферы.

Некоторая часть прибыли может направляться в фонд потребления. Фонд потребления на предприятии формируется для удовлетворения текущих потребностей торгового предприятия. Источником средств фонда накопления является чистая прибыль. Направляя значительную долю чистой прибыли на текущие потребности, предприятие снижает темпы экономического роста и, следовательно, ограничивает возможности будущего потребления. Прибыль, направленная на инвестирование (капиталовложения), способствует ускорению экономического роста, тем самым расширяются возможности будущего потребления.

В общем виде прибыль, остающаяся в распоряжении торгового предприятия, распределяется на фонды накопления и фонды потребления. Эти фонды различаются по принадлежности к собственникам. На акционерном предприятии фонды потребления находятся в собственности трудового коллектива предприятия, а фонды накопления - в собственности акционеров, учредителей. Поэтому фонды потребления не могут быть отнесены к капиталу предприятия, ибо различия капитала и фондов состоит в том, что капитал образуется в результате накопления имущества, а фонды накопления - в результате распределения чистой прибыли.

Российское законодательство предоставляет предприятиям независимо от организационно-правовой формы собственности право оперативно маневрировать поступающей в их распоряжение прибылью после уплаты налоговых платежей в бюджет. Разность между совокупной величиной прибыли по всем видам деятельности предприятия и ее использованной частью за отчетный период представляет собой нераспределенную прибыль.

Нераспределенная прибыль - показатель, характеризующий экономический рост предприятия на основе собственных средств. В составе нераспределенной прибыли одна часть характеризует величину накопленной прибыли, вторая часть представляет собой свободную прибыль, т.е. прибыль, которая не получила никакого направления. Следует отметить, что прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия не может быть полностью отнесена к собственному капиталу. На самом деле все фонды потребления, а также такие накопления, как вложения в социальную сферу, к собственному капиталу не относятся. Они представляют собой не капитал предприятия в чистом виде, а по сути то, что предприятие отдало коллективу на улучшение его социальных нужд (строительство дома отдыха и др.).

По экономическому содержанию фонды - это чистая прибыль отчетного года либо прошлых лет, распределенная по фондам для ее целевого использования: на приобретение новой техники (фонд накопления); на мероприятия социальной направленности (фонд социальной сферы); на материальное поощрение (фонд потребления) и прочие нужды.

Совет учредителей имеет право направлять средства фондов на покрытие убытков, перераспределять средства фондов между ними, направлять часть средств на увеличение уставного капитала и финансирование других мероприятий.

Необходимо добавить, что все вышесказанное (насчет создания фондов на предприятии) характерно для более или менее крупных предприятий, где распределение прибыли происходит в соответствии с учредительными документами по фондам, в которых предусмотрена величина отчислений. Порядок формирования и расходования средств фондов определяется предприятием самостоятельно и закрепляется в уставе и приказе об учетной политике предприятия. Такой метод использования прибыли получил название фондовый метод. Бесфондовый метод используется в большинстве случаев малыми предприятиями. На таких предприятиях обычно формируется резервный фонд, отчисления в который могут повлиять на налогооблагаемую прибыль за счет возможных льгот по налогу на эти отчисления. В конечном итоге цель анализа распределения прибыли - установить, насколько рационально распределяется и используется прибыль с позиции самовозрастания (самоокупаемости) капитала и самофинансирования торгового предприятия.

По итогам проведенного анализа, выявив, как те или иные факторы влияют на изменение прибыли, необходимо разработать конкретные мероприятия по увеличению анализируемого показателя:

- увеличение объема выпуска продукции;

- снижение себестоимости продукции;

- снижение расходов предприятия;

- установление прочных хозяйственных связей с поставщиками сырья и
материалов;

- систематический контроль за распределением сырья, материалов и топлива;

- повышение производительности труда работников;

- повышение квалификации специалистов;

- внедре

Наши рекомендации