ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Институт государственного управления и предпринимательства
Кафедра «Теории управления и инноваций»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
СКВОЗНАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
для студентов всех форм обучения
направления - 38.03.06 «Торговое дело
Екатеринбург 2017
Сквозная программа практики для студентов
Составитель: к.э.н., доцент Н.Ю.Никитина
Одобрена на заседании кафедры ТУИ
Протокол заседания кафедры №____ от «___»___________ _____г.
Председатель Учебно-методического Совета
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения 4
2. Руководство практикой 5
3. Рабочие места и порядок прохождения практики на предприятии 5
4. Права и обязанности студентов в период практики 6
5. Учебная практика 7
6. Производственно-профессиональная практика 8
7. Преддипломная практика 13
8. Оформление и защита отчета по практике 26
Список литературы 27
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Практика - важнейший компонент учебной работы в вузе, одна из главных составляющих профессиональной подготовки бакалавра, суть которой заключается в том, что студент во время обучения под руководством преподавателя и по определенной программе непосредственно участвует в том виде профессиональной деятельности, к которому готовится. Основная цель практики - помочь студентам лучше усвоить полученные теоретические знания и научиться применять их в практической деятельности.
1.2. Согласно государственному образовательному стандарту [5] студент проходит учебную и производственную практики Сроки прохождения и продолжительность каждой практики представлены в табл. 1. Содержание и формы прохождения практики определяются спецификой направлению «Торговое дело»
1.3. Сквозная программа практики разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, "Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации, на основании "Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования", утвержденном приказом Минобразования России от 2 марта 2003 г. № 1154 (Зарегистрировано в Минюсте России 2 июня 2003 г. Per. № 4617).
Таблица 1
Сроки прохождения и продолжительность практик
Виды практик | Форма обучения | |||||
Очная | Заочная | Заочная ускоренная | ||||
Семестр недель | Семестр недель | Семестр недель | ||||
1.Учебная | ||||||
2. Производственно-профессиональная | ||||||
3. Преддипломная |
РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ
2.1 Учебно-методическое руководство практикой осуществляет выпускающая кафедра по направлению 38.03.06 Торговое дело. Ответственность за организацию и проведение практики несет Руководитель образовательной программы.
2.2. Для руководства практикой студентов назначаются руководитель практики от высшего учебного заведения и от предприятий (учреждений, организаций).
2.3 Руководителя практики от высшего учебного заведения назначает руководитель образовательной программы.
2.4 Руководитель практики от высшего учебного заведения:
- Устанавливает связь с руководителями практики от предприятия и совместно с ними уточняет программу проведения практики тему индивидуального задания;
- Принимает участие в распределении студентов по рабочим местам или перемещении их по видам работ, рекомендуемых выполнением практической работы;
- Консультирует студентов по вопросам прохождения практики и оказывают им методическую помощь при выполнении ими индивидуальных заданий;
- Осуществляет контроль за ходом прохождения практики (соблюдением сроков практики и ее содержанием) студентами, оценивают результаты выполнения программы практики.
РАБОЧИЕ МЕСТА И ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ НА
ПРЕДПРИЯТИИ
3.1. Практика студентов, за исключением учебной, должна проходить в одном из подразделений предприятия, выполняющего коммерческие функции.
Имея рабочее место в одном из таких подразделений, студенты знакомятся с деятельностью других подразделений по мере выполнения программы практики.
3.2. Во время прохождения практики студенты соблюдают и выполняют все требования, действующие на предприятии, правила внутреннего трудового распорядка. На время практики студент может быть принят на вакантную штатную должность с выполнением конкретного производственного задания и оплатой труда. В этом случае на него распространяются все положения трудового законодательства и положения соответствующей должностной инструкции.
3.3. Для обеспечения ориентированного на специфику предприятия и его подразделений руководства практикой от предприятия назначаются руководители из числа квалифицированных и опытных специалистов.
3.4.Руководитель практики от предприятия обязан:
- организовать практику студентов в полном соответствии с положением и программой практики;
- обеспечить студентов рабочими местами в соответствии со специальностью и создать необходимые условия для получения ими в период прохождения практики информации о технике и технологии производства, организации производства и труда, экономике и управлении производством и т. д.;
- совместно с руководителем практики от кафедры при участии студентов разработать индивидуальные календарные планы-графики прохождения практики осуществлять контроль за его выполнением;
- оказать студентам содействие в выборе и уточнении тем курсовых (выпускных квалификационных) работ (проектов), представляющих практический интерес для предприятия;
- оказать помощь студентам в сборе, систематизации и анализе первичной технико-экономической информации на предприятии для выполнения курсовых (дипломных) работ (проектов);
- предоставить студентам возможность пользоваться вычислительной и оргтехникой для обработки информации и оформления отчета;
- контролировать выполнение студентами заданий на практику и правил внутреннего распорядка;
- по окончании практики дать заключение о работе студентов с оценкой фундаментальной, общепрофессиональной и специальной подготовки, отношения к выполнению заданий и программы практики; предоставить студентам возможность обсуждения на предприятии (в подразделении) результатов систематизации и анализа исходной информации и решения задач по теме курсовой (дипломной) работы (проектов).
4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
4.1. При прохождении практики студенты имеют право: получать необходимую информацию для выполнения задания на практику, а также для выполнения курсовой (дипломной) работы (проектов);
- пользоваться библиотекой предприятия и с разрешения главных специалистов и руководителей подразделений информационными фондами и техническими архивами предприятия;
- получать компетентную консультацию специалистов предприятия по вопросам, предусмотренным заданием на практику и курсовую (дипломную) работу (проект);
- с разрешения руководителя практикой от предприятия и руководителя подразделения пользоваться вычислительной и оргтехникой для обработки информации, связанной с выполнением задания по практике и курсовой (дипломной) работе (проекту);
- пользоваться услугами подразделений непроизводственной инфраструктуры предприятия (столовой, буфетом, спортсооружениями и т. п.).
4.2. В период практики студенты обязаны:
- полностью и самостоятельно выполнять задания, предусмотренные программой и календарным планом практики;
- осуществить сбор, систематизацию, обработку и анализ первичной экономико-управленческой информации в соответствии с заданием;
- подчиняться действующим на предприятии правилам внутреннего трудового распорядка, строго соблюдать правила охраны труда;
- представить руководителю практики отчет о выполнении всех заданий и ащитить его.
4.3. К студенту, не выполнившему программу практики и задание в установленный срок, получившему отрицательный отзыв руководителя или
неудовлетворительную оценку, при защите, применяются санкции как к неуспевающему студенту, вплоть до отчисления из вуза. При нарушении студентом трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка предприятия по представлению руководителя подразделения и руководителя практики от предприятия он может быть отстранен от прохождения практики, о чем сообщается декану факультета и заведующему выпускающей кафедрой. По их предложению ректор может рассматривать вопрос об отчислении студента из вуза.
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА
5.1. Учебная практика может проводиться как на предприятии, так и на выпускающей кафедре.
5.2. Цель Учебной практики - дать возможность будущим бакалаврам Торгового дела повысить квалификацию в области торгового дела.
5.2. Задачи Учебной практики, проводимой на предприятии:
- изучить организационную структуру предприятия, порядок взаимодействия коммерческой службы с другими подразделениями; изучить формы и методы продажи товаров, определение и прогнозирование ее объема;
- изучить виды товарных запасов, пути их формирования, учет и контроль, методы планирования, оптимизации и управления;
- изучить составляющие системы товародвижения, их сущность, условия, особенности организации, функционирования и пути минимизации издержек обращения; документами, регламентирующими правила транспортирования, приемки,
- складирования, хранения, реализации товаров, и предоставления сервисных услуг;
- собрать материал для курсовой работы по дисциплинам «Организация коммерческой деятельности», «Торговое дело».
5.3. В период Учебной практики, проводимой на кафедре, руководитель организует для практикантов лекции, доклады, беседы, знакомит их с нормативными и другими документами, помогающим практикантам глубже вникнуть в выполняемую работу. Для ознакомления студентов с теми подразделениями, в которых они непосредственно не работают, могут проводиться производственные экскурсии. Их назначение и краткое описание должно быть отражено в отчете по практике. На производственные экскурсии отводится не более 3 дней из общего времени практики. График проведения экскурсий составляется в начале практики.
5.4. Содержание Учебной практики, проводимой на предприятии:
5.4.1.Организационная структура предприятия.
5.4.2.Технология формирования товарного ассортимента и способы ее оптимизации;
5.4.3. Процесс закупки товаров: источники поставок товаров, системы выбора поставщиков, порядок заключения и исполнения договоров купли-продажи; порядок оформления заказов и расчетов с поставщиками;
5..4.4.Методы определения объемов закупок и поставок товаров и способы их доставки;
5.4.5. Торгово-технологические процессы в коммерческой деятельности, особенности их организации и управления.
5.5.Учебная практика завершается подготовкой и защитой отчета.
ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА
7.1. Цель преддипломной практики: накопление необходимых теоретических и практических данных по избранной теме выпускной квалификационной работы (проекта) применительно к деятельности конкретного предприятия.
7.2. Основными задачами преддипломной практики являются: изучение деятельности организации (предприятия), в которой проводится практика; уточнение содержания выпускной квалификационной работы (проекта) в соответствии с задачами, стоящими перед организацией, с целью обеспечения актуальности и практической полезности дипломной работы. Конкретные задачи преддипломной практики устанавливаются в задании на преддипломную практику, выдаваемому студенту.
7.3. Примерное содержание работы, выполняемой в период преддипломной практики:
- постановка задачи исследования;
- изучение деятельности организации (структурного подразделения);
- изучение литературных, архивных и других источников по теме дипломной работы (проекта);
- сбор, систематизация и предварительная обработка исходных данных;
- уточнение задачи и содержания дипломной работы в соответствии с практическими потребностями организации;
- разработка подробного плана аналитической и проектной частей.
7.4. Руководство преддипломной практикой
Ответственный за организацию и проведение практики на кафедре:
- осуществляет организационное и методическое руководство преддипломной практикой студентов и контроль за ее проведением;
- обеспечивает выполнение подготовительной и текущей работы по организации и проведению практики;
- организует разработку и, согласование программы преддипломной практики с предприятиями и учреждениями-базами;
- разрабатывает программу преддипломной практики, учебно-методической документации;
- назначает из числа опытных преподавателей кафедры руководителей практики и дипломных проектов студентов;
- распределяет студентов по местам практики, готовит и представляет начальнику отдела производственной практики вуза списки студентов, их закрепление за базами практики и необходимую документацию по направлению студентов на преддипломную практику;
- готовит и проводит совместно с деканатом организационные собрания студентов перед началом практики (прил. 4);
- принимает участие в разработке и корректировке перечня тем дипломных проектов студентов;
организует консультации для студентов в период практики,
- составляет расписание консультаций;
- совместно с руководителем образовательной программы, заведующим кафедрой (заместителем заведующего по учебной работе) формирует комиссию по приему защиты отчетов студентов о преддипломной практике,
- разрабатывает график ее работы (заседаний);
- готовит и организует научно-методическую конференцию студентов по итогам практики и отбирает на нее лучшие доклады;
- в двухнедельный срок после окончания практики готовит отчет о ее итогах и представляет его в отдел производственных практик вуза;
- организует на кафедре выставку лучших отчетов студентов по практике;
- организует на кафедре хранение отчетов и дневников студентов по практике. Руководитель дипломного проектаназначается заведующим кафедрой и
является руководителем преддипломной практики и основным консультантом дипломника, назначаемым на весь период прохождения практики и дипломного проектирования. Руководитель преддипломной практики:
- выдает задание на практику;
- оказывает научно-методическую помощь;
- рекомендует основную и дополнительную литературу,
- проводит индивидуальные консультации;
- ведет контроль за процессом прохождения практики;
участвует в комиссии по приему зачета по практике. Руководитель практики от предприятия назначаетсяприказом по организации, выдает студенту характеристику о приобретенных навыках, его дисциплине, исполнительности и инициативности в работе, об участии студента в общественной жизни организации.
По возвращении в вуз студент-дипломник докладывает руководителю об окончании практики и сдает на проверку отчет в указанные выпускающей кафедрой сроки.
Преддипломная практика включает в себя два этапа: ознакомительный и коммерческо-организационный этап.
Ознакомительный этап включает отработку следующих вопросов: • Изучение основных данных, характеризующих предприятиеВ отчете необходимо указать название предприятия, его адрес, режим работы. Ознакомьтесь с историей создания и развития предприятия, его современным статусом. Охарактеризуйте предприятие по следующим квалификационным признакам:
- степень оперативно-хозяйственной самостоятельности;
- организационно-правовая форма (ТОО, ОАО, ИП, ООО и т.д.). Укажите отличительные особенности данной формы организации предпринимательской деятельности. Ознакомьтесь с Уставом предприятия, его задачами и функциями;
- с учетом района деятельности (зона деятельности, наличие других магазинов и промышленных предприятий, их влияние на условия работы магазина, состав обслуживаемого контингента, соответствие режима работы магазина интенсивности покупательских потоков);
- по функциональным особенностям (стационарные, передвижные, посылочные и т.д.);
- по видам и особенностям устройства (магазины, магазины-склады и т.д.);
- с учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решения (отдельно стоящее здание, встроенно-пристроенное и т.д.). Определите, отвечает ли здание архитектурным, технологическим и экологическим требованиям;
- с учетом товарной специализации (специализированные, узкоспециализированные, универсальные и т.д.);
- тип магазина (основной, дополнительный);
- по формам обслуживания (самообслуживание, с традиционной формой через прилавок, салонная торговля, «клубные» магазины, магазины с технологией «кэш энд кэрри» и др.).
• Изучение организационной структуры предприятия
Составьте схему структуры аппарата предприятия, укажите вид структуры, сделайте вывод о целесообразности данной структуры.
Ознакомьтесь с функциями отделов и обязанностями основных работников. Обратите внимание на работу торгового отдела. Изучите должностные инструкции, проанализируйте их выполнение и соответствие требованиям ГОСТ Р «Требования к обслуживающему персоналу» (см. Приложение 1).
Предприятия.
Изучите устройство магазина и его планировку. Перечислите состав помещений, укажите их размеры. Запись сделайте в виде таблицы.
Таблица 1. Состав помещений магазина
№ | Наименование помещений | Фактическая площадь, кв.м |
Торговые помещения | ||
Помещения для хранения и подготовки товаров к продаже | ||
Подсобные помещения | ||
Административно-бытовые помещения | ||
Технические помещения |
Определите вид (линейная, боксовая и др.) и проанализируйте планировку предприятия и соответствие ее требованиям организации торгово-технологического процесса. В отчете приложите схему планировки торгового зала с указанием направления покупательских потоков, расположения узлов расчета, оборудования. Системы «вход-выход». Определите установочную и экспозиционную площади торгового зала, сделайте расчет коэффициентов установочной и экспозиционной площадей. Сделайте заключение об эффективности использования площади торгового зала.
Ознакомьтесь с торгово-технологическим оборудованием предприятия. Сделайте выводы о соответствии технического оснащения магазина требованиям торгово-технологического процесса; о рациональности использования оборудования и • инвентаря, о соблюдении правил и норм техники безопасности. Изучите мероприятия, проводимые по охране труда и технике безопасности.
• Анализ основных показателей хозяйственно-экономической деятельности предприятия.
Анализ экономических показателей рекомендуется провести по разделам: - анализ товарооборота по общему объему: выполнение товарооборота за год и по кварталам, оценка равномерности выполнения, причины невыполнения заданий по товарообороту; необходимо тщательно проанализировать выполнение плана товарооборота за отчетный период по общему объему, составу, структуре в целом по предприятию и по торговым структурным
подразделениям, входящим в состав предприятия. Необходимо выявить основные факторы, оказывающие влияние на отклонение фактического товарооборота от планового, указать возможные причины, обусловившие невыполнение плана в целом за год и по периодам года, при отсутствии на предприятии плановых и нормативных показателей анализ следует проводить, сравнивая между собой показатели отчетного и прошлого периодов. На основании проведенного анализа разработать план реализации товаров, используя имеющиеся исходные предпосылки, сравнить свой вариант плана с утвержденными показателями по предприятию и дать экономическое обоснование плана.
оценка товарных запасов; необходимо провести анализ товарных запасов, выявив отклонение уровня запасов, а также
товарооборачиваемости от норматива, как в целом, так и по отдельным товарным группам. Определите группы товаров с замедленной и ускоренной оборачиваемостью, неходовые и залежалые товары и установите причины их возникновения. Дайте характеристику динамики товарных запасов за два- три года.
- анализ издержек обращения по общему объему и по статьям; На основе проведенного анализа дайте экономическое обоснование плановых расходов на будущий год по предприятию.
- анализ валового дохода;
- анализ прибыли от реализации. Изучите внереализационные доходы и расходы, причины их возникновения.
- анализ рентабельности предприятия в целом и по структурным подразделениям. Определите влияние на рентабельность таких факторов, как размер товарооборота, товарооборачиваемость, производительность труда, товарооборот на кв. метр торговой площади и т.д. Изучите динамику показателей рентабельности. Наметьте резервы роста прибыли и повышения рентабельности.
На основе данных статистической и бухгалтерской отчетности рассматриваются основные показатели торгово-хозяйственной деятельности предприятия или фирмы во взаимосвязи с исследуемой проблемой (таблица 2). На основе проведенного экономического анализа торгово-хозяйственной деятельности необходимо проанализировать данные за последние годы и дать оценку деятельности предприятия как по степени выполнения плановых показателей за отчетный год, так и в динамике за ряд лет; установить причины отклонений фактических показателей за текущий год, так и изменений в динамике. Показывается состояние исследуемой проблемы. Раскрывается положительный опыт и недостатки.
При анализе экономических показателей в динамике (особенно товарооборота) следует обеспечить их сопоставимость. При проведении экономического анализа основных экономических показателей хозяйственной деятельности рекомендуется использовать действующие методические рекомендации по анализу хозяйственной деятельности розничной и оптовой торговли, а также учебники: «Анализ хозяйственной деятельности в торговле» / Под ред. Л.Н.Кравченко; Статистика рынка товаров и услуг» / Под ред. И.К.Белявского.
Таблица 2. Информация о динамике основных показателей торгово- хозяйственной деятельности предприятия за год
Показатель
Товарооборот, тыс.руб
- в действующих ценах, тыс.руб
- в сопоставимых ценах, тыс.руб Среднемесячная численность, чел. В том числе Торгово- оперативный персонал, чел. Выработка на одного работника, тыс.руб., в том числе на одного работника торгово- оперативного персонала, тыс.руб. Общая площадь, кв.м
Валовой доход:
- Сумма, тыс.руб
- Уровень в % к обороту Издержки обращения:
- Сумма, тыс.руб
- Уровень в % к обороту Прибыль от реализации:
Темпы роста 2017 г. в % к
Отклонения по сумме от
- сумма, тыс.руб Внереализационные расходы, тыс.руб Балансовая прибыль, тыс.руб Рентабельность в % к обороту |
Коммерческо-организационный этап обработки следующих вопросов: • Изучение ассортимента товаров, принципов его формирования
За время прохождения преддипломной практики подробно анализируется только одна из групп продовольственных продуктов в соответствии с темой дипломного задания (например, хлеб и хлебобулочные изделия, мясные, рыбные и другие товары).
Изучение ассортимента рекомендуется провести в следующем порядке: - проанализируйте структуру ассортимента изучаемой товарной группы и факторы, формирующие ассортимент данной группы;
- проанализируйте динамику реализации данной группы;
проведите анализ товаров данной группы по поставщикам, укажите количество разновидностей товаров в зависимости от этого показателя, их отличительные признаки, особенности применяемого сырья и др.;
определите степень широты, глубины, устойчивости ассортимента товаров, проанализируйте формирование ассортимента товаров данного предприятия в соответствии со спросом, выявите причины несоответствия ассортимента спросу;
- ознакомьтесь с ассортиментным перечнем, порядком его утверждения и рганизацией контроля за его соблюдением (в отчете приложите копию ссортиментного перечня). Проанализируйте соответствие ассортимента твержденному перечню.
Собранный материал при выполнении данного задания рекомендуется оформить в виде таблиц:
Таблица 3. Информация об ассортименте и структуре товарооборота
в 20__ г.
Товарная группа | 20__ г. | В том числе | ||||||||
1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал | |||||||
тыс. руб. | %к итогу | тыс. руб. | %к итогу | тыс. руб. | %к итогу | тыс. руб. | %к итогу | тыс. руб. | %к итогу | |
Всего |
Таблица 4. Реализация товаров за 20__ - 20__гг.
Наименование товаров | Товарооборот | Уд. вес, % | |
В натуральном выражении | В денежном выражении | ||
Таблица 5. Информация об ассортиментном перечне товаров на________ дата
Торговый ассортимент | Фактическое количество наименовании товаров | Количество рекомендуемых наименовании товаров |
Таблица 6. Информация по показателям товарного баланса по товарным
группам за 20__ г.
Показатель | Товарная группа | |||||||
Остатки на начало периода Поступление товаров Реализация товаров Остатки на конец периода | ||||||||
При прохождении практики на предприятиях пищевой промышленности
изучите направления развития, обновления ассортимента, ознакомьтесь с информацией о новых перспективных образцах изделий, планируемых к внедрению в производство. Изучите факторы, определяющие уровень цен на выпускаемые товары.
- сделайте вывод о соответствии ассортимента типу магазина, размещению его на территории города, общей ассортиментной структуре, ценам на предлагаемые к продаже товары;
- разработайте предложения по совершенствованию ассортиментной политики предприятия: выявите сегмент рынка, группы потенциальных покупателей, услуг, уровня цен, на которые необходимо ориентироваться торговой фирме и предприятию в своей ассортиментной политике и которые бы обеспечили наиболее устойчивый доход и высокую репутацию у покупателей.
• Изучение организации товароснабжения
На примере одной из групп товаров (выбранной в соответствии с темой дипломного задания) необходимо проанализировать:
организацию и прогнозирование спроса с целью использования полученных данных для экономического обоснования заявок и заказов на поставку товаров; рассмотреть сложившуюся структуру хозяйственных связей, дать оценку ее эффективности, при необходимости дать предложения по совершенствованию этой структуры. Особое внимание следует обратить на прямые и длительные хозяйственные связи.
- источники поступления товаров. В анализе следует отразить следующее: характеристику основных поставщиков данной группы товаров; объемы поставок товаров, в том числе за последние 2-3 года в динамике;
порядок заключения договоров о поставках продукции, оформление договоров, условия заключения разовых сделок, организацию контроля за выполнением поставщиками договорных обязательств, экономические средства воздействия на поставщиков и их эффективность. Необходимо изучить и оценить все новое и эффективное, что внедрено в последние годы по совершенствованию хозяйственных связей. В отчете следует приложить копии договоров, спецификаций, протокол разногласий;
- организацию доставки товаров в розничную торговую сеть;
- сделать выводы о соблюдении принципов формирования ассортимента при организации закупочной деятельности, о формах и методах воздействия на поставщиков для расширения ассортимента и повышения качества товаров, о ритмичности поступления товаров, внести предложения по улучшению снабжения предприятия товарами.
При прохождении практики на предприятиях пищевой промышленности при изучении организации товароснабжения используйте схему, приведенную выше. Кроме того, ознакомьтесь с сырьевой базой пищевого предприятия, основными поставщиками сырья и вспомогательных материалов. Ознакомьтесь с порядком установления и формами организации хозяйственных связей пищевого предприятия с поставщиками по закупкам (поставкам) основного сырья и вспомогательных материалов. Изучите порядок установления хозяйственных связей предприятия с покупателями готовой продукции, ознакомьтесь с договорами поставки и другими документами, устанавливающими хозяйственные отношения с торговыми организациями.
Таблица 7. Информация о поставщиках товаров за 20__ г.
Наименование поставщика | Организационно-правовая форма | Вид поставляемой продукции | Объем Поставок тыс. руб | Уд.вес поставок в общем объеме, % |
Всего: |
Таблица 8. Информация о поступлении товаров по поставщикам
за 20__ г.
Наименование поставщика | Поставка, ед | Стоимость поставки | ||||
По договору | Фактически | Отклонение | По договору | Фактически | Отклонение | |
Всего: |
Таблица 9. Виды расчетов за поставляемые товары поставщикам за 20__ г.
Поставщик | Форма оплаты товаров | ||||||
Таблица 10. Информация о ритмичности поставки товаров за 20__ г.
Товарная Группа | Месяц | Поставка | Отклонение (+, -) | ||
По Договору | Фактически | По сумме | В% | ||
Таблица 11. Информация о поставке X товара по различным поставщикам за 20__ г.
Поставщик | Квартал | Поставка | Поставка за |
нарастающим | квартал | ||
итогом | |||
I | |||
II | |||
III | |||
IV | |||
Год |
Таблица 12. Информация о поставщиках, закупочных и розничных
ценах за 20__ г.
Поставщик | Объем поставки | Уд. вес в общем объеме поставок | Вид оплаты | Закупочная цена | Торговая надбавка, % | Оптово-сбытовая надбавка, % | Розничная цена |
Всего |
• Ознакомление с порядком приемки товаров по количеству
Изучите особенности приемки товаров данной группы по количеству. Для отработки этого задания повторите содержание нормативных документов, регламентирующих приемку товаров: Инструкции № П-6 и другие.
Примите участие в приемке одной, двух партий товаров. В отчете укажите соответствуют ли фактический порядок и сроки приемки предъявляемым требованиям. Ознакомьтесь с сопроводительными документами. К отчету приложите их копии.
• Контроль качества продовольственных товаров
Учитывая, что в настоящее время значительно возросла ответственность работников предприятия торговли за качество реализуемых товаров, этой теме следует уделить максимальное внимание. Изучить ее рекомендуется в следующей последовательности:
проработайте нормативные документы, регламентирующие порядок приемки по качеству;
- примите участие в приемке одной, двух партий товаров по качеству, укажите, кто участвует в приемке товаров на данном предприятии по качеству;
ознакомьтесь с сопроводительными документами на качество товара: качественное удостоверение, спецификация;
проанализируйте сертификаты соответствия на пищевую продукцию, методы определения подлинности, составление реестра на предприятии;
укажите ГОСТы, ТУ и другие нормативные документы, которыми руководствуются лица, участвующие в приемке товаров по качеству;
укажите методы определения качества поступающих товаров, используемые работниками торгового предприятия;
- ознакомьтесь с документальным оформлением результатов приемки;
изучите претензионную работу: порядок составления претензий, сроки предъявления и рассмотрения претензий поставщикам за поставку товаров ненадлежащего качества;
ознакомьтесь с претензиями со стороны покупателей к качеству реализуемых товаров. В отчете приведите анализ собранных данных;
сделайте вывод о деятельности предприятия в обеспечении качества продовольственных товаров.
При прохождении практики на предприятиях пищевой промышленности вопросы качества вы