Перспективы использования механизма закята в современных российских условиях для развития мусульманской общины
Одними из новых перспективных направлений развития системы закята в России является организация и развитие системы выплаты закята юридическими лицами.
В настоящее время в России данное направление является неразвитым и закят выплачивается лишь отдельными редкими организациями, во главе которых стоят мусульмане.
В Малайзии, скажем, юридические лица, являются плательщиками закята наряду с обычными гражданами. Так, крупнейший фонд Tabung Haji ежегодно отчисляет закят в централизованный Фонд закята.
С целью решения данных вопросов предполагается предпринять следующие шаги.
1. Создание комитета по развитию исламского финансирования при централизованной религиозной организации мусульман – Совете муфтиев России, за которым будет закреплена роль регулирующего органа в области закята, исламского банкинга, страхования и других направлений.
2. В рамках регулирующего органа – фонд закята, являющийся централизованным фондом, призванным решать задачи мусульманской общины на уровне всей территории Российской Федерации.
3. Развитие уровневой системы сбора закята.
Предположительно – три-четыре уровня: местный (община) – мухтасибат – Духовное управление мусульман региона – Совет муфтиев России.
4. Схемы по ежемесячной выплате закята.
Среди задач, предложенных на рассмотрение специалистом Экспертного совета, могут быть новые механизмы выплаты закята с учетом гибкости исламских экономических принципов и возможностей современных экономических институтов и продуктов.
5. Процесс развития закятной системы должен идти параллельно с развитием системы доступного и эффективного исламского образования. Ибо без грамотных мусульман некому будет платить закят.
6. Касательно вопросов, по которым среди исламских ученых есть расхождения, следует исходить из наиболее приемлемого с точки зрения эффективности, следуя принципу «бритвы Оккама» отбросить те вопросы, которые не являются принципиальными, и разработать единый подход.
Считаем, что в данном вопросе следует максимально применять имеющиеся достижения экономической мысли, в той мере, в которой данные достижения не противоречат исламскому праву.
Следует также отметить, что в вопросах закята внимание ученых в большей степени было и является сосредоточенным на таких вопросах, как способ расчета закята, определение уровня нисаба, определение перечня имущества, с которого платится закят, но плохо остается проработанным вопрос о формах и способах выплаты закята.
Во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) закят собирался сборщиками закята и направлялся в вакф, откуда затем перераспределялся, либо мусульмане сами приносили свой закят в фонд. Причем форма вакфов как экономического института была известна арабам еще до Ислама. В настоящее время, к сожалению, форма выплаты закята в большинстве случаев не претерпела изменений. Большая часть доходов религиозных организаций – те средства, которые мусульмане приносят в мечети.
Даже в Малайзии сейчас закят не является достаточным для обеспечения функционирования мусульманской общины страны, общий объем собранных средств в 2003 году не превышал 1% общих доходов государства.
Решение вопроса об организации закята в неисламском государстве требует комплексного подхода, и его нужно решать вкупе с вопросами о мусульманских общинах, образовании, исламских фондов и исламских способах финансирования.
Выводы по второй главе.
В заключение второй главы можно сказать, что инструмент закят предупреждает возникновение кризисных явлений, как в финансовой системе, так и в обществе.
Ресурс не должен оставаться не у дел, например, обращаться в сокровище, равно как и направляться на спекулятивные операции, а должен рационально использоваться на благо всего общества, для создания реальной добавленной стоимости, приращения массы товаров и услуг, но не денежной массы.
Все это сплачивает общество и уменьшает число неимущих. А оставление этого несет опасность для мусульман России — масштабная социальная проблема, которая серьезно подрывает социально-экономические и духовно-нравственные основы жизнедеятельности общества.
С нашей точки зрения, значимость закята состоит в том, что он позволяет восстановить некую базовую социальную инфраструктуру – инфраструктуру человеческой солидарности и человеческой взаимопомощи.
Закят - это очень важный инструмент, который позволяет сохранять гуманистическую мусульманскую социальную инфраструктуру в обществе и избежать в настоящее время появления десятков тысяч бомжей среди мусульман, избежать критического усиления бедности.
Поэтому закят в широком смысле слова для 20 миллионов мусульман России - это инструмент, который во время кризиса не только позволит сохранить, но и укрепить исламскую идентичность.
Оставление закята наносит колоссальный удар по обществу, экономике, приводя его в упадок.
Заключение
В ходе данного исследования были решены следующие поставленные задачи:
- Выявлены теоретические основы закята;
- Рассмотрено влияние закята на обеспечение социальной справедливости.
Рассмотрены положительные и отрицательные моменты, а также пути развития закята, дан прогноз перспективам использования механизма закята в современных российских условиях для развития мусульманской общины и сделаны следующие выводы:
- Наиболее благоприятный путь для развития системы закята в России является организация и развитие системы выплаты закята юридическими лицами.
- Организация закята в неисламском государстве требует комплексного подхода, и его нужно решать вкупе с вопросами о мусульманских общинах, образовании, исламских фондов и исламских способах финансирования.
Отрицательные моменты развития закята:
- Ученые преимущественно занимались и занимаются описанием того, каким способом должен рассчитываться закят, определение уровня нисаба, определение перечня имущества, с которого платится закят, но пока не готовы предложить формы и способы выплаты закята;
В ходе исследования поставленная гипотеза получила свое подтверждение в том, что закят необходим для обеспечения социальной справедливости, достичь этого можно в случае:
— внедрения в учебный процесс дисциплин объясняющих вред оставления закята, что увеличит среди людей количества выплачивающих закят.
— выпуск литературы о деградации общества, падения морально-нравственного порядка в стране заставит задуматься как молодежь, так и взрослое население.
Литература.
1. Коран. Перевод смыслов Э. Р. Кулиева. М.: «УММА», 2004. – С.384. Священный Коран, сура аль-Хадж, аят 41.
2. Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой. – 7-е изд. – М.: РИПОЛ Классик, 2004. – С.76.
3. Ризаэддин Фәхреддин, Җәвамигуль-кәлим шәреше. Казан: “Рухият” нәшрияты, 2005. – 352 с.
4. Ал-Бухари, Ал-Адаб Ал-Муфрад. СПб.: «Изд. «Диля», 2009. – 544 с.
5. Аномия в России: причины и проявления. С. Г. Кара-Мурза.
6. Закят и его место в исламе, Кулиев Э. Р.
7. Шафиитский фикх. «ИТиМО» Северо-Кавказский университетский центр исламского образования и науки, 2010. - 400.
8. Закят с политологической и социологической точек зрения (http://athan.ru/archives/368).
9. МИЛОСТЫНЯ "ФИТР" В ПРАЗДНИК РАМАДАН (Основные положения по 4-м мазхабам) (http://darulfikr.ru/node/743).
10. 250 хадисов с комментариями о нормах жизни мусульманина. Перевод с турецкого. М.: ООО «Издательская группа «САД», 2010 г., 616 стр., 2-е издание.
11. К.Йяд, Основы ислама. М.: ООО «Изд. Гр. «Сад», 2008. -120 с.
12. М. Кок-Коз, СПб - январь 2000 г. Из книги "Tam İlmihal"- M. Sıddık G. İstanbul -1996.
13. М. Кок-Коз. СПб. - 1996 - 1999. Из книг: «Vaaz ve İrşad» - Меhмеd Eмrе. İstanbul.; "Tam İlmihal" - M. Sıddık. İstanbul –1996 О дополнительных поклонениях в месяце Рамадан см. в разделе "Святые, благословенные дни и ночи в Исламе".
14. Максуди А. М-17 Ибадат аль-Исламия. Казань: Идель-Пресс, 2013. -112 с.
15. Мухаммад Али аль-Хашими. Личность мусульманки Медресе им. Марьям Султановой, Уфа–2003,с.390.
16. Адыгамов А. Исламское право.Казань: РИУ.2006,-144с.
17. Академия познания. Рамадан и закят. Казань,2007. 111 стр.
18. Ш. Аляутдинов, Пост и закят. - М.: Фонд «Мир образования», 2003. – 192 с.
19. Ал-Карнаки Ибн Мирзакарим. Богатство рядом. – СПб.: «Изд. «Диля», 2011. – 160 с.
20. Кантен Людвиг. Понять ислам. – СПб.: «Изд. «Диля», 2008. – 320 с.
21. Программа для заочников Медресе Хусаиния.
22. Г.Саматов, Шәригать. Казань: Изд. «Идел-Пресс», 2006. – 334 с.
23. Фазлыев, Основы исламской культуры. Казань: “Иман”, 2009. – 144 с.
24. Умар ибн Абдульазиз, 38 серий. Видео.
25. Аз-Зухейли В. Мусульманская семья в современном мире (Аль-усра
аль-муслима фи аль-алям аль-муасыр) / Пер. с арабского Е. М. Сорокоумовой (Умм Иклиль). М.: Аль Китаб, 2009. - 504 с.
26. Аль-Газали «Ихья ‘улюм ад-дин»Возрождение религиозных наукТом 2, Перевод с арабского Насыров И. Р., Ацаев А. С. При содействии Исламского института «Нуру-ль-Иршад» им. Саид-Афанди аль-ЧиркавиИздательский дом «Нуруль Иршад» М. 2007.
27. Беккин Р.И. Исламские финансы в современном мире. Экономические и правовые аспекты. М.:УММА, 2004. – С.14. Там же, С.15.
28. Исмаил Бюйюкчелеби. Под сенью Ислама. М. — СПб.: «ДИЛЯ» 2009.