Используется косвенный контакт.
Он осуществляется путем рассылки почтовых отправлений (писем, рекламных проспектов, спама и т. п.) клиентам, которые уже покупали путевки ранее.
7) Применяют контакт через агентов.Предприятие при отправке группы туристов дает скидку агенту в виде одного бесплатного места на 10 – 15 человек в зависимости от тура. В роли агентов и их клиентов могут выступать: учитель – ученики, руководитель – подчиненные и т.д.
К факторам общего внешнего окружения, оказывающим существенное влияние на деятельность ООО «Бригантина» и систему ИТ предприятия (табл. 2.11) относятся состояние экономики; правовое регулирование и управление, политические процессы; социальную и культурную составляющие общества; научно-техническое и технологическое развитие общества.
В целом факторы макросреды оказывают сильное влияние на деятельность предприятия ООО «Бригантина».
Таким образом, можно сделать вывод, что наибольшее влияние на функционирование предприятия оказывают научно-технические и экономические факторы, при этом влияние научно-технических факторов является положительным.
Результаты анализа влияния этих факторов на деятельность предприятия представлены в табл. 2.12.
Научно-технические факторы во многом определяют фундаментальные изменения в жизни людей, производстве материальных благ, окружающей природе. Предприятия, не заметившие коренных изменений в этой сфере, обречены на банкротство и исчезновение. В тоже время достижения научно-технического прогресса приводят, с одной стороны, к загрязнению окружающей среды, дефициту и удорожанию некоторых видов сырья, а с другой стороны к появлению новых отраслей по производству альтернативных товаров и услуг.
Нельзя не отметить очень сильное влияние экономических факторов, во многом обусловленное соотношением спроса и предложения, доходами и ценами на услуги, сложившейся конъюнктурой. В условиях вялотекущего мирового финансового кризиса, инфляции и т.п. поведение потребителей практически непредсказуемо.
Таблица 2.11
Факторы макросреды влияющие на предприятия ООО «Бригантина» и его ИТ - систему[6, с. 43]
Фактор | Результат анализа |
Политическая среда | Хотя политическая ситуация в стране характеризуется как стабильная, ощущается влияние «крымского референдума» на туристический поток. Однако в настоящее время государство использует различные меры поддержки предприятия в форме гос. субсидий, изменения налоговой политики, инвестиций и т.д. В РФ принимаются различные законодательных акты, регулирующие предпринимательскую деятельность на полуострове Крым. |
Экономическая среда | В настоящее время покупательная способность граждан и юридических лиц значительно снизилась, уровень инфляции растет, финансовое и валютное состояние страны нестабильное. Все это оказывает неблагоприятное влияние на деятельность предприятия |
Социальная среда | Сравнительно низкая заработная плата в отрасли. Недостаток высококвалифицированных специалистов в сфере ИТ. Высокая текучесть кадров, поэтому нет возможности поддерживать постоянство персонала. |
Культурная среда | Организационная культура предприятия на сегодняшний день достаточно развита и хорошо функционирует. Наблюдается положительная тенденция в стремлении граждан отправлять своих детей на отдых в детские лагеря |
Научно-техническая среда | С каждым годом совершенствуются методы предоставления услуг, внедряются совершенно новые ИТ, которые способствуют повышению производительности труда, улучшению качества товаров и услуг, появляются новое высокопроизводительное оборудование, инструменты и технологическое оснащение. |
Экологическая среда | Люди стремятся посещать экологически чистые места отдыха. С каждым годом увеличивается давление экологов. |
*составлено автором работы
Демографические факторы характеризуют численность и возраст населения, состав семьи, миграционные процессы, динамику изменения образовательного и материального уровня. Для предприятия демографическая среда представляет огромный интерес, поскольку услуги предоставляются людям.
Политические факторы оказывают сильное влияние на деятельность предприятия. Они рождают законодательные акты, определяют роль государственных органов и общественных институтов в экономической жизни общества, создают условия для развития рыночно-конкурентной сферы деятельности «правила игры» для субъектов рынка.
Таблица 2.12
Оценка факторов макросреды влияющих на предприятие ООО «Бригантина»
Факторы макросреды | Влияние на предприятие (положительное, отрицательное, нейтральное) | Степень влияния (слабое, сильное, очень сильное) | Возможные методы влияния | Позиции по нейтрализации отрицательного воздействия |
Политические | положительное и отрицательное | сильная | законы и нормативные акты | выполнение нормативных актов |
Экономические | отрицательное | очень сильная | налоги, инфляция | льготные условия кредитования, упрощенная система налогов и налоговых льгот |
Социальные | нейтральное | сильная | нормы и желания населения | повышение условий труда |
Культурные | нейтральное | слабая | традиции и ценности населения | учитывать культурные особенности посетителей |
Научно-технические | положительное | очень сильное | новое оборудование, ИТ | стремление идти в ногу со временем |
Экологические | положительное и отрицательное | сильная | смена сезона, загрязнение окружающей среды | надзор за чистотой окружающей территории |
*составлено с учётом субъективной точки зрения автора
Предприятие должно располагать эффективной системой обратных связей, позволяющей иметь достаточно полное представление о соответствующих факторах макросреды. На основе информации такого рода предприятие должно адаптировать свою стратегию к окружающей среде с учетом своих возможностей.
Таким образом, в ООО «Бригантина» не достаточно развита маркетинговая политика, применяется только рекламная вывеска на входе, банерная реклама, используется сайт в качестве рекламы, личный контакт менеджеров и косвенный через агентов.
Ближайшими конкурентами ООО «Бригантина» являются детские оздоровительные лагеря: «Кипарис» и «Сокол». У всех предприятий ограниченный ассортимент услуг, так как они привыкли работать с уже надежными и проверенными клиентскими базами, что сужает круг предложений по услугам, «Бригантина» же предоставляет более широкий ассортимент услуг.
Предметом наиболее жесткой конкуренции в туристической сфере деятельности является:
1) Цена;
2) Качество;
3) Ассортимент услуг.
Политика ценообразования предприятий представлена в табл. 2.13.
Таблица 2.13
Оценка подхода предприятий к системе ценообразования[6, с. 55]
№ | Название | Стратегия |
Кипарис | Высокое качества – высокая цена | |
Бригантина | Качества = цена. Ориентируется на цены конкурентов | |
Сокол | Низкие издержки – низкая цена |
*составлено автором работы
Рекламе особенно большое внимание уделяет ДОЛ «Кипарис» (объявления в телетексте, печатных изданиях, рекламных программах по телевидению, распространение визиток, реклама в телефонных справочниках, на билбордах). ДОЛ «Сокол» (вывеска у входа, объявления в печатных изданиях, реклама в телефонных справочниках). ООО «Бригантина» (вывеска у входа, реклама на городских стендах, ведение блога в социальных сетях и распространение визиток).
Исходя из этих данных ООО «Бригантина» в своей деятельности принимает решение уделять рекламе большее значение.
В рамках деятельности предприятие ООО «Бригантина» планирует занять лидирующее место на рынке туристических услуг не только в РК, но и за его пределами. Для достижения поставленной цели руководством предприятия решаются следующие задачи: повышение уровня сервиса, снижение цен, разработка новых туров, повышение квалификации сотрудников, привлечение к работе ведущих специалистов городов России, гарантия исключительности услуги.
Служба маркетинга на предприятии ООО «Бригантина» отсутствует. Для ООО «Бригантина» экономически нецелесообразным является расширение штата сотрудников за счет работников маркетинга. Это выливается в то, что на предприятие нет высококвалифицированного персонала, способного использовать современные МИС.
В настоящее время у ООО «Бригантина» имеется несколько маркетинговых целей табл. 2.14, достигнуть которых возможно лишь при грамотном использование ИТ.
Таблица 2.14
Оценка маркетинговых целей предприятия ООО «Бригатина»[44, с.87]
Целевые сферы | Содержание | Количественное выражение | Региональная привязка | Срок выполнения |
Предоставление услуг | дальнейшее развитие и внедрение новых МИС | расширение ассортимента товаров и услуг способных приносить прибыль и привлечь новых потребителей и методов сбора информации | рынки РК, РФ и Европы | в течение двух лет |
Рынок | новый рынок потребителей | увеличить туристический поток на 10% | рынок РФ и Европы | в течение года |
Цена | потеря выручки | снижение издержек на администрирование | рынок РФ | в течение 6 месяцев |
Финансовые показатели | выручка, рентабельность продаж и совокупного капитала | повысить выручку на 15%, добиться роста показателей и преодолеть отрицательные значения | рынок РК и РФ | в течение года |
Организация маркетинга | оптимизация затрат на продвижение | снизить на 10% | рынок РК и РФ | в течение года |
*составлено автором работы
Стратегия маркетинга построена на основе дифференциации:
1) качество оказываемых услуг;
2) поддержание ассортимента услуг;
3) оперативность и своевременность туров;
4) работа на имидж (квалифицированный персонал);
5) реклама;
6) рекламный дизайн и известность предприятия;
7) цена средняя (сегмент со средними доходами относительно чувствителен к цене).
Окончательный уровень цен определяется соотношением спроса и предложения (табл. 2.15). Цены на туристские услуги фиксируются на том уровне, на котором предложение уравнивается со спросом (или, наоборот, спрос соответствует предложению). Пока спрос превышает предложение, цены постоянно повышаются, но как только спрос превысит предложение, цены начнут снижаться.
Таблица 2.15
Ценовая политика ДОЛ «Бригантина»
Дата | Стоимость руб./ сутки (турагентам и туроператорам предоставляется скидка) |
С 01.04 - 21.06 | |
23.06 - 13.07 | |
15.07 - 04.09 | |
06.09 - 26.10 |
*составлено автором по данным сайта dolbrigantina.com, дата последнего обращения:15.05.17.
Опыт предприятия показывает, что наиболее заполняемые месяцы – июнь, июль, август, – занимается 85% мест. Менее активные – май, сентябрь, октябрь, – занимается 70% мест. Неактивные месяцы – апрель – занимается 45% мест.
Рассмотрим плюсы и минусы деятельности ООО «Бригантина» и предприятий-конкурентов в табл. 2.16.
Видно, что наиболее сильным конкурентом ООО «Бригантина» является ДОЛ «Кипарис».
Из всего этого можно сделать вывод, что маркетинговая деятельность, а вследствие и применение ИТ на предприятии ООО «Бригантина» является не эффективным.
Рассмотрим направление деятельности ООО «Бригантина» используя пятифакторную модель анализа конкуренции М.Портера (рис. 2.2).
Таблица 2.16
Оценка ООО «Бригантина» и предприятий-конкурентов[6, с. 49]
Предприятие | Достоинства | Недостатки |
ДОЛ «Кипарис». | лучшая узнаваемость; большой танцпол; ежедневные дискотеки; ухоженные корпуса; наличие бассейна; красивые пейзажи; свежий морской воздух; высокий уровень рекламной деятельности; набор услуг, направленных на удобство посетителям. | дорогая стоимость заселения; одна душевая на 8 человек; нет постоянного wi-fi; неудобное место расположения. |
ДОЛ «Бригантина». | хорошая узнаваемость; большой выбор блюд; экскурсии по Крыму; хорошее питание; наличие wi-fi; расположен в центре города. | отсутствие таких услуг, как, детский кинотеатр; старая мебель; долгая дорога от корпуса до моря. |
ДОЛ «Сокол» | расположен в центре города; наличие wi-fi; низкая стоимость заселения. | маленькая площадь помещения; невысокая узнаваемость; отсутствие эффективной рекламы плохое питание. |
*составлено автором работы
Наиболее важной и влияющей силой отраслевой конкуренции для ООО «Бригантина» является – рыночная власть потребителей и конкуренция среди существующих предприятий. Остальные три силы, так же имеют влияние на конкуренцию, в рассматриваемой отрасли, но по сравнению с двумя вышеперечисленными не являются значительными.
Согласно рис. 2.2 можно сделать вывод, что отрасль имеет привлекательность ниже среднего уровня, так как влияние угроз относительно высоко. К числу проблем отрасли относятся высокая конкуренция на рынке и власть покупателей, а так же низкие темпы роста спроса на услуги предприятия ООО «Бригантина» со стороны населения.
Рисунок 2.2 – Стратегический анализ рынка РК по модели пяти сил М. Портера[44, с. 210]
Следовательно, основная стратегия маркетинга это борьба за потребителя. А именно повышение эффективности рекламной деятельности предприятия ООО «Бригантина», в том числе при помощи ИТ.
Для более полного представления о деятельности предприятия и его положения на рынке проведем SWOT-анализ табл 2.11 и оценку факторов SWOT-анализа табл 2.12.
Таблица 2.11
SWOT – анализ предприятия ООО «Бригантина»
Возможности 1. ослабление позиций конкурентов; 2. возможность расширения деятельности за счет применения новых ИТ в рекламной деятельности предприятия | Угрозы 1. появление новых конкурентов; 2. снижение платежеспособности населения; 3. изменения предпочтений потребителей; |
Сильные стороны 1. высокий профессионализм сотрудников 2. хорошее месторасположение | Слабые стороны 1. отсутствие четкой стратегии; 2. неэффективная реклама; 3. влияние фактора сезонности на прибыль; 4. дефицит финансовых ресурсов |
*составлено автором работы
Данный метод относится к аналитическим моделям и методам принятия решений, и подразумевает анализ внутренней среды предприятия, а также выявления возможностей и опасностей для предприятия со стороны рынка.На основе данного анализа можно выработать стратегии дальнейшего поведения для преодоления опасностей и усиления сильных сторон предприятия ООО «Бригантина» и найти пути применения новых ИТ.
Таблица 2.12
Оценка SWOT – анализа предприятия ООО «Бригантина»
Сильные стороны и возможности: 1) высокий профессионализм сотрудников позволит ослабить позиции конкурентов; 2) удачное месторасположение ослабит позиции конкурентов; 3) высокий профессионализм сотрудников позволит применить новые ИТ 4) удачное месторасположение не повлияет на применение новых ИТ | Сильные стороны и угрозы: 1) высокий профессионализм не влияет на конкурентов 2) месторасположение не повлияет на новых конкурентов 3) высокий профессионализм позволяет изменить продажу туров 4) снижение платежеспособности не влияет на месторасположение 5) профессионализм не влияет на изменения во вкусах потребителей 6) месторасположение не повлияет на вкусы потребителей |
Слабые стороны и возможности: 1) отсутствие четкой стратегии не ослабит позиции конкурентов 2) неэффективная реклама повысит позиции конкурентов 3) фактор сезонности не влияет на позиции конкурентов 4) дефицит финансовых ресурсов повысит позиции конкурентов 5) отсутствие четкой стратегии не позволит эффективно применить новые ИТ 6) можно изменить направление рекламной политики, используя новые ИТ 7) фактор сезонности не влияет на применение новых ИТ 8) дефицит финансовых ресурсов не позволит применить многие ИТ, включающие дорогостоящие МИС | Слабые стороны и угрозы: 1) отсутствие четкой стратегии не влияет на появление конкурентов 2) отсутствие рекламы повысит рейтинги конкурентов 3) появление конкурентов не влияет на прибыль 4) появление конкурентов повысит финансовые потери 5) платежеспособность населения на влияет на выбор стратегии 6) платежеспособность не влияет на неэффективную рекламу 7) платежеспособность населения повлияет на прибыль фирмы 8) платежеспособность населения повлияет на дефицыт финансовых ресурсов 9) изменения вкусов потребителей не влияет на выбор стратегии 10) непродуманность рекламной кампании может снизить спрос 11) изменения во вкусах потребителей повлияет на прибыль фирмы 12) изменения во вкусах потребителей повысит финансовые издержки |
*составлено автором работы
Учитывая данные SWOT-анализа предприятия ООО «Бригантина» можно сделать вывод, что увеличение финансирования маркетинговых программ позволит рассматриваемому предприятию усовершенствовать управление в таких направлениях как: анализ потенциальных посетителей; анализ конкуренции; разработка новых услуг и товаров; анализ продвижения услуг; ценообразование; прогнозирование и позиционирование.
Таким образом, оценка эффективности использования ИТ на предприятии ООО «Бригантина»показала, что конкурентоспособность и следовательно применение ИТ в маркетинговой деятельности являются недостаточными. Для повышения эффективности работы предприятия основные мероприятия должны быть направлены на активизацию маркетинговой деятельности с использованием современных ИТ.