Основные направления совершенствования информационных технологий в маркетинговой деятельности предприятия ООО «Бригантина»

Как уже говорилось в первом разделе, в настоящее время ИТ развиваются очень динамично, а их применение в маркетинговой деятельности предприятия является немаловажной составляющей. Ведь в "коммуникационный" этап развития, главной задачей ИТ является помощь в поиске, хранение, анализе необходимой информации, а так же предоставление средств для организации с партнерами и потребителями нужного вида коммуникаций с необходимой интенсивностью. Сегодня практически нет предприятий, которые не размещают информацию о товарах и услугах в интернете или не имеют специального ПО, МИС, официального сайта и т.п.

Рассматривая маркетинговую деятельность в таком ключе, стоит более подробно изучить такую неотъемлемую часть ИТ в маркетинге как МИС.

Очевидно, что нет таких МИС применение, которые было бы хорошо и продуктивно для всех предприятий, потому что каждая компания предъявляет свои уникальные требования к информации. Таким образом, МИС строится из подсистем(табл. 3.1).

МИС необходима для сбора, обработки, анализа и распределения в установленное время достоверной информации, необходимой для подготовки и принятия маркетинговых решений[3, с. 44]. МИС преобразует информацию, полученную с рынка и от внутренних источников в компании, в сведения, необходимые руководителям структурных подразделений предприятий и специалистам маркетинговых служб.

Для предприятия ООО «Бригантина» такие системы не представляют особой ценности, т.к. оно не имеет маркетингового отдела, но в перспективе его дальнейшего развития следует выделить основное ПО, применяемое в зависимости от поставленных задач (табл3.2).

Таблица 3.1

Классификация подсистем МИС и их характеристика[9]

Подсистемы МИС Использование систем Характеристика подсистем
Разведывательная система Анализ, внешний контроль Определение проблем, изменений и возможностей во внешней среде маркетинга
Система исследований Анализ Сбор информации, которая отражает специфические маркетинговые проблемы предприятий (т.е. изучение рынка, эффективности рекламной деятельности, цен, ассортиментной политики фирм, систем продвижения)
Система поддержки решений Анализ, принятие решений Хранение и обработка всех данных, имеющих отношение к маркетингу, включая вопросы стратегии и комплекса маркетинга
Система планирования Анализ, планирование Управление процессом маркетингового планирования в целом, начиная с анализа маркетинговых возможностей, и заканчивая планированием тактики маркетинга
Системы контроля Контроль (внутренний) Мониторинг маркетинговой деятельности и оценка ее эффективности, а также выполнение планов
Система отчетности Контроль (внутренний) Составление отчетов по объему продаж, затратам, доходам и др. показателям управленческой отчетности; прогнозирование объема продаж
Операционные системы Сбор данных, выполнение решений Управление системой распределения, координация деятельности по продажам, корректировка информации о покупателях, составление списков рассылки и т.д.

Для обозначения аналитических технологий и средств в целом принято использовать термин "Business Intelligence"(BI).

По оценкам IDC рынок BI состоит из 5 сегментов:

1) OLAP-продукты. Основная идея OLAP заключается в построении многомерных таблиц, которые будут доступны для запросов пользователей. Технология OLAP используется в приложениях класса analytical CRM. Она позволяет взглянуть на данные с различных сторон, в основном, предоставляя возможность анализа агрегированных данных.

2) инструменты добычи данных;

3) средства построения хранилищ и витрин данных;

4) управленческие информационные системы и приложения;

5) инструменты конечного пользователя для выполнения запросов и построения отчетов[50].

Таблица 3.2

Классификация программных продуктов в области маркетинга[23]

Группа Назначение Пример
Учетные программы и crm-программы анализ и хранение информации о продажах, продуктах и клиентах; 1С Предприятие, Парус, Microsoft Excel, Access;
Программы для анализа продаж и продуктов предназначены для бренд-менеджеров и маркетологов, решающих ассортиментные задачи. Парус-Аналитика, Галактика Business Intelligence;
Программы для мониторинга внешней маркетинговой среды сбор и хранение информации о микро- и макросреде предприятия, накопление и структурированная выдача информации о конкурентах и ценах на их продукцию; КонСи - Конкурентный бенчмаркинг и конкурентная разведка;
Программы для проведения маркетинговых исследований подготовка исследовательского инструментария, проведение опросов, анализ результатов опросов; Bellview, Ulter Systems Pulsar, VORTEX, Кон-Си – Anketter;
Программы для работы с текстовыми массивами исследовать рынок, контролировать деятельность предприятий -конкурентов, мониторинг СМИ, отслеживать PR-акции конкурентов, формировать дайджест. Галактика, ZOOM, TextAnalyst;
Информационно-аналитические онлайн-системы поисковые системы, работающие через web-интерфейс, со своим языком запросов;. системы «Медиалогия», «Интегрум», Public.ru, Park.ru;
Статистические программы решать бизнес- и исследовательские задачи, используя статистические методы; SPSS, Stat Soft Statistica, Да-Система;
Геоинформационные системы совокупность средств сбора, обработки, хранения и анализа больших объемов разнородных данных, привязанных к местности; ESRI Arc GIS, MapInfo, КонСи - Региональный маркетинг;
Программы для поддержки рекламной деятельности программ для медиапланирования и анализа; Ulter Systems, ТРИЗ-ШАН, Galileo, Super Nova, Polar;
Программы для стратегического и тактического планирования сегментирование рынка, позиционирование бренда и продукта; Касатка, БЭСТ-маркетинг, Маркетинг-Микс 3, КонСи - SWOT-анализ,
Маркетинговые пакеты «полного цикла» обеспечивает автоматизацию всех маркетинговых функций предприятия; Marketing Analytic.

Основным фактором повышения эффективности маркетинговой деятельности на предприятии ООО «Бригантина» является возможность её интегрирования в общий механизм организационного управления. В иностранной практике наблюдается тенденция уменьшения размеров формальных, традиционных отделов маркетинга. Маркетинг как бы уходит из маркетинговых служб и распространяется по всему предприятию. Возможная классификация интегрированных систем поддержки маркетинговой информации представлена в табл. 3.3.

Таблица 3.3

Классификация интегрированных систем поддержки маркетинговой информации[23]

Параметры Локальные функциональные системы Малые интегрированные системы Средние интегрированные системы Крупные интегрированные системы
Название систем Marketing Analytic, Expert Choice, Супер-менеджер. Concord XAL, Exact, Парус,Галактика, Эталон+, Expert Office JD Edwards, MFG-Pro, SyteLine Sap R/3, Baan, BPCS, Oracle
Выполняемые функции Маркетинговые системы по направлениям Комплексное управление по функциям Комплексное управление Комплексное управление
Стоимость, тыс. дол. 5 – 50 50-150 150-300 Свыше 300
Сроки внедрения До 4 –х месяцев Более 4-х месяцев Более 6-9 месяцев Более 9-12 месяцев

Экономически-целесообразным для улучшения маркетинговой деятельности предприятия ООО «Бригантана» будет использования таких ИТ, как интернет-маркетинг. Результаты последних исследований показали, что использование интернет - технологий в маркетинге может позволить экономить ресурсы и повысить прибыль[50, 51, 54]. Это связано с большими выгодами и удобствами, которые получают как потребители, так и предприятия. В пришедший век глобальной компьютеризации, наступление которой продолжает расти, роль маркетинга в интернет сильно возросла.

Интернет является в своем роде исключительной системой коммуникации, которая используется для осуществления не только одной цели. Данная сеть является очень эффективным средством маркетинговой рекламы. Интернет практически полностью заменил телефон, почту и другие коммуникационные средства.

Применение ИТ стало одной из самых актуальных задач в туристической индустрии[6, с. 34]. Создание культурно-оздоровительного и экскурсионного обслуживания, создание крупных компьютерных систем бронирования, информации о доступности или наличии тех и иных желаемых туров по регионам и странам. Совокупность данных вопросов становится актуальной для организации будущей деятельности предприятия ООО «Бригантина».

Покупатель услуг и товаров становится более подкованным и разборчивым в вопросах ИТ. Он начинает предъявлять большее количество запросов продавцу. Для того, что бы принять решение о покупке товара или посещение того или иного места, всё чаще используются независимые альтернативные источники информации в сети интернет.

Главные направления услуг интернета, которые могут быть использованы предприятием ООО «Бригантина» в маркетинге являются:

1) поддержка деловых связей;

2) детальное изучение рынка;

3) продажа и покупка при помощи интернета;

4) продвижение товаров и услуг в сети интернет[17, с. 81].

Поддержка деловых связей. Для успехов в маркетинговой деятельности очень важное значение имеет эффективная тесная связь с покупателями (потенциальными и фактическими), агентами, дистрибьюторами и поставщиками. Интернет может обеспечить разные средства для обеспечения и улучшения связи с партнерами в сетях фирмы, включая в себя так же электронную почту, видеоконференции, диалог с участием нескольких пользователей.

Для поддержки деловых связей предприятие ООО «Бригантина» может применить следующие услуги интернета:

1) рассылки;

2) групповые дискуссии;

3) услуги, связанные с комплектованием разных материалов прессы;

4) услуги рекламы, находящиеся на досках объявлений;

5) услуги, позволяющие создать групповые сообщения[17 с.82].

Это позволит предприятию ООО «Бригантина» более детально изучить рынок. Приобрести разного рода отчеты о состояние рынка может быть очень дорогостоящим занятием. Много информации бесплатно и без издержек можно получить из сети.

Использовать интернет для получения различной информации о рынке - может быть одним из главных способов развития внутренних и международных рынков предприятиями[28 с. 64].

Продажа и покупка при помощи интернета. Можно отметить два направления классификации операций, если рассматривать интернет, как инструмент для продаж:

1) business to business- операция, связанная с торговлей бизнес - услугами и товарами между предприятиями;

2) business to consumer- операция, связанная с различными розничными продажами товаров потребителя собственно к конечному потребителю.

Специалисты оценивают потенциал первой операции гораздо выше, но тем не менее для предприятия ООО «Бригантина» в сфере продаж товаров и услуг следует более эффективно и интенсивно развивать второе направление классификации.

Продвижение товаров и услуг в сети интернет. В интернете можно найти огромное количество инструментов для того, что бы воздействовать на потребителя и покупателя. Здесь можно отметить: баннерные сети, продвижение при помощи каталогов и поисковых систем, контекстная и таргетированная реклама, всевозможные рейтинги, программы спонсоров, а так же размещение разной рекламы на обще информационных и тематических сайтах[36].

Так как бюджет предприятия ООО «Бригантина» невысок, и нужно выбрать наиболее выгодный вариант, то можно воспользоваться следующими услугами интернета:

1) услуги специализированных и общих сайтов;

2) услуги баннеров;

3) услуги площадок таргетированной и контекстной рекламы;

4) услуги для создания различных сайтов, а так же регистрация по месту ;

5) наличие сайта в определенном рейтинге;

6) SEO – оптимизация сайта;

Так же стоит развивать направления связанные с консультацией клиентов по электронной почте, информацией о новостях на сайтах и т.п[36].

Направления интернет-услуг, которые были рассмотрены, свидетельствуют о том, что функциональные индивидуальные маркетинговые системы предприятия ООО «Бригантина» обязаны учитывать разного рода изменения в личностных взаимосвязях и в информационных технологиях. Если взглянуть на ситуацию с другой стороны, то и все поставщики услуг интернета должны предоставлять различные проекты, которые бы находились не только в сети интернет, но и использовались предприятием в своей деятельности. Можно сказать, что предприятию ООО «Бригантина» следует рассматривать операции в интернете, как нечто неотъемлемое в стратегии своей маркетинговой деятельности.

Главной задачей применения новых ИТ на предприятии ООО «Бригантина» считается удовлетворение информационных запросов представителей всей туристкой отрасли, начиная от потребителей товаров и услуг и заканчивая министерством туризма.

Точность, актуальность, надежность, высокая скорость нахождения, передачи и обработки информации во многом определяют успешное функционирование предприятия и туристической отрасли в целом.

Развитие информационного обеспечения и интернет технологий способствует не только продвижению туристических услуг на рынке и экономию времени, затраченного на поиск необходимой информации, но и росту популярности и востребованности предприятия ООО «Бигантина».

В настоящее время ведущими специалистами в сфере туризма создается международная единая информационно-туристская сеть, и в дальнейшем будет формироваться база данных по туристическим предприятиям, транспортному обеспечению, маршрутам, местам размещения и т.д[3, с. 43].

Полноценная и своевременная информационная наполненность и работа такой базы данных будет способствовать привлечению большего количества туристов и разрастанию туристской сети.

Еще одним направлением использования информационно-коммуникационных технологий для улучшения маркетинговой деятельности предприятия ООО «Бригантана» является сравнение фактических и плановых показателей. Расчет этих показателей можно провести из подробных прогнозов продаж:

1) по территориям;

2) продуктам;

3) покупателям

4) турагентствам.

В прогнозах устанавливается норма объема продаж, с которой потом сравниваются фактические результаты. Анализ продаж - один из самых дешевых и самых важных источников маркетинговой информации.

К внешним источникам информации относятся:

1) официально опубликованные внутренние отчеты фирм по показателям продаж и ценам (прайс-листы);

2) издания государственных органов по туризму;

3) книги и периодические издания;

4) официальные статистические материалы, предоставляющие демографических, экономических, социальных и других данные;

5) рекламные материалы об услугах коммерческих предприятий[3, с. 26].

Основными индикаторами использования информации считаются полнота, достоверность, цена продукта, скорость нахождения и поиска и, без сомнения и конфиденциальность.

Таким образом, можно сказать, что самым перспективным направлением совершенствования ИТ для улучшения маркетинговой деятельности предприятия ООО «Бригантана» являются интернет – технологии. При этом следует отметить разнообразие МИС, которые в перспективе могут помочь данному предприятию более эффективно проводить свою маркетинговую политику.

Наши рекомендации